Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 12

Лирика | Объявление любви

  <Объявление любви // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 1: Стихотворения, ч. 1: [1770—1776 гг.]: с рис., найденными в рукописях, с портр. и снимками. — 1864. С. 1—2> I. Объявленіе любви[1]. 1770. Хоть вся теперь природа дремлетъ, Одна моя любовь не спитъ; Твои движенья, вздохи внемлетъ И только на тебя глядитъ.  // 1  ‎Примѣть мои ты разговоры, Помысль о мнѣ наединѣ; Брось на меня прiятны взоры, И нѣжностью отвѣтствуй мнѣ.   Единымъ отвѣчай воззрѣньемъ И мысль свою мнѣ сообщи: Что съ тѣмъ сравнится восхищеньемъ, Какъ двѣ сольются въ насъ души?   ‎Представь въ умѣ сіе блаженство, И ускоряй его вкусить: Любовь лишь съ божествомъ равенство‎ Намъ можетъ въ жизниа сей дарить[2].   а Намъ можетъ въ жизни подарить (1808). __________   // 2   [1] Эта пьеса и за нею еще три (Пламидѣ. Всемилѣ и Нинѣ) помѣщаются нами подъ 1770 годомъ на томъ основанiи, что самъ Державинъ въ Объясненiяхъ на свои сочиненiя (Об. Ч. III, LXXIX—LXXXII) отнесъ ихъ къ этому году. Но, судя по языку ихъ и отдѣлкѣ стиха, можно усомниться въ точности такого показанiя: все, что онъ писалъ въ этотъ перiодъ, до 1779 года, запечатлѣно болѣе устарѣлыми формами выраженiя. Притомъ и въ рукописяхъ его эти пьесы встрѣчаются не ранѣе 1802. Поэтому надобно принять, что если онѣ и въ самомъ дѣлѣ были первоначально написаны въ 1770 году, то послѣ, передъ напечатанiемъ, подверглись значительнымъ исправленiямъ. Въ первый разъ онѣ появились въ Анакреонтическихъ пѣсняхъ 1804 г., стр. 129—131, а потомъ въ изданiи 1808, ч. III, LXXIX—LXXXII. Содержанiе рисунковъ: 1) богъ любви передъ Красотою; 2) подсолнечникъ, обращенный къ солнцу. Державинъ, какъ видно изъ одной рукописи, ...


Лирика | На взятие Измаила

  <На взятие Измаила // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 1: Стихотворения, ч. 1: [1770—1776 гг.]: с рис., найденными в рукописях, с портр. и снимками. — 1864. С. 333—361>   1790. LIV. На взятiе Измаила. __ ‎Везувiй пламя изрыгаетъ[2]; Столпъ огненный во тмѣ стоитъ;   // 341   Багрово зарево зiяетъ[3]; Дымъ черный клубомъ вверхъ летитъ; Краснѣетъ понтъ, реветъ громъ ярый, Ударамъ вслѣдъ звучатъ удары[4]; Дрожитъ земля, дождь искръ течетъ; Клокочутъ рѣки рдяной лавы: О Россъ! таковъ твой образъ славы, Что зрѣлъ подъ Измаиломъ свѣтъ!   ‎О Россъ! о родъ великодушный! О твердокаменная грудь! О исполинъ, царю послушный! Когда и гдѣ ты досягнуть Не могъ тебя достойной славыа? Твои труды — тебѣ забавы; Твои вѣнцы — вкругъ блескъ громовъ: Въ поляхъ ли брань, ты тмишь сводъ звѣздный; Въ моряхъ ли бой, ты пѣнишь бездны[5]; Вездѣ ты страхъ твоихъ враговъ!   // 342   ‎На подвигъ твой вождя велѣньемъ, Ты идешь, какъ женихъ на бракъ. Марсъ видитъ часто съ изумленьемъ, Что и въ бѣдахъ твой веселъ зракъ: Гдѣ вкругъ драконы мѣдны ржалиб, Изъ трехъ сотъ жерлъ огнемъ дышали[6], Ты тамъ прославился днесь вновь. Вождь рекъ: «Се стѣны Измаила! Да сокрушитъ твоя ихъ сила»!.. И воскипѣла бранна кровьв.   ‎Какъ воды, съ горъ весной въ долину Низвержась, пѣнятся, ревутъ, Волнами, льдомъ трясутъ плотину: Къ твердынямъ Россы такъ текутъ. Ничто имъ путь не воспящаетъ: Смертей ли блѣдныхъ полкъ встрѣчаетъг, Иль адъ скрежещетъ зѣвомъ къ нимъ, Идутъ — какъ въ тучахъ скрыты громы, Какъ двигнуты безмолвны холмы; Подъ ними стонъ, за ними — дымъд.   // 343   ‎Идутъ въ молчанiи глубокомъ[7], Во мрачной, страшной тишинѣ; ...


