Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 20

Лирика | Ко второму соседу

  <Ко второму соседу // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 1: Стихотворения, ч. 1: [1770—1776 гг.]: с рис., найденными в рукописях, с портр. и снимками. — 1864. С. 436—443> LXI. Ко второму сосѢду[1]. __ ‎Не кость рѣзная Колмогоръ, Не мраморъ Тивды и Рифея,   // 436   Не невски зеркала, фарфоръ, Не шелкъ Бакиа, ни глазумея   // 437   Благоуханные пары[2] Вельможей дѣлаютъ извѣстность; Но нѣкiй твердый духъ и честность, А паче Музъ дары.   // 438   ‎Почто же, мой вторый сосѣдъ, Столь зданьемъ пышнымъ, столь отличнымъ Мнѣ солнца застѣняя свѣтъ, Дворомъ межуешь безграничнымъ Ты дому моего заборъ? Ужель полей, прудовъ и рѣчекъ, Тьмы скупленныхъ тобой мѣстечекъ Твой не насытятъ взоръ?   ‎Въ тотъ мигъ, какъ съ пошвы до конька И около, презрѣннымъ взглядомъ Мое строенiе слегка Съ своимъ обозрѣвая рядомъ, Ты въ гордости своей съ высотъ   // 439   На низменны мои, мнишь, кровы Навѣсить темный садъ кедровый[3] ‎И шумны токи водъ.   ‎Кто вѣсть, чтò рокъ готовитъ намъ? Быть можетъ, что сiи чертоги, Назначенны тобой царямъ[4], Жестоки времена и строги Во стойла конски[i] обратятъ[5].   // 440   За счастiе поруки нѣту, И чтобъ твой Фебъ свѣтилъ вѣкъ свѣту[6], ‎Не бейся объ закладъ.   ‎Такъ, такъ! — но примѣчай, какъ день, Увы! ночь темнаб затмеваетъ; Луну скрываетъ облакъ, тѣнь; Она растетъ иль убываетъ: Съ сумой не ссорься и тюрьмой[7]. Хоть днесь къ звѣздамъ ты высишь стѣны, Но знай: ты прахъ одушевленный ‎И скроешься землей.   // 441   ‎Надежнѣй гроба дома нѣтъ: Богатымъ онъ отверзтъ и бѣднымъ, И царь и рабъ въ него придетъ; Къ чему жъ съ столь рвеньемъ ты безмѣрнымъ Свой постоялый ...


Биография | ОТДЕЛЕНИЕ VI. По отлучении от губернаторсвта до определения в статс-секретари, а потом в сенаторы, и в разные министерские должности

... и по законамъ. Сіе множество голосовъ его доказываетъ, съ которыми иногда былъ противъ, по послѣ цѣлый Сенатъ принужденъ былъ соглашаться, а изъ сего выходили иногда примѣчанья заслуживающіе анекдоты. Напримѣръ: 1. Нѣкто молодая дѣвица, помнится, Безобразова, подала Государынѣ письмо, въ которомъ жаловалась на дядю своего Жукова, что онъ другаго ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 89-125 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым. Правка текста лишь частично отражена в подстрочных примечаниях (отдельные фрагменты выделены синим).   ПОЖАРСКОЙ, или ОСВОБОЖДЕНIЕ МОСКВЫ ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ въ четырехъ дѣйствiяхъ, съ хорами и речитативами 1806 КЪ ЧИТАТЕЛЮ Нужнымъ почитаю предувѣдомить, что, желая посредствомъ театра оживить въ памяти любезнаго отечества моего то знаменитое героическое происшествiе, въ которомъ всѣ состоянiя его соучаствовали и, стяжавъ себѣ безсмертную чксть и славу, показали истинную великость духа Россiянъ, каковую въ нынѣшнiя времена въ подобномъ случаѣ нѣкоторые народы и ихъ вожди напрасно, кажется, себѣ присвояютъ, — взялъ я характеры дѣйствующихъ лицъ (дабы тѣмъ зрѣлище удостовѣрительнѣе казалось) изъ самыхъ дѣянiй, бытописанiями и преданiями намъ свидѣтельствуемыхъ. Любопытный благоволитъ прочесть Ядро Россiйской Исторiи и прочiя лѣтописи: то увидитъ, правильно ли мною извлечены изъ самыхъ дѣлъ характеры. Поистинѣ, когда Пожарскiй, пренебрегши свое спокойствiе и не смотря на раны свои, въ смутное время принялъ на себя главное предводительство собраннаго войска; не поступилъ по догдашнимъ обычаямъ жестоко со злодѣями, на убiйство его покушавшимися; не прельстился богатствомъ бояръ, изъ осажденной Москвы имъ выпущенныхъ; не обходился съ плѣнниками сурово, какъ другiе, которые ихъ имѣнiе ограбили, а самихъ лишили жизни; не принялъ короны, отъ народа ему поднесенной, какъ нѣкоторые иностранные писатели и всѣ обстоятельства утверждаютъ, а возложилъ ее на наслѣдника по крови царской, учредя монархическое правленiе: то не былъ ли онъ герой высшей степени, человѣкъ самый добродѣтельный, великiй, каковыхъ мало исторiя представляетъ и каковымъ я его представляю, ...


