Мнение о правах, преимуществах и существенной должности сената

<Мнение о правах // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 7: Сочинения в прозе. — 1872. С. 340—348.>

 

XXIV.

 

МНѢНIЕ

 

О ПРАВАХЪ, ПРЕИМУЩЕСТВАХЪ

 

и

 

СУЩЕСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ СЕНАТА.[1]

 

1801.

 

(См. Т. VIЗаписки, стр. 761—764).

 

Сообразивъ еще разъ, со всевозможнымъ тщаніемъ, первоначальное основаніе Сената и внесенный нынѣ изъ 1-го департамента въ общее собраніе проектъ новаго Начертанія его правъ и обязанностей (на который поручено каждому изъ насъ представить свои замѣчанія), — не могу я сказать, чтобы недоставало

 

// 340

 

тамъ чего-либо относительно собранія прежнихъ правъ и преимуществъ сего верховнаго правительства, разсѣянныхъ въ разныхъ указахъ; но, съ другой стороны, видя Имперію не въ томъ уже нравственномъ и политическомъ положеніи, какъ она была во времена прошедшія, а притомъ и руководствуемую учрежденіемъ объ управленіи губерній, — то за симъ, слѣдуя священной волѣ Государя Императора, въ высочайшемъ указѣ 5-го іюня изображенной, не могу я не воспользоваться сею благодѣтельною минутою, и будучи предводимъ истинною любовію сыновнею къ отечеству и ревностію къ Государю, осмѣливаюсь, сообразя то и другое положеніе, представить основаніе существенной должности Сената, для управленія подвластныхъ ему мѣстъ толико нужное.

 

// 341

 

Всемилостивѣйшій нашъ Монархъ, замѣтивъ конечно въ народѣ своемъ довольно просвѣщенія, чтобы познавать цѣну общественнаго блага и предпочитать всему добродѣтель, соблаговолилъ, по великодушію своему, каковое Россія едва ли когда видала, дать намъ случай поставить, по мѣрѣ того, и обязанностьа верховнаго судилища, — слѣдовательно споспѣшествовать возможному и прочному благоденствію Имперіи. Я думаю, намъ позволено мыслить, и что мыслимъ, объявить свободно. Рѣдкій примѣръ въ самодержавномъ государѣ!

Петръ Великій, образовавъ Россію въ политическое бытіе, установя суды, и нижніе и средніе, а надъ ними Сенатъ, изъявилъ великому только духу свойственное, всенародное признаніе, что онъ не Ангелъ, — что одинъ человѣкъ вездѣ успѣть не можетъ*. А поелику совершенство достигается временемъ, и единымъ опытомъ примѣчаются недостатки: то и онъ конечно устроилъ бы верховное свое правительство удобнѣйшимъ и надежнѣйшимъ къ отправленію дѣлъ и меньше подверженнымъ къ перемѣнѣ способомъ, еслибъ только достало къ тому время его жизни; ибо отъ премудраго сего монарха не могла скрыться та истина, что управлять Россіею со славою и споспѣшествовать ея счастію, при ея пространствѣ, при разныхъ народахъ, въ ней обитающихъ, при религіи, обычаяхъ, нравахъ и климатахъ владычествующихъ, никто не можетъ удобнѣе, какъ монархъ самодержавный, но царствующій по законамъ, — какъ монархъ, коего единая, сообразная тѣмъ же законамъ воля исполняется скоро, и общимъ повиновеніемъ содержитъ согласіе и цѣлость государства, — что никакое политическое тѣло, безъ властей или силъ ему потребныхъ сохраниться и управляться порядочно не можетъ; что къ существованію его необходимы:

власть законодательная,

власть судебная,

власть исполнительная, и

власть оберегательная; —

* Указъ 1718 г. дек. 22 (звѣздочкой означаемъ здѣсь примѣчанія самого Державина).

 

// 342

 

что въ самодержавномъ правленіи всѣ власти сіи предполагаются въ одномъ лицѣ государя. А какъ всякій таковой единоначальный властитель или самодержецъ — не Богъ, или, какъ самъ Петръ сказалъ, не ангелъ и одинъ всего исправить не можетъ: то и нужно, чтобы всякая изъ помянутыхъ властей была монарху орудіемъ, которымъ бы, подобно какъ солнце лучами своими, освѣщалъ и согрѣвалъ государство и, взаимнымъ обращеніемъ ихъ къ себѣ, сохранялъ вмѣстѣ и бытіе, и сіяніе свое. Безъ такого тѣснаго союза монарха съ властями своими не можетъ быть ни мудрыхъ законовъ, ни скораго ихъ исполненія, ни вѣрнаго правосудія, ни надежной безопасности и даже собственно не можетъ быть самаго государя.

