Эпистола И. И. Шувалову

 

<Эпистола И. И. Шувалову // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 1: Стихотворения, ч. 1: [1770—1776 гг.]: с рис., найденными в рукописях, с портр. и снимками. — 1864. С. 50—57>

XIV. ЭПИСТОЛА И. И. ШУВАЛОВУ[i]

НА ПРИБЫТIЕ ЕГО ИЗЪ ЧУЖИХЪ КРАЕВЪ ВЪ Санктпетербургъ 1777 ГОДА

СЕНТЯБРЯ 17 ДНЯ[1].

__

Предстатель росскихъ музъ, талантовъ покровительа,

Любимецъ ихъ и другъ, мой вождь и просвѣтитель,

Который истинну хвалу себѣ снискалъ,

Что въ счастьи не однимъ лишь счастiемъ блисталъ,

Любилъ отечество, науки ободряяб,

 

// 50

 

Художества и вкусъ изящный насаждая,

Елисаветиныхъ средь радостныхъ годовъ

Былъ въ младости министръ, въ вельможѣ философъв,

Природой одаренъ и просвѣщенъ ученьемъ!

О ты, кто наполнялъ пiитовъ духъ пареньемъ

И былъ ихъ Аполлонъ и сталъ безсмертенъ симъг,

Что пѣснь Петровыхъ дѣлъ подъ именемъ твоимъ

Чрезъ Ломоносова въ концы гремяща мiра

Тобой ободрена[2], — хвала тебѣ та лирад!

Се славный памятникъ: не грады разорилъ —

Садя училища, ты грады озарилъ!

 

// 51

 

Се паки днесь тебя отечество встрѣчаетъе;

Какъ мать рожденнаго, на лоно принимаетъ;

Горящу грудь къ тебѣ, горящiй взоръ стремитъ;

Полна любовiю, съ тобою говоритъ:

«Я сколько лѣтъ тебя, любезный сынъ, не зрѣла

И видѣть ужъ тебя надежды не имѣла,

Просила небеса, чтобъ ты во здравьи жилъ;

Но днесь ты, возвращенъ, мнѣ радость въ душу влилъж!

Я прежнимъ чувствiемъ тобою услаждаюсь,

Утѣхи отъ тебя и пользы дожидаюсь.

Но если сердцемъ чуждъ отъ чуждыхъ странъ пришелъз,

Не стоишь ласкъ моихъ, которыя нашелъ».

 

Нѣтъ, прежнюю въ тебѣ мы узримъ добродѣтель,

Шуваловъ! коей всякъ изъ Россовъ былъ свидѣтель.

Во дни Минервины, въ Екатерининъ вѣкъ,

Достоинствъ таковыхъ потребенъ человѣкъи.

Ты будешь, мудрою водимъ ея рукою,

Блистать парнасскаго эдема красотою;

Сады твоихъ добротъ среди созрѣлыхъ лѣтъ

Размножишь болѣе, чѣмъ гдѣ ихъ видѣлъ свѣтъ;

И словомъ, жизнь твоя согласна будетъ чину,

Какая знатному прилична властелинуi;

Каковъ ты прежде былъ, не взлюбишь тщетный шумъ:

Полезныя дѣла, не блескъ, питаютъ умък;

 

// 52

 

Пресвѣтелъ санъ, коль имъ сiяетъ добродѣтельл;

Любезна власть, когда ей блага кто содѣтель.

Отъ вредной праздности, отъ роскоши хранясь,

Благими нравами, трудами веселясь,

Ты будешь пользою народной отличатьсям,

Какъ Нилъ изъ скрытыхъ мѣстъ блаженствомъ проливаться:

Незримъ его истокъ, но польза всѣмъ видна.

Столпы отечества! се ваша цѣль одна,

Идете ль явными со громомъ вы шагамин,

Иль созидаете вы втайнѣ миръ съ богами.

Какъ Генрихъ Сюллiю, иль Сюллiй былъ ему

Виной величiя, не явно никомуо;

Но если подвигъ зримъ мы духа превосходна,

Вѣнчаетъ обоихъ признательность народна.

Въ томъ важность всѣхъ вельможъ, въ томъ сила всѣхъ царей,

Чтобъ дѣлать имъ умѣть счастливыми людей.

 

Споспѣшникъ общихъ благъ, другъ царскiй и народный,

Блаженны дни твои, коль общихъ благъ виновны.

Благословенъ тотъ годъ, благословенъ тотъ часъп,

Какъ мудрый мужъ въ совѣтъ на царскiй придетъ гласъ.