Драматические произведения | Добрыня

<ДОБРЫНЯ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ СЪ МУЗЫКОЮ въ пяти дѣйствiяхъ ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ВЛАДИМIРЪ, великiй князь кiевскiй СИЛОУМЪ, первый его бояринъ ДОБРЫНЯ, богатырь, новгородскiй, сродник Владимiра ПРЕЛѢПА, княжна изборская, невѣста Владимiрова ЗМѢЙ ГОРЫНИЧЪ, ЗМѢУЛАНЪ ЗМѢУЛАНЫЧЪ, ТУГАРИНЪ ТУГАРИНЫЧЪ — царь и чародѣй болгарскiй СПОСОБА, наперсница Прелѣпы ТОРОПЪ, конюшiй Добрынинъ ДОБРАДА, жрица и волшебница холмогорская СРЕБРОБРАДЫ, бояре Владимiровы, составляющiе верховную Думу ЖРЕЦЫ, изъ нихъ главный только съ рѣчьми СОТНИКЪ, начальникъ стражи вратъ градскихъ ЧАСОВОЙ на башнѣ ДВА ВѢСТНИКА ГЕРОЛЬДЪ БИРЮЧЪ, герольдъ татарскiй ДВОРЪ ВЛАДИМIРОВ (рынды, или пажи, боярышни, или дѣвицы, живущiя въ княжескомъ теремѣ); ВѢДЬМА; ВОЙСКИ (русскiя, татарскiя); НАРОДЪ — Всѣ безъ рѣчей, а только составляютъ хоры. Дѣйствiе въ столичномъ городѣ Кiевѣ, при окончанiи идолопоклонства.   Въ экземплярѣ изданiя 1808 г., принадлежавшемъ Державину, находится здѣсь примѣчанiе, написанное карандашемъ, вѣроятно подъ диктовку его, рукою Елис. Ник. Львовой: «Всѣ дѣйствiя взяты частiю изъ исторiи, частiю изъ сказокъ и народныхъ пѣсней».   ДОБРЫНЯ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ   Театръ представляетъ въ утреннемъ мракѣ при рѣкѣ Днѣпръ город Кiевъ. На стражевой башнѣ часовой; вблизи, въ кустарникѣ, оежитъ градская стража, а вдали шатры. ЯВЛЕНIЕ I Добрыня и Торопъ ТОРОПЪ На кжянескомъ лугу, въ зеленомъ лукоморьѣ, Добрыня, твоего путилъ гулять коня. ДОБРЫНЯ Спасибо Торопу! утѣшилъ ты меня. ТОРОПЪ Да тамъ же, на раздольѣ, Какой-то страшный чортъ, знать витязь, князь татарскiй. Кх намъ подсосѣдилъ свой шатеръ. ДОБРЫНЯ Хотя бы напримѣръ И царь чипчатскiй: Какая въ томъ бѣда? ТОРОПЪ Однакожъ вѣдь ...


Драматические произведения | Добрыня (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 42-88 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым. Правка текста отражена в подстрочных примечаниях (отдельные фрагменты выделены синим). Таким образом сделана лишь часть текста (по начало 5-го явления 3-го действия), далее в тексте восстановлены лишь выпущенные Гротом реплики и ремарки.   ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ СЪ МУЗЫКОЮ, въ пяти дѣйствiяхъ. ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ВЛАДИМИРЪ, великiй князь кiевскiй СИЛОУМЪ, перьвый его бояринъ ДОБРЫНЯ, богатырь,[1] новгородскiй, сродникъ Владимира ПРЕЛѢПА, княжна изборская, невѣста Владимирова ЗМѢЙ ГОРЫНИЧЬ, ЗМѢУЛАНЪ ЗМѢУЛАНЫЧЬ, ТУГАРИНЪ ТУГАРИНЫЧЬ, царь и чародѣй болгарскiй СПОСОБА, наперстница Прелѣпы ТОРОПЪ, конюшiй Добрынинъ ДОБРАДА, жрица и волшебница холмогорская СРЕБРОБРАДЫ, бояра Владимировы, составляющiя верьховную думу ЖРЕЦЫ, изъ нихъ главныя[2] только съ рѣчьми СОТНИКЪ, начальникъ стражи вратъ градскихъ ЧАСОВОЙ на башнѣ ДВА ВѢСТНИКА ГЕРОЛЬДЪ БИРЮЧЬ, герольдъ татарской ДВОРЪ ВЛАДИМИРОВЪ (рынды, или пажи, боярышни, или дѣвицы, живущiя въ княжескомъ теремѣ); ВѢДЬМА; ВОЙСКИ (рускiя, татарскiя); НАРОДЪ — всѣ безъ рѣчей, а только изъ нихъ составляются хоры. Дѣйствiе въ столичномъ городѣ Кiевѣ,[3] при окончанiи идолопоклонства.   Въ экземплярѣ изданiя 1808 г., принадлежавшемъ Державину, находится здѣсь примѣчанiе, написанное карандашемъ, вѣроятно подъ диктовку его, рукою Елис. Ник. Львовой: «Всѣ дѣйствiя взяты частiю изъ исторiи, частiю изъ сказокъ и народныхъ пѣсней».   ДОБРЫНЯ[4] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ   Театръ представляетъ въ утреннемъ мракѣ при рѣкѣ Днепрѣ городъ Кiевъ. На стражевой башнѣ часовой; въ близи,[5] въ кустарникѣ,[6] лежитъ градская ...


