Ярцов А. С.

1043. Отъ А. С. Ярцова[1]«Г. Вышняго Волочка сельцо Новоселье»,

24 ноября 1812.

М. г., Г. Р. Не безызвѣстно в-му в-пр., коликое зло и разореніе причинили намъ проклятые Французы, не пощади и той самой царской столицы, гдѣ мы ихъ нищихъ уродовъ питали и лелѣяли; но, не нашедъ такого въ нашемъ народѣ развращенія и безвѣрія и особливой себѣ наживы, какъ они себѣ мечтали, то по неописанной злобѣ своей пустились къ сожженію и превращенію оной въ кучу камней, думая, можетъ быть, что мы до конца тѣмъ разоримся; однакожъ не угадали! потому что всѣ сокровища русскія въ груди и дѣяніи рукъ нашихъ носятся. — Извѣстно также и то вамъ, м. г., колико явное всемогущій Богъ послалъ намъ спасеніе! Онъ, воздвигая бывшій въ крайнемъ уныніи великій славянорусскій духъ, и тѣмъ же самымъ, какъ рукою побѣдоноснаго Архангела своего Михаила, изгоняя ихъ вражіи силы изъ среды благословеннаго Русскаго Царства, обратилъ всю нашу болѣзнь и сѣтованіе на ихъ же самыя

// С. 246

 

 

злодѣйскія главы, и разсѣялъ ихъ яко прахъ предъ лицемъ вѣтра; теперь-то можемъ мы со псаломникомъ сказать: «Наказуя, наказа насъ Господь, смерти же не предаде насъ[2].» — Чѣмъ самымъ ясно изобразилось, сколь великое мы дѣлали преступленіе противъ воли Господней, что дружились со лжепросвѣщенными Французами. Треклятый ихъ безвѣріемъ наполненный языкъ чуть-чутъ было насъ не погубилъ. А если мы и еще будемъ къ нимъ пристрастными и станемъ ввѣрять въ ихъ адскія руки дѣтей своихъ на воспитаніе, тогда, можетъ быть, и горшее зло насъ постигнетъ. — Самъ Бонапартъ, какъ слышно здѣсь было, признавался въ Москвѣ, что онъ нѣсколько рановато пришелъ для разрушенія Россіи: столь-то велика алчность парижскаго Вельзевула и демоновъ его.

Какіе же мы дары принесемъ спасающему насъ Господу Богу, Вседержителю вселенной? Хотя иногда и съ сокрушеннымъ духомъ своимъ преклоняемся непостижимому величествію Его престола; однакожъ должно, кажется, намъ очевидныя чувствованія доказать, всемогуществу Его благодареніе. — Древніе и новѣйшіе наши великіе князья и государи всякія надъ непріятелемъ совершенныя побѣды всегда ознаменовывали созиданіемъ храмовъ Господнихъ, какъ то мы изъ церковной исторіи видимъ; то, кажется, не излишнее будетъ, еслибы мы, по очищеніи всей Россіи отъ французской проказы, воздвигнули въ возблагодареніе всемогущему Богу, среди Москвы, подъ преславнымъ именемъ Воскресенія Господня огромнѣйшій и великолѣпнѣйшій Храмъ, превосходящій красотою и богатствомъ своимъ, въ подобіе Соломонова, не только всѣ россійскіе, но и всѣ европейскіе храмы Господни, съ приличною избавленія нашего и всей Европы надписью, оставляя его навсегда отверзтымъ, съ учрежденіемъ безпрерывнаго въ немъ, коль возможно, трогательнѣйшаго и сладкогласнѣйшаго Всевышнему служенія, съ надлежащимъ благочиніемъ, дабы во всякое время всякій мимоходящій, въ воспоминаніе спасенія своего, могъ приносить Ему жертву хваленія и благодаренія, а при томъ и просить о здравіи и благоденствіи защищающаго и прославляющаго насъ великаго Монарха нашего; а тѣмъ же самымъ храмомъ и доказать иностранцамъ, что мы не лишились еще богатства своего, имѣя въ нѣдрахъ земныхъ неисчерпаемые его источники[3]. — Торжественный же ежегодный въ томъ храмѣ

// С. 247

 

 

день назначить бы 5-ое число Октября, яко въ день празднованія Петру, Алексѣю и Іонѣ, московскимъ митрополитамъ, въ который день случилось первоначальное изгнаніе изъ Москвы Французовъ нашими войсками и жестокое ихъ пораженіе; отправляя же оное торжество, ознаменовать его разными подаяніями и хлѣбосольствомъ безкровнымъ и разореннымъ семействамъ, какъ то бываетъ и въ Ниловой пустыни. — Таковая мысль давно уже въ сердцѣ моемъ скрывалась, а особливо жъ тогда она сновидѣніемъ моимъ возбудилась, когда нашъ непріятель побѣгомъ своимъ достигалъ уже за смоленскіе предѣлы; каковое сновидѣніе есть слѣдующаго содержанія:

