Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 15

Лирика | Модное остроумие

... —1776 гг.]: с рис., найденными в рукописях, с портр. и снимками. — 1864. С. 44—45> XII. МОДНОЕ ОСТРОУМIЕ[1]. __ ‎Не мыслить ни о чемъ и презирать сомнѣнье, На все давать тотчасъ свободное рѣшенье, Не много разумѣть, о многомъ говорить; Быть дерзку, но умѣть продерзостями льстить; Красивой пустошью плодиться въ разговорахъ, И другу и врагу ...


Лирика | Успокоенное неверие

... немощь ободряешь; Ты кроткимъ свѣтъ и красота, Ты гордымъ мракъ и суета!   Пристойно цѣль имѣть умур, Куда паря летѣть ему. Пусть все подвержено сомнѣнью; Но безъ Творца какъ быть твореньюс? Его ты, Вѣра, учишь знать, Любить, молить, — не постигать.   Непостижимый сей Творецъ Да будетъ мой ...


Лирика | Арфа

... кн. Вяземскiй въ стихотворенiи Самоваръ, взявъ разсматриваемый стихъ за эпиграфъ, заключилъ такъ: «Отечества и дымъ намъ сладокъ и прiятенъ! Не самоваромъ ли — сомнѣнья въ этомъ нѣтъ — Былъ вдохновенъ тогда великiй нашъ поэтъ? И тѣнь Державина, здѣсь сѣтуя со мною, Къ вамъ обращается съ упрекомъ и мольбою И проситъ ...


Лирика | Лизе. Похвала розе

... утѣха». [4] Громкiй производятъ звукъ. Въ переводѣ Львова: «Розовый румяный листъ, На рукѣ согрѣтъ прекрасной, Какъ прiятно намъ вълюбви Разрѣша сомнѣнье звукомъ Счастье и успѣхъ сулить.» Трудно было бы понять, какъ эти стихи Львова, такъ и еще болѣе подражанiе имъ у Державина, еслибъ первый ...


Лирика | К молодому Злобину

... ;                     10. Сомнѣнья къ благу не ведутъ. Нѣтъ! Геніи когда и счастье, Сложась, тебѣ дары даютъ, Дерзай: будь чудо-фениксъ въ мірѣ! Не игрывалъ Мидасъ на лирѣ. ______ // С.  ...


Биография | ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16. ЗАКЛЮЧЕНIЕ.   Намъ остается собрать разбросанныя въ трудѣ нашемъ черты личности и таланта Державина, чтобы представить по возможности цѣльный образъ его, какъ человѣка, общественнаго деятеля и поэта. Если принять въ соображенiе время, когда онъ родился, и обстоятельства, посреди которыхъ развивался, то нельзя не при­знать его замѣчательнымъ и необыкновеннымъ явленiемъ въ исторіи русскаго общества. Послѣ глубокаго нравственнаго паде­нiя въ той растлѣвающей средѣ, где ему пришлось прожить большую часть молодости, онъ внезапно возстаетъ изъ грязи по­рока съ твердымъ намѣренiемъ вступить на путь правды и че- // 1022 сти[1239], и этотъ важный шагъ дѣлается началомъ всѣхъ послѣдую­щихъ успеховъ его. Припоминая его семейныя, служебныя и общественныя отношенія, всякiй безпристрастяый наблюдатель отдастъ ему справедливость какъ доброму сыну и родственнику, какъ человѣколюбивому начальнику и помѣщику, вообще какъ христiанину, всегда расположенному дѣлать добро; при чемъ из­лишняя довѣрчивость и необыкновенное добродушiе часто бывали причиною, что самъ онъ становился жертвой обмана. Къ государственной службеѣ Державинъ имѣлъ несомнѣнныя способности. Объ этомъ достаточно свидѣтельствуютъ быстрота и легкость, съ какими онъ, перейдя съ военнаго поприща на гражданское, усвоилъ себѣ основательное знакомство съ зако­нами и дѣлопроизводствомъ. Но для вполнѣ успешной дѣятель­ности въ этой сферѣ ему недоставало многаго: прежде всего не­доставало ему спокойствія духа, самообладанiя и терпенiя; не было у него также благоразумнаго умѣнья уживаться съ людьми, примѣняться къ обстоятельствамъ, къ характеру, взглядамъ и поведенiю другихъ, быть ловкимъ и гибкимъ, хотя бы для вернѣйшаго достиженiя своихъ цѣлей. Оттого-то онъ ни въ одной должности не могъ утвердиться прочно и отовсюду принужденъ былъ удаляться въ слѣдствiе ссоръ съ поставленными надъ нимъ властями или съ сослуживцами. Но эти ссоры происходили не отъ строптивости въ его ...


