<Мнение о судоходстве // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 7: Сочинения в прозе. — 1872. С. 651—676.>
XLIX.
МНѢНIЕ
О СУДОХОДСТВѢ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНIИ ПО РѢКѢ ЦНѢ[1].
1786.
(См. Т. V, стр. 669—670.)
§ 1.
Преимущества Тамбовской
губерніи.
Въ государственномъ строительствѣ, за непослѣднее средство почитается служащее къ обогащенію провинцій обиліе земныхъ произрастеній и удобность водянаго хода*. Тамбовская губернія одарена болѣе прочихъ сими преимуществами: будучи расположена внутри Имперіи, имѣетъ она по бóльшей части земли къ хлѣбопашеству и скотоводству способныя и такія естественныя выгоды, что торговлю свою можетъ отправлять водянымъ путемъ, не токмо на полнощь въ обѣ столицы, въ Олонецъ и къ Бѣломорью; но и на югъ въ Астрахань, въ крѣпость святаго Димитрія, въ Азовъ и Крымъ; а на востокъ даже до предѣловъ Си-
* Наказъ проекта новаго уложенія, статья 620-я.
// 651
бири. Съ полуночью она имѣетъ сообщеніе рѣками: Цною, Мокшею, Окою, Волгою, Тверцою, Волховомъ, Ладожскимъ каналомъ, Шексною, Бѣлымъ озеромъ, Вытегрою и Онегою; съ востокомъ: Камою, Чусовою и впадающими въ оную рѣками; съ полуднемъ: въ Астрахань Волгою же и въ Таврическія или Крымскія области рѣкою Воронежемъ, Вороною, Хопромъ и Дономъ. Но я не распространяюсь здѣсь о какомъ дальнѣйшемъ ея внѣшнемъ судоходствѣ; предложу только о внутреннемъ, простирающемся отъ города Моршанска до города Елатьмы и отъ того же Моршанска вверхъ до губернскаго города Тамбова: описавъ въ подробности состояніе оныхъ, и раздѣля мнѣніе мое на двѣ части, представлю средства, какъ первое исправить, а второе вновь учредить. Предметы, для пользы сей губерніи весьма важные.
Часть первая.
О судоходствѣ отъ Моршанска до Елатьмы.
§ 2.
Важность сего
судоходства.
Важность сего судоходства доказательна изъ слѣдующаго: хотя по не заведенному прежде порядку неизвѣстно было точнаго количества, сколько въ каждый годъ строилось судовъ на моршанской, вышинской и прочихъ пристаняхъ, находящихся по рѣкамъ: Мокшѣ, Вышѣ, Цнѣ и Ваду, во что снарядъ тѣхъ судовъ, наемъ на нихъ работниковъ и грузъ на оныхъ каждогодно обходился; словомъ, какой все то суммы стоило. Но по собраннымъ нынѣ мною справкамъ открылось, что въ нынѣшнемъ году на означенныхъ пристаняхъ построено большихъ, среднихъ и малыхъ судовъ 142*. Постройка ихъ стоила 54,326 рублей,
* Означенныя суда суть плоскодонныя, называемыя коломенки: мѣрою бываютъ въ длинѣ отъ 30 до 54 аршинъ, въ ширинѣ отъ 10-ти до 15-ти, въ вышинѣ отъ 21/2 до 31/4 аршинъ. Грузу въ большое судно кладутъ до 3,400 кулей, въ среднее до 2,700, въ малое до 1,500 девятипудоваго вѣсу; всего грузу поднимаютъ: большое судно до 30,000, среднее до 22,000, малое до 15,000 пудовъ. Ходъ имѣютъ большія и малыя суда равный, потому что цилиндръ воды подъ малымъ судномъ менѣе, а подъ большимъ болѣе, то и легкость сносятъ равную. Ходятъ они съ полнымъ грузомъ въ глубину отъ 10-ти до 11-ти, съ половиннымъ отъ 6-ти до 5-ти, а порозжія въ 2 четверти аршина.
// 652
лодокъ при каждомъ суднѣ по 3, итого 426; стоятъ 5,396 рублей; наемъ на нихъ кормщиковъ, водоливовъ и работниковъ, коихъ число до 10,366 человѣкъ простиралось, 108,559 рублей, а всего суда съ лодками и работниками стоятъ 168,281 рубль; грузу вывезено на нихъ въ Оку по бóльшей части хлѣбомъ на 1,037,554 рубля 69 копѣекъ; то слагая сію сумму, чего грузъ по здѣшней цѣнѣ стоилъ, съ тѣми расходами, во что постройка и отправленіе судовъ обошлись, выходитъ, что отъ помянутаго судоходства годовое денежное обращеніе простирается здѣсь до 1,205,835-ти рублей 69 копѣекъ. Сверхъ сего ежели взять въ хозяйственное примѣчаніе, что по неискусству строителей судовъ срубается лѣсу рослаго и подростку для каждаго большой руки судна всякій годъ до 1,568 деревъ; то, полагая все построеніе оныхъ средней руки, на кои каждое употребляется 1,374 дерева, выходитъ*, что въ прошлый годъ на 142 судна срублено съ корня 195,108 деревъ. Въ разсужденіи чего и нельзя сказать, чтобъ не важно было сіе судоходство, по симъ обстоятельствамъ: 1-е, имъ доставляется въ Тамбовскую губернію ежегодно столь знатная сумма денегъ, споспѣшествующая торговлѣ, земледѣлію и обогащающая упражняющихся въ оныхъ; 2-е, по неискусству строителей судовъ, а паче что по складкѣ съ оныхъ грузу въ верховыхъ поволжскихъ городахъ не возвращаются они къ пристанямъ своимъ, при которыхъ грузились; а какъ по сей причинѣ каждый годъ они вновь строятся, то чрезъ сіе истребляется лѣсъ столь ужаснымъ образомъ, что въ 70 лѣтъ, когда къ судовому строенію едва ли могутъ поспѣвать посредственныя сосновыя деревья, не говоря о матерыхъ и о дубѣ, вырубится онаго на сіе судоходство 13,657, 560 деревъ; 3-е, симъ истребленіемъ лѣсу настоитъ справедливая опасность, дабы по недостатку онаго для строенія
* Обыкновенно суда строятъ болѣе большія для того, что для хозяевъ прибыльнѣе ни нихъ возить хлѣбъ нежели на маленькихъ: ибо на два малыя судна болѣе потребно и работниковъ и снастей, нежели на большое одно, которое грузъ подыметъ противъ двухъ.
// 653
въ будущіе годы судовъ не пресѣклось вовсе сіе судоходство; ибо и нынѣ уже хорошаго дѣльнаго лѣсу по берегамъ рѣкъ не находятъ, а достаютъ оный отъ Выши и Мокши верстъ за 30, а отъ Цны за 50 и далѣе; слѣдовательно и раздѣлять на лѣсосѣки, по состоявшемуся въ 1786-мъ году марта 28 дня указу, разумѣется годнаго для корабельнаго и судоваго строенія, лежащаго не токмо въ близости, но и въ нарочитомъ отъ рѣкъ разстояніи, едва ли что найдется, кромѣ только принадлежащаго Саровской пустыни довольно общирнаго и годнаго лѣсу, находящагося въ Темниковскомъ округѣ — близъ рѣки Мокши; 4-е, ежели пресѣчется, или по крайней мѣрѣ умалится сіе судоходство, то не лишаться ли обѣ столицы, а особливо Петербургъ, нарочитаго количества подвозу къ себѣ хлѣбнаго?
§ 3.
Судоходство сіе и
прежде было уважаемо.
Что судоходство сіе и прежде было уважаемо, и привлекало на себя примѣчаніе чиновныхъ людей, то, не упоминая о какихъ-либо неизвѣстныхъ мнѣ предпріятіяхъ, къ лучшему устроенію онаго бывшихъ, скажу только, что въ 1765 году отправленъ былъ изъ главной провіантской канцеляріи нарочитый коммиссионеръ*, которому препоручено было, какъ о здѣшнемъ судовомъ плаваніи, такъ и о постройкѣ провіантскаго магазейна на моршанской пристани, сдѣлать примѣчанія, и о всемъ томъ подать проектъ, который имъ генералъ-провіантмейстеру Хомутову и поданъ. Въ 1777 году воронежскимъ губернаторомъ Иваномъ Алексѣевичемъ Потаповымъ, по сенатскому указу, приказано было тамбовскому воеводѣ** осмотрѣть Ценскій лѣсъ и представить мнѣніе о сбереженіи онаго, гдѣ между прочимъ довольно достаточныя и справедливыя изъяснены средства, какимъ образомъ сберечь лѣсъ и подкрѣпить тѣмъ судоходство, чтобъ моршанская пристань осталась всегда неколебимою. Равномѣрно по открытіи Тамбовскаго намѣстничества покойный генералъ-губер-
* Находящійся нынѣ въ тамбовской гражданской палатѣ совѣтникомъ князь Давыдовъ.
