Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 44

Лирика | Призывание и явление Плениры

  <Призывание и явление Плениры // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. ...


Лирика | Призывание и явление Плениры

  Державин Г. Р. LX. Призывание и явление Плениры. // Анакреонтические песни. Петроград. 1804. С. 101—102. LX. ПРИЗЫВАНІЕ И ЯВЛЕНІЕ ПЛѢНИРЫ. Приди ко мнѣ, Плѣнира! Въ блистаніи луны, Въ дыханіи Зефира, Во мракѣ тишины; Приди въ подобьи тѣни, Въ мечтѣ, иль легкомъ снѣ, И сѣдши на колѣни Прижмися къ сердцу мнѣ; Движенія изчисли Вздыханія измѣрь, И всѣ мои ты мысли Проникни и повѣрь: Хоть безъ тебя[1] судьбины Серпъ, не скосилъ мнѣ дней; Но нѣтъ ужъ половины Во мнѣ души моей. * Я вижу, ты въ туманѣ Течешъ ко мнѣ рѣкой; Плѣнира на диванѣ Простерлась надо мной, // С. 101     И легкимъ осязаньемъ Устъ сладостныхъ твоихъ, Какъ вѣтерокъ дыханьемъ, Въ объятіяхъ своихъ Меня ты утѣшаешь И шепчешь нѣжно въ слухъ: «Почто такъ сокрушаешь Себя, мой милой другъ[2]? Не льзя смягчить судьбину, Ты сколько слезъ не лей; Миленой половину Займи души твоей». // С. 102   [1] Исправленная опечатка, было: тѣбя [2] Исправленная опечатка, было: дургъ  


Лирика | Павлин

... ; тамъ лучи вокругъг! Конечно, сила и паренье Орлиныя въ ея крылахъ, Гласъ трубный, лебедино пѣнье Въ ея предсладостныхъ устахъ; А пеликана добродѣтельд Въ ея и сердцѣ и душѣ! Но что за чудное явленье? Я слышу нѣкій странный визгъ! Сей фениксъ опустилъ вдругъ перья,   // 699   Увидя гнусность ногъ своихъ. О пышность, какъ ты ослѣпляешье! И баринъ ... . г Гдѣ станетъ — удивляетъ взоръ. Орлины силы и паренье, Я думаю, въ ея крылахъ. д И вѣрно, всѣхъ она прекраснѣй Величествомъ души своей. Но что за странное явленье? Пронзительный я слышу визгъ! е Такъ вотъ примѣръ великолепья: Вельможа безъ ума — павлинъ.   // 700   [1] Эта пьеса, направленная ...


Лирика | На победы в Италии

... слѣдъ огня черты, — Мечъ Павловъ, щитъ царей Европы, Князь славы[8]!» — Се, Суворовъ, ты!   // 274   Се ты, вѣковъ явленье чудав! Сбылось пророчество[9], сбылось! Лучъ, возсiявшiй изъ-подъ спуда, Герой мой вновь свой лавръ вознесъ! Уже вступилъг онъ въ славны ... витязь проложилъ; Ужъ водитъ за собой побѣды И лики сладкогласныхъ лиръ.   а …гуломъ… (1799). б Подобномъ… в …явленье, чудо! г …ступилъ…   // 275 [1] Написано по полученiи первыхъ извѣстiй объ успѣхахъ Суворова въ Италiи: послѣ перехода черезъ Адду ...


Лирика | Явление Аполлона и Дафны на Невском берегу

Державин Г. Р. XIV. Явление Аполлона и Дафны на Невском берегу. // Анакреонтические песни. Петроград. 1804. С. 39—40. XIV. Явленіе Апполона и Дафны на Невскомъ берегу. По гранитному я брегу ...


Лирика | Явление

... взглянувъ усердно, Взоръ важный и глубокомудрый свой Съ десницею взведя на небо звѣздно, ‑ Исчезла предо мной!   Гряди въ свой путь, я рекъ, небесъ явленье,          5. Гряди, ‑ довольно я позналъ тебя, И ясно все твое мнѣ мановенье: Я понялъ ...


Лирика | На Счастие

... взоръ свой на кого: Раба творишь владыкой мiру[2], Намѣсто рубища порфиру Ты возлагаешь на него.   ‎Въ тѣ дни людскаго просвѣщенья, Какъ нѣтъ кикиморовъ явленья, Какъ ты лишь всѣмъ чудотворишь, Дѣвицъ и дамъ[i] магнизируешь[3], Изъ камней золото варишь, Въ глаза патрiотизма плюешь, Катаешь кубаремъ весь мiръ; Какъ рѣзвости ...