Лирика | Венерин суд

Державин Г. Р. XXXVII. Венерин суд. // Анакреонтические песни. Петроград. 1804. С. 73. XXXVII. ВЕНЕРИНЪ СУДЪ. На розѣ опочила Въ листахъ пчела сидя, Вдругъ въ пальчикъ уязвила Венерино дитя, Вскричалъ, вспорхалъ крылами, И къ матери бѣжитъ. Облившися слезами Пропалъ, умру кричитъ: Ужаленъ не большою Крылатой я змѣей, Которая пчелою Зовется у людей. Богиня отвѣчала: Судижъ, коль такъ пчелы Тебя терзаетъ жало; Чтожъ твой, — ударъ стрѣлы. // С. 73


Биография | ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Суд. Оправдание и возвышение (1789—1796)

... искать причины въ себѣ самомъ. Онъ // 580  горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. Il ne doit pas être trop content de ma conversation». Затѣмъ въ днекинкѣ Храповицкаго писано: «Велѣновыдать не полученное имъ жалованье, а графъ Безбородко прибавилъ въ указѣ, чтобы и впредь производить оное до опредѣленія ... ; Я слышу, на коней ямщикъ кричитъ: вирь, вирь! Знать, русскiй Мирабо, поехалъ ты — въ Сибирь».   Для полноты нашего изданiя сочиненiй Державина мы отве­ли въ III томе особый отдѣлъ стихотворенiямъ, бездоказательно ему прписываемымъ:тамъ помѣщено и это четверостишiе съ примѣчанiемъ, которое мы здесь разовьемъ подробнѣе. При ...


Биография | ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Положение в отставке (1803—1816)

... однажды швейцаръ его принялъ пакетъ, адресо­ванный на имя другого Державина, оберъ - священника Ивана Семеновича. На это посланiе явился длинный и язвительный ответь, который естественно приписали тому, кто былъ пред­метомъ ошибки, хотя, вѣроятно, онъ принадлежалъ перу дру­гого священника (Пакатскаго ...


Биография | ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16. ЗАКЛЮЧЕНIЕ.   Намъ остается собрать разбросанныя въ трудѣ нашемъ черты личности и таланта Державина, чтобы представить по возможности цѣльный образъ его, какъ человѣка, общественнаго деятеля и поэта. Если принять въ соображенiе время, когда онъ родился, и обстоятельства, посреди которыхъ развивался, то нельзя не при­знать его замѣчательнымъ и необыкновеннымъ явленiемъ въ исторіи русскаго общества. Послѣ глубокаго нравственнаго паде­нiя въ той растлѣвающей средѣ, где ему пришлось прожить большую часть молодости, онъ внезапно возстаетъ изъ грязи по­рока съ твердымъ намѣренiемъ вступить на путь правды и че- // 1022 сти[1239], и этотъ важный шагъ дѣлается началомъ всѣхъ послѣдую­щихъ успеховъ его. Припоминая его семейныя, служебныя и общественныя отношенія, всякiй безпристрастяый наблюдатель отдастъ ему справедливость какъ доброму сыну и родственнику, какъ человѣколюбивому начальнику и помѣщику, вообще какъ христiанину, всегда расположенному дѣлать добро; при чемъ из­лишняя довѣрчивость и необыкновенное добродушiе часто бывали причиною, что самъ онъ становился жертвой обмана. Къ государственной службеѣ Державинъ имѣлъ несомнѣнныя способности. Объ этомъ достаточно свидѣтельствуютъ быстрота и легкость, съ какими онъ, перейдя съ военнаго поприща на гражданское, усвоилъ себѣ основательное знакомство съ зако­нами и дѣлопроизводствомъ. Но для вполнѣ успешной дѣятель­ности въ этой сферѣ ему недоставало многаго: прежде всего не­доставало ему спокойствія духа, самообладанiя и терпенiя; не было у него также благоразумнаго умѣнья уживаться съ людьми, примѣняться къ обстоятельствамъ, къ характеру, взглядамъ и поведенiю другихъ, быть ловкимъ и гибкимъ, хотя бы для вернѣйшаго достиженiя своихъ цѣлей. Оттого-то онъ ни въ одной должности не могъ утвердиться прочно и отовсюду принужденъ былъ удаляться въ слѣдствiе ссоръ съ поставленными надъ нимъ властями или съ сослуживцами. Но эти ссоры происходили не отъ строптивости въ его ...