** Находящемуся нынѣ въ тамбовскомъ верхнемъ земскомъ судѣ г. статскому совѣтнику Охлебинину.
// 654
наторъ графъ Романъ Ларіоновичъ Воронцовъ прилагалъ о семъ судоходствѣ свое стараніе, и также были отъ него изысканы средства и сочинено мнѣніе, какимъ образомъ привести въ лучшее состояніе сіе судоходство. Но какъ по всѣмъ вышеозначеннымъ проектамъ и мнѣніямъ никакого ни откуда распоряженія не воспослѣдовало и неизвѣстно, доходили ль они до свѣдѣнія высшаго правительства; а потому, не взирая на всю важность сего судоходства, оставалось оное во всегдашнемъ забвеніи и пренебреженіи.
§ 4.
Вредъ, причиненный
сему судоходству.
Бывшій предъ симъ въ генералъ-губернаторской должности Михайло Ѳедотовичъ Каменскій, желая по просьбѣ моршанскаго магистрата споспѣшествовать сему судоходству, причинялъ оному не токмо великое затрудненіе, но и неоспоримый вредъ: онъ, не согласно указу 1743 года сентября 23 дня 12-му пункту, предложеніемъ своимъ, намѣстническому правленію въ 1781-мъ году ноября 9 дня даннымъ, предписалъ: 1-е, чтобъ суда, по перегрузкѣ въ Рыбномъ и прочихъ поволжскихъ городахъ, возвращающіяся въ Моршанскую пристань, взводились всѣ вдругъ однимъ караваномъ; 2-е, чтобъ требовалъ сей караванъ о проходѣ своемъ чрезъ имѣющіеся при селеніяхъ мосты отъ нижнихъ земскихъ судовъ позволенія; 3-е, чтобъ засѣдатели провожали сей караванъ; 4-е, чтобъ реченные мосты оставались для прохода судовъ разобранными не болѣе четырехъ дней; 5-е, чтобъ при тѣхъ мостахъ, которыхъ онъ назначилъ отъ Елатьмы до Моршанска 34, платили при каждомъ мостѣ обывателямъ по 5-ти рублей; 6-е, чтобъ суда, которыя присовокупиться къ каравану не поспѣютъ и должны идти послѣ, платили уже не по вышеозначенному положенію, но сколько жители востребуютъ; 7-е, чтобъ суда, въ четыре дня не успѣвшіе пройти чрезъ какой-либо разобранный мостъ, подвергались въ разсужденіи платежа произволу же береговыхъ селеній. А какъ извѣстно, что торговля никакихъ препятствій и узъ* ее утѣсняющихъ не терпитъ, то изъ сего мнимаго благоустройства и вышло, что суда, по предписаніямъ графа Романа
* Наказъ проекта новаго уложенія, статьи 317-я и 613-я.
// 655
Ларионовича, по выгрузкѣ своей въ Рыбинскѣ и прочихъ поволжскихъ городахъ, возвращаться къ моршанской и прочимъ здѣшнимъ пристанямъ начавшія, ни одно возвращаться не стало, по причинѣ, что кромѣ окладныхъ расходовъ, коихъ при 34-хъ мостахъ должно было употребить съ каждаго судна по 170 рублей, береговые жители, получившіе поводъ къ наживѣ, зачали дѣлать разныя придирки къ судовщикамъ и купечеству; и хотя запрещено было Михайломъ Ѳедотовичемъ сверхъ вышеписаннаго числа имѣть мосты, однако подъ разными предлогами, хотя небольшіе, но гдѣ только можно громоздя оные, препятствовали судоходству, и чинили оному сборомъ денегъ притѣсненіе. А поелику отъ сего самаго сталъ становиться взводъ судовъ не дешевле, во что постройка вновь судовъ обходится, то и происшелъ изъ сего неоспоримый судоходству вредъ, а именно: 1-е, постройкою каждый годъ новыхъ судовъ лѣсъ истребился; 2-е, когда довольнаго числа въ зимнее время построить судовъ не поспѣютъ, то закупной хлѣбъ къ другому году оставался понапрасну лежащимъ; или по необходимости уже вывозился оный зимою гужемъ, какъ то и прошлаго году сухимъ путемъ изъ Моршанска отправлено хлѣба до 150,000 четвертей, чтó несравненно затруднительнѣе и дороже, нежели бы онъ доставленъ былъ водою. А наконецъ, 3-е и главнѣйшее, что выходящія суда въ полую воду съ грузомъ въ Оку нерѣдко объ сокрытыя подъ наводненіемъ мосты и сваи разбивались, какъ то и прошлой весны у купца Бородина нѣсколько судовъ погибло; а какъ и прежде претерпѣвшіе сіе несчастіе купцы, нѣкоторые, почти всего своего капитала лишились, то и потеряли многіе охоту прилежать къ здѣшнему хлѣбному промыслу и распространять сіе судоходство.
§ 5.
Нынѣшнее состояніе
сего судоходства.
При вступленіи въ генералъ-губернаторскую должность Ивана Васильевича Гудовича, коль скоро обозрѣлъ онъ губернію, то и усмотрѣлъ тотчасъ вышеизъясненныя узы, наложенныя на сіе судоходство. Во отвращеніе чего, предложеніемъ своимъ намѣстническому правленію, прошлаго 1785 года сентября 22 дня даннымъ, приказалъ онъ нижнимъ земскимъ судамъ, чтобъ построен-
// 656
ные по судоходнымъ рѣкамъ мосты на сваяхъ были сняты, а вмѣсто оныхъ подѣланы бъ были или живые мосты, или ходячіе плоты на канатахъ. Сіе средство какъ для судоходства безостановочно и выгодно, потому что живой мостъ или плотъ въ нѣсколько минутъ отвесть и дать свободный путь судамъ можно; такъ и для селеній полезно, потому что имъ не будетъ нужды всякій годъ послѣ полой воды переправлять мосты и сваи укрѣплять. Онъ также приказалъ заросшіе бечевники и всякіе къ судоходнымъ рѣкамъ заколы и засоры очистить. Сими распоряженіями сіе судоходство началó паки оживотворяться, и несмотря на то, что береговые жители отъ сдѣланной ими привычки щечиться отъ прохода судовъ не вовсе еще отстали и засоры не всѣ еще очищены, однако нынѣшнею осенью возвратилось оныхъ изъ Рыбинска въ моршанскую пристань девятнадцать, и нѣсколько еще въ близости оной зазимовали. Равномѣрно симъ же генералъ-губернаторомъ приведенъ въ дѣйствіе указъ, 1784-го года сентября 11-го дня состоявшійся, относительно промѣра судоходныхъ рѣкъ и снятія оныхъ на планы. Сверхъ всѣхъ вышеписанныхъ со стороны генералъ-губернатора предписаній, препоручилъ онъ правителю губерніи, письмомъ своимъ отъ 12 дня мая сего года, съѣздить нарочно въ Моршанскъ, и осмотрѣвъ тамошнюю пристань, сдѣлать на оную его примѣчанія; поводомъ котораго повелѣнія и собраны губернаторомъ всѣ нужныя обстоятельства, относящіяся къ сему судоходству, а изъ оныхъ и выведены нижеслѣдующія средства, къ лучшему онаго устроенію служащія.
§ 6.
Средства привесть въ наилучшее устройство, распространеніе и безопасность сіе судоходство, по моему мнѣнію, суть слѣдующія:
Не употреблять
топорныхъ судовъ.
