Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 27

Лирика | Фелица

... , или роза безъ шиповъ, иносказательное зрѣлище въ 3-хъ дѣйствіяхъ, напечатанное 1788 въ Россійскомъ Ѳеатрѣ, ч. XXIV. Фелица же Державина подала Полевому поводъ написать историческія сцены: Ода премудрой царевны и проч. (Драматическія сочиненія и переводы Н. Полеваго, ч. І, стр. 237). [ii] Важно имѣть въ виду, что при появленіи ... шиповъ, иносказательное зрѣлище въ 3-хъ дѣйствіяхъ, напечатанное 1788 въ Россійскомъ Ѳеатрѣ, ч. XXIV. Фелица же Державина подала Полевому поводъ написать историческія сцены: Ода премудрой царевны и проч. (Драматическія сочиненія и переводы Н. Полеваго, ч. І, стр. 237). 140. Къ стиху: «Гдѣ ...


Лирика | На Счастие

... тогда полосатые фраки» (Об. Д.). Слово Мартышки, какъ насмѣшка надъ мартинистами, въ первый разъ употреблено было императрицею Екатериною въ комедiяхъ Обманщикъ (дѣйствiе I, сцена 1) и Обольщенный (дѣйствiе V, сц. 14). Въ первой пьесѣ насмѣшливо сказано: «Мартышки перемѣнчивы, онѣ же и кривляки… что за люди? Кривляются что ли» ...


Лирика | Описание торжества в доме князя Потемкина по случаю взятия Измаила

... изъ примѣчанiй къ одѣ Водопадъ, подъ тѣмъ же 1791 годомъ.   // 415   примѣчанія: всѣхъ взоры обращены были къ лицу государыни, и отъ сцены по степенямъ до нѣкоего особаго возвышенія возносилася освѣщенная гора съ приборами, услугою и гостями, подобно какъ бы съ зрителями. На самой высотѣ оной сіяли стекляные разноогненные сосуды ...


Лирика | Водопад

... и отчаянiи воздымали руки и били себя въ перси» (П. Лебедева Матерiалы). Къ рукописи современника о Потемкинѣ, находившейся въ публичной библiотекѣ, приложена гравюра, изображающая эту сцену: вѣроятно, это-то и есть картина, нарисованная Ивановымъ по заказу В. С. Попова. Мѣсто смерти Потемкина такъ обозначено въ «Надгробной пѣсни» Рубана ...


Биография | ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Положение в отставке (1803—1816)

... хотя въ нихъ и заметно стремленiе къ простотѣ и народ­ности, но языкъ басенъ Державина вообще небреженъ и неправиленъ. Крыловъ тогда еще не являлся на сцену. Идеаломъ на­шего поэта въ этомъ родѣ былъ старый его прiятель Хемницеръ, какъ показываетъ позднѣйшее четверостишiе Державина: Судъ о басельникахь:   ... и при Александрѣ долго не могла быть играна, и разрѣшена была только въ продажѣ[1056]. Шаховской еще не начиналъ своего авторскаго поприща; русская сцена, за редкими исключенiями, которыми обязана была Ильину и Крылову, про­бавлялась либо старинными пьесами Княжнина и Фонъ-Визина, либо плохими переводами ... въ многосторонности своего поэтическаго талан­та, уже и прежде пробовавъ его въ сочиненiяхъ драматической формы, Державинъ захотѣлъ принять участiе въ возвышенiи рус­ской сцены своими собственными трудами. За полгода передъ письмомъ, откуда заимствованы только что приведенный строки, именно 30-го января 1804 года, онъ писалъ къ А. М. ... заказать хорошiе рисунки для награвированiя заглав­ныхъ листовъ. Дѣло однакожъ на томъ и остановилось. Желанiе Державина видѣть свои трагедiи поставленными на сцену далеко не осуществилось. Единствѣнная его пьеса, игран­ная па петербургскомъ театрѣ, была Иродъ и Маріамна. Сомнѣваясь чтобъ она могла ... съ кѣмъ не говорилъ, безпрестанно вскакивалъ, и многiе гости поспѣшили разъѣхаться. Наконецъ Дарья Алексѣевна, ста­раясь поправить впечатлѣнiе, произведенное всею этою сценой на остававшихся еще посѣтителей, попросила Аксакова прочесть что-нибудь, и онъ исполнилъ это желанiе: мало по малу Держа­винъ успокоился и даже развеселился ... принцу, для представленiя государю, свою записку объ оборонѣ Россiи отъ Наполеона. Между тѣмъ въ Новгородѣ, къ общему соблазну, происходили // 985 ссоры и ненриличныя сцены между губернаторомъ и прокуроромъ. Въ негодованiи Державинъ сбирался уѣхать, не дождавшись окончательнаго опредѣленiя. «Надобно бы», писалъ «единодушное и скорое исполненiе, ...