Биография | Упражнения после отставки от службы

... самомъ. Онъ горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. Il ne doit pas être trop content de ma conversation». Велѣно выдать не полученное имъ жалованье, а графъ Безбородко прибавилъ въ указѣ, чтобы и впредь производить оное до опредѣленія къ мѣсту.» [П.  ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна (авторская редакция)

Ирод Великий (начальный вариант трагедии «Ирод и Мариамна») По рукописи РО ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН Ф. 96, оп. 1, № 19. Текст переписан Е.М. Абрамовым только на оборотных сторонах листов таким образом, что правая сторона каждого разворота оставлена для замечаний. Правка внесена рукой Г.Р. Державина, частично на правых чистых половинах листов.     Иродъ Великiй Трагедiя въ пяти дѣйствiяхъ съ хорами   Дѣйствующiя лица:   Иродъ, царь Iудейскiй простаго идумѣйскаго происхожденiя. Марiамна, супруга его изъ царскаго поколѣнiя Iудина, или Асмонѣевъ. Соломiя, сестра его, названая Антипатру матерью. Антипатръ, сынъ его от первой жены Дорисы, намѣстникъ Iерусалима. Александръ, Аристобулъ, дѣти его отъ Марiамны малолѣтныя. Архелай, внукъ его, воспитанный въ Римѣ. Совернъ, сродникъ его и приставъ при Марiамнѣ и дѣтяхъ. Варръ, проконсулъ римской. Ада, наперстница Марiамны. Iюда, виночерпiй. Юноши и дѣвы, составляютъ хоры. Сендаринъ, Придворныя, Воины римскiя и iудейскiя, безъ речей.   Дѣйствiе происходитъ во Iерусалимѣ, въ домѣ Iродовомъ.   Дѣйствiе первое. Притворъ чертоговъ царскихъ. Явленiе I-е. Соломiя и Антипатръ.   Соломiя Какъ, Антипатръ, ты здѣсь? вы прибыли изъ Рима? А гдѣ же царь, мой братъ?   Антипатръ Толпа не обозрима Народа, посреди торжественныхъ воротъ Стеснивъ его, во градъ свободы не даïотъ. Въ предмѣстьи, радостныхъ внимая плѣсковъ грому, Онъ предвѣстить велѣлъ его свѣтлѣйшу дому Свое прибытiе и Марiамнѣ, имъ Любимой страстно[1].   Соломiя Народа плѣскъ! о сынъ! И Марiамнѣ вѣсть! Такое изреченье Кинжалъ – ахъ! – въ сердцѣ мнѣ! ахъ, лучше бы велѣнье Исполнилъ какъ мое, спѣшилъ мнѣ разсказать. О, такъ ли нѣжныя[2] чтутъ дѣти нѣжну мать? Знавъ Соломiю ты презрѣнну Марiамной, Еïо чтишъ предо ...


Драматические произведения | Федра (авторская редакция)