I. Не благоугодно ли будетъ по Тамбовской губерніи отмѣнить указы 1764 сентября 9 и 1765 годовъ апрѣля 12 чиселъ, повелѣвающіе за топорныя суда сбирать штрафъ, за большія по 30-ти, а за малыя по 5-ти рублей, и накрѣпко запретить вовсе топорныхъ судовъ по Цнѣ, по Мокшѣ, по Вышѣ и по Ваду вновь
// 657
не дѣлать и имъ по симъ рѣкамъ не плавать*, а чтобъ симъ запрещеніемъ вдругъ не остановить нынѣшняго судоходства, то можно дозволить старымъ топорнымъ судамъ плавать до того времени, какъ обветшаютъ и къ починкѣ негодны будутъ; а чтобъ подлоговъ какихъ не было, и новое топорное судно не употребилось какою-либо вымышленною поддѣлкою за старое или за пильное, то всѣ старыя и топорныя суда переписать и переклеймить, и въ Елатьмѣ крайне предостерегать, чтобъ таковыя отнюдь ни въ поволжскіе города съ грузомъ, ни обратно оттуда безъ груза не приходили, подъ опасеніемъ потерянія, въ пользу приказа общественнаго призрѣнія, въ такомъ самомъ состояніи судна, въ каковомъ оное заарестовано будетъ, или поступать съ таковыми судами на основаніи торговаго тарифа 1782 года статьи 19. Сіе установленіе въ самой скорости въ здѣшней губерніи необходимо нужно потому: 1-е, Чрезъ оное могутъ остатки за повсемѣстнымъ истребленіемъ лѣсу близъ рѣкъ судоходныхъ для будущаго времени сберечься; ибо извѣстно, что изъ самаго матераго дерева топорныхъ тесницъ не болѣе двухъ выходитъ, а пильныхъ шесть и восемь. 2-е, Сборъ штрафныхъ денегъ съ топорныхъ судовъ, по неудобь-предостерегаемому почти злоупотребленію, что сверху только кладутъ пильныя, а внизъ топорныя доски, которыхъ, по насыпкѣ судна хлѣбомъ, никакъ усмотрѣть не можно, ежелибъ всегда и вѣрно доходилъ въ казну, то разсуждая по-хозяйски, кажется, число деревъ, какъ то изъ нижеслѣдующей справки видно*, необходимо къ большому топорному судну для тесу нужное, болѣе стóитъ нежели 30-ть рублей. 3-е, Время и трудовъ для пилованія досокъ, нежели для тесанія оныхъ, несравненно менѣе потребно, тѣмъ паче, что по Цнѣ, по Мокшѣ, Вышѣ и Ваду довольно для здѣшняго судоходства пильныхъ мельницъ находится.
* Указомъ 1763 года августа 27 дня послѣдній срокъ данъ, чтобъ топорныхъ судовъ не дѣлать.
** Изъ справки казенной палаты явствуетъ, что въ прошлыхъ 1783, 1784 и 1785-мъ годахъ штрафныхъ за топорныя суда денегъ собрано 3,000 рублей. Напротивъ того на тесницы для строенія судовъ лѣсу истреблено 44, 304 дерева.
// 658
§ 7.
Учредить для строенія
судовъ верфи.
II. Не угодно ли будетъ приказать учредить для построенія судовъ верфи, для того: 1-е, Строеніе судовъ происходитъ здѣсь при разныхъ селеніяхъ на тѣхъ именованныхъ рѣкахъ, то есть на Мокшѣ, на Цнѣ, на Вышѣ и Ваду, строятъ оныя безъ всякаго искусства простые крестьяне: тотъ и строитель, кто взялъ топоръ въ руки. По сей причинѣ правительство не токмо за ними никакого наблюденія не имѣетъ, но и не скоро узнать можетъ, гдѣ и сколько, и какихъ въ которомъ году судовъ построено бываетъ. 2-е, Ежели въ Олонецкой губерніи при Лодейномъ Полѣ и въ Вытегрѣ учреждены верфи, гдѣ лѣса несравненно въ большомъ изобиліи находятся, нежели здѣсь, и гдѣ по собраннымъ мною достовѣрнымъ справкамъ строится всегда въ годъ не болѣе ста разной величины судовъ*; то неизлишне, кажется, для таковаго же почти количества учредить въ здѣшнемъ краю верфи, которыя, по мнѣнію моему, не упоминая о хоперской навигаціи**, быть могутъ въ городахъ Темниковѣ, Елатьмѣ и Моршанскѣ: въ первомъ потому, что лѣсъ въ ономъ находится близъ Мокши въ изобиліи, во второмъ, что лѣсъ внизъ по рѣкамъ Мокшѣ, Вышѣ и Ваду способно доставлять въ оный, а въ третьемъ для того, что уже изъ давнихъ лѣтъ строеніе тутъ судовъ происходитъ, и народъ сдѣлалъ къ тому привычку, отъ которой его отвратить не весьма удобно. 3-е, Касательно же до сего обстоятельства, то лѣсъ нынѣ отъ Елатьмы и Морши отдаленъ; но какъ можно въ оба сіи города доставятъ оный водою изъ Темниковской, Спаской, Кадомской и Шацкой округъ, кому куды способнѣе, то и не можно предполагать въ томъ великаго затрудненія. 4-е, По учрежденіи означенныхъ верфей уже нужно, по мнѣнію моему, запретить строить суда гдѣ-либо въ другихъ мѣстахъ
* По данному ко мнѣ въ прошломъ 1785 году отъ лодейнопольскаго ластоваго мастера рапорту явствуетъ, чтó построено судовъ въ лодейнопольской и вытегорской верфяхъ.
** Въ новохоперской крѣпости, бывшей прежде подъ Тамбовскимъ намѣстничествомъ, была верфь для строенія водяныхъ судовъ, которая въ 1781 году переведена въ Таганрогъ.
// 659
по разнымъ селеніямъ, для того что когда онѣ при верфяхъ совокупно многія будутъ строиться, то недостатокъ какого-либо члена къ одному судну заимствовать можно изъ остатковъ лѣса отъ другаго судна, который бы на назначенномъ[i] для строенія судовъ мѣстѣ остался за ничто брошеннымъ. 5-е, Сверхъ сего въ устроенныхъ при верфяхъ на запасъ лѣса анбарахъ и сараяхъ лучше оный сохнуть и прочнѣе къ судоходству быть можетъ.
§ 8.
Опредѣлить смотрителя за
смотрѣніемъ судовъ и плотниковъ.
III. Не угодно ли будетъ на Тамбовскую губернію распространить учрежденіе, изображенное въ указѣ 1781 года ноября 26-го дня въ 14 и 15 пунктахъ, относительно опредѣленія надъ строеніемъ судовъ смотрителей* и плотниковъ; а равномѣрно и послать изъ адмиралтейской коллегіи офицера и ластоваго мастера для осмотра рѣкъ Мокши, Цны, Вада и Выши, каковой конструкціи и въ какое время удобнѣе по нихъ суда плаваніе имѣть могутъ, и наблюсть обстоятельства, изображенныя въ уставѣ о водоходствѣ въ 4 статьѣ: какой пропорціи выгоднѣе для сего плаванія суда имѣть можно, перегружать ли оныя въ Нижнемъ, въ Рыбинскѣ и прочихъ поволжскихъ верховыхъ городахъ, или безъ перегрузки до Тверской губерніи на нихъ поспѣшнѣе и дешевле отвозить здѣшнее произрастеніе можно. Сіе установленіе кажется мнѣ для того нужно: 1-е, Подъ наблюденіемъ тѣхъ ластовыхъ мастеровъ или смотрителей суда крѣпче и не для одного токмо года строиться будутъ. 2-е, По искусству ихъ, они съ лучшимъ береженіемъ лѣсъ на постройку оныхъ употреблять станутъ, а не такъ какъ нынѣ крестьяне навзрячь безъ всякаго разсужденія переводятъ оный, иногда рѣдкое и драгоцѣнное дерево, годное и на корабельное строеніе, на сущую бездѣлку погубляютъ. 3-е, Морской офицеръ, освидѣтель-
* По моему мнѣнію, достаточно будетъ одного ластоваго мастера, да двухъ подмастерьевъ съ пристойнымъ числомъ плотниковъ; въ разсужденіи изобилія въ Темниковской округѣ лѣса, гдѣ болѣе судовъ будетъ строиться, можетъ кажется онъ пребываніе свое имѣть въ Темниковѣ, а подмастерья въ Елатьмѣ и Моршанскѣ, или гдѣ въ мастерѣ нужда возымѣется.
// 660
ствуя рѣки и изобретя лучшіе способы къ дѣйствительному судоходству, можетъ показать удобнѣйшую оснастку судовъ и чрезъ введеніе ревендуковыхъ прочныхъ парусовъ сохранить каждый годъ отъ всякаго судна по крайней мѣрѣ 200 липовыхъ и вязовыхъ взрослыхъ деревъ, которыя понапрасну отъ употребленія мочальныхъ парусовъ и покрышки рогожами судовъ погибаютъ*, для чего кажется и нужно въ здѣшней губерніи употребленіе на судахъ лубковъ и мочалъ вовсе запретить, потому что въ селѣ Сасовѣ, лежащемъ по рѣкѣ Мокшѣ, знатный пеньковый торгъ происходитъ и есть канатныя фабрики, а въ Моршанскѣ ревендучная: то ни въ парусахъ ревендучныхъ, ни въ снастяхъ пеньковыхъ недостатка не будетъ.