Биография | ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Губернаторъ въ Петрозаводске и в Тамбове(1784—1788)

... уже невозможно: раздоръ губернатора съ намѣстникомъ и нѣкоторыми изъ чиновниковъ принялъ слишкомъ серіозный характеръ; одному изъ двухъ высшихъ администраторовъ необходимо было сойти со сцены, и Державинъ нашелъ благовидный къ тому предлогъ. При обозрѣніи губерніи имъ не были осмотрѣны два югозападные уѣзда: Олонецкій и Лодейнопольскій. Объявивъ намѣстническому правленію, что ... писателемъ, Эминъ въ это самое время напечаталъ свою комедію Мнимый мудрецъ, въ которой публика, зная отношенія автора къ Державину, приписывала послѣднему нѣкоторыя сцены. Пославъ ее своему покровителю въ Тамбовъ, Эминъ писалъ ему: «Колесо счастія я смазалъ дегтемъ //435 случайности; я теперь квартермистръ казанскаго кирасирскаго полку и первый ... его было аллегорическое: мало образованное тамбовское общество означалъ дремучій лѣсъ, просвѣщеніе являлось въ видѣ Генія, театръ олицетворяли Мельпомена и Талія. Прежде всего на сцену выходитъ Петръ Великій въ образѣ пустынника. Геній говоритъ, что «... нѣкогда вертепъ сей дикій Пустынникъ ревностный, могущій и великій, Очистя, проложилъ дорогу ... , это распоряженіе чуть было не сдѣлалось для него источникомъ новыхъ затрудненій. 29. CCOPА ДВУХЪ ДАМЪ. Взаимное озлобленіе враждебныхъ партій неожиданно разыгралось скандальной сценой въ обществѣ, и дѣйствующими лицами очутились жены двухъ высокопоставленныхъ противниковъ. Въ маѣ мѣсяцѣ (1788) Катерина Яковлевна, принимавшая, какъ извѣстно, самое горячее участіе въ дѣлахъ ... нынѣ въ такомъ состояніи, въ какомъ онъ никогда не бывалъ. Не пройдетъ мѣсяца, чтобъ не играли новой оригинальной комедіи или оперы». Этимъ оживленіемъ петербургская сцена, конечно, болѣе всего была обязана особенно-усилившейся въ то время дѣятельности императрицы для театра. Въ августѣ 1786 года Грибовскій отпраилъ къ своему бывшему начальнику ...


Биография | ГЛАВА ВТОРАЯ. Годы детства и воспитания (1743—1762

... , созданный Фонъ-Визинымъ (почти ровесникомъ Державина), былъ лицомъ современнымъ еще въ 80-хъ годахъ, когда появился Недоросль. Подобія трехъ наставниковъ, выведенныхъ здѣсь на сцену, являются намъ и въ воспитаніи нашего поэта: далѣе мы встрѣтимъ при немъ и Вральмана и Цыфиркина. Рано началась для маленькаго Гаврилы кочующая жизнь. Ему не было ...


Биография | ГЛАВА ШЕСТАЯ. Дела в Саратове и их последствия (июль и август 1774 года

... была знаменательна для Саратова, и Державинъ поспѣшилъ передать ее тамошнимъ властямъ. Почти въ то же время онъ получилъ другое, лично для него очень важное извѣстіе. На сцену дѣйствія вступалъ новый человѣкъ, и въ немъ еще новый начальникъ для Державина. Екатерина II, назначая кн. Щербатова главнокомандующимъ въ военныхъ дѣйствіяхъ, не подчинила ему секретныхъ комиссій ...


Биография | ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Служба при Александре I (1801—1803)

... влiятельныхъ людей изъ Русскихъ, которые легко убѣжда­лись, что проводимая Поляками мысль принадлежитъ собственно имъ и потому они добровольно выступили на сцену ревностными ея представителями. Болѣе прозорливые доходили до источника настаиванiя или отстаиванiя узаконенiй, болѣе или менѣе касав­шихся до Поляковъ. Поляки эти личности ...


Биография | ЗАКЛЮЧЕНИЕ

... , дек. Статья С. Митопольскаго «Фотій Спаскій, юрьевскій архимандритъ», стр. 597. [1225] Разсказываютъ, что между ними была въ этомъ же родѣ сцена во дворцѣ у государя. Извѣстно, что Голицынъ былъ сторонникомъ протестантскаго пастора Госнера, котораго преслѣдовалъ Фотій. Императоръ, призвавъ къ себѣ вельможу вмѣстѣ съ святителемъ, просилъ ...