Лирика | Праздник воспитанниц девичьего монастыря

... иль отца;   // 79   Пѣньемъ души восхищали, А красою всѣхъ сердца.   ‎Или, если бы рожденье На водахъ кто зрѣлъ весны И ея въ лучахъ явленье Изъ кристальныя волны; Съ холма кинувъ быстро око На прекрасный Волги брегъ, Гдѣ, разлившися широко И склоняя свѣтлый бѣгъ На Каспiйско мореб сткляно ...


Лирика | Праздник воспитанниц девичьего монастыря

... встрѣчали, Будто Бога, иль отца; Пѣньемъ души восхищали, А красою всѣхъ сердца. ‎Или естьли бы рожденье На водахъ кто зрѣлъ весны, И ее въ лучахъ явленье Изъ кристальныя волны; Съ холма кинулъ быстро око На прекрасный Волги[1] брегъ, Гдѣ разлившися широко, И склоняя свѣтлый бѣгъ На Каспійско лоно сткляно ...


Лирика | Геба

... ;                    4. Что явленье дѣвы сей? По челу — Екатерина, По очамъ — огнь Павловъ в ней; По душѣ она — Марiя, Александръ, Елисаветъ.   ...


Лирика | Христос

... ;                  6. Часъ возвѣстила въ міръ явленья, Казала путь къ кому ведя Царямъ, волхвамъ для поклоненья; Чей тронъ не въ златѣ средь порфиръ, Но въ вертѣ[19], въ ясляхъ былъ возвышенъ[20], Надъ кѣмъ ликъ ...


Лирика | Крестьянский праздник

... ;         6. Въ трудѣ и въ боѣ молодцы! Когда вы въ сердцѣ христіане, Не вѣроломцы, не страмцы: То всѣхъ предъ вами дивъ явленье, Бѣсовъ французскихъ наважденье Предъ вѣтромъ убѣжитъ, какъ прахъ. Вы все на свѣтѣ въ грязь попрете, Вселенну кулакомъ тряхнете, Жить славой будете въ вѣкахъ. ______ ...


Драматические произведения | ПРЕДИСЛОВIЕ

<Предисловие // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ПРЕДИСЛОВIЕ   Согласно съ программою нашего изданiя, этотъ томъ содержитъ въ себѣ драматическiя сочиненiя Державина. Изъ нихъ шесть — Евпраксiя, Грозный, Дурочка умнѣе умныхъ, Рудокопы, Атабалибо и Батмендiй(послѣднiя двѣ неконченныя) — издаются ныньчѣ въ первый разъ. Только заглавiя нѣкоторыхъ изъ названныхъ пьесъ были до сихъ поръ извѣстны частью изъ Записокъ самого поэта, частью изъ свидѣтельствъ его современниковъ, особенно Жихарева и Аксакова. Высказанныя этими лицами сужденiя о неизданныхъ его трагедiяхъ могутъ быть теперь повѣрены. Каково бы ни было художественное достоинство драматическихъ его произведенiй, въ нихъ заключается несомнѣнный историческiй интересъ не только по связи ихъ съ другими литературными явленiями эпохи, по ихъ значенiю для полной характеристики Державина, но и по встрѣчающимся здѣсь, какъ и въ прочихъ его сочиненiяхъ, примѣненiямъ къ современнымъ обстоятельствамъ. Кромѣ того, однѣ изъ его театральныхъ пьесъ представляютъ мѣста, проникнутыя лирическимъ одушевленiемъ, въ другихъ видно замѣчательное знакомство съ русскими нравами, съ бытомъ разныхъ состоянiй и народнымъ языкомъ. Дѣятельность Державина въ области драматической поэзiи началась еще въ прошломъ столѣтiи. Первые прологи его относятся ко времени его управленiя Тамбовской губернiей (1786—1788). Въ 1790-хъ годахъ онъ предпринялъ оперу Батмендiй; въ 1804 написано имъ большое сочиненiе Добрыня, родъ оперы, а вслѣдъ за тѣмъ «героическое представленiе» Пожарскiй. Вскорѣ принялся онъ и за трагедiи вслѣдствiе соревнованiя, возбужденнаго въ немъ успѣхомъ Озерова, и в 1806 году написалъ Ирода и Марiамну съ посвященiемъ этой пьесы ...