Драматические произведения | Грозный, или покорение Казани

< Грозный // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ГРОЗНЫЙ или ПОКОРЕНIЕ КАЗАНИ опера въ трехъ дѣйствiяхъ, 1814 . КЪ ЧИТАТЕЛЮ Имѣя честь въ XIV бесѣдѣ любителей Россiйскаго слова читать разсужденiе мое объ оперѣ* относительно ея свойствъ, правилъ и намѣренiя, сказалъ я тамъ между прочимъ, что опера есть нѣкоторое подражанiе древней греческой трагедiи; поелику она возвышала духъ, то Ареопагъ, какъ политическимъ учрежденiемъ, подерживалъ оною великодушныя чувствованiя своего народа противъ могущественнѣйшихъ его враждебныхъ ему сосѣдей. Греки, превознося на театрахъ похвалами боговъ своихъ, благодѣтельныхъ государей и вождей, прелестями искусствъ впечатлѣвали въ сердца зрителей любовь къ отечеству, къ воинскимъ подвигамъ и прочимъ героическимъ добродѣтелямъ; а тѣмъ самымъ дали въ томъ примѣръ и послѣдующимъ за ними благоустроеннымъ народамъ. Въ позднѣйшiя времена зрѣлища сiи появились сперва въ Венецiи и въ Италiи, а потомъ и въ прочихъ европейскихъ городахъ; при могущественныхъ государяхъ знатно преобразовались, или, лучше сказать, усовершенствовались какъ разнообразiемъ музыки, такъ и великолѣпными, частыми и нмогими украсительными перемѣнами театральныхъ представленiй, чего въ древности почти не было. Тогда довольно было одного или нѣсколькихъ только видовъ. Но нынѣ достоинство большой героической оперы есть чудесные вымыслы поэзiи, не смотря на невѣроятность ихъ или несходство съ природою, — очарованiе взора живописью и зодчествомъ, слуха музыкой и пѣнiемъ, вообще же ума и сердца самыми даже науками, согласно дѣйствующими къ единой трогательной, нравственной или забавной цѣли, которую предызбираетъ себѣ сочинитель. Дабы сказанное мое разсужденiе доказать на самомъ опытѣ, каковы должны быть въ новѣйшемъ вкусѣ, по предначертаннымъ въ немъ правиламъ, ...


Драматические произведения | ПРЕДИСЛОВIЕ

<Предисловие // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ПРЕДИСЛОВIЕ   Согласно съ программою нашего изданiя, этотъ томъ содержитъ въ себѣ драматическiя сочиненiя Державина. Изъ нихъ шесть — Евпраксiя, Грозный, Дурочка умнѣе умныхъ, Рудокопы, Атабалибо и Батмендiй(послѣднiя двѣ неконченныя) — издаются ныньчѣ въ первый разъ. Только заглавiя нѣкоторыхъ изъ названныхъ пьесъ были до сихъ поръ извѣстны частью изъ Записокъ самого поэта, частью изъ свидѣтельствъ его современниковъ, особенно Жихарева и Аксакова. Высказанныя этими лицами сужденiя о неизданныхъ его трагедiяхъ могутъ быть теперь повѣрены. Каково бы ни было художественное достоинство драматическихъ его произведенiй, въ нихъ заключается несомнѣнный историческiй интересъ не только по связи ихъ съ другими литературными явленiями эпохи, по ихъ значенiю для полной характеристики Державина, но и по встрѣчающимся здѣсь, какъ и въ прочихъ его сочиненiяхъ, примѣненiямъ къ современнымъ обстоятельствамъ. Кромѣ того, однѣ изъ его театральныхъ пьесъ представляютъ мѣста, проникнутыя лирическимъ одушевленiемъ, въ другихъ видно замѣчательное знакомство съ русскими нравами, съ бытомъ разныхъ состоянiй и народнымъ языкомъ. Дѣятельность Державина въ области драматической поэзiи началась еще въ прошломъ столѣтiи. Первые прологи его относятся ко времени его управленiя Тамбовской губернiей (1786—1788). Въ 1790-хъ годахъ онъ предпринялъ оперу Батмендiй; въ 1804 написано имъ большое сочиненiе Добрыня, родъ оперы, а вслѣдъ за тѣмъ «героическое представленiе» Пожарскiй. Вскорѣ принялся онъ и за трагедiи вслѣдствiе соревнованiя, возбужденнаго въ немъ успѣхомъ Озерова, и в 1806 году написалъ Ирода и Марiамну съ посвященiемъ этой пьесы ...