Перевод трагедии Ж. Расина «Федра»   По рукописи РО ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН Ф. 96. Оп. 1. № 33. Содержит текст полного перевода трагедии, переписанный Е.А. Абрамовым, и карандашные пометы и подчеркивания, сделанные Державиным (правка вносится без дополнительных оговорок).     Федра, Трагедiя въ пяти дѣйствiяхъ   Дѣйствующiе лица:   Тезей, король Афинскiй, сынъ царя Егея. Федра, его супруга, дочь Миноса и Пазифаи. Ипполитъ, сынъ Тезея и амазонской царицы Антiопы. Арисiя, княжна отъ крови Афинскихъ царей. Тераменъ, воспитатель Ипполита. Енона, мама и наперсница Федры. Исмена, наперсница Арисiи. Панопа, придворная Федры. Стража.   Дѣйствiе въ городѣ Трезенѣ.   Дѣйствiе первое. Явленiе I. Ипполитъ и Тераменъ.   Ипполитъ Рѣшился наконецъ – я ѣду, Тераменъ, И оставляю сей любезный мнѣ Трезенъ. Въ несноснѣйшей тоскѣ, въ сомнѣнiи страдая, Стыжуся самъ себя, дни праздно провождая. Родитель съ полгода расстался ужъ со мной. Не сталось ли чего съ безцѣнной сей главой? Не знаю даже, гдѣ теперь и пребываетъ.   Тераменъ Въ какихъ же Государь мѣстахъ его быть чаетъ? Чтобъ успокоить твой толь справедливый страхъ, На обоихъ ужъ былъ Коринфскихъ я моряхъ, Прибрежныхъ спрашивалъ народовъ про Тезея, Гдѣ Ахеронъ падетъ въ тьму Ада съ шумомъ рѣя; Элладу посѣтя, проѣхалъ и Тенаръ, До понта достигалъ, гдѣ потонулъ Икаръ. Въ какихъ же вновь мѣстахъ, въ какихъ странахъ блаженныхъ Ты хочешь слѣдъ найти стезей, имъ сокровенныхъ? Кто знаетъ, что не самъ родитель хощетъ твой, Что бы отсутствiе его скрывалось тмой, И въ часъ, какъ о его мы жизни безпокойны, Вкушаетъ иногда утѣхи вновь любовны, Не мысля, что смятетъ супруги тѣмъ покой?   Ипполитъ Стой, Тераменъ, и чти Тезея предо мной. Уже далекъ онъ сталъ лѣтъ юныхъ заблужденья, Постыдны не коснятъ его увеселенья; Къ измѣнамъ Федрою въ немъ страсть ...


Драматические произведения | Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища (вариант 1808-1816гг)

<Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища // Сочинения Державина: [в 5 ч.] — СПб.: в типографии Шнора, 1808—1816. Ч. 4. С. 7—22> II. ПРОЛОГЪ въ одномъ дѣйствiи съ музыкою, на открытiе въ Тамбовѣ ТЕАТРА И НАРОДНАГО УЧИЛИЩА, представленный благороднымъ обществомъ въ день тезоименитства ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II на Театрѣ въ домѣ Губернатора Державина. 1786 года 24 Ноября.   // 7   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА. ____________ пустынникъ, Яковъ Ивановичъ Беклемишевъ. генiй — — Дѣвица Анна Матвѣевна Бибикова. мельпомена, Дѣвица Марья Григорьевна Орлова. талiя — — Дѣвица Марья Дементьевна Чичерина. дѣти — — Александръ Антоновичь Аничковъ. мальчики съ рѣчами, Николай Дмитрiевичь Хвощинской. Николай Степановичь Беклемишевъ, Александръ Николаевичь Свѣчинъ. Борисъ Дмитрiевичь Хвощинской. Корнилiй Андреевичь Ниловъ. Сергѣй Николаевичь Охлебининъ. Романъ Ѳедоровичь фонъ-Мелинъ. Викторъ Ивановичь Комсинъ. Александръ Петровичь Чевелевъ. дѣвицы безъ рѣчей: Надежда Матвѣевна Булдакова. Фiона Ивановна Комсина. Софья Дмитрiевна Хвощинская. Евпраксiя Николаевна Сатина. Елена Николаевна Охлебинина. Елисавета Андреевна Алѣева. Анна Никитишна Салькова. Елисавета Ѳедоровна Макшѣева. Елисавета Антоновна Аничкова. Катерина Степановна Беклемишева. музыка — Первый хоръ г-на Журавченка. Второй хоръ г-на Раупаха. декорацiи и платье, г-на Барзантiя. ______   // 8   ПРОЛОГЪ ЯВЛЕНIЕ I. Театръ представляетъ ночь и дикiй лѣсъ, въ которомъ видны мрачныя пещеры. Свирѣпый вѣтръ клонитъ деревья и производитъ трескъ и вой въ пещерахъ, въ которыя маленькiя дѣти, разнаго состоянiя, отъ шума бури и громовыхъ ударовъ прячутся. Музыка симфонiею своею изображаетъ неустройство стихiй. — По укрощенiи бури выходитъ пустынникъ, украшенный сѣдинами, съ сѣкирою въ рукахъ. ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере порфирородного отрока (вариант 1808-1816гг)