Драматические произведения | Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища (вариант 1808-1816гг)

<Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища // Сочинения Державина: [в 5 ч.] — СПб.: в типографии Шнора, 1808—1816. Ч. 4. С. 7—22> II. ПРОЛОГЪ въ одномъ дѣйствiи съ музыкою, на открытiе въ Тамбовѣ ТЕАТРА И НАРОДНАГО УЧИЛИЩА, представленный благороднымъ обществомъ въ день тезоименитства ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II на Театрѣ въ домѣ Губернатора Державина. 1786 года 24 Ноября.   // 7   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА. ____________ пустынникъ, Яковъ Ивановичъ Беклемишевъ. генiй — — Дѣвица Анна Матвѣевна Бибикова. мельпомена, Дѣвица Марья Григорьевна Орлова. талiя — — Дѣвица Марья Дементьевна Чичерина. дѣти — — Александръ Антоновичь Аничковъ. мальчики съ рѣчами, Николай Дмитрiевичь Хвощинской. Николай Степановичь Беклемишевъ, Александръ Николаевичь Свѣчинъ. Борисъ Дмитрiевичь Хвощинской. Корнилiй Андреевичь Ниловъ. Сергѣй Николаевичь Охлебининъ. Романъ Ѳедоровичь фонъ-Мелинъ. Викторъ Ивановичь Комсинъ. Александръ Петровичь Чевелевъ. дѣвицы безъ рѣчей: Надежда Матвѣевна Булдакова. Фiона Ивановна Комсина. Софья Дмитрiевна Хвощинская. Евпраксiя Николаевна Сатина. Елена Николаевна Охлебинина. Елисавета Андреевна Алѣева. Анна Никитишна Салькова. Елисавета Ѳедоровна Макшѣева. Елисавета Антоновна Аничкова. Катерина Степановна Беклемишева. музыка — Первый хоръ г-на Журавченка. Второй хоръ г-на Раупаха. декорацiи и платье, г-на Барзантiя. ______   // 8   ПРОЛОГЪ ЯВЛЕНIЕ I. Театръ представляетъ ночь и дикiй лѣсъ, въ которомъ видны мрачныя пещеры. Свирѣпый вѣтръ клонитъ деревья и производитъ трескъ и вой въ пещерахъ, въ которыя маленькiя дѣти, разнаго состоянiя, отъ шума бури и громовыхъ ударовъ прячутся. Музыка симфонiею своею изображаетъ неустройство стихiй. — По укрощенiи бури выходитъ пустынникъ, украшенный сѣдинами, съ сѣкирою въ рукахъ. ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере Любви (вариант 1808-1816гг)

... блаженствъ она.   (Тутъ указываетъ народъ на сгущенную группу облаковъ и приближается къ ней вмѣстѣ съ Жрецами.) ХОРЪ НАРОДА И ЖРЕЦОВЪ. (фуга) Что за явленье Снисходитъ съ небесъ? Странно видѣнье Рѣдкихъ чудесъ!   (Нижняя часть густыхъ облаковъ, садясь на землю, развигается и появляется изъ нея розовый кустъ.) ХОРЪ ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере порфирородного отрока (вариант 1808-1816гг)

... въ храмъ… ПЕРВЫЙ БАРДЪ. О благотворный духъ! О покровитель нашъ! Но чей повѣритъ слухъ Такому божескихъ судебъ предъизреченью И твоему предъ насъ толь чудному явленью? ВТОРЫЙ. Родится отрокъ ли, иль красна дѣва намъ?   // 82   ДАЖЪ-БОГЪ. О смертны слабые! не мнѣ, такъ симъ древамъ Повѣрьте, и звѣздѣ  ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (вариант 1808-1816гг)

... ; Съ другой стороны войско Пожарскаго подъ ружьемъ, подъ командоюМинина, съ бердышемъ стоящаго. — Въ сторонѣ подъ деревомъ большой камень. ЯВЛЕНИЕ I. ХОРЪ ЖЕНЪ и ДѢТЕЙ. Великодушный мужъ! тронися Невинныхъ женъ, дѣтей мольбой; На слезы наши преклонися, Будь нашъ покровъ, отецъ, Герой; Пусти изъ ...