§ 9.
Награждать тѣхъ судовщиковъ, которые
суда свои изъ верховыхъ городовъ приведутъ
обратно въ здѣшнія пристани.
IV. Равномѣрно, не угодно ли будетъ для сбереженія лѣса по установленіямъ, изображеннымъ въ означенномъ же 1781-го года указѣ, относительно награжденія въ Тверской, Новогородской, Олонецкой и Санктпетербургской губерніяхъ тѣхъ судовъ, которыя съ грузомъ или безъ груза на ладожскую, волховскую, боровицкую, вышневолоцкую, баданскую и вытегорскую пристани возвращаются, распространить и на здѣшнюю губернію, и опредѣлить не токмо какую-либо сумму на выдачу хозяевамъ или судовщикамъ, чьи суда отъ поволжскихъ городовъ обратно въ здѣшнія пристани съ грузомъ или безъ груза возвратилися; но сверхъ онаго повелѣть возлагать на тѣхъ судовщиковъ или хозяевъ какую-либо пеню, которые судовъ своихъ не возвратятъ въ означенныя пристани; ибо какъ въ вышереченныхъ губерніяхъ предлежатъ къ обратному взводу судовъ въ разсужденіи тамошнихъ порожистыхъ рѣкъ сильныя препятствія, здѣсь же таковыхъ нѣтъ, а лѣса на постройку судовъ становятся тамошнихъ скуднѣе, и беречь ихъ болѣе настоитъ надобности: то и нужны къ обратному
* Поелику на каждое судно употребляется до 1,000 лубковъ, на одну накрышку онаго, исключая рогожи и мочальныя веревки, на которыя чрезвычайно лѣсъ переводится; ибо ежели полагать, что съ каждаго дерева снимутъ 4 лубка, то на 400 только лубьевъ надобно срубить 100 взрослыхъ деревъ, которыя послѣ напрасно погибаютъ.
// 661
здѣсь взводу судовъ наивящшія побужденія не токмо награжденіемъ, но и наказаніемъ.
§ 10.
О учрежденіи главныхъ
пристаней.
V. Хотя съ одной стороны, чѣмъ болѣе пристаней, тѣмъ свободнѣе отправляется судоходство; но съ другой, ежели оныхъ уже много, то неудобность выходитъ та, что не можно при всѣхъ оныхъ, а особливо въ селахъ и деревняхъ, имѣть того распорядка, какой изображенъ въ уставѣ водоходства; а для того, по мнѣнію моему, кажется и довольно будетъ для сего судоходства учредить три главныя пристани, а именно: въ Моршанскѣ, Елатьмѣ и на Вышѣ въ деревнѣ Вышѣ*, не воспрещая однако нагружать суда при какомъ-либо селеніи, гдѣ кому удобнѣе покажется, при которыхъ главныхъ пристаняхъ и опредѣлить повелѣнныхъ уставомъ водоходства, для соблюденія во всѣхъ частяхъ онаго, по одному маклеру, по пристойному числу записныхъ присяжныхъ, судовщиковъ, кормщиковъ и лоцмановъ, которымъ имѣть попеченіе: первымъ, о пріисканіи на суда означенныхъ искусныхъ къ плаванію людей и работниковъ; а вторымъ, о провожденіи ввѣренныхъ имъ судовъ въ мѣста, хозяевами назначенныя.
§ 11.
Учредить почтовую
контору въ Моршанскѣ.
VI. Не угодно ли будетъ въ Моршѣ и Елатьмѣ, а особливо въ первомъ, учредить почтовыхъ конторъ; ибо когда выше явствуетъ, что отъ сего судоходства обращается здѣсь болѣе милліона рублей денегъ на закупку хлѣба, на постройку судовъ и на наемъ работниковъ, то натурально заключить должно, что оныя деньги не здѣшней губерніи, а пересылаются изъ другихъ и большею частію изъ столицъ ассигнаціями, какъ мнѣ уже и самою вещію по прошедшей веснѣ сіе извѣстно, и что настоитъ въ пересылкѣ денегъ медленность и затрудненіе; ибо онѣ прежде
* Поелику въ простомъ селеніи неудобно быть маклеру для пріисканія хозяевамъ кормщиковъ, лоцмановъ, работниковъ и всего нужнаго, и для записки всего онаго въ маклерскую книгу, то можетъ быть онъ изъ Спаска присыланъ во время только нагрузки судовъ.
// 662
получаются по почтѣ въ Тамбовъ, а изъ сего уже города отправляются въ Моршанскъ. Сверхъ сего, какъ установленная по губерніи почта на свой страхъ денегъ принимать, слѣдовательно въ случаѣ утраты и отвѣтствовать ни за какую сумму не можетъ, то и нужно, по моему мнѣнію, въ томъ со стороны казенной купечеству пособіе.
Облегчить затрудненіе
въ обмѣнѣ мѣдной монеты.
VII. Ежели по какимъ-либо обстоятельствамъ банковой конторы, въ Тамбовѣ учрежденной для вымѣна государственныхъ ассигнацій, перевесть въ Моршанскъ невозможно; то, согласно указу 1781 года февраля 20 дня, не угодно ли будетъ тамбовской казенной палатѣ предписать, чтобъ она изъ ближайшихъ городовъ свозъ мѣдной монеты назначила въ моршанское казначейство, а дабы какого-либо въ обмѣнѣ мѣдныхъ днегъ на ассигнаціи злоупотребленія не происходило, какъ нынѣ оному быть подозрѣвается; то нужно къ генералъ-губернатору или, ежели заблагоразсуждено будетъ, къ правителю губерніи присылать изъ моршанскихъ казначейства и почтовыхъ конторъ ежемѣсячно краткія вѣдомости: изъ казначейства, сколько въ оное изъ городовъ мелкой монеты привезено, а изъ конторы, сколько чрезъ оную ассигнацій къ партикулярнымъ людямъ по почтѣ переслано. Сравнивъ сіи суммы, тотчасъ усмотрѣть можно, что присланныя чрезъ почту ассигнаціи въ казначействѣ обмѣнены или не обмѣнены: буде не обмѣнены, то откуда же на расплату поселянамъ за закупной хлѣбъ, за постройку судовъ и наемъ работниковъ мелкія деньги взяты, на которыхъ столь много купцамъ бываетъ нужды и которые, платя промѣнъ, съ радостію ихъ берутъ за ассигнаціи? Кажется, неоткуда, а особливо большими суммами, ихъ изъ партикулярныхъ рукъ получить. А потому чаять должно, что они еще и съ промѣномъ принимаются въ казначейство, но только подъ рукою. Ассигнаціи же, вымѣненныя на нихъ, въ повелѣнныя экспедиціею о государственныхъ доходахъ мѣста также даромъ не посылаются, но берется за нихъ по узаконенію изъ казны лажъ, или отдаются онѣ равномѣрно за промѣнъ паки въ партикулярныя руки, а мѣдныя, вымѣненныя на нихъ деньги отвозятся,
// 663
куда велѣно, чрезъ подрядчика взявшаго здѣсь сей откупъ въ четырехъ-лѣтнее содержаніе, которому платитъ здѣшняя казенная палата каждый годъ не менѣе 10,000 рублей*. Изъ сего-то по уѣзднымъ казначействамъ уповательно чинимаго злоупотребленія банковыя конторы, учрежденныя по государству, въ томъ числѣ и тамбовская столь мало или почти ничего мѣдной монеты на ассигнаціи не обмѣнила, какъ то изъ приложенной при семъ справки видно**, и капиталъ положенный въ оную лежитъ такъ-сказать праздно. Но когда бъ сіе злоупотребленіе пресѣчь возможно было и банковыя конторы прямое свое дѣйствіе возымѣли: то бъ внутренняя въ государствѣ торговля, какъ то и моршанская хлѣбная закупка, къ пользѣ купечества и поселянъ противъ нынѣшней несравненно, по мнѣнію моему, облегчилась и распространилась.
§ 13.
Побудить въ здѣшней губерніи
крестьянъ короннаго вѣдомства
дѣлать, для удобнѣйшей молотьбы
хлѣба, крытые овины.