На сей конецъ Петръ Великій, на время отлучекъ своихъ изъ государства, учредилъ вмѣсто себя Правительствующій Сенатъ, а во время присутствія своего, представляя въ Сенатѣ лицо предсѣдателя его, всѣ помянутыя силы или власти свои ввѣрилъ сему верховному правительству, съ тѣмъ только, чтобы онъ самъ все утверждалъ и совершалъ.* Сенату далъ онъ право управлять именемъ своего величества; надъ всѣми же силами или властями поставя себя главою, учинилъ себя блюстителемъ цѣлости всего; словомъ: онъ сдѣлалъ такъ, что Сенатъ былъ въ немъ, а онъ въ Сенатѣ. Но поелику по частымъ отлучкамъ своимъ и разнымъ великимъ занятіямъ, не имѣлъ онъ времени (какъ думать должно) учредить права Сената на совокупномъ и непоколебаемомъ основаніи; а по тогдашнимъ простымъ нравамъ будучи со всѣми въ свободномъ и личномъ обращеніи, не имѣлъ, можетъ быть, и нужды раздѣлять сіи власти между собою и назначить для каждой особенные къ себѣ, какъ къ средоточію ихъб, пути, кромѣ одной власти оберегательной: то и вышло, что сія власть, по праву начальства своего надъ канцеляріею Сената, имѣя, по кончинѣ его, во время царствованія императрицъ, свободный и единственный доступъ къ престолу, вмѣстила въ себѣ всѣ другія силы и вла-

* 1711 г. марта 2, 1722 апрѣля 27; 1714 іюня 15, 1722 апр. 17, 1719 марта 19, 1722 апр. 27.

 

// 343

 

сти. А какъ лица, власть таковую носившіяв, при всѣхъ ихъ способностяхъ и ревности къ службѣ, не могли одни, сами собою, всего по должностямъ прочихъ властей придумать, всего разсмотрѣть, всего исполнить и всего, какъ надлежало бы, предостеречь: то и было послѣдствіемъ такого положенія вещей, что всѣ власти, Сенатъ составляющія, стали принимать приказанія и чинить донесенія свои монархамъ не сами лично, а черезъ третіи руки, и больше посредствомъ власти оберегательной. Но поелику не возможно, чтобы въ одномъ человѣкѣ была власть оберегательная, въ одно и то же время, властію и судебною, и исполнительною, и законодательною: то послѣдовало естественно, что власть законодательная иногда не предусмотрѣла, судебная погрѣшила, исполнительная и въ правомъ дѣлѣ умедлила; оберегательная же, вмѣщая всѣ эти власти въ себѣ, не стала сама на себя доносить; а сверхъ сего, многія мѣста, не будучи починены Сенату, дѣйствовали, по этому самому, не въ общемъ кругѣ дѣлъ, а часто и разнообразно по одному и тому же предмету, отчего всѣ вообще помянутыя государственныя власти, яко пружины политическаго тѣла, перестали дѣйствовать совокупно къ одной цѣли, перестали другъ друга побуждать и подкрѣплять. Духъ равнодушія овладѣлъ чинами Сената; верховное правительство цѣлой Имперіи охладѣло въ своей ревности, и, изнемогши въ дѣятельности своей, потеряло свою важность.

Для возстановленія силы и существенной должности сего правительства въ отношеніи къ управленію всѣми губернскими и прочими правительствамиг, для взаимнаго облегченія производства дѣлъ и для точнаго исполненія законовъ, я полагаю нужнымъ, чтобы помянутыя власти отдѣлены были въ Сенатѣ одна отъ другой, чтобы лица, которымъ онѣ присвоены будутъ, имѣли свободный доступъ къ монарху по дѣламъ, управленію ихъ ввѣреннымъ, и чтобы имъ же предоставлено было вести текущую переписку по своимъ частямъ съ властями одного съ ними рода, высочайшимъ учрежденіемъ о губерніяхъ установленными, а равно съ предсѣ-

 

// 344

 

дателями и начальниками другихъ мѣстъ*. На сей конецъ, слѣдовало бы и канцелярію Сената раздѣлить по вѣдомствамъ каждой изъ властей, обезпечивъ содержаніе чиновниковъ, ее составляющихъ, въ лучшемъ нежели нынѣ содержаніи. По рѣшительнымъ же приговорамъ Сената, да пойдутъ указы сами по себѣ, прямо отъ его лица.