<Пролог аллегорический на рождение в севере порфирородного отрока // Сочинения Державина: [в 5 ч.] — СПб.: в типографии Шнора, 1808—1816. Ч. 4. С. 77—94.> VI.   ПРОЛОГЪ   на   рожденiе въ сѣверѣ   порфиророднаго отрока,   почерпнутый   изъ древняго Варяго-Русскаго баснословiя,   въ трехъ дѣйствiяхъ. _____   // 77   ДЕЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА. _____________ рюрикъ — — — — Великiй Князь Новгородскiй, родоначальникъ Монарховъ Русскихъ, произшедшiй отъ Сѣвернаго бога Одина. эдвинда — — — — его супруга. зничь  — — — —       или Май. зимцерла — — —  или Весна, его супруга. лель — — — — —      или Купидонъ, ихъ сынъ. валки — — — —       небесныя дѣвы, или Грацiи. жрецы — — — —    Богослужители.    первые отличаются барды — — — —      Пѣснопѣвцы.           на главахъ вѣнцами. дажъ-богъ — — Духъ, покровитель сѣвера. огняны — — — —      Духи, повелѣвающие стихiями, вѣтряны — — —          то есть: Саламандры, моряны — — — —         Сильфы, Наяды и Гномы. земляны — — —             богъ одинъ, и прочие                 & ...


Драматические произведения | Добрыня (вариант 1808-1816гг)

<Добрыня, театральное представление с музыкою // Сочинения Державина: [в 5 ч.] — СПб.: в типографии Шнора, 1808—1816. Ч. 4. С. 95—212.>   VII.   ДОБРЫНЯ,   ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ   СЪ МУЗЫКОЮ,   Въ пяти дѣйствiяхъ. ______   // 95   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА. ________________ ВЛАДИМIРЪ, Великiй Князь Кiевскiй. СИЛОУМЪ, первый его бояринъ. ДОБРЫНЯ, богатырь, Новгородскiй, сродникъ Владимiра. ПРЕЛѢПА, Княжна Изборская, невѣста Владимiрова. ЗМѢЙ ГОРЫНИЧЬ,— — — ЗМѢУЛАНЪ ЗМѢУЛАНЫЧЬ,.. Царь и чародѣй Болгарскiй. ТУГАРИНЪ ТУГАРИНЫЧЬ, СПОСОБА, наперсница Прелѣпы. ТОРОПЪ, конюшiй Добрынинъ. ДОБРАДА, жрица и волшебница Холмогорская. СРЕБРОБРАДЫ, бояре Владимiровы, составляющiе верховную думу. ЖРЕЦЫ, изъ нихъ главный только съ рѣчьми. СОТНИКЪ, начальникъ стражи вратъ градскихъ. ЧАСОВОЙ на башнѣ. ДВА ВѢСТНИКА, ГЕРОЛЬДЪ. БИРЮЧЬ, — Герольдъ Татарскiй ДВОРЪ ВЛАДИМIРОВЪ. — Рынды, или Пажи, Боярышни, или дѣвицы, живущiя въ Княжескомъ теремѣ); ВѢДЬМА.                               всѣ безъ рѣчей, а только составляютъ ВОЙСКИ     Русскiя, Татарскiя.                  хоры. НАРОДЪ. Дѣйствiе въ столичномъ городѣ Кiевѣ, при окончанiи идолопоклонства. _______   // 96 ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ въ пяти дѣйствiяхъ. _______ ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ. Театръ представляетъ въ утреннемъ мракѣ при рѣкѣ Днѣпръ городъ Кiевъ. — На стражевой башнѣ часовой; вблизи, въ кустарникѣ, лежитъ градская стража, а вдали шатры. ЯВЛЕНIЕ I. ДОБРЫНЯ и ТОРОПЪ ТОРОПЪ. На Княжескомъ лугу, въ зеленомъ ...