Драматические произведения | Федра

< ФЕДРА // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > ИЗЪ ПЕРЕВОДА РАССИНОВОЙ ТРАГЕДIИ «ФЕДРА»   РАЗСКАЗЪ ТЕРАМЕНА[1] (Дѣйствiе V, явленiе VI.)   Едва мы за собой оставили Трезенъ, На колесницѣ онъ, бывъ стражей окруженный, Стопами тихими уныло провожденный, Задумчиво сидя, къ Меценѣ путь склонялъ И пущенныхъ изъ рукъ возжей не напрягалъ. Прекрасные кони, бывъ прежде горделивы, По голосу его и ркотки и ретивы, Шли, преклоняя главы, и тускомъ ихъ очей Казались сходны съ нимъ печалiю своей. Тутъ вдругъ ужасный шумъ сквозь моря влагу бурну Возсталъ и возмутилъ всю тишину лазурну; Стонъ, гулами изъ нѣдръ подземныхъ отразясь, Вкругъ глухо отвѣчалъ на волнъ ревущихъ гласъ. Проникъ намъ мразъ сердца, застыла кровь симъ дивомъ, У смѣтливыхъ коней возстали гривы дыбомъ. Изъ черныхъ безднъ тогда средь блѣдна лона волнъ Поднявшися, возсталъ огромный водный холмъ; Предъ нимъ бѣгущiй валъ скача, плеща, стремился, И въ пѣнистыхъ клубахъ въ немъ чудный звѣрь явился: Широкое чело, рогастое, грозитъ, Какъ мѣдна чешуя, блестя, на немъ горитъ; Подводный былъ то волъ, или драконъ ужасный; Крутя, горбя хребетъ и ошибъ вьющiй страшный Завылъ, — и со бреговъ вдругъ огласился вой; Померкли небеса, его зря подъ собой, Земля содрогнулась, весь воздухъ заразился; Принесшiй валъ его вспять съ ревомъ откатился; Бѣжало въ страхѣ все, не смѣя противъ стать, И всякъ искалъ себя въ ближайшемъ храмѣ спасть; Но только Ипполитъ, достойный сынъ героя, Коней остановя, какъ бы среди покоя, Беретъ свое копье, къ чудовищу летитъ И въ чревѣ язву имъ широкую творитъ; Страшилище, съ копья вспрянувъ, остервенѣло; Но падши подъ коней, трепещущи ревѣло, Каталось по песку, зѣвъ рдяный разверзавъ, Рыгало кровь и дымъ и, пламенемъ дыхавъ, Коней страшило, жгло. & ...


Драматические произведения | Тит

<Тит// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ИЗ ОПЕРЫ «ТИТЪ»* ДѢЙСТВIЕ I ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ чертогъ Вителлiи. Вителлiя идетъ скоро, за ней Секстъ ВИТЕЛЛIЯ Умолкни, Секстъ, прошу тебя: Доколь одно и то жъ мнѣ слышать? Давно ужъ знаю наизусть, Что Лентулъ въ заговоръ вписался, Что изготовлено ужъ все, И Капитолия какъ вспыхнетъ, Низвержется съ престола Титъ. СЕКСТЪ ВителлIя! … ВИТЕЛЛIЯ Ужель хотите Вы съ Беренисой допустить Бракъ императора столь слаба, И должно ль, Римляне, мнѣ ждать, Поколѣ иностранка сядетъ На тронъ, отъятый у меня? О стыдъ! а васъ зовутъ мужами: Зачѣмъ же медлите? скажи. СЕКСТЪ Ахъ, Зевсъ! — ВИТЕЛЛIЯ Вздыхаешь, лишь вздыхаешь! СЕКСТЪ Любезная! какъ можешь ты Надъ нашимъ мужествомъ смѣяться, Пожертвовать желая тѣмъ, Отца отечества въ комъ видимъ, Кто благодѣтель нашъ и другъ? О! приведи себѣ на память Красотъ, величiя, добротъ И полна доблестьми героя, Котораго вся жизнь соборъ Дѣянiй славныхъ, благородныхъ: Такъ, такъ, заслугамъ ли воздать Онъ мнитъ, — его сокровищъ мало! Карать ли преступленье, — онъ До тѣхъ поръ жалостливъ и медленъ, Покуда чѣмъ не извинитъ, И словомъ, день пропадшимъ числитъ, Не сдѣлалъ если онъ добра. ВИТЕЛЛIЯ Прочь отъ меня! Врага смертельна Хвалить въ глаза мнѣ, милый Секстъ! Забылъ ли ты, что онъ на тронѣ, Его отцомъ у моего Похищенномъ, сидитъ коварно? Или не знаешь и того, Какъ онъ манилъ меня, лаская, До тѣхъ поръ (признаюсь теперь), Что я его почти любила; А тутъ-то Беренису вдругъ Онъ, вызвавъ изъ угла вселенной, Мнѣ смѣетъ нынѣ предпочесть, — Римлянкѣ древней, благородной, Дочь императора презря. СЕКСТЪ Сама ты знаешь: Берениса Прiѣхала безъ зва, безъ встрѣчъ. ВИТЕЛЛIЯ Такъ какъ и то, что сей лукавецъ Намедня слезы ...