VIII. За неизлишнее также средство, по мнѣнію моему, нахожу я умножить хлѣбную торговлю въ здѣшней губерніи, слѣдовательно и распространить здѣшнее судоходство тѣмъ, чтобъ побудить*** отъ правительства вѣдомства директора экономіи крестьянъ, а особливо однодворцевъ, имѣть для молотьбы своего хлѣба риги или крытые овины; ибо не мной однимъ примѣчено, что когда въ зимнее время наивящшая бываетъ иногородными пріѣзжими купцами закупка хлѣбная, тогда они, не имѣя не токмо крытыхъ, но и почти никакихъ овиновъ, по случающимся тутъ обыкновеннымъ ненастливымъ погодамъ и снѣжнымъ вьюгамъ не имѣя удобности обмолотить скирдовъ своихъ, не токмо чтобъ продавать
* По справкѣ въ казенной палатѣ оказалось, что подрядчику тамбовскому купцу Малину переплачено за перевозку казны въ 783-мъ 479 рублей 89 коп., въ 784-мъ 10,646 руб. 58 коп., въ 785-мъ 9, 184 руб. 74 коп., въ 786-мъ годахъ 10,406 руб. 36 коп., итого 30,717 руб. 52 коп., а казны перевезено за сію цѣну 1,154,210 рублей 49 копѣекъ съ четвертью.
** Изъ справки банковой конторы явствуетъ, что съ самаго открытія оной, то есть съ 782 года, обмѣнено мѣдныхъ денегъ на ассигнаціи въ 782 году 225 рублей, въ 783 — 16,200 рублей, въ 784 — 12,500 рублей, въ 785 — 14,320 рублей, въ 786 годахъ 61,600, а всего 104,845 рублей.
*** Наказъ проекта новаго уложенія, 297-я статья.
// 664
хлѣбъ бываютъ въ состояніи, но сидятъ и сами безъ онаго. Когда же наступитъ мартъ мѣсяцъ и настанетъ ясная погода, тогда они, расчищая на задворкахъ снѣгъ, дѣлаютъ токи, и не суша хлѣбъ, за молотьбу принимаются; но какъ уже время къ покупкѣ хлѣба пройдетъ, тогда они его оставляютъ до другаго лѣта, будучи въ изобильный годъ окружены скирдами, которыя, по нерачительному ихъ сбереженію, немалою частію гніютъ напрасно. Къ тому же сыромолотный хлѣбъ не можетъ долго лежать, и для того нерѣдко даже и въ судахъ загарается и получаетъ вкусъ затхлый.
§ 14.
Способы споспѣшествовать судоходству,
дабы грузъ онаго поскорѣе въ Петербургъ
доставляемъ былъ.
Кромѣ вышеизображенныхъ средствъ привесть сіе судоходство въ лучшее устройство, распространеніе и безопасность, по мнѣнію моему, дабы грузы онаго поскорѣе и ранѣе, чѣмъ продукты низовыхъ городовъ, въ Санктпетербургъ поспѣвать могли, суть слѣдующія: 1-е, Поелику изъ моршанской и прочихъ здѣшнихъ пристаней нагруженныя суда трогаются въ путь свой съ открытіемъ вешней воды, когда оною высоко покрываются не токмо берега рѣчные, но и на довольное пространство вокругъ ихъ лежащіе луга, болота и лѣса, или, лучше сказать, по истребленіи оныхъ оставшіеся пни и наносныя коряги; когда промѣръ рѣкъ, по силѣ указа 1784-го года учиненный и вехами означенный, ни къ чему не служитъ, ибо имъ показываются только мели рѣчныя, бываемыя въ меженную пору, а гдѣ пни и каряги и возвышенія береговыя находятся подъ наводненіемъ, отъ чего болѣе суда несчастіе претерпѣваютъ, а паче въ сильныя погоды и ночное время носимыя по неизвѣстному фарватеру, безопаснаго хода никакъ узнать и лучшему судовщику невозможно; ибо нынѣ чрезъ какое мѣсто благополучно онъ пройдетъ, но въ будущую весну тамъ же объ наносную карягу разбиться можетъ. Кромѣ сего находятся по Цнѣ и по Мокшѣ такія кривыя луки или кулиги, что стремленіе встрѣчныхъ или побочныхъ водъ стержню противуборствуетъ, отъ чего бываетъ, что по неизвѣстности прямаго хода бьются суда недѣлю и болѣе на такомъ разстояніи, которое бы въ нѣсколько часовъ пройти можно было. Въ отвращеніе котораго неудобства и въ споспѣшествованіе скорѣйшаго судовъ
// 665
плаванія, нужно знающимъ лоцманамъ установить единожды извѣстный и прямой ходъ, означа его по обѣимъ сторонамъ по примѣру сухопутныхъ дорогъ, вмѣсто насажденныхъ деревъ, пловучими на веревкахъ бочками, привязавъ оныя къ каменьямъ, или для дешевизны камышевыми наплавами, связавъ оныя въ пучки величины потребной. Можно также изрѣдка вмѣсто верстъ поставить на высокихъ мѣстахъ столбы, которые бы гораздо надъ горизонтомъ возвышались и были издалече усматриваемы судоходцами. Сіе бы могло и нынѣ намѣстническое правленіе приказать сдѣлать; но поелику въ указѣ 1781 года ноября 16 дня въ 17 пунктѣ сказано, что во всѣхъ въ пользу водяныхъ коммуникацій распоряженіяхъ какому-либо принужденію не имѣть мѣста; а какъ установленіе означеннаго фарватера сопряжено будетъ съ нѣкоторыми трудами, потому что индѣ понадобится лѣсъ расчистить, пни вырыть, корни вытянуть, да и на покупку бочекъ и на веревки нѣкоторыя хотя небольшія издержки понадобятся, чтó иногда жители вмѣняли себѣ въ притѣсненіе: то до апробаціи сего распоряженія вышнимъ начальствомъ правитель губерніи и воздержался исполнить самымъ дѣломъ означенное въ пользу судоходства распоряженіе, которое, для поспѣшенія судовъ выходить поскорѣе въ Оку, и самыми искуснѣйшими здѣшними судоходцами признается за весьма нужное. 2-е, Введено здѣсь у судовщиковъ обыкновеніе, что соверша означенный по Цнѣ и по Мокшѣ опасный для нихъ путь, пріѣхавъ въ Елатьму, становятся въ семъ городѣ и торжествуютъ благополучное свое пришествіе въ оный. Тамъ проживаютъ они иногда по недѣлѣ и по двѣ, упражняяся въ безпрерывномъ пьянствѣ, пропуская напрасно время, опаздываютъ прибытіемъ судовъ въ Нижній и прочіе поволжскіе верховые города, куда отъ хозяевъ своихъ бываютъ отправлены. А потому сіе неистовое празднествованіе и надлежитъ пресѣчь и не давать судовщикамъ болѣе дня, или много двухъ, простаивать въ Елатьмѣ. Чрезъ что суда, изъ здѣшнихъ пристаней отправленныя, вмѣстѣ со льдомъ по Окѣ могутъ доплывать до Нижняго и, по перегрузкѣ въ Рыбинскѣ и другихъ городахъ, ранѣе низовыхъ поспѣвать въ Петербургъ, потому что съ камскихъ и съ сурскихъ пристаней, гдѣ большая закупка хлѣба бываетъ отъ села Бого-
// 666
родицкаго, гдѣ Кама, и отъ города Василя, гдѣ Сура въ Волгу впадаетъ, до Нижняго вверхъ воды завозами или бечевою суда тянутся, слѣдовательно медлительно; напротивъ же того съ моршанской и прочихъ здѣшнихъ пристаней, гдѣ хлѣбъ грузится, до самаго Нижняго внизъ плывутъ, слѣдовательно и скорѣе могутъ быть въ Петербургѣ. 3-е, Поспѣшить судовымъ отправленіемъ изъ моршанской пристани можно еще хорошимъ устройствомъ анбаровъ, въ которые по закупкѣ зимою хлѣбъ ссыпается и оттуда въ суда нагружается. Они были донынѣ построены на дворахъ, внутри города, слѣдовательно за тѣснотою и за неблизкимъ разстояніемъ отъ судовъ поспѣшить изъ нихъ нагрузкою хлѣба потому паче было невозможно, что береговая улица, гдѣ суда пристаютъ, такъ весною грязна, что почти проходу нѣтъ; то возить на лошадяхъ или таскать людьми мѣшки весьма трудно и медлительно; а потому и нужно отвратить сіе неудобство. На назначенныхъ нынѣшнимъ генералъ-губернаторомъ, противъ города лежащихъ, островахъ подъ постройку хлѣбныхъ анбаровъ, весьма способныхъ, надобно приказать строить оные на ряжахъ[2], такъ чтобы суда вплоть къ онымъ подходить могли, чтобъ насыпка въ нихъ хлѣба и нагрузка изъ нихъ онаго на суда производилась блоками сквозь окны, нарочно для того устроенныя, а не людьми бы мѣшки таскаемы были. Чрезъ сіе трудъ, нынѣ при нагрузкѣ бываемый, гораздо уменьшится и суда поспѣшнѣе къ отправленію готовы будутъ, тѣмъ паче, когда наблюдается городничимъ тотъ распорядокъ, что каждое судно станетъ еще съ осени къ тому анбару, изъ котораго ему грузиться назначено. 4-е, весьма бы хорошо, ежели бъ набережную въ Моршанскѣ сдѣлать каменную, которая не далѣе простираться можетъ 800 сажень, и по дешевизнѣ въ семъ городѣ матеріаловъ, не весьма бы дорого стоила. Нужна она для того, что берегъ крутъ и слабъ, отчего безпрестанно осыпается и рѣку засоряетъ. Сіи-то, кажется, способы, коими можно поспѣшить здѣшнему судоходству, котораго грузъ будетъ доходить въ Петербургъ прежде низоваго,
// 667
исключая развѣ отпускаемаго хлѣба изъ села Лыскова и изъ Нижняго и на тѣхъ судахъ, которыя въ пути зимуютъ.