Что касается до изготовленнаго «Начертанія должности Сената», то будучи совершенно съ существеннымъ содержаніемъ сего Начертанія согласенъ, нахожу только нужнымъ изложить примѣчанія мои на нижеслѣдующіе пункты:

На 1-й пунктъ. Мысль благородная и прекрасная, чтобы монархъ не утверждалъ смертныхъ приговоровъ подписью своею! Ему оставалось бы только миловать и прощать, какъ существу богоподобному. Но чтобы жребій судимаго не былъ подверженъ одному словесному объявленію того, кто будетъ представлять монарху донесенія Сената о постановленныхъ имъ приговорахъ, не будетъ ли принято за благо опредѣлить: что приговоръ не можетъ быть приведенъ въ исполненіе, доколѣ донесеніе Сената не будетъ ему возвращено другою довѣренною особою, съ объявленіемъ, что оно представлено было монарху, и что монархъ разсматривалъ приговоръ Сената. Если на приговорѣ не будетъ подписи государя, то сіе имѣетъ значить, что милости нѣтъ, и тогда — да дѣйствуютъ законы.

На 2-й пунктъ. Для пресѣченія ябедѣ средствъ затруднять высочайшую власть не дѣльными жалобами на Сенатъ, не угодно ли будетъ испросить особое и ясное законоположеніе, ибо въ существующихъ указахъ не постановлено ничего рѣшительнаго, чтобы воспрещались жалобы на Сенатъ. Наказаніе за жалобу несправедливую надлежитъ извлечь изъ самой натуры преступленія. Петромъ Великимъ установлена была за это смертная казнь. Но въ его время нравы были тверже; смерть — дѣло обыкновенное; менѣе было тогда нуждъ, менѣе корыстолюбія, менѣе грамотѣевъ, менѣе дѣлъ: нынѣ же совсѣмъ другое. Впрочемъ, для облегченія

 

* Учрежд. о управленіи губерній гл. V, статьи 96 и 101; гл. VII, ст. 110; гл. VIII, ст. 115; гл. XXVIII, ст. 404.

 

// 345

 

Сената отъ тяжбъ, нужно бы, кажется, заняться изысканіемъ средствъ къ сокращенію формъ гражданскаго судопроизводства слишкомъ тягостныхъ.

На 3-й пунктъ. Конечно приговоръ общаго собранія Сената не долженъ исполняться по большинству голосовъ; ибо симъ самымъ отнялось бы важное право у каждаго сенатора — право доказать ревность свою къ пользѣ общей и отличиться предъ своимъ Государемъ. Но состоявшіеся единогласно приговоры общаго собранія, для чего бы не позволить печатать во всенародное свѣдѣніе, съ одной стороны для того, чтобы пріобрѣсть ими въ государствѣ болѣе довѣренности, — а съ другой, чтобы они были средствомъ для пріученія молодыхъ людей къ познанію законовъ и примѣненію ихъ, между тѣмъ, какъ теперь гніютъ таковые приговоры въ архивахъ, не принося никакой пользы обществу. Бояться пересудовъ, если дѣла рѣшены справедливо, было бы малодушіемъ или гордостью; надобно только Сенату быть Сенатомъ. Мечта ужаса, отъ просвѣщенія народнаго, тотчасъ исчезнетъ.

На 4-й пунктъ. Само по себѣ разумѣется, что если приговоръ подписанъ всѣми сенаторами въ департаментѣ, то дѣло почитается рѣшеннымъ. Но если оберъ-прокуроръ отзовется противнымъ мнѣніемъ и подастъ протестъ генералъ-прокурору, тогда по предписанію генералъ-прокурора поступаетъ то дѣло въ общее собраніе, а изъ общаго собранія, при несогласіи съ нимъ генералъ-прокурора, къ императору.