Драматические произведения | Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища

< Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ПРОЛОГЪ ВЪ ОДНОМЪ ДѢЙСТВIИ СЪ МУЗЫКОЮ на ОТКРЫТIЕ ВЪ ТАМБОВѢ ТЕАТРА И НАРОДНАГО УЧИЛИЩА ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ БЛАГОРОДНЫМЪ ОБЩЕСТВОМЪ ВЪ ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II НА ТЕАТРѢ ВЪ ДОМѢ ГУБЕРНАТОРА ДЕРЖАВИНА   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: Пустынникъ                               Яковъ Ивановичъ Беклемишевъ Генiй                                             Дѣвица Анна Матвѣевна Бибикова Мельпомена                              Дѣвица Марья Григорьевна Орлова Талiя                                             Дѣвица Марья Дементьевна Чичерина Дѣти                                              Александръ Антоновичъ Аничковъ Мальчики съ рѣчами             Николай Дмитрiевич ...


Драматические произведения | Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 4-10 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым.   ПРОЛОГЪ ВЪ ОДНОМЪ ДѢЙСТВIИ СЪ МУЗЫКОЮ, на ОТКРЫТIЕ ВЪ ТАМБОВѢ ТЕАТРА И НАРОДНАГО УЧИЛИЩА ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ БЛАГОРОДНЫМЪ ОБЩЕСТВОМЪ ВЪ ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II НА ТЕАТРѢ ВЪ ДОМѢ ГУБЕРНАТОРА ДЕРЖАВИНА 1786 года 24 ноября ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: Пустынникъ                   Яковъ Ивановичъ Беклемишевъ Генiй                                Дѣвица Анна Матвѣевна Бибикова Мельпомена                  Дѣвица Марья Григорьевна Орлова Талiя                                Дѣвица Марья Дементьевна Чичерина Дѣти                                 Александръ Антоновичъ Аничковъ Мальчики съ рѣчами   Николай Дмитрiевич Хвощинскiй                                           Николай Степановичъ Беклемишевъ                  ...


Драматические произведения | Торжество восшествия на Престол Императрицы Екатерины II

<Торжество восшествия на Престол Императрицы Екатерины II// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ТОРЖЕСТВО ВОСШЕСТВIЯ НА ПРЕСТОЛЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II, ОТПРАВЛЕННОЕ ВЪ ТАМБОВЪ ГУБЕРНАТОРОМЪ ДЕРЖАВИНЫМЪ ВЪ ЕГО ДОМѣ 1786 года 28 июня   ОСОБЫ, СОСТАВЛЯВШIЯ КАДРИЛЬ И ХОРЫ (большею частию дѣти). ХОРЪ Яковъ Ивановичъ Беклемишевъ. Лаврентiй Семеновичъ Журавченко. Иванъ Петровичъ Ивановъ. Анна Николаевна Прасковьч Николаевна         }              Свѣчины Надежда Николаевна Княжна Катерина Ивановна Давыдова КАДРИЛЬ Иванъ Михайловичъ Ушаковъ Елисавета Антоновна Аничкова Александръ Антоновичъ Аничковъ Надежда Матвѣевна Булдакова Михайла Николаевичъ Кормилицынъ Катерина Степановна Беклемишева Николай Дмитрiевичъ Хвощинскiй Фiона Ивановна Комсина Николай Степановичъ Беклемишевъ Софья Дмитрiевна Хвощинская Александръ Николаевичъ Свѣчинъ Евпраксiя Николаевна Сатина Борисъ Дмитрiевичъ Хвощинскiй Елена Николаевна Охлебинина Корнилiй Андреевич Ниловъ Елисавета Андреевна Алѣева Сергѣй Николаевичъ Охлебининъ Анна Никитишна Салькова Романъ θедоровичъ фонъ-Мелинъ Елисавета θедоровна Макшѣева Викторъ Ивановичъ Комсинъ Катерина Прохоровна Ерина Александръ Петровичъ Чевелевъ Каролина θедоровна фонъ-Мелина Стихи въ хорѣ соображены были съ музыкою г-на Паизiэлло*.   ТОРЖЕСТВО ВОСШЕСТВIЯ НА ПРЕСТОЛЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II[1] Въ древнiя времена въ Аѳинахъ былъ обычай составлять торжество богинѣ Минервѣ, страну Аттическую покровительствовавшей. Оно установлено было для поощрения къ добродѣтели и отправлялось слѣдующимъ порядкомъ: по принесенiи въ храмѣжертвъ, главный жрецъ выводилъ на народную площадь сонмъ молодыхъ ...


