1214. Отъ С. Н. Глинки[1]. 22 января 1807.
М. г., Г. Р. Вы позволили мнѣ къ вамъ писать: могу ли не пользоваться симъ позволеніемъ? Славный рѣщикъ Бухардонъ говорилъ: что
// С. 395
читая Гомера, подросталъ онъ на нѣсколько вершковъ: писавъ къ вамъ — чувствую всю силу сего изреченія.
____
Кто сынъ безсмертія и славы?
Кто пѣлъ величіе державы,
Дивящей — міра племена?...
«Державинъ!» Слава восклицаетъ:
Потомству и вѣкамъ она
Сей гласъ, гласъ нашихъ душъ, тобою возвѣщаетъ.
Не зря тебя, тобой живлюсь,
Къ тебѣ на голосъ твой стремлюсь:
Съ тобою къ Богу возвышаюсь;
Подъ шумомъ вѣтровъ и снѣговъ,
Съ тобой — Едемомъ наслаждаюсь…
Вездѣ творитъ Едемъ волшебный гласъ боговъ.
*
Еще, еще отъ лиры звучной
Ты радость изольешь сердцамъ:
Твой даръ, съ тобою неразлучной,
Речетъ потомству и вѣкамъ:
«Во дни смущенія вселенной,
«Во дни паденія державъ,
«Россъ — былъ стѣной несокрушенной.
«Отъ вѣры, Бога внявъ уставъ,
«Онъ грудью сотворялъ твердыни…
«Речешъ: «что души лишъ едины
«Безсмертными творятъ Славянъ;
«Что въ храмъ величья ихъ и славы
«Предѣлъ вселенной цѣлой данъ:
«Что ихъ побѣды, ихъ уставы,
«Уставы щастья и любви»…
Молчу! мой слабый стихъ ты громомъ струнь прерви!
==
О себѣ осмѣлюсь доложить в-му пр-ву, что я еще нахожусь въ ожиданіи чести, быть въ числѣ стражей Отечества! Сколько не торопился я изъ Петербурга, но не могъ ускорить усердія Смоленскихъ дворянъ, стремившиея вступать во временное войско. Россійскій Пиндаръ знаетъ — что для рускихъ всего дороже слава Россіи, и что сіе чувство
// С. 396
подвигнетъ ихъ и всегда подвигало на жертвы, неимовѣрныя для иноплеменныхъ…..
Исполню желаніе моего сердца, покорствуя послѣднимъ вашимъ словамъ которыя слышалъ отъ васъ, прощаясь съ вами: «Вложивъ мечь въ «ножны, возвращусь поучаться бесѣдою вашею и почтеннаго вашего сообщества!»
Съ душевнымъ почтеніемъ честь имѣю быть в-го пр-ва истинный почитатель
Сергѣй Глинка.
Р. S. Естьли благоволите хотя строчкою увѣдомить меня о себѣ: вотъ адресъ мой: Его высокобла: Сер: Ни: Гл. Черезъ Смоленскъ въ Духовщину, а оттуда съ село Сутоки.
_____
1215. Отъ С. Н. Глинки. Москва, 21 марта 1807.
М. г., Г. Р. Андромеда[2] подтвердила мои слова: все относящееся къ Гомеру неоспоримо вамъ принадлежитъ. Дарованіе побѣждаетъ время и лѣта. Что слышитъ пѣвецъ Фелицы отъ современниковъ своихъ, то и потомство о немъ скажетъ. Благодарю васъ за участіе ваше въ моемъ Михаилѣ[3]: озарясь вашимъ и взоромъ вашего почтеннаго сословія, онъ перемѣнился и въ составѣ произшествій и почти въ каждомъ стихѣ. Признаюсь, скорая работа рѣдко увѣнчевается успѣхомъ: что дѣлать?
«Превратной участью гонимый отъ рожденья,
Могу ли медлить я на жизненномъ пути?»...
Иду къ мученью отъ мученья,
И не могу нигдѣ пристанища найти.