На 5-й пунктъ. Предполагается весьма справедливо, чтобы при докладѣ Государю дѣла, въ которомъ общее собраніе Сената не соглашается съ мнѣніемъ генералъ-прокурора, находиться и депутатамъ отъ различныхъ мнѣній Сената. Но если бы который сенаторъ имѣлъ несчастіе, голосами своими, противъ общаго собранія поданными, быть три раза сряду неудостоеннымъ уваженія предъ лицомъ Государя, — то не разсуждено ли будетъ, чтобы онъ подверженъ былъ какому-либо прещенію (interdiction)? Симъ самымъ пресѣкутся, съ одной стороны, не дѣльные голоса, а съ другой, дѣльные пріобрѣтутъ отъ Государя честь, которая одна должна одушевлять первыхъ людей въ государствѣ. Равномѣрно, для чего бы не быть депутатомъ при докладѣ жалобъ и

 

// 346

 

на согласное рѣшеніе всего Сената? Когда каждому особо честь свою защищать дозволяется, то честь всего Сената гораздо достойнѣе уваженія. И низко ли быть правительству для объясненія предъ Государемъ? Если оно понесетъ стыдъ, болѣе останется онъ въ памяти, а если удостоится похвалы, то сколько возбудится соревнованій? Впрочемъ, тѣ избранныя особы, кои будутъ, по повелѣнію Его Величества, разсматривать жалобы на Сенатъ, должны быть, кажется, не изъ числа присутствующихъ въ Сенатѣ, дабы симъ отвращено было и малѣйшее пристрастіе.

На 6-й пунктъ. Не токмо открыты быть лоджны настольные реестры, чтобы дѣла рѣшимы были по очереди, а не выборомъ, по произволу, но надлежитъ даже, чтобы каждый сенаторъ, имѣя право представленіями своими, пресѣкать злоупотребленія во всей Имперіи, имѣлъ купно и власть, съ общаго приговора своихъ товарищей, взыскать съ исполнителей за медленность, за неисправность, и чтобы заблаговременно представляемы были краткія записки изъ предлежащихъ къ слушанію дѣлъ, засвидѣтельствованныя оберъ-секретарями и секретарями, и было бы вмѣстѣ съ симъ объяснено, когда именно будутъ тѣ дѣла докладываны, а между тѣмъ лежали бы они, съ самаго ихъ назначенія къ докладу, на столѣ, чтобы можно было въ нихъ прочесть чтó нужно и объясниться съ дѣлопроизводителями. Словомъ, чтобы все канцелярское производство внесено было въ изложеніе дѣла, шагъ за шагомъд, съ начала слушанія дѣла по самое подписаніе протокола, дабы не вкрался какой-либо безпорядокъ и не причинилъ замѣшательства, а оттого и неправосудія, которое теперь по необходимости иногда встрѣчается.

На пункты 8-й и 13-й. Коль скоро ввѣряются Сенату столь великая сила и преимущества, то необходимо должно имѣть соразмѣрную осмотрительность въ выборѣ лицъ, назначаемыхъ въ сенаторы. Когда Екатерина Великая и судей низшихъ повелѣла выбирать по балламъ въ разныя мѣста, а Петръ Великій, при первоначальномъ учрежденіи Сената, — даже генералъ- и оберъ-

 

// 347

 

пркуроровъ, президентовъ и прочихъ: то для чего бы, кажется, не испросить сего знаменитаго отличія, чтобы, по выбору жъ, представляемы были на утвержденіе Его Величества нѣсколько кандидатовъ въ сенаторы отъ всѣхъ присутственныхъ мѣстъ и изъ числа знаменитыхъ особъ въ обѣихъ столицахъ?

Если угодно будетъ апробовать сіе мнѣніе къ представленію Его Величеству, для основанія на немъ существенной должности Сената: то можно подробнѣе написать организацію сего правительства, назнача въ ней каждой власти или каждой рессорѣ, ея обязанность и отношенія къ другимъ, такъ чтобы они, отъ низшей степени до высшей и обратно, побуждая и поддерживая взаимно другъ друга, дѣйствовали порознь и вообще живѣе, но не такъ однакожъ стремительно, какъ бы могла сила, одной рукѣ Государемъ ввѣренная, нарушать иногда установленный порядокъ и коренные законы.

Наконецъ, Бога въ томъ свидѣтелемъ призываю, и да снидетъ вѣчное проклятіе на меня и на домъ мой, если здѣсь водили перомъ моимъ какое пристрастіе, какая личность или иные какіе виды; а не прямое желаніе установить законное, благоустроенное верховное правительство власти единодержавной, монархической, не истинная вѣрность къ моему Государю, не искреннее рвеніе къ блаженству моего любезнаго отечества меня одушевляли.

 

а поставить на мѣрѣ обязанность (другая редакція).

б Назначить для каждой изъ оныхъ чины и къ себѣ имъ пути особенные какъ своему средоточію.