Драматические произведения | Торжество восшествия на Престол Императрицы Екатерины II (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 1-3 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым.   ТОРЖЕСТВО ВОСШЕСТВIЯ НА ПРЕСТОЛЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II, ОТПРАВЛЕННОЕ ВЪ ТАМБОВЪ ГУБЕРНАТОРОМЪ ДЕРЖАВИНЫМЪ ВЪ ЕГО ДОМѣ 1786 года 28 июня   ОСОБЫ, СОСТАВЛЯЮЩIЯ КАДРИЛЬ И ХОРЫ (большею частию дѣти). ХОРЪ Яковъ Ивановичъ Беклемишевъ. Лаврентiй Семеновичъ Журавченко. Иванъ Петровичъ Ивановъ. Анна Николаевна Прасковьч Николаевна           }           Свѣчины Надежда Николаевна Княжна Катерина Ивановна Давыдова КАДРИЛЬ Иванъ Михайловичъ Ушаковъ Елисавета Антоновна Аничкова Александръ Антоновичъ Аничковъ Надежда Матвѣевна Булдакова Михайла Николаевичъ Кормилицынъ Катерина Степановна Беклемишева Николай Дмитрiевичъ Хвощинскiй Фiона Ивановна Комсина Николай Степановичъ Беклемишевъ Софья Дмитрiевна Хвощинская Александръ Николаевичъ Свѣчинъ Евпраксiя Николаевна Сатина Борисъ Дмитрiевичъ Хвощинскiй Елена Николаевна Охлебинина Корнилiй Андреевич Ниловъ Елисавета Андреевна Алѣева Сергѣй Николаевичъ Охлебининъ Анна Никитишна Салькова Романъ θедоровичъ фонъ-Мелинъ Елисавета θедоровна Макшѣева Викторъ Ивановичъ Комсинъ Катерина Прохоровна Ерина Александръ Петровичъ Чевелевъ Каролина θедоровна фонъ-Мелина Стихи въ хорѣ соображены были съ музыкою г-на Пiазелли*.   ТОРЖЕСТВО ВОСШЕСТВIЯ НА ПРЕСТОЛЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II[1] Въ древнiя времена въ Аѳинахъ былъ обычай составлять торжество богинѣ Минервѣ, страну Аттическую покровительствовавшей. Оно установлено было для поощрения къ добродѣтели и отправлялось слѣдующимъ порядкомъ: по принесенiи въ храмѣжертвъ, главный жрецъ выводилъ на народную площадь сонмъ молодыхъ ...


Драматические произведения | Родственное празднество на брачное воспоминание князя Александра Алексеевича и княгини Нлнны Никитишны Вяземских

<Родственное празднество на брачное воспоминание князя Александра Алексеевича и княгини Нлнны Никитишны Вяземских// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   РОДСТВЕННОЕ ПРАЗДНЕСТВО на БРАЧНОЕ ВОСПОМИНАНIЕ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСѢЕВИЧА И КНЯГИНИ ЕЛЕНЫ НИКИТИШНЫ ВЯЗЕМСКИХЪ, ПРЕДСТАВЛЕННОЕ НЕВЗНАЧАЙ СЕМЕЙСТВОМЪ АЛЕКСѢЯ ИВАНОВИЧА ВАСИЛЬЕВА ВЪ СЕЛѢ АЛЕКСАНДРОВСКОМЪ, ВЪ САДУ, 1791 года 18 июля ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: Флора                   Катерина                                                       }           Алексѣвны Васильевы, малолѣтныя дѣвицы Помона                Марья   РОДСТВЕННОЕ ПРАЗДНЕСТВО ВЪ ЧЕСТЬ КНЯЗЯ А. А. ВЯЗЕМСКАГО[1]   Зрѣлище представляетъ въ саду бесѣдку и въ ней сидящихъ хозяина съ хозяйкою, украшенныхъ лѣтами, почестями и добродѣтелями, окруженныхъ ихъ семействомъ. Къ нимъ входятъ, въ убранствѣ Флоры и Помоны, двѣ младыя дѣвицы съ корзинами, одна неся цвѣты, а другая плоды. ФЛОРА И мы въ сiи мѣста, Почтенная чета! Среди семьи твоей Пришли сораздѣлить Прiятный праздникъ сей И въ сельскихъ пѣсняхъ возгласить Тебя, почтенный мужъ! Тебя, почтенная супруга! Сколь счастлива семья сiя, сiя округа, Познайте то въ восторгѣ нашихъ душъ. ПОМОНА Взгляните вы на всѣхъ здѣсь взоры: Во всѣхъ течетъ здѣсь ваша кровь; Внемлите тамъ поющихъ хоры: Они поютъ вашъ бракъ, любовь. ХОРЪ  ...


