Маклаков И.

845. Отъ И. Маклакова[1]. Астрахань, 20 октября 1797.

М. г., Гавріило Романовичъ. Письмо в-го пр. честь имѣлъ получить съ великимъ удовольствіемъ и радостію, за которое и приношу чувствительнѣйшую мою благодарность. Поистинѣ доложить, оно меня сильно въ уныніи моемъ ободрило и подкрѣпило; а къ тому и отъ Петра Петровича[2] на той же почтѣ получены мною на всѣ мои вопросы толковитыя очистки. И по всему этому буду спать уже спокойнѣе. Полно уже по счастію пошла радость за радостію: по моимъ донесеніямъ извѣстно вамъ, что я въ житье на обывательскихъ квартирахъ дрожалъ отъ могущихъ быть за мною во всякихъ случаяхъ преслѣдователей; но нынѣ, слава Богу, и въ томъ успокоился весьма надежно. Кажется, при васъ Петръ Лукичъ[3] рекомендовалъ меня письмомъ сюда губернскому почтмейстеру, г. коллежскому совѣтнику Ѳедору Петровичу Ключареву[4], а по сему-то случаю, привергаясь я къ нему искренно и чистосердечно, заслужилъ не худое и его о себѣ мнѣніе. При чемъ достовѣрно и опытно нашелъ въ немъ прямо благороднѣйшія свойства[i], какъ-то: прямодушіе и

// С. 72

 

 

твердость духа, не смотря ни на какіе политическіе виды, однимъ словомъ, уже оказалъ себя защитникомъ въ моихъ коммиссіяхъ, да и впредь надѣяться въ томъ на него весьма несомнительно. Сей-то мужъ, снисходя на мои обуреванія, пристроилъ меня въ казенномъ почтамскомъ домѣ ‒ въ однихъ съ собою покояхъ жить, гдѣ и отдыхаю уже подъ кровомъ безопасности. Да онъ же былъ и Павлу Юрьевичу[5] въ его самую невзгоду великимъ противъ всѣхъ золъ защитникомъ, не взирая и на всѣ непріятности, чтó можетъ сказать и самъ А. В. Алябьевъ[6]. Для него-то[7], м. г., просилъ я васъ о присылкѣ новой вашей оды чрезъ Ивана Даниловича Орфеева[8]. Онъ-то всегда съ почтеніемъ о васъ говоритъ, чтитъ ваши дарованія нелицемѣрно, и оду Богъ называетъ неподражаемою, да и нынѣ читаетъ ваши сочиненія, отъ меня къ нему нѣсколько дошедшихъ. И умкомъ-то, батюшка, въ Питерѣ не много у насъ такихъ людей.

Честь имѣю поздравить васъ опекуномъ[9]; насилу-насилу стала приходить ея сіят. въ истинный разумъ. Я на прошедшей почтѣ послалъ къ ней донесеніе, чтó съ ея саратовскими землями дѣлается. Когда жъ вы опекуны, такъ и по порядку доожна она таковое вамъ показать. Я уповаю, много вамъ будетъ хлопотъ! И въ это время конечно она и моими представленіями уже меньше можетъ пренебрегать.

Преосвященнѣйшему все ваше отношеніе объявилъ, и онъ весьма благодаренъ. А Павла Юрьевича еще не видалъ. Онъ уже съ мѣсяцъ какъ послалъ прошеніе въ отставку, въ чемъ ему и питерская родня отсовѣтовать не могла. Вѣдь нынѣ уже есть деревенька! Такъ и правъ.

Покорнѣйше прошу прилагаемые при семъ отвѣты судные г-жи Ахматовой сообщить Петру Петровичу: онъ ихъ весьма желалъ. Впрочемъ еще два суда не начинались, и чтó будетъ съ 27 октября, не знаю, а повѣреннаго отъ Всеволожскаго[10] здѣсь не слыхать. Денегъ я получилъ

// С. 73

 

 

вмѣсто 700 руб. только 250 р. Что я ими сдѣлаю? Подлинно развѣ токмо на бумагу и на пошлины. Я вывожу справки изъ дворянской книги и изъ послужныхъ по архиву списковъ, что покойный[11] точно и самъ себя показывалъ холостымъ, въ чемъ и даютъ мнѣ свидѣтельства. Эта штука весьма важная! Надобно посылать нарочнаго въ Камышинъ, ибо я оттуда увѣдомлялъ, что дѣло наше со Смирновою рѣшено безъ всякихъ справокъ и не въ нашу пользу, въ чемъ и потребна аппеляція. Однимъ словомъ, куда ни прислонись, вездѣ деньги. Радъ я очень, что Петръ Петровичъ начинаетъ разумѣть меня, и оснуйте его, батюшка, чтобъ онъ и изъ Питера ко мнѣ писалъ, а мнѣ теперь къ нему писать особо нечего.