«Представилось мнѣ вблизи къ горизонту Московской стороны свѣтлое облако, испускающее на Россію блестящаго свѣта лучи, нѣсколько до земли не досягающіе; по правую же того облака сторону, казалось, изъ лучей же свѣта, на небесной лазури составлено чрезвычайной величины окруженіе, а въ немъ по лазури же усѣяно въ великомъ числѣ лучезарными округлостями, какъ бы основаніями нѣкоихъ зданіевъ[4].» Проснувшись же съ восторгомъ своимъ, подумалъ, что не вовсе

// С. 248

 

 

еще взялась отъ насъ, но паки возсіяла надъ Россіею благодать Господня. А потому и заключилъ я, что еще знаменитѣе и прославленнее прежняго процвѣтетъ въ роды родовъ царствованіе великаго Государя Императора нашего, въ кротости своей царю Давиду уподобившагося.

Я бы и болѣе подобныхъ анекдотовъ вамъ пересказалъ, но то оставлю до перваго свиданія съ вами, около Новаго году. — Не взыщите на мнѣ, м. г. , что я отяготилъ васъ длиннымъ своимъ рукописаніемъ и странными въ немъ изъясненіями; ибо и самъ я съ семействомъ своимъ претерпѣлъ подобную же разорительную участь; а Мородеры французскіе, и здѣсь насъ пугая, принудили также вдаль убираться.

Затѣмъ препоручая себя въ особенное благоволеніе ваше, остаюсь и проч. всепокорнѣйшій слуга

Аникита Ярцовъ.

__________

 



[1] Объ Аникитѣ Сергѣевичѣ Ярцовѣ, родственникѣ Державина, женатомъ на сестрѣ Н. А. Львова и служившемъ по горному вѣдомству, см. Томъ II, стр. 555. Надежда Ал. Ярцова ум. 73-хъ лѣтъ въ 1821 г.

[2] Псаломъ 117, ст. 18, гдѣ однакоже вмѣсто насъ стоить мя.

[3] Мысль о сооруженіи храма въ память спасенія отечества едва ли не Ярцовымъ была въ первый разъ высказана; доведенная до Государя княземъ Голицынымъ, какъ видно изъ слѣдующаго за симъ примѣчанія, она легко могла распространиться, и действительно была выражаема потомъ и другими: такъ ее же развиваетъ нѣсколько позднѣе, въ декабрѣ 1812 года, П. А. Кикинъ (дежурный генералъ 1-й арміи, впосдѣдствіи статсъ-секретарь) въ письмѣ изъ Вильны къ А. С. Шишкову, государственному секретарю. «Всѣ вообще», пишетъ онъ, «кричатъ: должно соорудить монументъ... Иной говорить обелискъ, пирамиду другой, а колонну третій и т. д., съ разными по ихъ мнѣнію надписями... Сердце мое и умъ согласно требуютъ воздвигнуть Храмъ Спасителю въ Москвѣ, подъ именемъ Спасскаго Собора, который одинъ можетъ удовлетворить во всѣхъ отношеніяхъ ожиданію каждаго... Еще желалъ бы, чтобы назначено было трехдневное празднество ежегодно въ день очищенія границъ нашихъ отъ сопостата» (Москвит. 1846, № 1, стр. 159 и слл.). Извѣстно, что на основаніи этихъ предположеній и состоялся манифестъ, данный въ Вильнѣ 25 декабря 1812; а 12 октября 1817 заложенъ храмъ Христа Спасителя на Воробьевыхъ горахъ (см. Письма Карамзина къ Дмитріеву, стр. 0106 и сл.).

[4] Вмѣстѣ съ этимъ письмомъ сохранились собственноручныя строки князя А. Н. Голицына къ Державину, который, какъ очевидно, сообщилъ ему содержаніе письма Ярцова: «Покорнѣйше прошу увѣдомить меня ваше в-пр., самъ ли г. Ярцовъ видѣлъ сновидѣніе, или другой кто, ибо изъ бумагъ, кои<Исправленная опечатка. Было: коп. – Ред.> я получилъ уже, въ запискѣ сказано: по сновидѣнію одного престарѣлаго въ вышневолоцкихъ лѣсахъ обитающаго мужа и проч. Мнѣ нужно знать для извѣстнаго вамъ моего донесенія, Вашъ покорнѣйшій слуга князь Александръ Голицынъ» (см. № 1027, прим. 1).