При немъ цвѣтутъ поля и класы созреваютъ,

 

// 53

 

Безбурно корабли имъ въ пристань прилетаютър,

При немъ полезенъ миръ, полезна и война,

Страна оливами и лаврами полна.

О Кольберты всѣхъ царствъ! коль въ смертныхъ исполины,

Густавы, Людвиги, Петры, Екатериныс,

Сiянье вашихъ дѣлъ мрачатъ въ своихъ лучахъ[3]:

Потомство освѣтитъ и вашъ по смерти прахъ.

Превыспреннимъ душамъ до звѣздъ колоссы низки:

Достойны имъ въ сердцахъ народныхъ обелиски.

 

Кто мыслитъ хорошо, что мыслитъ, говоритъ

И сказанное все со твердостью творитъ,

Отъ онаго страна всего да ожидаетът,

Чѣмъ только щедрый Богъ ее благословляетъ.

Не стяжетъ онъ себѣ ни злата, ни сребра:

Для общаго живетъ и частнаго добрау.

 

Благотворенья въ насъ двоякiе суть виды:

Кто силенъ, никому не дѣлай тотъ обиды;

Но кто безсиленъ, тотъ терпящимъ сострадайф,

 

// 54

 

Имъ руку помощи, сколь можно, подавай.

Отъ сихъ источниковъ, повидимому скудныхъ,

Впослѣдствiй[4] океанъ исходитъ благъ повсюдныхъх.

 

Какъ началъ прежде ты, Шуваловъ, такъ скончай.

Правдивъ ты былъ — суди; былъ щедръ — и награждай.

Ты сердцемъ никогда не равенъ былъ желѣзу:

Уйми ты бѣдныхъ вздохъ, отри ты сирыхъ слезу,

Въ прелестной суетѣ ты кротокъ былъ душойц:

Плѣняй и днесь сердца единымъ лишь собой.

Владычицѣ своей въ дняхъ юности былъ вѣренъч:

И въ мужествѣ другой пребудь нелицемѣренъ.

Люби отечество, любилъ какъ прежде ты,

Сiяй сiянiемъ его ты красоты.

Въ дѣяньяхъ честности имѣя умъ твой Богомъ

И добродѣтель лишь душѣ твоей чертогомъ,

Блистай раченiемъ, науки кореня;

Какъ прежде научалъ, ты научай меня,

Чтобъ съ малымъ я умомъ былъ обществу любезенъш,

Талантовъ скудостью отечеству полезенъ.

О! жалкiй полубогъ, кто носитъ тщетно санъ:

Предъ трономъ тотъ ничто, на тронѣ истуканъ.

 

Прости, что дерзокъ я, такъ изъясняться смѣя:

Согласiе стиховъ безъ истины — Цирцея.

Божественный языкъ на похвалу людямъ,

Безъ наставленья имъ, есть вредный ѳимiамъ.

 

// 55

 

Ho если я и слабъ подать кому совѣты,

На поприще другимъ въ тебѣ достойны мѣты:

Да всякъ твоей стезей цвѣтущей потечетъщ,

Почтенiе къ себѣ отъ свѣта привлечетъ.

 

Благоуханнымъ жизнь наполня ароматомъ,

Ты соты, какъ пчела, приносишь намъ возвратомъ,

Какiе собралъ ты, обозрѣвая свѣтъъ:

Вкусъ, просвѣщенiе и опытъ зрѣлыхъ лѣтъ.

Царица мудрая искусство то имѣетъ,

Что разумомъ дары распредѣлять умѣетъ.

Открывъ тебѣ твой путь, и озаритъ она:

Любовь народная — царей любви равна.

О! будь украшенъ ты по сердцу обоими;

Сомнѣнiя въ томъ нѣтъ съ заслугами твоими[5].

 

Подъ сѣнiю твоей воспитанъ, возращенъ,

Питомецъ музъ твоихъ и ими наученъы,

Я ревностный тебѣ почтенья всѣхъ свидѣтель,

И благодарность лишь — стиховъ моихъ содѣтель.

Не вѣдавъ ты меня, благодѣянья лилъ:

Не знай, другъ общества, кто здѣсь тебя хвалилъ;

 

// 56

 

Ho да гремитъ въ твой слухъ та истина высокаь:

Гласъ общiй никогда не похвалялъ порока.