Драматические произведения | Родственное празднество на брачное воспоминание князя Александра Алексеевича и княгини Нлнны Никитишны Вяземских (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 26-28 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым.     РОДСТВЕННОЕ ПРАЗДНЕСТВО на БРАЧНОЕ ВОСПОМИНАНIЕ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСѢЕВИЧА И КНЯГИНИ ЕЛЕНЫ НИКИТИШНЫ ВЯЗЕМСКИХЪ, ПРЕДСТАВЛЕННОЕ НЕЧАЯННЫМЪ ОБРАЗОМЪ СЕМЕЙСТВОМЪ АЛЕКСѢЯ ИВАНОВИЧА ВАСИЛЬЕВА ВЪ ДОМѢ ИХЪ СIЯТЕЛЬСТВЪ ВЪ СѢЛА АЛЕКСАНДРОВСКАГО ВЪ САДУ, 1791 года 18 июля ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: Флора                   Катерина                                                       }           Алексѣвны Васильевы, малолѣтныя дѣвицы Помона                Марiя   РОДСТВЕННОЕ ПРАЗДНЕСТВО ВЪ ЧЕСТЬ КНЯЗЯ А. А. ВЯЗЕМСКАГО[1]   Зрѣлище представляетъ въ саду бесѣдку и въ ней сидящихъ хозяина съ хозяйкою, украшенныхъ лѣтами, почестями и добродѣтелями, окруженныхъ ихъ семействомъ. Къ нимъ входятъ, въ убранствѣ Флоры и Помоны, двѣ младыя дѣвицы съ корзинами, одна неся цвѣты, а другая плоды. ФЛОРА И мы сораздѣлить Въ сiи мѣста, Почтенная чета! Среди семьи твоей Пришли сораздѣлить Пришли прiятный праздникъ сей И въ сельскихъ пѣсняхъ возгласить Тебя, почтенный мужъ! Тебя, почтенная супруга! Сколь счастлива семья сiя, сiя округа, Познайте то въ восторгѣ нашихъ душъ. ПОМОНА Взгляните вы на всѣхъ здѣсь взоры: Во всѣхъ течетъ здѣсь ваша кровь; Внемлите ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна

< ИРОД И МАРИАМНА // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ИРОДЪ И МАРIАМНА ТРАГЕДIЯ въ пяти дѣйствiяхъ, 1807 ИМП А СО РОССIЙСКОЙ АКАДЕМIИ[1] Угодно было сему почтенному сословiю[2] предложить въ Вѣдомостяхъ о сочиненiи трагедiи. Многiя были представлены, изъ коихъ одна и увѣнчана награжденiемъ. Но я не съ тѣмъ, чтобъ состязаться съ изящными талантами, или получить награду, а единственно, чтобъ исполнить волю академiи, рѣшившись испытать силъ своихъ въ семъ родѣ стихотворства, которымъ я никогда не занимался, сочинилъ трагедiю, при семъ прилагаемую, подъ названiемъ Иродъ и Марiамна, посвящая оную россiйскому Парнасу. Сочинитель. ПРЕДИСЛОВИЕ Желая показать опытъ ничтожныхъ моихъ способностей въ драматическомъ искусствѣ, избралъ я, по мнѣнiю моему, удобнѣйшiй къ тому отрывокъ изъ древней исторiи, оставленной намъ Iосифомъ Флавiемъ, писателемъ о войнѣ iудейской, въ которомъ описываетъ онъ жизнь царя Ирода и его супруги такимъ образомъ, что могутъ они въ самыхъ твердыхъ душахъ произвесть сожалѣнiе и ужасъ. Волтеръ сiе самое событiе обработывалъ въ трагедiи своей, названной имъ Марiамною. Онъ представилъ Ирода, кажется мнѣ, со стороны только ревности къ его супругѣ, а Марiамну со стороны привязанности къ ея дѣтямъ. Первая, по возвращенiи супруга изъ Рима, боясь суроваго его нрава, соглашается отъ него уѣхать подъ покровительство Августа съ княземъ Согемомъ, любовникомъ Соломiи, сестры Ирода. Сiя жестокая душа, мстя за то, оклеветываетъ ее въ любви къ Согему предъ Иродомъ. Онъ изъ ревности приказываетъ умертвить свою супругу; но послѣ, узнавъ ея невинность, раскаивается и сходитъ съ ума. Самый сей знаменитый писатель, при первомъ изданiи помянутой своей трагедiи, въ предисловiи говоритъ, что содержанiе сiе, дабы представить его болѣе трагическимъ, ...


