Петру Великому

 

<Петру Великому // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 1: Стихотворения, ч. 1: [1770—1776 гг.]: с рис., найденными в рукописях, с портр. и снимками. — 1864. С. 29—35>

1776.

IX. ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ[1].

___

Россiя, въ славу облеченна,

Куда свой взоръ ни обратитъ,

 

// 29

 

Вездѣ, весельемъ восхищенна,

Вездѣ труды Петровы зритъ.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, великiй Петръ!

 

// 30

 

Онъ, древнiй мракъ нашъ побѣждаяа,

Науки въ полночь водворилъ;

Во тмѣ свѣтильникъ возжигая,

И въ насъ благiе нравы влилъ.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

Какъ Богъ, великимъ провидѣньемъ

Онъ все собою озиралъ;

Какъ рабъ, неслыханнымъ раченьемъ

Онъ все собою исполнялъ.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

Прошелъ землями и морями.

Учился самъ, чтобъ насъ учить;

Искалъ бесѣдовать съ царямиб,

Чтобъ послѣ всѣхъ ихъ удивить.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

// 31

 

Ко скипетру рожденны руки

На трудъ несродный простиралъв;

Звучатъ доднесь по свѣту звуки,

Какъ онъ секирой ударялъ.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

Его младенчески забавы

Родили громы, наконецъг;

А посреди военной славы

Онъ былъ отечества отецъ.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

Лучи величества скрывая,

Простымъ онъ воиномъ служилъд;

Вождей искусству научая

Онъ самъ полки на брань водилъ.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

Вселенну храбрость устрашалае,

Какъ онъ противныхъ поражалъ;

Вселенну милость утѣшала,

Какъ онъ плѣненныхъ угощалъ.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

// 32

 

Владыка будучи полсвѣта,

Герой въ поляхъ и на моряхъ,

He презиралъ давать отчетаж

Своимъ рабамъ въ своихъ дѣлахъ.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

Вѣнцы, трiумфы, колесницыз

Не для себя онъ учреждалъ:

Отличность, блески багряницыи

Заслугъ въ наградѣ полагалъ.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

Былъ въ вѣрѣ твердъ и ей послушенъi;

Пѣвецъ онъ самъ былъ алтарей;

Средь золъ, средь благъ великодушенъ,

Нелестный другъ своихъ друзей.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

Монархамъ возвращалъ короны,

Законы подданнымъ писалъ;

Что должны дѣлать миллiонык,

Собой всѣмъ образъ подавалъ.

 

// 33

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

Чрезъ горы проточилъ онъ воды,

На блатахъ грады насадилъ:

Довольство ввелъ въ свои народыл,

Съ Востокомъ Западъ съединилъ.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

Онъ, истины любя уставы,

Хранилъ нелицемѣрный судъ;

Поднесь его полезны правы[2]

Ко благоденствiю ведутъм.

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

Поднесь вселенну изумляетън

Величiе его чудесъ;

Премудрыхъ умъ не постигаетъ,

Не Богъ ли въ немъ сходилъ съ небесъ?

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ!

 

// 34

 

О россы, славой лучезарны[3]!

О родъ героевъ и соборъо!

Петру вы будьте благодарны,

Да ввѣкъ Петру гремитъ нашъ хоръ!

 

Неси на небо гласы, вѣтръ:

Безсмертенъ ты, Великiй Петръ[4]!

 

а Чтобъ вѣчный мракъ нашъ побѣдити,

Онъ намъ науки водворилъ.

За грубость нашу чтобъ отмстити,

Онъ намъ благiе нравы влилъ (1778).

б Искалъ онъ видѣться съ царями,

Царей чтобъ послѣ удивить.

в Онъ въ трудъ несродный простиралъ.

Звучатъ по свѣту оны звуки.

г Родили молньи наконецъ:

Среди своей военной славы.

д Простымъ солдатомъ онъ служилъ,

Безстрашнымъ быти научая.

е Вселенну бодрость устрашала.

ж Не ставилъ въ стыдъ давать отчета

Рабамъ своимъ въ своихъ дѣлахъ.

з Трiумфы, чести, колесницы.

и Считалъ въ томъ свѣтлость багряницы,

Когда заслуги награждалъ.

i Онъ въ вѣрѣ твердъ, былъ ей послушенъ,

Пѣвецъ былъ самъ онъ алтарей.

к Что дѣлать должны миллiоны.

л Довольство далъ въ свои народы.

м Преемниковъ его державы

Въ предѣлахъ свѣта нынѣ чтутъ.

н Во всей вселенной слухъ взываетъ.

 

// 35

 



[1] Это стихотворенiе и слѣдующее за нимъ были написаны по тому поводу, что тогда изготовлялась Фальконетомъ статуя Петра Великаго, окончательно отлитая въ 1777 году, и безъ сомнѣнiя въ Петербургѣ было много толковъ по этому обстоятельству (см. И. Бакмейстера Историческое извѣстiе о изваянномъ конномъ изображенiи Петра Великаго, перев. Н. Карандашевъ, СПб. 1786). Въ изданiи 1798 (стр. 41—50), какъ и въ рукописяхъ поэта, оба стихотворенiя называются пѣснями Петру Великому; въ изданiи же 1808 г. (ч. I, XL и XLI) одно озаглавлено Монументъ Петра Великаго, а другое Петру Великому. Мы помѣщаемъ ихъ здѣсь въ обратномъ порядкѣ, потому что въ С-петербургскомъ Вѣстникѣ, гдѣ они появились первоначально 1778 г. въ iюнѣ (ч. I, стр. 485) и въ iюлѣ (ч. II, стр. 30), они такимъ же образомъ слѣдуютъ одно за другимъ. Въ Словарѣ свѣтскихъ писателей митрополита Евгенiя (т. I, стр. 172) они названы застольными пѣснями. Въ изданiи 1798 года припѣвы обѣихъ пѣсенъ, при каждомъ повторенiи, отмѣчены были надписью: хоръ.