 

Съ предѣловъ болгарскихъ[6], съ отпадшихъ странъ Луны,

Эдигиреевъ тронъ и родъ гдѣ попраны[7];

Зюмбекиныхъ[8] не внявъ коварствъ, волшебствъ и стонаѣ,

Гдѣ растерзалъ Орелъ треглаваго Дракона[9];

Воздвигнулъ Iоаннъ гдѣ крестъ для свѣта мурзъ;

Тобой Елисаветъ гдѣ водворила музъ[10];

Чрезъ горы, чрезъ лѣса, чрезъ рѣки, чрезъ стремнины,

Гдѣ взоръ сiялъ Петровъ и взоръ Екатерины, —[ii]

Оттоль сей идетъ гласъ, оттоль сей лирный звонъ;

Изъ отдаленности къ тебѣ усерденъ онъ.

 

а Ревнитель росскихъ музъ, талантовъ покровитель,

Ходатай ихъ и другъ, мой вождь и просвѣтитель (1798).

б Любилъ отечество, ему все въ пользу строилъ,

Науки, мастерства, художества покоилъ.

в Во младости министръ, въ вельможѣ философъ.

г Ты былъ ихъ Аполлонъ и ты безсмертенъ симъ.

д Тобой ободрена, — тебѣ хвала та лира.

е Обратно днесь тебя отечество встрѣчаетъ.

ж Но днесь ты возвращенъ, ты радость въ душу влилъ.

з Но коль ты сердцемъ чуждъ отъ чуждыхъ странъ пришелъ.

и Еще полезнѣе полезный человѣкъ.

Ты будешь подъ ея рукою успѣвати,

Парнасскiе сады стараться угобжати;

Сады твоихъ добротъ, во спѣлость твоихъ лѣтъ,

Ты болѣ расцвѣтишь, чѣмъ сколько видѣлъ свѣтъ

i Какая знатному прилична господину.

к Прекрасныя дѣла, не пышность, тѣшатъ умъ.

л Пресвѣтелъ оный санъ, въ комъ спѣетъ добродѣтель;

Любезна она власть, кто властью благъ содѣтель.

м Ты будешь пользою народною блистати,

Какъ Нилъ изъ скрытныхъ мѣстъ блаженство проливати:

Не зрятъ его истокъ, но польза всѣмъ видна.

н Хотя вы явными несете громъ шагами,

Хотя съ земными втай речете миръ богами.

о Виной величества, не явно никому;

Но если блещетъ дѣлъ ихъ явно свѣтозарность,

Вѣнчаетъ обоихъ народна благодарность.

Въ томъ пышность всѣхъ вельможъ, въ томъ гордость всѣхъ царей.

п Благословенъ тотъ годъ, благословенъ тотъ день,

Премудрый какъ министръ изыдетъ царству въ сѣнь!

При немъ бразды полей безбѣдно расцвѣтаютъ,

р При немъ суда торговъ безбурно прилетаютъ,

При ономъ светелъ миръ, при немъ славна война.

с Христины, Людвики, Петры, Екатерины,

Сiянье вашихъ дѣлъ въ своихъ промчатъ лучахъ:

Потомство освѣщать вашъ будетъ послѣ прахъ.

т Отъ онаго народъ все долженъ ожидати,

Чѣмъ могутъ небеса страну благословляти.

у Для общаго живетъ и каждаго добра.

Главнѣйшаго добра въ насъ двойственны суть виды.

ф Безсиленъ если кто, тотъ жалостью страдай,

Отъ бѣдства ближнего сколь можно соблюдай.

х Исходитъ океанъ опосле благъ повсюдных.

ц Въ прелестной суетѣ ты не мечталъ собой.

ч Владычицѣ своей въ дняхъ счастья былъ ты вѣренъ.

ш Чтобъ съ малымъ я умомъ былъ въ дѣйствiяхъ любезенъ.

щ Да въ слѣдъ твоихъ стезей, гдѣ возрасли цвѣты,

Послѣдуетъ пусть всякъ и будетъ каковъ ты.

ъ Съ полей познанiя тебѣ явилъ что свѣтъ,

Ты пользу собралъ всю, чтобъ намъ устроить медъ.

Царица мудрая способность въ томъ являетъ,

Дары она умовъ распредѣляти знаетъ;

Подастъ тебѣ твой путь и озаритъ она.

ы И свѣта твоего лучами озаренъ,

Се ревностный тебѣ я всѣхъ любви свидѣтель,

Изъ благодарности стиховъ моихъ содѣтель.

ь Довольно, лишь внимай ты истину высоку:

Гласъ общiй никогда не похвалялъ пороку.

(Эти два стиха могли служить хорошимъ окончанiемъ Эпистолы въ первой ея редакцiи).

ѣ Двуглавный гдѣ орелъ, не внявъ волшебствъ и стона

Зюмбеки, растерзалъ треглавнаго дракона,

Девору Iоаннъ; гдѣ въ свѣтъ возвысилъ мурзъ (1779).