Драматические произведения | Евпраксия

... храма своего и съ сыномъ своимъ, со княземъ Иваномъ, на среду земли и заразися до смерти.»* Это сказанiе приведено, въ сокращенномъ видѣ, и императрицею Екатериною въ одномъ примѣчании къ ея Запискамъ касательно россiйской исторiи. Въ стихотворенiи 1810 г. Добродѣтель поэтъ говоритъ: Царицы — вѣрныхъ женъ примѣры: Вершитъ свой ...


Драматические произведения | Батмендий

БАТМЕНДIЙ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > БАТМЕНДIЙ опера (неконченая)   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: БАТМЕНДIЙ, волшебникъ. УРАЗА, дочь его. ПОЛКАНЪ, богатырь. СУДОПРАВЪ, царевичъ. ПРОСТОЛЮДЪ, царевичъ. (великiе князья славянскiе, родные братья) ДЯДЬКА СИНБАЛДА. СЛУГА ЛИЧАРДА. У каждаго царедворцы, вельможи, воины и прочая свита, безъ словъ.   Дѣйствiе происходитъ частию на заводѣ, частию въ рудникѣ Златогоровомъ, въ Перми.   БАТМЕНДИЙ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ волшебный замокъ вида готическаго, весь въ огнѣ горящiй, въ срединѣ котораго виденъ отверзтый храмъ и въ немъ три кумира, изсѣченные изъ бѣлаго мрамора.   БАТМЕНДIЙ Рокъ приближился. Да разрушится очарованiе сего ажаснаго мѣста, и сiи кумиры, дѣти моего древняго друга Истинослава, магическою силою Чернобога, врага ихъ родителя, полторы тысячи лѣтъ въ безмолвномъ и неподвижномъ человѣкоподобiи пребывающiя, да получатъ нынѣ прикосновенiемъ жезла моего паки бытiе свое, чувство и жизнь! Но, при самомъ ихъ рожденiи нарекшись ихъ покровителемъ, а по смерти отца ставъ вмѣсто онаго и сохраняя до сего времени ихъ невредимыми, обязанъ я, прежде нежели оживотворю ихъ, помыслить и о ихъ жребiи. (Размышляетъ.) Они должны быть счастливы. АРIЯ Счастье смертнымъ всѣмъ природно, Всѣмъ оно дано, Не привязано, свободно И у всѣхъ равно! Счастье всѣмъ принадлежитъ, И отъ всѣхъ оно бѣжитъ. Такъ, Ураза! я вѣдаю, ты ни къ кому не привязана. Всѣмъ ты свою благопрiятность показываешь, и отъ всѣхъ ты удаляешься, априлѣпляешься только къ тому и водворяешься у того, кто умѣетъ искать тебя и заключать въ своемъ сердцѣ. Вознамѣрясь воскресить моего друга въ сихъ его чадахъ, въ пламенномъ семъ замкѣ скрытыхъ, безпрерывнымъ горящихъ желанiемъ быть благополучными, но окаменѣвъ и безъ тебя быть таковыми не ...