§ 15.
Способы, какимъ образомъ облегчить взводъ
судовъ изъ верховыхъ поволжскихъ городовъ
къ тѣмъ пристанямъ, гдѣ они грузились.
Кромѣ полезнаго и на законахъ основаннаго приказанія нынѣшняго генералъ-губернатора разобрать по судоходнымъ рѣкамъ мосты и заколы, и сдѣлать первые пловучіе, а вторые совсѣмъ снять, способы облегчить взводъ судовъ изъ верховыхъ городовъ къ тѣмъ пристанямъ, гдѣ они грузились суть слѣдующіе: 1-е, Хотя бечевники расчищены, но надобно чтобъ побудить судоходцевъ взводить по онымъ суда на волахъ или на лошадяхъ, а не людьми. 2-е. Ежели суда безъ грузу, то побудить оныя разбирать въ Рыбинскѣ или въ другихъ поволжскихъ городахъ, гдѣ они разгружаются, и вложивъ одно судно въ другое, или два въ одно, взводить: то менѣе надобно работниковъ и заботъ, для одного судна, нежели для двухъ и трехъ; приведши же такимъ образомъ въ желаемую пристань, паки сбирать оныя. 3-е, Поелику по тракту отъ Елатьмы до Моршанска, гдѣ суда возвращаются по рѣкамъ Мокшѣ въ дачахъ села Азеева, а равно и по Цнѣ въ дачахъ села Новоселокъ, деревни Тенгеневой и при заливѣ безъименномъ, находятся мели; а особливо по Цнѣ есть изъ нихъ такія, что хотя по краямъ рѣки въ меженную пору имѣютъ глубину до двухъ аршинъ съ четвертью, но по срединѣ въ иныхъ мѣстахъ не болѣе 9-ти и 7-ми вершковъ. Суда же здѣшнія, какъ въ особомъ о томъ примѣчаніи на 2-й § значитъ, и съ половиннымъ грузомъ требуютъ фарватеру 5-ти четвертей, то и нужно имъ облегчаться въ полгруза и держаться береговъ, а не средины; а ежели бъ когда, чего предполагать не можно, и такая засуха случилась, что и въ полгруза пройти неудобно, то кажется можно, облегча весь грузъ, проводить суда порожнія, а лѣсъ и разобранныя суда, въ нихъ находящіяся, связывать въ плоты и проводить чрезъ мели, а потомъ паки сбирать и нагружаться ими; но какъ извѣстно, что всегда вода въ Мокшѣ и въ Цнѣ въ осеннее время возвышается до трехъ аршинъ съ четвертью, то нѣтъ сомнѣнія, что не только съ пол-, но и съ цѣлымъ грузомъ суда по симъ рѣкамъ вверхъ безостановочно взводиться могутъ; а паче 4-е, ежели
// 668
наносныя полою водою каряги ежегодно очищаемы будутъ. 5-е, Поелику примѣчено, что въ тѣхъ мѣстахъ наиболѣе мели, гдѣ маленькія рѣчьки и ключи, спадая, стремленіемъ своимъ песокъ наносятъ, то кажется можно сдѣлать имъ запоры содержать воду въ резервѣ, и когда надобно, выпускать оную. Но поелику сіе немалаго иждивенія стоить будетъ, да и безъ того обойтиться можно, то и не настоитъ въ томъ дальней надобности. 6-е, Нужно снестися съ тѣми губерніями, въ вѣдомствѣ которыхъ здѣшнія суда разгружаются, чтобъ по разгрузкѣ въ пристаняхъ и на возвратномъ трактѣ отнюдь нигдѣ не задерживать оныхъ, но напротивъ того къ скорѣйшему взводу вездѣ побуждать, дабы пришедши въ Елатьму въ сухое лѣто, при наступленіи осени, а въ мокрое тотчасъ сходили въ Мокшу и далѣе отнюдь нигдѣ не зимовали, какъ нынѣ, не дошедъ до пристаней своихъ.
§ 16.
Заключеніе.
Въ заключеніе вышеозначеннаго моего мнѣнія о средствахъ исправить сіе судоходство, за нужное сказать нахожу, что когда всѣ почти пристани, отъ коихъ въ Петербургъ отправляется судоходство, удостоились высочайшаго о себѣ попеченія, изображеннаго въ часто-упоминаемомъ 1781 года ноября 26 дня указѣ, то желательно, чтобъ и Тамбовская губерніи, будучи издавна кормилица полночныхъ провинцій и источникъ, можно сказать, не непримѣтнаго продовольствія Петербурга, была подобнымъ посѣщена милостивымъ монаршимъ воззрѣніемъ на ея судоходство. Сіе, кажется, не отъ чего другаго происходило, что не доходили еще во всей подробности обстоятельства онаго до высочайшаго свѣдѣнія. Когда же сіе мнѣніе за благо принято будетъ, то собравъ нужныя свѣдѣнія, не оставлю я сдѣлать моихъ примѣчаній на рѣки Воронежъ и Хоперъ, открывающія здѣшней губерніи полуденное судоходство.
// 669
Часть вторая.
О судоходствѣ отъ города Моршанска вверхъ по рѣкѣ Цнѣ до
губернскаго города Тамбова.
§ 17.
Обстоятельства города Тамбова, по коимъ
нужно учредить означенное судоходство.
Обстоятельства города Тамбова, по коимъ нужно учредить судоходство отъ Моршанска до онаго, суть слѣдующія: 1-е, Городъ сей пріявшій свое первоначальное основаніе въ 1636-мъ году марта 10 дня, при царствованіи государя царя Михаила Ѳеодоровича, по теченію рѣки Цны на лѣвой рукѣ, имѣлъ близъ себя по сей рѣкѣ отъ вершинъ ея до рѣки Мокши, въ которую она впадаетъ, славный лѣсъ называемый Ценскій, простиравшійся на 314 верстъ длины и на знатное разстояніе ширины. По увѣренію здѣшнихъ обитателей, не болѣе какъ 40 лѣтъ назадъ тому находилось въ немъ во множествѣ такихъ деревьевъ, которые не токмо на простое строеніе, но и на судовое и корабельное дѣло были годны; нынѣ жъ, по той ли причинѣ, что писцовыми 1674-го, 1675-го, 1676-го и 1678-го годовъ князя Кропоткина книгами данъ въ оный лѣсъ общій всѣмъ въѣздъ, или что важивались въ немъ въ старину бортныя ухожи и смоляные промыслы, приключавшіе безпрерывные пожары, о потушеніи коихъ малое или почти никакого старанія прилагаемо не было, или что между множествомъ въ немъ участвующихъ, какъ не за собственностію никто подлежащаго присмотра не имѣлъ, а напротивъ другъ передъ другомъ всякій болѣе корыстовался онымъ, такъ его опустошили, что едва только слѣды по оставшимъ пнямъ, матерымъ гнилымъ колодамъ и молодому поростку видны, отчего теперь настоитъ не токмо въ строевомъ лѣсѣ, но и въ дровахъ такой недостатокъ*, что съ нуждою, и то весьма издалека, употребляютъ гнилые коренья, колоды и мелкіе сучья. Въ разсужде-
* Въ осеннее время продаютъ возъ дровъ дубовыхъ копѣекъ по 30-ти; а какъ таковыхъ возовъ въ сажень кубическую входитъ по 12-ти, то и выходитъ, что сажень дровъ бываетъ по 3 рубля по 60 копѣекъ.
