Добродетель

XV. ДОБРОДѢТЕЛЬ[1].

_____

Орудье благости и силъ,                                              1.

Господня дщерь, Его подобье,

Въ которой мудро совмѣстилъ

Онъ твердость, кротость, умъ, незлобье

И къ благу общему любовь,

О доблесть смертныхъ! Добродѣтель!

О соль земли! — хоть сонмъ духовъ,

Разврату нравственну радѣтель,

И смѣетъ звать тебя мечтой;

Но Богъ, я мню, ты воплощенный.

 

Такъ, — ты намѣстница Творца,                                    2.

Его зиждительница воли

Въ Его селеньяхъ безъ конца.

И въ сей боренія юдоли

Добра и зла ты вождь единъ.

Къ высокой той чредѣ ведущій,

Къ которой избранъ Свѣта сынъ.

О Ангелъ, въ человѣкѣ сущій!

// С. 56

 

О человѣкъ, лицомъ, душой

На небеса взирать рожденный!

 

Ты, доблесть, — мужества примѣръ,                                   3.

Ты — цѣломудрія зерцало,

Незыблема подпора вѣръ,

Несокрушимо странъ забрало.

Ты въ узахъ, въ бѣдствахъ присный другъ,

Клевретъ въ трудахъ, товарищъ въ бдѣньи,

Вождямъ и пастырямъ ты духъ

Даешь, ихъ паствъ и царствъ въ храненьи,

Плодъ ратаямъ, талантамъ блескъ,

Вѣнецъ — всѣхъ нуждъ превозможеньямъ.

 

Ты, Добродѣтель, образецъ                                        4.

Благодѣяньевъ всѣхъ возможныхъ,

Гармонія благихъ сердецъ,

Источникъ сладостей неложныхъ.

Ты, — если царствуешь съ царемъ, —

Съ судомъ онъ милость сочетаетъ,

Зло облиставъ своимъ лицомъ;

Отъ сильныхъ слабыхъ защищаетъ:

Покровъ наукъ и музъ ты плескъ,

Мать сирыхъ, врачъ изнеможеньямъ.

 

Кто разъ узрѣлъ твои черты,                                     5.

Твоей плѣнился красотою,

Вкусилъ священныхъ устъ соты

И весь слился съ тобой душою,

Тому другихъ красотъ ужъ нѣтъ:

Прахъ — безъ тебя ему богатство.

Корона — въ терніяхъ цвѣтетъ;

Но гдѣ узритъ тебя, — препятство

// С. 57

 

И смерть ему уже ничто; —

Летитъ тобою насладиться.

 

Тогда ему и злой тиранъ                                            6.

И всѣ его прещенья, муки, —

Какъ будто знакъ къ побѣдѣ данъ;

Всѣ ужасы — торжествъ какъ звуки

Манятъ на лобно мѣсто течь:

На пиръ, на бракъ какъ бы съ невѣстой,

Съ улыбкою идетъ подъ мечъ. —

Такъ Михаилъ шелъ въ гробъ отверзтой[2],

Чтя ханску ярость ни во что,

Чтобъ идоламъ не поклониться.

 

Тогда, — какъ страстны мы тобой,                           7.

Какихъ свойствъ милосердья чужды?

Смягчаемся сиротъ слезой,

Не сносимъ хладно нищихъ нужды,

Воспитывать дѣтей рачимъ,

Болѣзнь и старость облегчаемъ,

Цвѣтъ цѣломудрія хранимъ,

Умъ слѣпо вѣрою плѣняемъ.

Скорѣй царь бѣдность посѣтитъ,

Любя тебя, чѣмъ домъ богатый.

 

Тогда въ судилищахъ и судъ                                      8.

Даютъ бояры безпристрастно,

Отечество, царя блюдутъ

И правду говорятъ безстрашно.

Тогда, о сладостный восторгъ!

