К Анжелике Кауфман

 

<К Анжелике Кауфман // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 1: Стихотворения, ч. 1: [1770—1776 гг.]: с рис., найденными в рукописях, с портр. и снимками. — 1864. С. 662664>

XCIII. КЪ АНЖЕЛИКѢ КАУФМАНЪ[1].

__[i]

Живописица преславна,

Кауфманъ, подруга Музъ!

 

// 662

 

Если въ кисть твою вліянна

Свыше живость, чувство, вкусъ,

И, списавъ Данаевъ древнихъ

Намъ богинь и красныхъ женъ,

Пережить въ своихъ безцѣнныхъ

Ты могла картинахъ тлѣнъ:

Напиши мою Милену,

Бѣлокурую лицомъ,

Стройну станомъа, возвышенну,

Съ гордымъ нѣсколько челомъ;

Чтобъ похожа на Минерву

Съ голубыхъ была очей,

И любовну искру перву

Ты зажги въ душѣ у ней;

 

// 663

 

Чтобъ, на всѣхъ взирая хладно,

Полюбила лишь меня;

Чтобы, сердцеб безотрадно

Въ гробъ съ Плѣнирой схороня,

Я нашелъ бы въ нейв обратно

И, плѣнясь ея красой,

Оживился бы стократно

Молодой моей душой.

 

а Стройну ростомъ … (1798).

б Мое сердце…

в Я бы въ ней нашелъ…

 

// 664

 



[1] Сочинено на второй бракъ Державина — съ Дарьей Алексѣевной Дьяковой, 31 января 1795 г. (см. выше, стр. 584, примѣчаніе 1 къ пьесѣ Призываніе и явленіе Плѣниры). Поэтъ, желая изобразить ее, обращается къ Анжеликѣ Кауфманъ точно такъ же, какъ въ Изображеніи Фелицы онъ обратился къ Рафаэлю (см. выше стр. 270). Въ настоящемъ случаѣ онъ избралъ Кауфманъ потому, что эта знаменитая въ то время живописица обыкновенно писала высокія и стройныя фигуры съ греческими лицами, какова была и Милена (объ этомъ имени см. стр. 587). Такъ говоритъ самъ Державинъ въ своихъ Объясненіяхъ. Анжелика Кауфманъ (въ замужествѣ Цукки, Zucchi), дочь живописца, родилась 1741 г. въ городѣ Курѣ, въ Граубинденѣ, умерла 1807 въ Римѣ. Уже съ 11 лѣтъ отъ роду она начала писать портреты съ удивительнымъ талантомъ; особенно прославилась она во время пребыванія своего въ Англіи и въ Италіи. Лучшимъ ея произведеніемъ считается Мадонна, въ католической церкви въ Курѣ.

Эта пьеса была напечатана въ изданіи 1798 г., стр. 346, подъ заглавіемъ Къ живописицѣ Кауфманъ; въ Анакреонт. пѣсняхъ 1804 г., стр. 47, подъ заглавіемъ Кауфманъ, и въ изданіи 1808, ч. ІІІ, XVIII.

На приложенномъ къ заглавію рисункѣ «молодая въ древнемъ костюмѣ дѣвица пламенникомъ сжигаетъ на жертвенникѣ костеръ, изъ котораго вылетаетъ фениксъ» (рукоп.). Въ концѣ предполагалось представить палитру, увѣнчанную лаврами, или силуэтъ второй жены Державина въ костюмѣ Кауфманъ.

 



[i] Къ примѣч. 1. Къ характеристикѣ мнѣній современниковъ объ этой живописицѣ можетъ служитъ мѣсто изъ Записокъ кн. Дашковой (Memoirs, т. І, стр. 195). Въ 1772 году, поздравляя императрицу съ успѣхами въ турецкой войнѣ, вслѣдствіе извѣстій, привезенныхъ изъ арміи Потемкинымъ, Дашкова приложила къ письму своему изображеніе «прекрасной греческой фигуры», работы Кауфманъ, какъ имѣвшее нѣкоторую связь съ выраженными въ письмѣ желаніями въ пользу Грековъ. «Это былъ», замѣчаетъ княгиня, «чуть ли не первый появившійся въ Россіи образчикъ искусства этой очаровательной художницы и еще болѣе очаровательной женщины, и я была рада, что картина чрезвычайно понравилась государынѣ». Статью объ А. Кауфманъ, переведенную изъ Journal des dames, см. въ Моск. Вѣд. 1808 г., № 31.