Драматические произведения | Фемистокл

< ФЕМИСТОКЛ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ОТРЫВКИ   ИЗ ОПЕРЫ «ФЕМИСТОКЛЪ»* ДѢЙСТВIЕ III ЯВЛЕНIЕ XI Ксерксъ, Аспазiя, Неоклъ, Роксана, Лизимахъ, Өемистоклъ и Севастъ подъ присмотромъ** КСЕРКСЪ И такъ ты, Өемистоклъ, рѣшился Быть другомъ наконецъ моимъ? Приди, — да царь тебя обниметъ (хочетъ обнять). ӨЕМИСТОКЛЪ (удаляясь съ почтенiемъ). Постой. КСЕРКСЪ Зачѣмъ? ӨЕМИСТОКЛЪ Не смѣю я, Да прежде учинюсь достойнымъ. КСЕРКСЪ Священна чаша предстоитъ, На жертвенникМ ужъ готова: Желанну мнѣ присягу дай, И бѣдства Грековъ да начнутся. ӨЕМИСТОКЛЪ Изыдь изъ заблужденья, Ксерксъ; Я слово далъ придти, — не клясться. КСЕРКСЪ Но ты… ӨЕМИСТОКЛЪ Внемли, о государь! И вы, стоящи съ Лизимахомъ! Всѣ купно Өемистокла рѣчь: Рокъ непрiязненный доводитъ Меня неблагодарнымъ быть Или предателемъ отчизны; Изъ золъ сихъ выберу ль одно? Нѣтъ! Смерть отъ нихъ спасти лишь можетъ. Жизнь наша есть небесный даръ, И состоитъ онъ въ нашей волѣ: Путь мною избранный есть — гробъ. ЛИЗИМАХЪ (про себя). Что слышу! КСЕРКСЪ (тоже). О превѣчны боги! ӨЕМИСТОКЛЪ (вынимая изъ-за пазухи ядъ). Вотъ въ ссылкѣ вѣрный спутникъ мой. Онъ въ чашѣ все свершитъ священной. О божества всѣхъ думъ моихъ! Ты, вѣрность сердца, благодарность, Въ сей вольной жертвѣ будьте мнѣ Вездѣ вы соприсущны славой. АСПАЗIЯ (про себя). Кончаюсь. КСЕРКСЪ (также). Въ идумленьи я! ӨЕМИСТОКЛЪ Увѣрь, о Лизимахъ! Аѳины, Мой другъ, ты въ вѣрности моей И испроси благоволенье Ихъ къ праху моему; а я Прощаю ихъ въ моемъ изгнаньи И въ бѣдствахъ, кои снесъ отъ нихъ, Коль тамъ моя гробница будетъ, Гдѣ прежде колыбель была. А ты, царь, не раскаявайся Въ благодѣянiяхъ твоихъ. Ты возданъ будешь удивленьемъ За нихъ потомства; я же, какъ Ужъ ...