Первая пѣсня, по словамъ Державина (Об.), была въ большомъ употребленiи въ ложахъ у массоновъ, почитавшихъ память Петра Великаго. Въ самомъ дѣлѣ они должны были любить эту пѣсню за выраженную въ ней похвалу человѣколюбiю, смиренiю, христiанскому братству и равенству. Всѣ собственныя ихъ пѣсни (какъ видно изъ печатнаго экземпляра имп. публ. библiот.) проникнуты этимъ духомъ; въ одной, напр. (стр. 40), говорится:

«Равенство и любовь

И нѣжно имя братъ

Всѣхъ титловъ и чиновъ

Намъ лестнѣе стократъ».

Но вмѣстѣ съ тѣмъ въ этихъ пѣсняхъ предписывается «монарха почитать, отечеству служить» (Ср. масонскiй катихизисъ въ Запискахъ И. В. Лопухина). Все это объясняетъ намъ и уваженiе масоновъ къ Петру I, и сочувствiе ихъ къ стихамъ Державина, который и самъ не разъ былъ приглашаемъ въ ихъ секту, однакожь никогда въ нее не вступалъ.

Въ окончательной отдѣлкѣ этой пѣсни, какъ видно изъ рукописи, принялъ нѣкоторое участiе Дмитрiевъ (См. примѣч. 1 къ одѣ На смерть Бибикова, 1774). Именно ему принадлежатъ слова: во 2-мъ куплетѣ древнiй вмѣсто вѣчный, въ насъ вмѣсто намъ; въ 4-мъ бесѣдовать вм. онъ видѣться; въ 7-мъ онъ воиномъ вм. солдатомъ онъ; въ 8-мъ храбрость вм. бодрость; въ 9-мъ владыка вм. владѣтель, не презиралъ вм. онъ не робѣлъ; въ 10-мъ вѣнцы, трiумфы вм. трiумфы, чести; — и два цѣльные стиха: въ 10-мъ Заслугъ въ наградѣ полагалъ вм. Когда заслуги награждалъ, и въ 12-мъ Поднесъ вселенну изумляетъ вм. Во всей вселенной слухъ взываетъ. Но Державинъ отвергъ нѣкоторыя другiя перемѣны, предложенныя Дмитрiевымъ, напр. въ 8-мъ куплетѣ стихъ: Какъ отъ меча враговъ спасалъ вм. Какъ онъ плѣненныхъ угощалъ, и въ 14-мъ: Полезны далъ народамъ правы, Которы къ счастiю ведутъ вмѣсто двухъ прежнихъ стиховъ этого куплета, помѣщенныхъ между варiантами, подъ буквою м.

Послѣднiй изъ приложенныхъ къ пѣснѣ рисунковъ (Оленина) представляетъ Зефира, сидящаго на орлѣ и разглашающаго слова хора; распущенныя крылья орла затмеваютъ съ одной стороны шведскiй гербъ, а съ другой луну, гербъ Турцiи.

[2] … его полезны правы.

Писатели восемнадцатаго вѣка часто употребляли слово: правы въ смыслѣ: законы.

[3] Между этимъ и предыдущимъ куплетами находился первоначально (въ С-пет. Вѣстн.) еще куплетъ, вспослѣдствiи исключенный:

Когда бы нынѣ возвратился

Ко просвѣщеннымъ Россамъ онъ,

Дѣламъ своимъ бы веселился,

Узря Екатерининъ тронъ.

[4] «По основной мысли эта пьеса не разнится отъ надписи Ломоносова къ статуѣ Петра I. Въ нѣкоторыхъ стихахъ пѣсни, напр.

Ко скипетру рождены руки

На трудъ несродный простиралъ (купл. 5)…

Лучи величества скрывая,

Простымъ онъ воиномъ служилъ (купл. 7),

Повторяется сказанное Ломоносовымъ:

Рожденны къ скипетру простеръ въ работу руки…

Послѣднiй принялъ чинъ и, царствуя, сулжилъ…

Стихъ: Не Богъ ли въ немъ сходилъ съ небесъ (купл. 15) выражаетъ также мысль Ломоносова и другихъ, уподоблявшихъ Петра божеству и называвшихъ его богомъ Россiи» (Галаховъ).

У Сумарокова есть такая же нажпись къ статуѣ Петра Великаго (соч. Сумар., ч. I, стр. 265), оканчивающаяся стихомъ:

И паче смертнаго онъ былъ подобенъ Богу.

Такъ и Херасковъ въ Россiядѣ (пѣснь VIII, стръ 178, москов. изд. 1820) сказалъ:

Се царь, оставивъ тронъ, простеръ къ работѣ руки,

и черезъ нѣсколько стиховъ:

Се Богъ, иль человѣкъ?...

Наконецъ и у самого Державина въ одѣ Вельможа (строфа 7, см. подъ 1794 г. мы находимъ повторенiе той же мысли:

Великiй Петръ, какъ нѣкiй богъ,

Блисталъ величествомъ въ работѣ.