Отрада мнѣ одна — мигъ сладкаго мечтанья…
Люблю Парнассъ; люблю безсмертныя вѣщанья
Провозгласителей нарѣчія боговъ!
Внимая издали ихъ лиръ волшебныхъ звуки,
Изъ тягостныхъ оковъ
Страданій, бѣдъ и муки
Стремлюсь!... и зрю державныхъ сихъ орловъ,
За области стремящихся эѳира....
Всѣ таинства для нихъ отверсты звѣздна міра,
Не можетъ хоръ свѣтилъ ихъ удержать полетъ.
// С. 397
Напрягши силы всѣ, хочу летѣть имъ въ слѣдъ,
И вдругъ — Нужды рукою
Влекуся въ прахъ земной — и разстаюсь съ мечтою.
____
Новой мой Михаилъ оконченъ: не знаю удастся ли мнѣ представить его въ Петербургъ. Я уже служу во временномъ ополченіи; и можетъ быть буду оставленъ въ новомъ разпоряженіи сего войска. Да будетъ воля Небесъ!... Смерть для Отечества сладка…. И что значитъ жизнь въ тѣ дни, когда властолюбивые изверги, повергнувъ человѣчество въ бездну невѣрія и разврата, мчатъ его по произволу своему по яростнымъ волнамъ погибели и смерти?... Мнѣ жаль только естьли пропадетъ мой Михаилъ и естьли не успѣю устроить журнала Отечественнаго воспитанія, о которомъ я имѣлъ честь вамъ говорить. Для сего единственно отправился я (на) нѣкоторое время въ Москву. Трудно раздаваться сердцу съ тѣмъ, что относится къ правамъ, Вѣрѣ, слѣдственно и къ пользѣ Отечества.
Какую пользу пріобрѣли мы отъ мнимаго нашего просвѣщенія? Усугубило ль оно щастіе наше? пріемля сіе слово въ смыслѣ жизни умѣренной, семейственной, въ союзѣ родства, дружества, въ знаменованіи правоты и нравовъ.... Умствователи осмого-надесятъ столѣтія, которые, подобно баснословнымъ Титанамъ, хотѣли низвергнуть олтари Бога, вѣры, хотѣли изтребить все то что соединяетъ съ ними родъ человѣческій, сами потрясли правила и нравы Руской земли. Слава тѣмъ, которые воскресятъ Россію въ Россіи! то есть возобновятъ любовь, исключительную любовь къ простымъ нравамъ, къ вѣрѣ и къ Богу... Извините: удовольствіе бесѣдовать съ вами можетъ быть завлекло далеко мысль мою: взываю къ вашей благосклонности.
Съ глубочайішшъ почтеніемъ честь имѣю быть в-го пр-ва покорный слуга
Сергѣй Глинка.
Р. S. При семъ осмѣливаюсь препроводить къ вамъ: «Пожарской и Мининъ или пожертвованія Россіянъ»[4]. Имена сіи уже гремѣли въ пѣснопѣніяхъ вашихъ: сколь щастливъ буду, естьли вы въ стихахъ моихъ услышите хотя слабый отголосокъ безсмертныхъ звуковъ вашей Лиры! Почту также за отличное благодѣяніе, естьли вы удостоите дальнѣйшимъ покровительствомъ моего Михаила: то есть, естьли подадите мнѣ совѣтъ,
// С. 398
кому ввѣрить мнѣ его въ Петербургѣ, въ случаѣ отправленія моего въ армію…. Оживотворившій Горація въ Рускомъ нарѣчіи благоволить ли быть Меценатомъ Михаила, князя Черниговскаго?...
Въ разсужденіи театра я желаю, чтобы половину сбора изъ моего бенефиса взнесли въ число пожертвованій по Смоленской губерніи, а другую препроводили бъ ко мнѣ: ибо все мое имущество состоитъ въ моихъ трудахъ.