Итакъ, мудрый и благочестивый мужъ, живите благополучно во славу Бога, въ честь отечества и въ помощь ближнимъ. Я этого отъ всего сердца и души вамъ желаю, моля и прося Господа Бога, да продолжитъ спокойно дни ваши.

Съ глубокимъ высокопочитаніемъ моимъ и пр. Иванъ Маклаковъ.

―――

846. Отъ И. Маклакова. Астрахань, 24 ноября 1797.

М. г., Гавріило Романовичъ. Что происходитъ со мною, о томъ за долгъ почитаю предварительно в-му пр-ству донесть.

1. Дѣло со Всеволожскимъ[12] приняло совсѣмъ новый видъ, и я принужденъ былъ, не приступая къ суду, взять оное на аппелляцію въ палату, и прошу дабы обвиненъ онъ былъ безъ суда за непредставленіемъ въ срокъ довѣрія и залога; къ чему имѣю необходимыя причины, хотя впрочемъ судныя рѣчи были приготовлены самыя важныя, потому что открыты мною великія обстоятельства вновь. Со Смирновымъ на людей суда не даютъ; то я и въ семъ случаѣ взялъ аппелляцію. Въ Камышинѣ со Смирновою дѣло рѣшено не въ пользу; то и туда надобно ѣхать подписать неудвольствіе и подать въ Саратовѣ жалобу. А посему по первому пути и оставя дѣла въ текущемъ порядкѣ, отправляюсь я изъ Астрахани въ Саратовъ, откуда побываю въ Москвѣ и С-П-бургѣ для акуратнѣйшаго по всѣмъ дѣламъ расположенія, которое по многимъ причинамъ

// С. 74

 

 

(коихъ и описать не возможно) есть необходимо. О семъ не можно ль извѣстить и участвующихъ?

2. Староста Г. П. требуетъ, чтобъ я пріѣхалъ въ Камышинъ на защищеніе ихъ земель, коихъ землемѣръ большую часть захватываетъ во владѣніе соляныхъ вощиковъ села Никольскаго, ссылаясь на именной указъ, гдѣ я и побываю съ должною дѣятельностію и съ крѣпостьми.

3. Надобно будетъ заѣхать и въ деревню Г. М., ибо это все будетъ по пути.

4. Покорнѣйше благодарю за приготовленіе мнѣ денегъ. Это мнѣ нужно, потому что я намѣренъ съ С-П-бургомъ принять послѣднее рѣшеніе, если опять быть въ Астрахани.

5. Покорнѣйше прошу письмы вручить брату для доставленія ихъ по надписямъ.

Съ глубокимъ моимъ высокопочитаніемъ и проч.

Иванъ Маклаковъ.

 



[1] См. № 803.

[2] Тарбѣева или Коновницына?

[3] Вельяминовъ.

[4] Извѣстный мистикъ, издатель русскихъ былинъ, московскій почтдиректоръ въ 1812 году; см. Т. II, стр. 652, и Т. III, стр. 119.

[5] Львову; см. Т. V, стр. 774.

[6] Александръ Васильевичъ Алябьевъ, губернаторъ Кавказскаго намѣстничества, къ которому тогда принадлежала Астрахань. Генералъ-губернаторомъ былъ И. В. Гудовичъ.

[7] Т. е. для Ключарева.

[8] Ср. № 824, прим. 4.

[9] Державину ввѣрена была тогда опека надъ имѣніемъ графини Екатерины Яковлевны Мусиной-Пушкиной Брюсъ, дочери графа Якова Александр. Брюса, бывшей въ замужствѣ за оберъ-шевкомъ гр. Васильемъ Валентин. Мус.-Пушкинымъ, который р. 1775, ум. 1836 (кн. Долг. Родослкн., т. II, стр. 198). См. ниже ея письма, №№ 960 и 961.

[10] О дѣлѣ Всеволожскаго съ Дмитріевымъ по завѣщанію дяди послѣдняго, Н. А. Бекетова, см. Т. III нашего изданія, стр. 597, и Записки Д. (Р. Б.), стр. 357‒360.

[11] Т. е. Бекетовъ. Онъ завѣщалъ свое благопріобрѣтенное имѣніе двумъ побочнымъ дочерямъ своимъ, Всеволожской и Смирновой.

[12] См. № 845, прим. 9.



[i] Исправленная опечатка, было: свойствы ‒ ред.