Биография | Журнал, веденный во время пугачевского бунта

... представить, хотѣлъ какъ бы тѣмъ укорить Державина, что онъ со всѣми своими усиліями и ревностію не поймалъ сего злодѣя. Но какъ бы то ни было, тотчасъ послѣ сей сцены графъ и всѣ за нимъ пошли ужинать. Державинъ разсудилъ, что онъ гвардіи офицеръ и имѣлъ счастіе бывать за столомъ съ Императрицею: то безъ особаго приглашенія съ прочими ...


Биография | Упражнения после отставки от службы

... самомъ. Онъ горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. Il ne doit pas être trop content de ma conversation». Велѣно выдать не полученное имъ жалованье, а графъ Безбородко прибавилъ въ указѣ, чтобы и впредь производить оное до опредѣленія къ мѣсту.» [П.  ... , и Рос. Род. кн., Т. III, стр. 29). [615] Этотъ Маркловскій былъ потомъ пожалованъ въ бароны. Онъ скоро сошелъ со сцены, вмѣстѣ съ многими случайными людъми Павлова царствованія. [П. Б.] [616] Это было въ мартѣ 1798 года; см. Т. II, стр. 56. [617]  ...


Драматические произведения | Темный

... куда изъ Москвы войски и бояре въ нѣсколько часовъ прибыть, а убѣгшие (также вымышленно) изъ темницы углицкой узники скоро скрываться могли за деревьями. Таковая сцена казалась мнѣ потому нужною, чтобъ дать болѣм удобностей къ нечаянностямъ, а паче не упустить изъ вида добродушiя и надѣянья на Бога несчастнаго князя, когда онъ ... (Закрывается покрываломъ и убѣгаетъ.) ШЕМЯКА (Догоняя.) Стой, стой! кто ты ни есть, повелѣваетъ князь. Иль люта смерть тебя постигнетъ сей же часъ. (Схватываетъ и, ведя на сцену, сдергиваетъ покрывало.) Какое зрѣлище! тебя ли зрю, Марiя? МАРIЯ (Трепеща.) Я, государь. (Въ сторону.) Увы! отъ участи мнѣ злыя Ужъ скрыться не могу. ШЕМЯКА ... МАРIЯ Злой тигръ! (Невидимый голосъ изъ скирда.) Стой! братъ, я здѣсь!     ЯВЛЕНИЕ VI Тѣ же и Темный, вытолкнувъ изъ скирда снопы, выходитъ на сцену ТЕМНЫЙ Казни меня, казни, лишь ихъ не прикасайся. ШЕМЯКА Ты здѣсь, слѣпецъ, ты здѣсъ! такъ съ ними ужъ прощайся. О радость! о восторгъ! днесь мой спокоенъ ... факелы, а въ правыхъ обнаженные мечи, наклоняя на себя; плахи кладутъ посрединѣ, узниковъ ставятъ подъ сверкающими мечами по сторонамъ, вдали, за деревьями. Темнаго одного выводятъ на сцену. ТЕМНЫЙ (Осязая вкругѣ руками.) Гдѣ я? что пустоту одну вкругъ ощущаю? Ни стражей, ни родныхъ глагола не внимаю. Уже не мертвъ ли я? — Гдѣ блескъ ... вамъ. ТЕМНЫЙ Нѣтъ. МАРIЯ Гдѣ жъ онъ, гдѣ? СОФIЯ Дорогу Такъ войсками вокругъ Шемяка заперъ злой, Что свитокъ не дошелъ … (Увидя на сцену явившагося Шемяку, съ смятенiемъ.) Иль нѣтъ, ковчегъ къ вамъ мой … ШЕМЯКА (Появясь на сценѣ изъ-за деревьевъ.) Вотще уже своимъ сокровищемъ вамъ льститься ... влiянiе указанный нами при предыдущей вызовъ россiйской академiи написать трагедiю изъ отечественной исторiи. Къ выбору предмета могло содействовать желанiе Державина вывести на сцену своего предка, мурзу Багрима, и сына его, Державу (см. Объясненiя, т. III, стр. 593). Въ 1852 году, трагедiя Темный& ...