(Въ изданiи 1798, которому этотъ варiантъ также принадлежитъ, вмѣсто слова свѣтъ поставлено, вѣроятно безъ вѣдома Державина: санъ, чѣмъ смыслъ стиха, и безъ того неясный, совершенно затемненъ).

 

// 57

 



[1] Иванъ Ивановичъ Шуваловъ (род. 1727, ум. 1797) былъ кураторомъ казанской гимназiи, когда Державинъ воспитывался въ ней (1759—1762). Поэтъ пользовался и послѣ покровительствомъ его. Еще при Петрѣ III Шуваловъ, какъ бы осиротѣвъ по смерти императрицы Елисаветы, хотѣлъ отправиться въ чужiе края; но это удалось ему только по вступленiи на престолъ Екатерины II. Его отсутствiе продолжалось отъ апрѣля 1763 до сентября 1777 г. Возвращенiе его дало пищу производительности многихъ стихотворцевъ.См. у Сопикова ч. III и IV, №№ 3.742, 7.327, 11.371, 11.420, 11.421 и проч. Первымъ изъ приведенныхъ здѣсь нумеровъ означена эпистола Фрязиновскаго. Въ Russische Bibliothek Бакмейстера (1778, ч. V, стр. 223) объявлено о появленiи другой эпистолы неизвѣстнаго автора, написанной александрiйскими стихами, на тотъ же предметъ, при чемъ замѣчено, что слово эпистола входитъ, повидимому, въ моду у Русскихъ. Конечно къ тому же случаю относилась эпистола, присланная вскорѣ послѣ возвращенiя Шувалова Новикову для журнала Утреннiй Свѣтъ; но непринятая редакцiею, какъ несоотвѣтствовавшая чисто нравоучительной цѣли этого изданiя (Утр. Свѣтъ 1777, октябрь). Весьма вѣроятно, что какъ у Бакмейстера, такъ и въ Утреннемъ Свѣтѣ рѣчь идетъ именно объ эпистолѣ Державина, имя котораго находится въ спискѣ подписчиковъ на Утреннiй Свѣтъ, и который, по словамъ Остолопова (Ключъ къ соч. Держ., стр. 13), дѣйствительно издалъ свое посланiе отдѣльно.

Эпистола Державина, судя по смыслу послѣднихъ стиховъ ея, была окончательно дополнена въ Казани въ 1778 году, когда онъ, вскорѣ послѣ женитьбы, ѣздилъ на родину. Дмитрiевъ въ своихъ Запискахъ положительно говоритъ, что она была написана тамъ. Впрочемъ Дмитрiевъ въ этомъ показанiи могъ также основываться только на заключенiи пьесы. Возможно, что Державинъ уже и при первоначальной редакцiи ея въ Петербургѣ придумалъ такой конецъ, чтобы полнѣе обозначить свое отношенiе къ Шувалову. Эпистола была вторично напечатана въ 1779 году, въ августовской книжкѣ С-петербургскаго Вѣстника (ч. IV, стр. 95). Потомъ она перешла, почти безъ измѣненiй и противъ желанiя автора, въ изданiе 1798, стр. 299 (см. письма его подъ 1797 и 1798 г.). Въ 1808 г. онъ исключилъ ее изъ собранiя своихъ сочиненiй. Но въ рукописяхъ его есть позднѣйшая ея редакцiя, по которой она здѣсь и печатается съ полнымъ указанiемъ варiантовъ по изданiю 1798 г.

«Эта эпистола», говоритъ г. Бартеневъ (Зап. Держ., Русск. Бесѣда, стр. 121), «весьма замѣчательна по независимости и смѣлости сужденiй и самыхъ похвалъ: въ ней уже подробно и рѣзко излагается мнѣнiе Державина объ обязанностяхъ вельможи».

[2] Что пѣснь Петровыхъ дѣлъ — — тобой ободрена.

Ломоносовъ, окончивъ двѣ первыя пѣсни поэмы Петръ Великiй, напечаталъ ихъ отдѣльно въ 1760 году, съ посвященiемъ Шувалову.

[3] Сiянье вашихъ дѣлъ мрачатъ въ своихъ лучахъ.

Въ изданiи 1798 г. напечатано промчатъ вмѣсто мрачатъ, какъ было въ С-петербугск. Вѣстникѣ. Вѣроятно, это одна изъ тѣхъ неисправностей, вкравшихся въ московское изданiе, на которыя жалуется Державинъ въ «Предувѣдомленiи къ читателю». Мысль этихъ стиховъ та, что славою монарховъ часто затмевается слава лучшихъ изъ ихъ подданныхъ.

