Изъяснение аллегорических барельефов, бывших в зале Общаго Собрания Правительствующего Сената

<Изъяснение аллегорических барельефов // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 7: Сочинения в прозе. — 1872. С. 41—45.>

 

VI.

ИЗЪЯСНЕНIЕ АЛЛЕГОРИЧЕСКИХЪ БАРЕЛЬЕФОВЪ,

 

БЫВШИХЪ ВЪ ЗАЛѢ

 

ОБЩАГО СОБРАНIЯ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩАГО СЕНАТА[1].

1780.

 

(См. Т. VIЗаписки, стр. 546.)

___

 

1-й барельефъ на каминѣ представлялъ учрежденiе намѣстничествъ[2].

 

Россiя, во образѣ царстующей монархини, стоящая при группѣ военныхъ орудiй, увѣнчанная лаврами, имѣющая въ одной

 

// 41

 

рукѣ руль правленiя, обвитый масличною вѣтвiю, и щитъ, украшенный въ россiйскомъ гербѣ именемъ Екатерины II, во знакъ преславнаго ея владѣнiя, мира и войны, возводитъ другою рукою въ храмъ правосудiя Истину, Человѣколюбiе и Совѣсть, которыя держатъ надъ главами своими книгу, ознаменованную 1775 годомъ ноября 7-мъ днемъ и надписью: «въ законахъ спасенiе»; потому что въ сiе время издано премудрое учрежденiе о управленiи губернiй, которое большею частiю основывается на трехъ сихъ добродѣтеляхъ. Каждая изъ оныхъ отличается своими символическими знаками, какъ-то: Истина представлена нагая, съ сiяющимъ на главѣ солнцемъ, яко не долженствующая ничѣмъ быть закрытою и что оная есть свѣтъ, прогоняющiй мраки заблужденiя. Человѣколюбiе — въ видѣ важной женщины, облеченной въ пышную одежду, подъ сѣнiю которой укрывается младенецъ, питающiйся ея щедротами, потому что сiя добродѣтель всякое дѣло ближняго прiемлетъ съ должнымъ уваженiемъ и она есть покровъ и прибѣжище сирыхъ. Совѣстьизображена молодою стыдливою женщиною, держащею въ зеркалѣ сердце, змiю и пальмовую вѣтвь, въ объясненiе, что въ молодомъ человѣкѣ сiе чувство дѣйствуетъ живѣе, что она зерцало сердецъ нашихъ и тотъ тайный судiя, который успокоеваетъ добрыхъ и мучитъ злыхъ[3]. Вверху картины, въ облакахъ, видно око Провидѣнiя, освѣщающее книгу, поддерживаемую вышепомянутыми добродѣтелями. Оно, отразившимися отъ книги лучами, составило чудесный монументъ благоволенiя Божiя, которое божественнымъ своимъ свѣтомъ объемлетъ Россiю и новыя ея учрежденiя, во знакъ, что истина, человѣколюбiе и совѣсть удобны всегда привлечь на себя благодать Вышняго. Въ преддверiи храма, въ который вводятся оныя добродѣтели, видны по обѣимъ сторонамъ пораженныя лучами Провидѣнiя, въ подобiи злообразныхъ человѣковъ,

 

// 42

 

два порока: Мучительство и Ябеда. Изъ коихъ первое, поверженное стремглавъ, окруженное переломанными орудiями терзательныхъ пытокъ, лежитъ попранное ногами Россiи, во изъявленiе, что во время кроткаго и человѣколюбиваго правленiя сiе исчадiе невѣжества и жестокосердiя, будучи всегда безсильно изыскивать истину, лишилось своей постыдной и ненавистной власти. Ябеда, изсохшая, брошенная въ цѣпяхъ, грызетъ въ безсильномъ бѣшенствѣ кипы бумагъ, во знакъ, что она тамъ скована, гдѣ совѣсть судiя, и что безполезно ей въ истлѣвшихъ архивахъ къ неупотребительнымъ прибѣгать законамъ, которые никакой помощи дать не могутъ. По правую сторону большаго храма, посвященнаго правосудiю, видны еще два другiе меньшiе, съ надписями: «Человѣколюбiю и Совѣсти». Одинъ изъ нихъ значитъ приказъ общественнаго призрѣнiя, а другой — совѣстный судъ. Вдали видна твердая призматическая пирамида. Она изображаетъ непоколебимую купность тѣхъ трехъ добродѣтелей, коихъ представлены храмы. На верху сей обширной и великолѣпной картины, искусною скульптурою изображенной, предъ лицомъ общаго собранiя блистаетъ начертанная на мраморной доскѣ златыми литерами надпись, служившая Сенату при слушанiи дѣлъ молитвою: «Господи Боже мой! вонми мя и вразуми мя, да сотворю судъ людемъ твоимъ, по закону святому твоему судити въ правду».

Изъ такого благоговѣйнаго Сената чувствованiя и премудраго учрежденiя намѣстничествъ неминуемо произойти долженствовало общее благополучiе Государства; а потому и слѣдуютъ другiе малые барельефы, представляющiе благоденствiе Имперiи.

 

II-й барельефъ представляетъ благополучiе Государства.

