XIV. ИДОЛОПОКЛОНСТВО[1].
______
Азъ есмь Господь Богъ твой, да не будутъ
тебѣ бози ини…
Творцу я поклоняюсь міра, 1.
Въ лицѣ Его служу царю.
Нигдѣ, ни въ комъ себѣ кумира
И не творилъ и не творю.
Почтожъ мнѣ, идолы безчестны,
Шумихой, мишурой прелестны,
Вкругъ ползать вашихъ алтарей? —
Почто, — коль въ хижинѣ безвѣстной
Доволенъ подъ рукой небесной
Я долею моей?
Богатствъ, чиновъ стяжатель, власти, 2.
Льстецъ, ищущій могущимъ быть,
Пусть лучшей достигаетъ части, —
Стоитъ въ водѣ и — хочетъ пить;
Но пастырь добрый[2], вѣрный стаду[3],
Не перелазитъ чрезъ ограду,
// С. 52
За посохомъ нейдетъ безъ зва
И пастырства не вымоляетъ;
А взявъ овецъ, ихъ соблюдаетъ
Отъ расхищенья льва;
Кладетъ за нихъ въ часъ лютый душу, 3.
Не бѣгавъ, какъ наемникъ, прочь;
Но знавъ, что Тотъ, Кто море, сушу
И небо создалъ, день и ночь
Такъ дланью бдитъ надъ нимъ своею,
Какъ предначертанной стезею
Катитъ и міра колесо:
То полнъ сихъ чувствъ и не крушится,
А подъ какимъ зубцомъ случится, —
Смиренно сноситъ все,
И чтетъ терпѣнье въ добродѣтель, 4.
Что смертнымъ нужно всѣмъ оно;
Что чрезъ него лишь насъ Содѣтель
Вчиняетъ звѣздъ своихъ въ звено;
Что перстъ Его за правду царства
Возноситъ, — низитъ за коварства
На паству не пойдетъ безъ зва,
Достоинства не вымоляетъ.
Наемникъ посохъ оставляетъ
И стадо на хищенье льва.
Все въ свѣтѣ Промыслъ управляетъ,
Пасетъ такъ звѣзды, какъ овецъ,
Народъ, какъ волны, устремляетъ
И царскихъ помыслы сердецъ
Ведетъ къ мѣтѣ ему извѣстной.
Мнѣ видится сей міръ чудесный
Какъ бы вертяще колесо.
То вверхъ оно, то внизъ вертится;
Подъ коимъ быть зубцомъ случится,
Терпѣть нашъ жребій все (Рукопись).
// С. 53
До предназначенна конца;
Царямъ вельможъ здѣсь въ возвышенье,
А тамъ даетъ во униженье
Ихъ власти и вѣнца.
Такъ Вышній таинства сердечны 5.
И мысль всѣхъ видитъ съ горнихъ мѣстъ,
Мракъ ада проницаетъ вѣчный
И солнечныхъ пучины гнѣздъ.
Въ Его — снѣжинка въ морѣ пѣнномъ,
И искра въ пламени возжженномъ,
И черна мравья путь во тмѣ,
И въ небѣ слѣдъ орла паряща,
И туча стрѣлъ, съ луковъ летяща,
Различены умѣ.
Различены; — но нѣтъ изъятья; 6.
Міръ въ общей колеѣ течетъ;
Хоть въ томъ звенѣ, хоть въ томъ участье –
Несчастьемъ тотъ, сей счастьемъ чтетъ.
Къ чему жъ гордыней надыматься,
Когда случится возвышаться?
Мы можемъ завтра внизъ упасть.
Но ползть почто и бѣдствъ въ юдолѣ?
Учиться лучше въ низкой долѣ:
Тщетна кумировъ власть.
Ахъ, нѣтъ! — кумиры сильны въ мірѣ[4], 7.
Издревле имъ поклонникъ свѣтъ:
Здѣсь роскошь усыпляетъ въ пирѣ,
Тамъ красота ядъ въ сердце льетъ;
// С. 54
Здѣсь злато ослѣпляетъ блескомъ,
Тамъ слава оглушаетъ трескомъ.
Все, все сочли за бога мы!
Безчисленны суть наши страсти[5],
Крамольники мы вышней власти.
О Россъ! бѣги сей тмы.
// С. 55
[1] Написано 27 іюня на Званкѣ и очевидно выражаетъ взглядъ поэта на собственныя его тогдашнія отношенія (Ср. въ Томѣ II, стр. 590, стихотвореніе Облако). Напеч. 1816 г. въ ч. V, хіѵ.
[2] Но пастырь добрый, вѣрный стаду и проч.
Слѣдующее за симъ есть подражаніе притчѣ Спасителя о добромъ пастырѣ (ев. отъ Іоанна, гл. X).
[3] Пусть тать прелазитъ чрезъ ограду,
Но пастырь добрый, вѣрный стаду
[4] Нѣтъ! идолы могущи въ мірѣ.
— О нѣтъ! болваны сильны въ мірѣ.