<Приложение к оде «Властителям и судиям» // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 1: Стихотворения, ч. 1: [1770—1776 гг.]: с рис., найденными в рукописях, с портр. и снимками. — 1864. С. 113—115>
Приложенiе къ одѣ: «Властителямъ и судiямъ».
АНЕКДОТЪ*.
(1796).
Спросили нѣкоего стихотворца, какъ онъ смѣетъ и съ какимъ намѣренiемъ пишетъ въ стихахъ своихъ толь разительныя истины, которыя вольможамъ и двору не могутъ быть прiятны. Онъ отвѣтствовалъ:
// 113
Александръ Великiй, будучи боленъ, получилъ извѣстiе, что придворный докторъ отравить его намѣренъ. Въ то же время вступилъ къ нему и медикъ, принесшiй кубокъ, наполненный крѣпкаго зелiя. Придворные отъ ужаса поблѣднѣли. Но великодушный монархъ, презря низкiя чувствованiя ласкателей, бросилъ проницательный свой взоръ на очи врача и, увидѣвъ въ нихъ непорочность души его, безъ робости выпилъ питiе, ему принесенное, и получилъ здравiе. Такъ и мои стихи, примолвилъ пiитъ, ежели кому кажутся крѣпкими, какъ полынковое вино, то они однако такъ же здравы и спасительны. Сверхъ того, ничто столько не дѣлаетъ государей и вельможъ любезными народу и не прославляетъ ихъ въ потомствѣ, какъ то, когда они позволяютъ говорить себѣ правду и принимаютъ оную великодушно. Сплетенiе прiятныхъ только реченiй, безъ аттической соли и нравоученiя, бываетъ вяло, подозрительно и непрочно. Похвала укрѣпляетъ, а лесть искореняетъ добродѣтель. Истина одна только творитъ героевъ безсмертными, и зеркало красавицѣ не можетъ быть противно.
Подобно, ежели бы спросили меня: съ какимъ намѣренiемъ преложилъ я псаломъ
81-й? я бы отвѣтствовалъ: не съ инымъ какимъ, а точно съ тѣмъ же, какъ и г. Ломоносовъ — слѣдующiй:
Хвала всевышнему Владыкѣ
Потщися, духъ мой, возылать:
Я буду пѣть въ гремящемъ ликѣ
О Немъ, пока могу дыхать.
Никто не уповай вовѣки
На сильну власть кязей земныхъ:
Ихъ тѣ жъ родили человѣки
И нѣтъ спасенiя отъ нихъ.
// 114
Когда съ душею разлучатся
И тлѣнна плоть ихъ въ прахъ падетъ,
Высоки мысли сокрушатся
И гордость ихъ и власть минетъ*.
Словомъ, наше намѣренiе было съ нимъ одно и то же: чтобъ небесную истину въ стихахъ и чъ чистомъ употребительномъ слогѣ сдѣлать понятнѣе и удобнѣе къ впечатлѣнiю въ разумѣ и сердцѣ. Самый сей псаломъ, будучи напечатанъ, совсѣмъ и безъ позволенiя моего, не знаю кѣмъ, еще въ 1787 году, въ перiодическомъ изданiи подъ названiемъ Зеркало Свѣта, въ первой части, ежели по сiе время не произвелъ ничего дурнаго, то вѣроятно заключить можно, что нынѣ и впредь не произведетъ никакого зла; ибо проповѣдь священнаго писанiя въ прямомъ разумѣ и съ добрымъ намѣренiемъ нигдѣ и никогда не была опасна. Ежели оно въ однихъ мѣстахъ напоминаетъ земнымъ владыкамъ судить людей своихъ въ правду, то въ другихъ сътакою же силою повелѣваетъ народамъ почитать ихъ избранными отъ Бога и повиноваться имъ не токмо за страхъ, но и за совѣсть. Якобинцы, поправшiе вѣру и законы, такого рода стиховъ не писали. Орелъ открытыми глазами смотритъ на красоту солнца и восхищается имъ къ высочайшему паренiю; ночныя только птицы не могутъ сносить безъ досады его сiянiе.
// 115
* См. выше, стр. 111, примѣчанiе 1-е къ самой одѣ. Въ рукописяхъ Державина эта оправдательная записка находится между его сочиненiями въ прозѣ; намъ кажется, что настоящее ея мѣсто здѣсь. Анекдотъ былъ напечатанъ въ Памятникѣ отечественныхъ музъ, изданномъ Б. Федоровымъ на 1827 г., стр. 117. Какъ тамъ, такъ и въ рукописяхъ онъ сопровождается слѣдующею выноскою Державина: «Сей анекдотъ написанъ по случаю неблагопрiятнаго для автора непрiятелями его внушенiя императрицѣ Екатеринѣ Второй, что будто первая часть сочиненiй его, тогда ей поднесенная, содержитъ въ себѣ вредные якобинскiе замыслы, а особливо псаломъ, въ семъ анекдотѣ упоминаемый; когда же государыня прочла оный, то и премѣнила свле неудовольствiе». Въ Запискахъ Державина (Русская Бесѣда, стр. 380) прибавлены къ этому слѣдующiя подробности: «Запечатавъ въ трехъ пакетахъ, при краткихъ своихъ письмахъ, послалъ онъ тотъ анекдотъ къ тремъ ближнимъ въ то время къ императрицѣ особамъ, а именно: къ князю Зубову (фавориту), къ графу Безбородкѣ и къ Трощинскому, у котораго на разсмотрѣнiи сочиненiя его находились. Въ слѣдующее воскресенье, по обыкновенiю, поѣхалъ онъ во дворецъ и увидѣлъ противъ прежняго благопрiятную перемѣну. Государыня милостиво пожаловала ему поцѣловать руку, вельможи прiятельски съ нимъ разговаривали, и словомъ, какъ рукой сняло: всѣ обошлись съ нимъ такъ, какъ (будто) ничего не бывало».
* Первыя три строфы 7-й духовной оды Ломоносова Преложенiе псалма 145.