 

Въ противоположной стѣнѣ надъ трономъ изображено благополучiе Государства четырьмя аллегорическими божествами: Изобилiемъ, Науками, Правосудiемъ и Могуществомъ. Изъ коихъ первое — въ видѣ молодой и тучной женщины, съ наполненнымъ рогомъ цвѣтовъ и плодовъ. Второе — въ лицѣ Минервы съ обыкновенными ея принадлежностями. Третiе — въ образѣ Ѳемисы, имѣющей въ правой рукѣ вѣсы, а лѣвою подпирающейся на поставленный къ ногамъ ея пукъ подоговъ, чтó было у Римлянъ

 

// 43

 

знакомъ верховной власти. Четвертое — въ подобiи Геркулеса, который попираетъ ногами своими внутреннiй раздоръ, а внѣшнюю зависть палицею своею отгоняетъ.

Въ четырехъ аркахъ на медалiонахъ представлены трофеи помянутыхъ четырехъ божествъ. Они украшенiями своими объясняютъ нѣкоторыя знаменитыя дѣянiя Императрицы Екатерины Второй:

 

Медалiонъ 1-й.

Надъ трофеями Наукъ представленъ круглый отверзтый храмъ, чтó значитъ утвержденiе академiи художествъ въ 1764 году.

 

Медалiонъ 2-й.

Надъ трофеемъ правосудiя видна на столѣ лежащая разогнутая книга, освѣщенная лучами, отъ вензелеваго имени Екатерины II происходящими, во знакъ даннаго наказа проекта новаго уложенiя въ 1766 году.

 

Медалiонъ 3-й.

Надъ трофеемъ Изобилiя, на камнѣ представлено собранiе металлургическихъ знаковъ, и въ флагѣ турецкомъ меркурiевъ жезлъ, чтó знаменуетъ: 1-е основанiе горнаго корпуса въ 1773 году, 2-е открытiе торговли на Черномъ морѣ въ 1776 году.

 

Медалiонъ 4-й.

Надъ трофеемъ Могущества представляется терзающiй луну орелъ, чтó изображаетъ побѣды надъ Турками, оконченныя канаржинскимъ миромъ въ 1775 году.

 

Потомъ видны надъ дверьми еще четыре медалiона, относящiеся аллегорiею своею къ Сенату, а надписьми годовъ къ Императрицѣ. Они представляютъ свойственныя имъ добродѣтели: истину, непоколебимость, просвѣщенiе и осторожность, чтó изъ слѣдующаго описанiя ясно усмотрится.

 

Медалiонъ 5-й.

Сiяющее въ полномъ свѣтѣ солнце представляетъ во всей силѣ истину и лучезарное царствованiе Ея Величества, ознаменованное 1762-мъ годомъ восшествiя на престолъ.

 

// 44

 

Медалiонъ 6-й.

Возвышенный среди ярящихся волнъ столпъ, поражаемый сверху перунами, значитъ непоколебимость и неустрашимость, оказанныя 1768 года прививанiемъ Ея Величеству оспы.

Медалiонъ 7-й.

Журавль, на одной ногѣ стоящiй, а въ другой держащiй камень надъ зеркаломъ, показываетъ судейскую осторожность, чтобъ небреженiемъ не разбить зеркала истины; но онъ же относится и къ неусыпному бдѣнiю Ея Величества въ храненiи ея подданныхъ, по надписямъ 1770 года, когда свирепствовала язва, и 1780 г.[4], въ которомъ посредничествомъ Ея Величества послѣдовалъ въ Европѣ Тешенскiй миръ.

Медалiонъ 8-й.

Сова, держащая книгу и зажженный факелъ, являетъ, яко птица посвященная Минервѣ, всеобщее просвѣщенiе государства; а надписью 1765 года учрежденiе училища для дѣвицъ.

____

 

Всѣ сiи барельефы и медалiоны изобрѣтенiя г. Львова (Николая Александровича); рисунки — профессора живописи Козлова; исполненiе — г. Рашета, художника фарфоровой фабрики.

 

// 45



[1] Зала сiя украшена была подъ смотрѣнiемъ автора, бывшаго тогда экзекуторомъ перваго Сената департамента въ 1779 г.» (Прим. Державина). О порученiи Державину отъ князя Вяземскаго смотрѣть за передѣлками въ сенатскомъ домѣ см. Т. V, стр. 366. — Сенатъ въ то время ужъ находился тамъ же, гдѣ и теперь, но въ другомъ домѣ (съ башнею и церковью), который прежде принадлежалъ гр. Остерману, а потомъ гр. Бестужеву. Первоначально, при учрежденiи Сената, канцелярiя его помѣщалась внутри крѣпости, тогда еще только земляной, въ деревянномъ домѣ. Потомъ, когда этотъ домъ понадобился подъ временное помѣщенiе Петропавловской церкви, которую начали строить на прежнемъ ея мѣстѣ изъ камня, сенатская канцелярiя переведена была въ новопостроенныя недалеко отъ крѣпости, на Троицкой площади, мазанковыя коллегiи (1722) году; въ нихъ помѣщенъ былъ и департаментъ пр. Сената; засѣданiя начались тамъ въ 1732 году, когда императрица Анна возвратилась, послѣ коронацiи, изъ Москвы (Описанiе С. Петербурга, Богданова, и позднѣйшее, Георги).

[2] «Сей барельефъ, по вступленiи на престолъ императора Павла I, по повелѣнiю генералъ-прокурора князя Куракина выломанъ».

[3] Ср. въ одѣ На отсутствiе ея величества въ Бѣлоруссiю стихи:

Человѣчество тобою,

Истина и Совѣсть въ судъ

Сей начальствовать страною

Въ велелѣпiи грядутъ. (Т. I, стр. 97).

[4] На поляхъ подлинной тетради рукою Державина написано: «Зала была украшена прежде сего года, въ 1779 году».