// 670
ніи котораго въ лѣсѣ недостатка, безъ коего ни кирпича, ни извези (sic) обжечь нечѣмъ, съ открытія самаго намѣстничества сколько ни старались прежніе генералъ-губернаторы о построеніи города по высочайше конфирмованному плану, но всегда въ своемъ предпріятіи были безуспѣшны, а паче потому, что и камня нужнаго для буту и цоколя найти не могли. А на известь годный* хотя и есть, но не въ меньшемъ разстояніи какъ за сто верстъ, откуда водяной коммуникаціи, чтобъ легче оный доставить возможно было, къ Тамбову не имѣется. Хотя же, по особливому старанію и заботѣ нынѣшняго генералъ-губернатора, и найденъ теперь для буту и на цоколь годный камень: первый, отъ города Тамбова въ семи верстахъ; но какъ лежитъ онъ въ землѣ не сплошь, а порознь, большими штуками, глубиною не менѣе трехъ саженъ въ землѣ, то и настоитъ нарочитая трудность: сперва пріискивать оный, потомъ обрывать, наконецъ рвать порохомъ и ломать**. Второй, то есть на цоколь годный, разстояніемъ въ 70 верстахъ***, хотя и безъ пороху выламывается, но также не безъ трудности, ибо тоже лежитъ глубоко въ землѣ и не сплошными слоями. А притомъ оные каменья (какъ и выше сказано, на известь годный, кромѣ что бутовой нѣсколько токмо верстъ) доставлять въ Тамбовъ водою невозможно, то и требуетъ необходимая нужда искать легчайшихъ средствъ снабдить городъ сей матеріалами. Инакаго же, по моему мнѣнію, къ тому способа нѣтъ, какъ обратиться къ Цнѣ и учредить на ней судоходство отъ Моршанска до Тамбова; ибо Темниковскій, Шацкій и бывшій Кадомскій уѣзды изобилуютъ къ строенію нужными матеріалами, какъ то при селахъ Конобѣевѣ, Сасовѣ и въ прочихъ по рѣкѣ Мокшѣ и внизъ Цны мѣстахъ, находится довольно разнаго рода каменьевъ, для буту, для цоколю и для извести годныхъ, да и лѣсу тамъ дро-
* Въ Козловскомъ уѣздѣ въ дачахъ короннаго вѣдомства села Жидиловки.
** На выгонной землѣ въ Ценскомъ лѣсу.
*** Въ Кирсановской округѣ, въ дачахъ короннаго вѣдомства села Кордюковъ; но какъ и сей камень, по свидѣтельству каменнаго мастера Лукини, найденъ на цоколь неспособнымъ, по причинѣ, якобы жару и стужи перенесть не можетъ, то разработкою оставленъ.
// 671
вянаго множество: то и можно все оное доставлять въ Тамбовъ водою, описаннымъ въ § 15-мъ способомъ, тѣмъ паче что село Конобѣево выше лежитъ находящейся большой и опасной при урочищахъ села Азѣева мели, и нагруженныя съ камнемъ суда отъ оной препятствованы быть не могутъ. 2-е. Бывшій Кадомскій, Темниковскій и Шацкій уѣзды, по лѣсистымъ своимъ мѣстамъ, не весьма хлѣбородными почитаться могутъ, то доставленіемъ въ Тамбовъ строеваго и дровянаго лѣса и торговлею онымъ недостатки свои награждать могутъ. 3-е, Ежели устроится порядочное судоходство, описанное въ первой части, и пильныя суда изъ поволжскихъ городовъ возвращаться станутъ къ пристанямъ своимъ, и не будетъ нужды безпрестанно вновь дѣлать судовъ, то и лѣсъ, выпиливанный на пильныхъ мельницахъ, можетъ равномѣрно доставляемъ быть въ Тамбовъ, слѣдовательно пильныя мельницы могутъ имѣть непрестанно свое дѣйствіе.
§ 18.
Предстоящія препятствія
учрежденію сего судоходства.
Препятствія, предстоящія учрежденію сего судоходства, суть слѣдующія: I, Потому ли что городъ Тамбовъ, не имѣя прежде надобности въ строенномъ и дровяномъ лѣсѣ, по изобілію Ценскаго, вблизи его находящагося лѣса и по изобилію хлѣба и скота въ степяхъ, вокругъ его по лѣвую руку Цны простирающихся, удовлетворяя нужды свои оными, не находилъ надобности помышлять о торговлѣ, слѣдовательно и о судоходствѣ, или по какимъ другимъ причинамъ; но только жители здѣшняго города разстояніе рѣки Цны отъ Моршанска до Тамбова считали понынѣ несудоходнымъ, а потому не токмо не прилагали о томъ никакого старанія, но и застроили дистанцію сію мельницами, какъ то начиная отъ Тамбова до Моршанска находится пять оныхъ, а именно хлѣбомольныя: 1-я, графа Ивана Ларіоновича Воронцова*, о шести
* Поелику графа Ивана Ларіоновича мельница хлѣбомольная и на его собственной землѣ, то ежели онъ самъ не согласится шлюзовъ строить, надобно ее, по указу 1743-го года сентября 12 дня 11-го пункта, яко съ судоходной рѣки, или снять, или слюзы изъ казны построить, а отъ 20 числа ноября 1786 года увѣдомляетъ онъ письмомъ своимъ, что ежели данъ будетъ казенный лѣсъ, то онъ слюзы при оной мельницѣ сдѣлать согласенъ.
//672
поставахъ, разстояніемъ отъ Тамбова въ 4-хъ верстахъ, на землѣ купленной имъ отъ отставныхъ капитана Якова и сержанта Алексѣя Даниловыхъ въ 1775-мъ, а у прапорщика Семена Данилова жъ въ 1779 годахъ. 2-я*, тамбовскаго купца Матвѣя Бородина, доставшаяся ему за вексельный искъ изъ-за тамбовскаго купца Николая Уткина, о шести поставахъ, разстояніемъ отъ Тамбова въ 14-ти верстахъ. 3-я**, казенная оброчная, на откупу у онаго жъ Бородина въ годъ по 380 рублей, разстояніемъ отъ Тамбова въ 38-ми верстахъ, о восьми поставахъ и одной толчеѣ. 4-я***, тамбовскаго купца Степана Расторгуева, хлѣбомольная и пильная, растояніемъ отъ Тамбова въ 64-хъ верстахъ. 5-я†, во-
* Изъ справки, взятой изъ нижняго земскаго суда, явствуетъ, что мельница сія построена въ казенныхъ дачахъ короннаго вѣдомства села Мамонтова по данной на 25 лѣтъ записи въ тамбовской провинціальной канцеляріи отъ однодворцевъ купцу Уткину, а отъ него перешла за вексельный искъ купцу Бородину. А какъ межевою инструкціею 1766 года запрещено однодворцамъ поступаться своими землями, слѣдовательно и оная мельница, по сему узаконенію, купцу Бородину едва ли крѣпка. Въ разсужденіи чего и можно отъ него оную изъ владѣнія взять, или по указамъ 1743 и 1763 годовъ принудить его сдѣлать при ней слюзы; но какъ уже и самъ онъ оказалъ мнѣ на то свое согласіе, а потому и препятствія имѣть при сей мельницѣ слюзы не предвидится.
** Какъ оная мельница принадлежитъ коронѣ, а отдана купцу Бородину изъ оброку по 380-ти рублей въ годъ отъ казенной палаты, то и нужно построить при ней слюзы изъ казны.
*** Поелику сія мельница находится на дачахъ короннаго вѣдомства села Мамонтова и деревни Отъясъ, и построена беззаконно, съ дозволенія моршанскаго уѣзднаго суда въ 1785 году, безъ вѣдома казенной палаты, то и можно приказать оную снять, — тѣмъ паче что въ указѣ, данномъ изъ того суда, позволено строить пильную мельницу, а она въ самомъ дѣлѣ есть хлѣбомольная, а притомъ никакого казнѣ оброку не платитъ, — или принудить сдѣлать при ней слюзы и положить ее въ оброкъ, яко мукомольную, буде пильныхъ рамъ совершенно не построятъ, съ которыхъ по указу 1763 года оброку брать не велѣно.