в Поелику же носившіе оную чиновники.

г всѣми губернскими мѣстами, на четырехъ основаніяхъ учрежденными, и прочими правительствами по ихъ обязанностямъ…

д чтобъ все канцелярское производство, въ разныхъ указахъ изображенное, въ которыхъ содержится довольно преимуществъ и правъ Сената, внесено было бы въ существенное его постановленіе подробно и шагъ за шагомъ…

 

________

 

 

// 348



[1] Это мнѣніе сохранилось въ двухъ редакціяхъ: одна, здѣсь печатаемая, составляетъ текстъ подлинника, списанный въ сенатскомъ архивѣ и переданный намъ покойнымъ сенаторомъ Ег. Петр. Ковалевскимъ; другая, отличающаяся отъ первой только меньшею отдѣлкою въ слогѣ, но въ содержаніи совершенно съ нею тожественная, осталась въ бумагахъ Державина и распространена во многихъ спискахъ, изъ которыхъ одинъ и былъ напечатанъ (Чт. въ Общ. ист. и др. 1858, кн. III, «Смѣсь», стр. 122—127). Въ этомъ печатномъ текстѣ мы должны указать на нѣкоторыя важныя неисправности; такъ, на стр. 122 читаемъ: «пожать» вм. познавать; стр. 123: «верховнаго правосудія» вм. вернаго правосудія; стр. 124: «придержать» вм. придумать; стр. 125: «произведенныя дѣла» вм. производство дѣлъ; тамъ же, во 2-мъ пунктѣ, передъ словами: «Во время Петра Великаго» пропущена цѣлая строчка; стр. 126: «мелка душа», вм. мечта ужаса; тамъ же, въ 5-мъ п.: «Департаментамъ» вм. депутатамъ; стр. 127: «преимущественныхъ мѣстъ» вм. присутственныхъ мѣстъ, — не говоря о другихъ менѣе важныхъ невѣрностяхъ и пропускахъ. Ср. въ Чтеніяхъ же 1864, кн. I, Мнѣнія о правахъ Сената, поданныя графами Завадовскимъ и А. Р. Воронцовымъ. Постановленія о Сенатѣ см. въ слѣдующихъ томахъ Полн. Собр. Зак.: IV, 2.328 (1711, марта 2); V, 3.264 (1718 дек. 22);VI, 3.978 (1722, апр. 27); XXVII, 20.406 (1802, сент 8). Ср. XXVI, № 19.908 (1801, іюня 5), указъ о пересмотрѣ учрежденія Сената.

Приводимъ въ варіантахъ, означенныхъ леттринами, нѣкоторыя болѣе важныя отличія другой редакціи Мнѣнія.

Въ сенатскомъ архивѣ на оберткѣ подлиннаго мнѣнія найдена слѣдующая загадочная замѣтка:

«Мнѣніе сенатора и поэта Г. Р. Державина, извѣстное въ свое время подъ названіемъ: Предисловіе къ его конституціи.

«Трое ходили тогда съ конституціями въ карманѣ — реченный Державинъ, князь Платонъ Зубовъ, съ своимъ изобрѣтеніемъ, и графъ Никита Петровичъ Панинъ (отецъ нынѣшняго министра юстиціи) съ конституціею англійскою, передѣланною на русскіе нравы и обычаи. Новосильцову стоило тогда большаго труда наблюдать за Царемъ, чтобы не подписалъ котораго-либо изъ проектовъ; который же изъ проектовъ былъ глупѣе, трудно было описать: всѣ три были равно безтолковы. Жалѣю очень, что въ бумагахъ моихъ въ С. Петербургѣ я не нашелъ втораго мнѣнія Державина, которое извѣстно подъ названіемъ его картоновъ*. Кажется, что покойный дядюшка мой, испугавшись взятія меня до Karmelitów, изволилъ истребить все что было у меня любопытнѣйшаго и въ домѣ его хранилось. Бывшее же въ коммиссаріатѣ я нашелъ все въ цѣлости».

Къ сожалѣнію, не смотря на всѣ наши разысканія, намъ не удалось разъяснить, кто писалъ эти строки, очевидно обличающія слишкомъ недостаточное знакомство съ затронутыми въ нихъ фактами.

 

* Вѣроятно, здѣсь разумѣется то мнѣніе, которое было написано по поводу проекта Сперанскаго въ 1811 г. и напечатано нами въ Т. VI, стр. 217—224.