Простите мою смѣлость, простите что я вамъ говорю объ этомъ: еще разъ повторяю: я буду въ отчаяніи, естьли Михаилъ мой пропадетъ и изчезнетъ въ небытіи: да и не къ тому ли должно прибѣгать нещастнымъ питомцамъ Музъ, кто силою чувства владычествуетъ и на Парнассѣ и въ душахъ?
Осмѣливаюсь означить адресъ ко мнѣ: Его в-бл. Дмитрію Павловичу Руничу: при почтамтѣ въ Москвѣ: а васъ прошу отдать С. Н. Г.
Учавствовавъ (sіс) по должности моей въ осмотрѣ отставныхъ солдатъ въ Сычевской округѣ, замѣтилъ слѣдующія изреченія ихъ: Захаръ Мухинъ: «Недавно представилъ я въ службу моего сына: готовь итти за нимъ». Егоръ Балахинь: «Я служилъ четыремъ государямъ; радъ служить пятому». Третій: «Рускому солдату одна мать сыра земля отставка». Четвертый: «Глаза худо видятъ: зубами пойду на враговъ».
_________
1216. Отъ С. Н. Глинки. «Село Сутоки: городъ Духовщина», 8 мая 1807.
М. г., Г. Р. Внезапный мой отъѣздъ изъ Москвы и потомъ непрерывныя почти мои странствованія не позволяли отвѣчать мнѣ на ваше почтенное и лестное для меня письмо. Не знаю скоро ли Михаилъ увидитъ свѣтъ, хотя онъ давно уже конченъ и давно горитъ желаніемъ: да озарится воззрѣніемъ вашимъ!... Чіе бытіе зависитъ, такъ сказать, отъ насущныхъ его трудовъ, тотъ повинуется обстоятельствамъ, а не учреждаетъ ихъ. Творецъ Димитрія Донскаго не совѣтуетъ входить въ роптаніе рабовъ: не входилъ и не войду....
Примите душевное мое благодареніе за Молитву вашу[5]: божественныя изреченія услышатся Божествомъ:
// С. 399
«Богъ благости, любови
Жестокъ не можетъ быть!»
Рафаелы и тотъ, чья гремящая лира произвела оду Богъ, могутъ изображать свойство Бога, свойство Любви и Благости.
Когда по разрывѣ или лучше сказать по нарушеніи Аміенскаго трактата произходило во Французскомъ трибунатѣ преніе о войнѣ, тогда одинъ изъ трибуновъ воскликнулъ: «Нынѣ предпринимаемая война не только должна рѣшить жребій двухъ народовъ, но и судьбу рода человѣческаго».
Такъ! неисповѣдимыя судьбы Небесъ несомнѣнно готовятъ сію славу Народу-Исполину:
«Изъ разногласія согласье
И изъ страстей свирѣпыхъ счастье
Россъ только можетъ созидать».[6]
Съ безпредѣльнымъ почтеніемъ честь имѣю быть и проч.
Сергѣй Глинка.
_________
[1] До сихъ въ перепискѣ Державина еще не встрѣчалось писемъ отъ Сергѣя Глинки; помѣщаемыя здѣсь (съ орѳографіею подлинниковъ) три письма его заимствуются изъ того же источника, какъ и предыдущее письмо Евгенія Болховитинова.
[2] Т. е. ода Державина Персей и Андромеда (см. Т. II, стр. 612).
[3] Драматическомъ сочиненіи Глинки, изд. въ 1808 г.
[4] Шестистопное стихотвореніе, напечатанное на синей бумагѣ въ Смоленскѣ 1807 г. (при Губернскомъ Правленіи). Оно посвящено князю С. Ѳ. Голицыну, «областному начальнику».
[5] Стихотвореніе Молитва по отъѣздѣ въ армію Александра I (Т. II, стр. 628). Оттуда и приведенные ниже два стиха.
[6] Переделка извѣстныхъ стиховъ Фелицы: см. Т. I, стр. 141.