Драматические произведения | Эсфирь

<ЭСӨИРЬ// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ИЗЪ ОПЕРЫ «ЭСӨИРЬ»* ДѢЙСТВIЕ III ЯВЛЕНIЕ VII Ассуръ, Эсѳирь, Мардохей, Гаiй, Өомарь, дѣвы, евнухи и царедворцы АССУРЪ (обнимая Мардохея). О, небесамъ любезный смертный! Подпора трона, честь моя! Какимъ обязанъ я признаньемъ. И благодарностью тебѣ, Что, жизнь и скиптръ мнѣ сохраняя, Прогналъ ты мглу съ очей моихъ, Коварствомъ вкругъ меня лежавшу; Что дѣву милу, какъ Эсѳирь, Ты воспиталъ мнѣ, возлелѣялъ, Котора славу и блаженство Мое составить можетъ ввѣкъ. О, такъ! великимъ хоть я чтуся Побѣдой Франковъ, Сирiянъ; Но внутреннихъ враговъ побѣда Сильнѣйшимъ дѣлаетъ царя; А благонравная супруга Смиренною ея душой Свѣтлѣе всѣхъ ему вѣнцовъ. МАРДОХЕЙ Благополучнѣе считаться Она должна всѣхъ въ свѣтѣ женъ, Что сдѣлалась благоугодной Столь сердцу мудраго царя; А паче, коль она на милость Его приклонитъ спасть нашъ родъ. АССУРЪ (взявъ скпиптръ и прикасаясь имъ къ Эсѳири). Да предковъ жезлъ сей мой священный Законовъ силою отдастъ Тебѣ не только безопасность, Но и всему народу жизнь, Права, свободу, какъ и Персамъ, И да цвѣтетъ Юдея такъ, При Кирѣ какъ цвѣла она. МАРДОХЕЙ (упадая въ ноги). Нѣтъ словъ изречь благодаренье… АССУРЪ (поднимая Мардохея). Возстань! та мзда еще мала, Коль вѣрный рабъ благословится; Но царь довѣренность свою Да дѣлитъ съ нимъ на самомъ дѣлѣ, Давъ власть счастливыми творить (отдаетъ Мардохею скиптръ). Вотъ скиптръ, будь соправитель царства Мнѣ моего, — какъ былъ Аманъ. МАРДОХЕЙ (не принимая скиптра). Нѣтъ, царь! владѣй ты имъ съ царицей, Да будетъ тайною тебѣ Она помощницей, подпорой, Прибѣжище сиротъ и вдовъ, Невинныхъ щитъ и притѣсненныхъ И общая народа мать. АССУРЪ Совѣтъ твой мудрый я прiемлю: Да соцаритъ со мной Эсѳирь. ЭСФИРЬ ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере Любви

... не оставляетъ Нѣкихъ намъ блаженствъ она. (Тутъ указываетъ народъ на сгущенную группу облаковъ и приближается къ ней вмѣстѣ съ жруцами.) ХОРЪ НАРОДА И ЖРЕЦОВЪ (Фуга.) Что за явленье Снисходитъ съ небесъ? Странно видѣнье Рѣдкихъ чудесъ! (Нижняя часть густыхъ облаковъ, садясь на землю, развигается и появляется изъ нея розовый кустъ.) ХОРЪ ДѢВЪ ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере Любви (авторская редакция)

...  на сгущенную группу облаковъ и указывая на оную приближиется къ нѣй въ мѣстѣ съ жрецами.) ХОРЪ НАРОДА И ЖРЕЦОВЪ (Фуга.) Что за явленье Снисходитъ съ небесъ? Странно виденье Редкихъ чудесъ! (Большая група облаковъ садится на землю, раздвигается и поевляется изъ нѣя розовой кустъ.) ХОРЪ  ...


Драматические произведения | Счастливый горбун

< СЧАСТЛИВЫЙ ГОРБУН // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   НАЧАЛО ОПЕРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ ГОРБУНЪ»* ДѢЙСТВIЕ I ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ великолѣпную царскую палату, въ которой Царь-добрый человѣкъ возсѣдаетъ на престолѣ для правосудiя своего народа. Совѣтъ его составляющiе бояре сидятъ по обѣ стороны престола. За ними предстоятъ во множествѣ придворные и стража съ алебардами. Кругомъ, на хорахъ, мусикiйскiе лики. ХОРЪ Какъ полный мѣсяцъ среди звѣздъ На голубомъ небесъ пространствѣ Обширность освѣщаетъ мѣсть: Царь — добрый человѣкъ въ убранствѣ Такъ здѣсь среди бояръ сидитъ, Сердца народа веселитъ, Всѣхъ гонитъ мракъ, рѣшитъ всѣхъ прю. О, слава доброму царю! ЦАРЬ Провозгласи, бирючъ, страны моей народу, Что видѣлъ я себя даю теперь свободу. БИРЮЧЪ (трубитъ и потомъ возглашаетъ). Слушай, народъ православный! я кличу кличь по повелѣнiю царскому. Кто хочетъ видѣть пресвѣтлыя его очи, слышать его слова медоточныя и видѣть его милость, судъ и правду, — ступайте, бѣгите: двери всѣмъ къ нему отверзты! ЯВЛЕНIЕ II Съ обѣихъ сторонъ выходятъ челобитчики разнаго состоянiя, богатые и убогiе, старые и младые, здоровые и увѣчные, имѣя на головахъ своихъ грамотки, и кланяются. ХОРЪ Видя въ тебѣ отца втораго, Бьемъ челомъ до лица земнаго. Слезы отри ты изъ глазъ; Выслушай, выслушай насъ. ЦАРЬ Гой еси, милый мой дядька Синбалда И вѣрный мой слуга Личарда! Просьбы ихъ примите И мнѣ ихъ разскажите. (Дядька Синбалда и слуга Личарда, стоявшiе по обѣимъ сторонамъ совѣта, выходятъ на середину, и каждый съ своей стороны отбираетъ прошенiя у челобитчиковъ, становится предъ царемъ и совѣтомъ.) * Въ рукописи къ заглавiю прибавлены слова: «опера въ пяти дѣйствiяхъ». Эта пьеса была задумана Державинымъ въ подражанiе повѣсти ...