// С. 58

 

Царицы — вѣрныхъ женъ примѣры:

Вершитъ свой Евпраксія рокъ[3]!

Лилеей ставъ царевна вѣры,

Сама дѣвъ сонму предсѣдитъ[4].

И въ души льетъ ихъ нравы святы!

 

Но льзя ль исчислить лѣпоты                               9.

Твои, о доблесть всеблаженна!

Ты все вчиняешь въ красоты,

Что тронетъ длань твоя священна:

Ты доблишь чувства, мысли, трудъ,

Какъ соль творитъ вкуснѣй всѣ яства;

Тобой геройствомъ — храбрость чтутъ,

Щедротою — уронъ богатства,

Прощеньемъ ты караешь месть,

Ты ненавидима, а любишь.

 

И, Добродѣтель, посему                                         10.

Добротой Богу ты подобна,

Что, доброхотствуя всему,

Ты благородствомъ превосходна:

Твой правда трудъ, твой польза плодъ;

// С. 59

 

Ты не себѣ, но всѣмъ радѣешь,

Ко всѣмъ добра ты — для добротъ,

Просить награды — не умѣешь;

Всему предпочитаешь — честь

И о дѣлахъ своихъ не трубишь.

 

Величія и славы цвѣтъ                                            11.

Небесъ, о безпорочна Дѣва!

Тобой стоитъ сей только свѣтъ

Среди страстей кипящихъ рева.

Коль не было бъ въ немъ чадъ твоихъ,

Орловъ, сквозь бурь летать рожденныхъ,

И голубицъ, отъ чреслъ святыхъ

Твоихъ на свѣтъ произведенныхъ,

Чтобъ зло кротить и побѣждать, —

Міръ палъ давно бы въ преисподню.

 

Цвѣти жъ сильнѣй, эдемскій кринъ,                    12.

Средь дебрь терновыхъ здѣшня міра,

Да благовоніемъ твоимъ

Моя всѣхъ услаждаетъ лира.

Или во мнѣ твоихъ добротъ

Лицомъ благоволи явиться:

Тогда и солнца отъ красотъ

Не усумнюся отвратиться,

Твою чтобъ только пальму взять

И къ лону принести Господню.

// С. 60

 

 



[1]        Писано 12 іюля на Званкѣ. Въ рукописи помѣщено подъ заглавіемъ слѣдующее, потомъ зачеркнутое примѣчаніе: «Написано по спору, въ которомъ съ одной стороны утверждали, что нѣтъ добродѣтели, что она только существуетъ мечтательно и условно». Напеч. въ Соч. и перев. росс. акад., ч. V (1811), стр. 166, и 1816 г. въ ч. V, XVI.

[2]        Такъ Михаилъ шелъ въ гробъ отверзтой.

         Великій князь Михаилъ не поклонился идоламъ Батыя и пострадалъ. Д.

[3]        Вершитъ свой Евпраксія рокъ!

         Евпраксія, великая княгиня рязанская, чтобъ не достаться въ руки влюбленнаго въ нее Батыя, бросилась съ башни. Д. — Евпраксія была супруга князя Ѳеодора Юрьевича, убитаго при нашествіи Батыя на Рязань. На сказаніе о Евпраксіи Державинъ написалъ впослѣдствіи трагедію, носящую въ заглавіи имя этой княгини.

[4]        Сама дѣвъ сонму предсѣдитъ.

         Дочъ Ярослава. Д. — Такъ въ изданіи 1816 г.; въ рукописи же было примѣчаніе: «Великая княжна Анна, дочь Всеволода, пошедъ въ дѣвичій монастырь, сама воспитывала дѣвицъ и учила ихъ разнымъ знаніямъ». Послѣднее свѣдѣніе согласно съ извѣстіемъ, находящимся въ Исторіи Татищева. Анна, или Янка, постриглась въ 1113 году. Отецъ ея былъ сынъ Ярослава Владиміровича (Ср. Ист. Г. Р., т. II, прим. 156).