Драматические произведения | Тит

<Тит// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ИЗ ОПЕРЫ «ТИТЪ»* ДѢЙСТВIЕ I ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ чертогъ Вителлiи. Вителлiя идетъ скоро, за ней Секстъ ВИТЕЛЛIЯ Умолкни, Секстъ, прошу тебя: Доколь одно и то жъ мнѣ слышать? Давно ужъ знаю наизусть, Что Лентулъ въ заговоръ вписался, Что изготовлено ужъ все, И Капитолия какъ вспыхнетъ, Низвержется съ престола Титъ. СЕКСТЪ ВителлIя! … ВИТЕЛЛIЯ Ужель хотите Вы съ Беренисой допустить Бракъ императора столь слаба, И должно ль, Римляне, мнѣ ждать, Поколѣ иностранка сядетъ На тронъ, отъятый у меня? О стыдъ! а васъ зовутъ мужами: Зачѣмъ же медлите? скажи. СЕКСТЪ Ахъ, Зевсъ! — ВИТЕЛЛIЯ Вздыхаешь, лишь вздыхаешь! СЕКСТЪ Любезная! какъ можешь ты Надъ нашимъ мужествомъ смѣяться, Пожертвовать желая тѣмъ, Отца отечества въ комъ видимъ, Кто благодѣтель нашъ и другъ? О! приведи себѣ на память Красотъ, величiя, добротъ И полна доблестьми героя, Котораго вся жизнь соборъ Дѣянiй славныхъ, благородныхъ: Такъ, такъ, заслугамъ ли воздать Онъ мнитъ, — его сокровищъ мало! Карать ли преступленье, — онъ До тѣхъ поръ жалостливъ и медленъ, Покуда чѣмъ не извинитъ, И словомъ, день пропадшимъ числитъ, Не сдѣлалъ если онъ добра. ВИТЕЛЛIЯ Прочь отъ меня! Врага смертельна Хвалить въ глаза мнѣ, милый Секстъ! Забылъ ли ты, что онъ на тронѣ, Его отцомъ у моего Похищенномъ, сидитъ коварно? Или не знаешь и того, Какъ онъ манилъ меня, лаская, До тѣхъ поръ (признаюсь теперь), Что я его почти любила; А тутъ-то Беренису вдругъ Онъ, вызвавъ изъ угла вселенной, Мнѣ смѣетъ нынѣ предпочесть, — Римлянкѣ древней, благородной, Дочь императора презря. СЕКСТЪ Сама ты знаешь: Берениса Прiѣхала безъ зва, безъ встрѣчъ. ВИТЕЛЛIЯ Такъ какъ и то, что сей лукавецъ Намедня слезы ...


Эпистолярное наследие | Шувалов И. И.

... находящіяся, еще мною отысканныя и вновь сочиненныя, какъ и эпистола къ в-му в-пр.[3], составятъ другую, которую, по перепискѣ набѣло, не умедлю къ вамъ же // С. 67     доставить. Примѣчанье всякаго рода ошибокъ и при тисненіи произойти могущихъ препоручилъ я хорошему моему пріятелю, Николаю Михайловичу г. Карамзину, живущему въ Москвѣ; то и прошу покорнѣйше приказать ...


Драматические произведения | ЗАПИСКА ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ВСЕМ ПРОИЗШЕСТВИЕВ И ПОДЛИННЫХ ДЕЛ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЕ ЖИЗНЬ Гаврилы Романовича Державина.

... ужиться; надобно искать причину въ себѣ самомъ. Онъ горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. И ne doit pas etre trop content de ma conversation». «Велѣно выдать не полученное имъ жалованье, а гр. Безбородка прибавилъ въ указѣ, чтобъ и впредь производить оное до опредѣленія къ мѣсту» ...


Драматические произведения | Примечание о штрафах

<Примечание о штрафах // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 7: Сочинения в прозе. — 1872. С. 377—378.>   XXVI.   ПРИМѢЧАНIЕ О ШТРАФАХЪ[1].   Весьма справедлива мысль сія, что истинное желаніе правительства состоитъ въ томъ, дабы обитатели государства никакой вражды между собою не имѣли, отъ неправильныхъ и въ обиду ближняго притязаній уклонялись, безъ тяжбъ миролюбно жили; но поелику страсти управляютъ болѣе людьми, нежели правила благонравія и законы: то съ одной стороны, ежели уменьшить штрафы съ не дѣльныхъ жалобщиковъ и неправедныхъ судей, то тѣмъ болѣе, кажется, подастся поводу къ ябедѣ и неправосудію. Съ другой же: ежели на тѣхъ и на другихъ возвысить штрафы, то правительство какъ будто будетъ принуждать къ миролюбію противу пользъ истца или отвѣтчика, къ пожертвованію иногда самой справедливости и угнетенію невинности. Дабы изыскать въ томъ посредство и предостеречься отъ той и другой крайности, то въ подражаніе нѣкоторыхъ европейскихъ державъ, предполагаю я, прежде начала производства въ судебномъ мѣстѣ всякаго дѣла, увѣщевать истца и отвѣтчика къ третейскому между собою разбирательству. Поелику жъ выборъ двухъ посредниковъ, а особливо третьяго судьи, который окончательно долженъ рѣшить дѣло, весьма затруднителенъ, и скоро его отыскать невозможно, то установить (не изъемля однако изъ того и постороннихъ людей, и то кого разсудитъ) выбирать третья изъ присутствующихъ совѣстнаго суда, по правиламъ онаго опредѣленныхъ. Когда же на разборъ третейскаго суда соперники не пойдутъ, то предоставить имъ на волю вести тяжбу свою по присутственнымъ мѣстамъ, и тогда да обременятся они штрафами и пошлинами, а особливо несогласныя стороны на третейскій судъ, за себя и за противника гораздо превосходнѣйшими, нежели въ мнѣніи гг. сенаторовъ предполагаются, притомъ удвояющимися ...