Драматические произведения | ПРЕДИСЛОВIЕ

... лѣтъ жизни, не переставалъ съ изумительною дѣятельностiю сочинять и переводить трагедiи, комедiи, оперы. Кромѣ авторскаго честолюбiя, имъ руководило при этомъ желанiе дѣйствовать посредствомъ сцены на общество. Въ особенности считалъ онъ оперу важнымъ для этого средствомъ. «Она, мнѣ кажется», замѣчено въ его Разсужденiи о лирической поэзiи ... отрывки изъ переводныхъ пьесъ Державина. Извлеченiе изъ Федры, какъ напечатанное еще при жизни его, помѣщено въ самомъ текстѣ этого тома. Сцены изъ остальныхъ переводовъ отнесены въ Приложенiя, гдѣ дано мѣсто и началу оперы Счастливый горбунъ, написанному Державинымъ въ подражанiе одной изъ повѣстей Карамзина ...


Драматические произведения | Добрыня (вариант 1808-1816гг)

... , и тому подобное. По окончанiижъ игръ, танцовщики и представляющiй закрытаго Рыцаря уходитъ, а на мѣсто ихъ паки являются богатыри, изъ коихъ Герольдъ выводя на сцену Добрыню, закрытаго шлемомъ, говоритъ богатырямъ:) ГЕРОЛЬДЪ. Закрытый витязь сей пойдетъ въ единоборство. Отличную явилъ онъ силу и проворство: На воздухѣ стрѣлу ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (вариант 1808-1816гг)

... нѣтъ! МАРИНА. Тебѣ мечтаетъ слухъ, обманываетъ око; А день едва насталъ.   // 280   ПАЛИЦЫНЪ (трубитъ третiй разъ и выходитъ на сцену.) Отечество зоветъ! ПОЖАРСКОЙ, (бросаясь къ нему.) Аврамiй! это ты? (Закрывая глаза) Несносная укора! (Убѣгаетъ.) ПАЛИЦЫНЪ, (въ слѣдъ его.) Такъ путы разорвавъ ...


Драматические произведения | Грозный, или покорение Казани

... чудовища, которое, выглядывая изъ мрачныхъ тучъ, зiяетъ головами льва и дракона. Въ бубны бьютъ тревогу. Воеводы, войски и пѣвцы бѣгутъ изъ разныхъ сторонъ на сцену. ХОРЪ ПѢВЦОВЪ Видимъ мы зѣвы Изъ облаковъ, Слышимъ мы ревы Бурь и громовъ. ВОЕВОДЫ и ВОЙСКИ (Бѣгая туда и сюда въ смятенiи.) Гдѣ царь нашъ? съ нами ... имъ (Указывая на змѣя.) Кровавыхъ рѣкъ Сумбеки лично мщенье Быть можетъ въ послабленье; Я долженъ градъ сей защитить. (Беретъ волшебный жезлъ.) СУМБЕКА (Выступаетъ на сцену.) Какъ можетъ чародѣй неправо такъ судить И за меня не мстить? Но слушай! на Москву злость вящшу ощущаю, И узниковъ моихъ прощаю. Ихъ отпусти сейчасъ, Пускай ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере Любви

... , драгая! Приди скорѣй, весна златая! (Сей народный хоръ пересѣкается сильнымъ громовымъ ударомъ. Театръ постепенно освѣщается, сходятъ облака и закрываютъ часть лѣса; а сцена мало по малу перемѣняется въ весеннiя явленiя.) ХОРЪ ДѢВЪ Оживитесь, пошвы льдисты, Распуститеся, цвѣтки, Да сплетемъ изъ васъ душисты Милымъ и себѣ вѣнки. ХОРЪ ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере Любви (вариант 1808-1816гг)

... , драгая: Приди скорѣй, весна златая! (Сей народный хоръ пересѣкается сильнымъ громовымъ ударомъ. Театръ постепенно освѣщается, сходятъ облака и закрываютъ часть лѣса; а сцена мало по малу перемѣняется въ весеннiя явленiя.) ХОРЪ ДѢВЪ. Оживитесь, пошвы льдисты, Разпуститеся, цвѣтки. Да сплетемъ изъ васъ душисты Милымъ и себѣ вѣнки ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере Любви (авторская редакция)

... народный хоръ кончится сильнымъ громовымъ ударомъ. Театръ постепенно освящается. Снисходятъ[25] облака и покрываютъ часть лѣса. Вся сцена мало по малу[26] переменяется въ весеннiя явленiя.) ХОРЪ ДЕВИЦЪ (Парфенiя.) Развѣрнитесь травы льдисты, Распуститеся,[27] цвѣтки, Да сплетемъ ...