† Сія мельница отдана купцу и фабриканту Тулинову отъ казенной палаты 1781-го года въ вѣчное его содержаніе за 50 рублей въ годъ оброку беззаконно, потому: 1-е, ежели она пильная, то по указу 1763 года не подлежитъ съ нея брать оброку; 2-е, ежели мучная, то безъ переторжки въ вѣчное владѣніе противъ должности казенной палаты 29 §
// 673
ронежскаго купца и фабриканта Якова Тулинова, подъ городомъ Моршанскомъ, хлѣбомольная и пильная съ сукновальнею, которая отдана ему во владѣніе изъ платежа за нее оброка въ годъ по 50-ти рублей, а потому чрезъ находящіяся при сихъ мельницахъ земляныя плотины проходить судамъ никакимъ образомъ невозможно. Сверхъ сего: II, находятся на вышеозначенномъ разстояніи сей рѣки мели, препятствующія судоходству, а именно: въ дачахъ села Чернѣева и села Троицкаго, да два моста на сваяхъ, 1-й въ дачахъ того же села Троицкаго, а 2-й села Стражева.
§ 19.
Доказательство, что означенное
разстояніе сей рѣки судоходно, или
таковымъ быть можетъ.
Напротивъ того, что означенное разстояніе сей рѣки судоходно, или по крайней мѣрѣ таковымъ быть можетъ, доказывается слѣдующимъ: 1-е, Въ лѣтописцѣ о первоначальномъ Тамбова построеніи именно значитъ, что отъ сего города внизъ рѣкою Цною до Мокши, а Мокшею до Оки большія суда ходили. 2-е, Какъ вышеписанныя мели, которыхъ не болѣе какъ только четыре, и разстояніемъ не далѣе всѣ вообще съ небольшимъ на 10 сажень простираются, и самая мельчайшая изъ нихъ въ меженную пору глубиною бываетъ не менѣе аршина съ двумя вершками, каковымъ фарватеромъ если здѣшнія плоскодонныя суда съ полгрузомъ ходить могутъ, то вешнею и осеннею порою, когда вода всегда почти болѣе аршина противъ меженной возвышается, никакого нѣтъ сомнѣнія, что суда съ легкимъ грузомъ, а паче плоты съ лѣсомъ пройдутъ безопасно. Чему уже, по приказанію губернатора, нынѣшнимъ лѣтомъ въ іюлѣ и августѣ мѣсяцахъ и опытъ былъ сдѣланъ, и плотъ съ лѣсомъ дубовымъ, нужнымъ
ему отдавать было не можно, тѣмъ паче, какъ она теперь именемъ только пильная, ибо пильныя рамы никакого дѣйствія не имѣютъ: то и должно, чтобъ она или была на ряду положена съ прочими хлѣбомольными мельницами въ оброкъ и отдаваема въ 4-хъ-лѣтнее содержаніе, а не безъ переторжки ему вѣчно, или чтобъ была она въ самомъ дѣлѣ пильной и построены бъ были на ней по указу 1763 года слюзы, въ чемъ, кажется, отъ него Тулинова и затрудненія никакого не воспослѣдуетъ, слюзы по первому приказанію имъ сдѣланы будутъ.
// 674
на сваи для постройки каменнаго моста, былъ прогнанъ; но какъ только препятствовали у вышеписанныхъ мельницъ плотины, то при оныхъ каждый плотъ былъ разбиранъ и лѣсъ поштучно чрезъ оныя перетаскиванъ, а изъ сего неоспоримо явствуетъ, что ежелибъ мельницъ на семъ разстояніи рѣки Цны не было, то и оное бы безъ всякаго препятствія конечно было судоходно.
§ 20.
Способы отвратить вышеписанныя
препятствія и учредить по сей части рѣки
Цны беззатруднительное судоходство.
Способы отвратить вышеписанныя препятствія и учредить по сей части рѣки Цны беззатруднительное судоходство суть слѣдующая: 1-е, Согласно указу 1743 года сентября 12 дня 11 пункту, можно бы приказать вышепомянутыя пять мельницъ, яко съ рѣки судоходной, снять и впредь ихъ не строить, или ежели по силѣ высочайше конфирмованнаго въ 781-мъ году и даннаго казеннымъ палатамъ наставленія, перваго отдѣленія 7-го § и имяннаго Ея Императорскаго Величества указа, состоявшагося въ 16-ти высочайшихъ рѣшеніяхъ тогожъ 1781 года въ 31-й день марта, 13-го пункта, безъ высочайшаго повелѣнія, платимаго съ мельницъ оброка снять неможно, да и они для жителей нужны, то въ сходственность указа 1763 года августа 27 дня и во исполненіе онаго послѣдовавшаго въ государственной камеръ-коллегіи въ ономъ же 1763-мъ году октября 23 дня опредѣленія 23 пункта, приказать плотины при тѣхъ мельницахъ сдѣлать съ слюзами, дабы судовому ходу и лѣсной гонкѣ ни малѣйшаго препятствія не было, тѣмъ паче что и хозяева оныхъ, а особливо купцы Тулиновъ и Расторгуевъ, первый въ тамбовской казенной палатѣ, а второй въ моршанскомъ уѣздномъ судѣ, обязались построить оныя мельницы на основаніи вышепомянутаго 1763 года указа, то и должны быть не иначе какъ съ слюзами; отъ чего, уповательно, они и сами не отрекутся, а особливо ежели изъ высочайшей щедроты какая имъ, хотя небольшая, оказана будетъ помощь; а ежели оные слюзы и вовсе сдѣлать на счетъ казенный, то большой издержки не востребуется, тѣмъ паче когда сдѣлать ихъ самыя простыя и безъ красивыхъ какихъ-либо пристроекъ; а ежелибъ сію сумму, хотя не испрашивая у высочайшаго престола, употребить изъ опредѣленной на строеніе суммы или изъ
// 675
процентовъ оной, то кажется, по моему мнѣнію, замѣнилась бы оная дешевизною матеріаловъ, которые чрезъ посредство сего судоходства, какъ строевымъ лѣсомъ, такъ дровами и извѣстнымъ камнемъ изъ Шацкаго уѣзда, изъ селъ Волосатова и Конобѣева, за весьма выгоднѣйшую цѣну, нежели нынѣ на казенныя строенія, доставать можно бъ было. 2-е, Послужитъ также способомъ къ безпрепятственному по сей части рѣки Цны судоходству, что можно будетъ плавать судамъ не токмо въ весеннее и осеннее время, но и въ меженную пору, ежели рѣку сію по оной дистанціи содержать въ подлежащемъ присмотрѣ и не допускать по мягкому ея грунту и пологимъ мѣстамъ раздѣляться на новыя почти ежегодно рукава и тѣмъ самымъ имѣть воду въ подлежащемъ возвышеніи, дабы фарватеръ былъ къ судоходству всегда способнымъ; старые же протоки пресѣчь плотинами. Ежелибъ сіе мнѣніе было апробовано, то можно нынѣшнею же зимою заготовить потребное число фашиннику и лѣсу, а когда весна наступитъ, то начать дѣлать слюзы и кончить всѣ пять къ осени, чтó находящійся въ здѣшней губерніи машинный мастеръ Барзантій и беретъ на свое искусство.
________
// 676
[1] Полное заглавіе рукописи: Мнѣніе о судоходствѣ Тамбовской губерніи внизъ по рѣкѣ Цнѣ отъ города Моршанска до рѣки Мокши и Оки къ городу Елатьмѣ, и вверхъ по той же рѣкѣ Цнѣ отъ Моршанска до губернскаго города Тамбова. Въ примѣчаніи къ Запискамъ Державина (Т. VI, стр. 601) было упомянуто, что этого сочиненія въ бумагахъ его не оказалось. Впослѣдствіи оно найдено М. Ѳ. Шугуровымъ въ одесскомъ архивѣ князя С. М. Воронцова вмѣстѣ со многими другими бумагами, которыя Державинъ сообщалъ своему покровителю графу Александру Романовичу; при обязательномъ посредствѣ г. Шугурова эти рукописи доставлены намъ съ разрѣшенія просвѣщеннаго владѣльца архива. Заимствуя изъ нихъ Мнѣніе Державина, мы не считаемъ нужнымъ печатать при немъ находящихся въ той же тетради картъ и другихъ приложеній.
[2] Ряжи или рѣжи — переклады изъ бревенъ, складенные клѣткою и употребляемые вмѣсто свай (Акад. Словарь).