Драматические произведения | Добрыня

... случилось, Что пѣснь съ ширинкою коварствомъ очутилась У моего врага. ВЛАДИМIРЪ Вы видите теперь, какъ истина нага! СРЕБРОБРАДЫ Еще сомнительно. ВЛАДИМIРЪ Но въ чемъ же тутъ сомнѣнье? СРЕБРОБРАДЫ Не чрезъ наборы[11] словъ… СИЛОУМЪ Но чрезъ свидѣтелей быть должно увѣренье. Кто зналъ училище, залоги ихъ, любовь? ПРЕЛѢПА Добрада ... ль судъ? СРЕБРОБРАДЫ Свершенъ. ЖРЕЦЫ (Указывая на алтарь.) Се здѣсь опредѣленье. ВЛАДИМIРЪ Открыли ль новыя какия преступленья? СИЛОУМЪ Открыта ихъ вина, и нѣтъ ужъ въ томъ сомнѣнья. ВЛАДИМIРЪ Какъ! СИЛОУМЪ Самое кольцо, княжна на кое слалась, Со именемъ его. (Указывая на Горыныча.) во досканцѣ сыскалось, Во теремѣ у ней. (Показываетъ кольцо.) ТУГАРИНЪ Она ...


Драматические произведения | Добрыня (авторская редакция)

... случилось, Что пѣснь съ ширинкою коварствомъ очутилась У моего врага. ВЛАДИМIРЪ Вы видите теперь, какъ истина нага! СРЕБРОБРАДЫ Еще сомнительно. ВЛАДИМIРЪ Но въ чемъ же тутъ сомнѣнье? СРЕБРОБРАДЫ Не чрезъ собранье словъ… СИЛОУМЪ Но чрезъ свидѣтелей быть должно увѣренье. Кто зналъ училище, залоги ихъ, любовь? ПРЕЛѢПА ... ? СРЕБРОБРАДЫ Свершенъ. ЖРЕЦЫ (Указывая на алтарь.) На олтарѣ опредѣленье. ВЛАДИМIРЪ Открыли ль новыя какия преступленья? СИЛОУМЪ Открыта ихъ вина, и нѣтъ ужъ въ томъ сомнѣнья. ВЛАДИМIРЪ Какъ! СИЛОУМЪ Самое кольцо, княжна на кое слалась, Со именемъ его. (Указывая на Горыныча.) во досканцѣ сыскалось, Во теремѣ у ней. (Показываетъ кольцо.) ТУГАРИНЪ Она ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна

... могу блаженства ждать? МАРIАМНА Ахъ! нужно ли сiе вновь клятвой подтверждать, Когда я грудь твою слезами печатлѣю? ИРОДЪ (Обнимая нѣжно.) Спокойся, я уже сомнѣнья не имѣю. МАРIАМНА Небесна Ангеловъ румяна радость какъ У Сары и Агарь осiявала зракъ, Такъ, нѣжный мой супругъ, тобой я восхищена; Днесь по разлукѣ злой ...