Драматические произведения | Добрыня

... преломленныхъ копiй и тому подобное. По окончанiи жъ игръ, танцовщики и представляющiй закрытаго рыцаря уходятъ, а на мѣсто ихъ паки являются богатыри, изъ коихъ Герольдъ, выводя на сцену Добрыню, закрытаго шлемомъ, говоритъ богатырямъ.) ГЕРОЛЬДЪ Закрытый витязь сей пойдетъ въ единоборство, Отличную явилъ онъ силу и проворство: На воздухѣ стрѣлу другою разсѣкалъ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы

... ? — Ахъ, ихъ со мной ужъ нѣтъ! МАРИНА Тебѣ мечтаетъ слухъ, обманываетъ око; А день едва насталъ. ПАЛИЦЫНЪ (Трубитъ третiй разъ и выходитъ на сцену.) Отечество зоветъ! ПОЖАРСКIЙ (Бросаясь къ нему.) Аврамiй! это ты? (Закрывая глаза.) Несносная укора! (Убѣгаетъ.) ПАЛИЦЫНЪ (Вслѣдъ его.) Такъ путы разорвавъ, летитъ къ звѣздамъ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (авторская редакция)

... ? — Ахъ, ихъ со мной ужъ нѣтъ! МАРИНА Тебѣ мечтаетъ слухъ, обманываетъ око; А день едва насталъ. ПАЛИЦЫНЪ (Трубитъ третiй разъ и выходитъ на сцену.) Отечество зоветъ! ПОЖАРСКIЙ (Бросаясь къ нему.) Аврамiй! это ты? (Закрывая глаза.) Несносная укора! (Убѣгаетъ.) ПАЛИЦЫНЪ (Вслѣдъ его.) Такъ путы разорвавъ, летитъ къ звѣздамъ ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна

... ;380). Въ Лѣтописи русскаго театра, Арапова (Спб. 1861, стр. 128), сказано также, что изъ пьесъ Державина одна эта была поставлена на сцену. [2] Во то время и еще долго послѣ сословiе неправильно употреблялось въ смыслѣ общества, или коркорацiи. Въ этомъ значенiи оно очень часто встрѣчается ...


Драматические произведения | Тит

... ;Титъ, напечатанную въ Москвѣ въ 1787 г. (см. выше примѣчанiе наше къ отрывку изъ Зельмиры). Кромѣ оперы, изъ которой здѣсь предлагается одна сцена, въ бумагахъ Державина нашлось начало трагедiиТитъ, вѣроятно также заимствованной изъ Де-Беллуа. Почеркъ Державина въ послѣднемъ отрывкѣ заставляетъ думать, что этотъ рудъ былъ ...


Драматические произведения | Описание торжества, бывшего по случаю взятия города Измаила

... картинныхъ покоевъ заняты были прочими обоего пола особами. Порядокъ постановленныхъ столовъ достоинъ примѣчанія. Всѣхъ взоры обращены были къ лицу Государыни, и отъ сцены по степенямъ до нѣкоего особаго возвышенія возносилася освѣщенная гора съ приборами, услугою и гостями, подобно какъ _____________________________________________________________________________ (*) Легкiе сапожки, которые ввелъ Его Свѣтлость ...


Драматические произведения | ЗАПИСКА ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ВСЕМ ПРОИЗШЕСТВИЕВ И ПОДЛИННЫХ ДЕЛ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЕ ЖИЗНЬ Гаврилы Романовича Державина.

... представить, хотѣлъ какъ бы тѣмъ укорить Державина, что онъ со всѣми своими усилiями и ревностiю не поймалъ сего злодѣя. Но какъ бы то ни было, тотчасъ послѣ сей сцены графъ и всѣ за нимъ пошли ужинать. Державинъ разсудилъ, что онъ гвардiи офицеръ и имѣлъ счастiе бывать за столомъ съ Императрицею, то безъ особаго приглашенiя съ прочими ... ужиться; надобно искать причину въ себѣ самомъ. Онъ горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. И ne doit pas etre trop content de ma conversation». «Велѣно выдать не полученное имъ жалованье, а гр. Безбородка прибавилъ въ указѣ, чтобъ и впредь производить оное до опредѣленія къ мѣсту» ... -фельдмаршала по флоту: графъ Чернышевъ никогда не служилъ ни въ военной, ни въ морской службѣ. [203] Этотъ Маркловскій былъ потомъ пожалованъ въ бароны. Онъ скоро сошелъ со сцены, вмѣстѣ съ многими случайными людьми Павлова царствованія. [204] Отецъ фельдмаршала, выписанный изъ Берлина. [205] Василій Ѳедоровичъ. [206] Александръ ...