[4] Впослѣдствiй океанъ исходитъ благъ повсюдныхъ.

Вначалѣ Державинъ  позволялъ себѣ употреблять въ стихахъ: впослѣдствiй, Россiй, Марiй и т. п. , вмѣсто: впослѣдствiи, Россiи, Марiи.

[5] Сомнѣнiя въ томъ нѣтъ съ заслугами твоими.

Въ позднѣйшей редакцiи вмѣсто: съ заслугами поставлено: съ способностьми; но здесь мы позволили себѣ удержать прежнее выраженiе, какъ болѣе удачное, по нашему мненiю.

[6] Съ предѣловъ болгарскихъ...

Болгары — татарское селенiе въ 120 верстахъ отъ Казани, развалины котораго и теперь еще видны.

[7] Эдигиреевъ тронъ и родъ гдѣ попраны.

Эдигиреевъ вм. Эдигеровъ. Эдигеръ, бывшiй царевичъ астраханскiй, былъ послѣднимъ татарскимъ царемъ въ Казани.

[8] Зюмбекиныхъ не внявъ коварствъ, волшебствъ и стона.

Зюмбека или Сумбека, дочь ногайскаго князя Юсуфа, вдова казанскаго царя Сафа-Гирея, была выдана Ивану Грозному вмѣстѣ съ ея сыномъ и отвезена въ Москву. Прежде нежели рѣшилась участь ея, она обращалась къ волхвамъ и посылала знатнѣйшего своего духовнаго вопросить бѣса, одолѣетъ ли она московскѣго государя (П. Рычкова Опытъ Казанской исторiи, стр. 130).

[9] Гдѣ растерзалъ Орелъ треглаваго Дракона.

Гербъ казанской губернiи — черный змѣй съ красными крыльями.

[10] Тобой Елисаветъ гдѣ водворила музъ

т. е. гдѣ Елисавета при твоемъ посредствѣ учредила гимназiю.

 



[i] Къ примѣчанію 1. Державинъ къ этой Эпистолѣ подражалъ отчасти Ломоносову, который къ тому же вельможѣ и тѣмъ же размѣромъ написалъ Письмо о пользѣ стекла и посвященіе при первыхъ двухъ пѣсняхъ поэмы Петръ Великій. — Самая полная до сихъ поръ и почти единственная біографія Шувалова составлена П. И. Бартеневымъ; она напечатана въ Русской Бесѣдѣ 1857 г., № 1, и сверхъ того въ небольшомъ числѣ отдѣльныхъ оттисковъ.

[ii] Къ стиху 134: «Гдѣ взоръ сіялъ Петровъ и взоръ Екатерины». Петръ В. Посѣтилъ Казань въ 1722 году, отправляясь водою въ персидскій походъ; а Екатерина ІІ была здѣсь въ 1767 году. Галера, на которой императрица совершила плаваніе отъ Твери до Симбирска, еще и теперь сохраняется подъ Казанью. Литературнымъ памятникомъ этого путешествія остался русскій переводъ Мармонтелева Велисарія, надъ которымъ Екатерина трудилась въ пути вмѣстѣ съ своими приближенными (Бакмейстера Russ. Bibl., т. ІІІ, стр. 522).

// 58

 ___________________________________________________

Эпистола И. И. Шувалову

 Къ примѣчанію 1. С. 50.

 

Державинъ къ этой Эпистолѣ подражалъ отчасти Ломоносову, который къ тому же вельможѣ и тѣмъ же размѣромъ написалъ Письмо о пользѣ стекла и посвященіе при первыхъ двухъ пѣсняхъ поэмы Петръ Великій. — Самая полная до сихъ поръ и почти единственная біографія Шувалова составлена П. И. Бартеневымъ; она напечатана въ Русской Бесѣдѣ 1857 г., № 1, и сверхъ того въ небольшомъ числѣ отдѣльныхъ оттисковъ.

57. Къ стиху 134: «Гдѣ взоръ сіялъ Петровъ и взоръ Екатерины». Петръ В. Посѣтилъ Казань въ 1722 году, отправляясь водою въ персидскій походъ; а Екатерина ІІ была здѣсь въ 1767 году. Галера, на которой императрица совершила плаваніе отъ Твери до Симбирска, еще и теперь сохраняется подъ Казанью. Литературнымъ памятникомъ этого путешествія остался русскій переводъ Мармонтелева Велисарія, надъ которымъ Екатерина трудилась въ пути вмѣстѣ съ своими приближенными (Бакмейстера RussBibl., т. ІІІ, стр. 522).

// 793