Драматические произведения | ПРЕДИСЛОВIЕ

<Предисловие // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ПРЕДИСЛОВIЕ   Согласно съ программою нашего изданiя, этотъ томъ содержитъ въ себѣ драматическiя сочиненiя Державина. Изъ нихъ шесть — Евпраксiя, Грозный, Дурочка умнѣе умныхъ, Рудокопы, Атабалибо и Батмендiй(послѣднiя двѣ неконченныя) — издаются ныньчѣ въ первый разъ. Только заглавiя нѣкоторыхъ изъ названныхъ пьесъ были до сихъ поръ извѣстны частью изъ Записокъ самого поэта, частью изъ свидѣтельствъ его современниковъ, особенно Жихарева и Аксакова. Высказанныя этими лицами сужденiя о неизданныхъ его трагедiяхъ могутъ быть теперь повѣрены. Каково бы ни было художественное достоинство драматическихъ его произведенiй, въ нихъ заключается несомнѣнный историческiй интересъ не только по связи ихъ съ другими литературными явленiями эпохи, по ихъ значенiю для полной характеристики Державина, но и по встрѣчающимся здѣсь, какъ и въ прочихъ его сочиненiяхъ, примѣненiямъ къ современнымъ обстоятельствамъ. Кромѣ того, однѣ изъ его театральныхъ пьесъ представляютъ мѣста, проникнутыя лирическимъ одушевленiемъ, въ другихъ видно замѣчательное знакомство съ русскими нравами, съ бытомъ разныхъ состоянiй и народнымъ языкомъ. Дѣятельность Державина въ области драматической поэзiи началась еще въ прошломъ столѣтiи. Первые прологи его относятся ко времени его управленiя Тамбовской губернiей (1786—1788). Въ 1790-хъ годахъ онъ предпринялъ оперу Батмендiй; въ 1804 написано имъ большое сочиненiе Добрыня, родъ оперы, а вслѣдъ за тѣмъ «героическое представленiе» Пожарскiй. Вскорѣ принялся онъ и за трагедiи вслѣдствiе соревнованiя, возбужденнаго въ немъ успѣхомъ Озерова, и в 1806 году написалъ Ирода и Марiамну съ посвященiемъ этой пьесы ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы

... и НАРОДЪ РЕЧИТАТИВЪ Михайлу вѣнецъ! Михайлу вѣнецъ! ХОРЪ НАРОДА (Съ трубами.) Михайлу вѣнецъ! Онъ будетъ царь сердецъ, Владыко и отецъ: Михайлу вѣнецъ! ПАЛИЦЫНЪ Сомнѣнья нѣтъ: себя родъ праведный возвыситъ, Прославится подъ нимъ россiйская страна. ЗАРУЦКIЙ (Маринѣ, потрясая цѣпьми.) Не отъ волшебствъ твоихъ, знать, быть царемъ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (авторская редакция)

... И НАРОДА) Михайлу вѣнецъ! Михайлу вѣнецъ! ХОРЪ (НАРОДА) (Съ трубами.) Михайлу вѣнецъ! Онъ будетъ царь сердецъ, Владыко и отецъ: Михайлу вѣнецъ! ПАЛИЦЫНЪ Сомнѣнья нѣтъ: себя родъ праведный возвыситъ, Прославится подъ нимъ россiйская страна. ЗАРУЦКIЙ (Маринѣ, потрясая цѣпьми.) Не отъ волшебствъ твоихъ, знать, быть царемъ ...


Драматические произведения | Атабалибо

... починивалъ мой братъ, И въ нашемъ никакихъ золъ не случилось станѣ. Извѣстна наша жизнь царевнѣ Капилланѣ; Ты самъ меня твоей чтилъ дружбой, государь. АТАБАЛИБО Сомнѣнья нѣтъ въ тебѣ, — сомнителенъ Пизаръ. Но какъ тебѣ онъ братъ? и знаемъ онъ царевной? ФЕРНАНДЪ Да спросить Инка самъ у сей жены почтенной. АТАБАЛИБО ...


Драматические произведения | Темный

<Темный// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ТЕМНЫЙ ТРАГЕДIЯ въ пяти дѣйствiяхъ, 1808 . КЪ ЧИТАТЕЛЮ Знающiе россiйскую исторiю въ трагедiи сей найдутъ нѣкоторыя несходства съ подлинными происшествiями. Хотя не почитается то въ драматическихъ сочиненiяхъ порокомъ, но напротивъ приписывается знатоками болѣе таланта романтическимъ вымысламъ: я тому и не противорѣчу; но чту однако истину во всякомъ случаѣ священною. Мнѣ кажется, она убѣдительнѣе можетъ дѣйствовать на чувства читателей и зрителей. И потому напоминать исторiю, а особливо отечественную, думаю, не безполезно. Выводить изъ ея мрака на зрѣлище порокъ и добродѣтель, - первый для возбужденiя ужаса и отвращенiя отъ него; а вторую для подражанiя ей и состраданiя о ея злополучiяхъ, — главная, кажется, обязанность драматическихъ писателей. Забавы однѣ, а паче примѣры развратовъ недостойны Мельпомены. Въ разсужденiи чего и почелъ я за нужное отличить, что историческое и что вымышленное, и сказать причины, что меня побудило, отступя отъ перваго, употребить второе. Великiй князь володимерскiй Василiй Димитрiевичъ, отходя отъ жизни, оставилъ по себѣ наслѣдникомъ сына своего, десятилѣтняго Василья Васильевича, который по ослѣпленiи названъ Темнымъ. До возрасту поручилъ его въ опеку матери, Софьѣ Александровнѣ, дочери литовскаго короля Витовта, и брату своему родному, князю Юрiю Димитрiевичу. Сей по нѣкоторомъ времени сталъ питомца своего притѣснять и завладѣлъ Москвою, въ которую тогда перенесена была столица. Изгнанный ушелъ въ Орду, подъ покровительство хана Улумагмета. Князь Юрiй позванъ на судъ. Каждая сторона изъ окружающихъ султана имѣла своихъ доброжелателей и защитниковъ. Превозмогалъ уже дядя. Но при Васильѣ Васильевичѣ находился нѣкiй бояринъ, въ истории Дмитрiевичемъ именованный. Сей проворствомъ своимъ, или лучше, тонкою ...


Драматические произведения | Рудокопы

<Рудокопы// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   РУДОКОПЫ опера въ трехъ дѣйствiяхъ,   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ЗЛАТОГОРЪ, владѣлецъ рудныхъ заводовъ и почетный членъ горнаго начальства. ЛИЗА, его воспитанница. МАТВѢЕВНА, управительница дома. МИЛОВЗОРЪ, горный ассессоръ, ея сынъ. ГЛУПИЛОВЪ, сосѣдственный помѣщикъ. СОЛОМОНИДА, дочь его. ХИТРОЛИСЪ, земскiй коммиссаръ. ЯКОВЪ, повѣренный Златогора (заика). ДАВЫДЪ, горный староста. ГОЛЯКОВЪ, отставной капитанъ. Горные работники и служители Златогора.   Дѣйствiе происходитъ частию на заводѣ, частию въ рудникѣ Златогоровомъ, въ Перми.   РУДОКОПЫ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ Театръ представляетъ на разсвѣтѣ дня замокъ Златогора, окруженный высокими, дымящимися горами, съ которыхъ вправѣ низвергается шумящiй источникъ, приводящiй въ движенiе вододѣйствующiя машины; а влѣвѣ виденъ входъ въ пещеру (или шахту), близъ котораго по обѣ стороны скамьи. Слышенъ колоколъ и на оный сходятся со всѣхъ сторонъ работники, всякiй со своимъ орудiемъ, надѣвая на себя горныя платья. ЯВЛЕНIЕ I   ХОРЪ РАБОТНИКОВЪ Ну, братцы! прочь дремоту, Богъ помочь на работу! Онъ насъ блюдетъ Въ рудахъ отъ бѣдъ. Чу! чу! Звонокъ звенитъ, звенитъ ужъ не один; Чу! тинъ, тонъ, тинъ, тонъ, тинъ. Пойдемъ, друзья, и потрудимся, Помучимся и потомимся, Чтобъ хлѣбъ достать: не страшень гробъ. Ну, ну, скорѣй! топъ, топъ, топъ, топъ. Чтобъ въ рудникахъ мараться, Съ цвѣтнымъ платьемъ намъ рахстаться, И съ лопаткой и съ киркой Покряхтимъ мы подъ землей. ДАВЫДЪ (Съ спискомъ.) Сюды! на переклички зовъ, И отвѣчать, кто здѣсь таковъ. (Перекликаетъ.) Симонъ Котъ. — Я. Тимонъ Скотъ. — Я. Фофонъ Кротъ. — Я. Трифонъ Мотъ. — Я. Ступайте, ройте руды. РАБОТНИКИ 1-й АРТЕЛИ Готовы мы повсюды. ДАВЫДЪ Андрюшка Сокъ. — Я. θ ...