Драматические произведения | Евпраксия

... владѣньемъ. Но солнце ужъ взошло (Слышень скрыпъ дверей.) и скрыпнула тамъ дверь: Намъ подозрительно здѣсь быть въ сей часъ теперь. (Уходятъ въ Тѣ же двери.)   ЯВЛЕНИЕ II Евпраксiя и Софiя ЕВПРАКСIЯ Не знаю, отъ чего весь духъ мой унываетъ, И грудь мою тоска несносна разрываетъ; Не знаю, что меня смущаетъ и мятетъ ... преклоншися стоялъ. Погибъ θеодоръ мой, убитъ супругъ мой, вѣрно! О я несчастная! (Плачетъ.) СОФIЯ Крушишься ты безмѣрно, Не знавъ еще о чемъ …   ЯВЛЕНИЕ III Тѣ же, Юрiй и вѣстникъ входятъ печально ЕВПРАКСIЯ Повѣдай, мой отецъ, Не помрачился ль мой супружескiй вѣнецъ, И живъ ли сынъ твой? ЮРIЙ (Вздохнувъ.) Живъ. ЕВПРАКСIЯ ... я, а онъ стенетъ средь узъ. Я симъ въ душѣ моей, лишь симъ однимъ мятусь. О мой отецъ! князья! о небо! помогите, Съ супругомъ умереть меня вы отпустите. ЯВЛЕНИЕ V Тѣ же и Бурундай   БУРУНДАЙ (Надменно.) Какихъ, упорствомъ, вы виною стали бѣдъ! Какой вы скажете Батыю днесь отвѣтъ? Какой ему теперь вы угодите данью За кровь ...


Драматические произведения | Грозный, или покорение Казани

... Одной рукой моей. И помощи себѣ не жду и не желаю Я никакой отъ васъ; Измѣну презираю. Подите прочь съ моихъ всѣ глазъ. (Уходитъ, и всѣ за нимъ.) ЯВЛЕНИЕ II Театръ перемѣняется и представляетъ въ ночной тишинѣ спальный Грознаго шатеръ подъ Зилантовымъ холмомъ. У входа часовой, на столѣ свѣча. Грозный дремлетъ, сидя на дерновой скамьѣ ... ) Твои препорученья Худой нашли успѣхъ… ГРОЗНЫЙ (Вспыльчиво.) Какъ такъ? МИКУЛИНСКIЙ Ему премножество помѣхъ. ГРОЗНЫЙ (Съ негодованiемъ.) Какихъ? РОЗМЫСЛЪ Повсюду чудятся явленья И у работниковъ упалъ весь духъ. (Слышны перекликающiеся голоса филиновъ на казанскихъ башняхъ.) СЕРЕБРЯНЫЙ Слышь, государь! и здѣсь какой гулъ ходитъ вкругъ. МИКУЛИНСКIЙ Мнѣ ... И запру прорывы рѣкъ. РОЗМЫСЛЪ, МИКУЛИНСКIЙ и СЕРЕБРЯНЫЙ Коль смиришь стихiевъ прю, — Можно въ свѣтѣ все царю: Царь всесильный человѣкъ. (Уходятъ.)   ЯВЛЕНИЕ III Театръ перемѣняется и представляетъ мрачную пещеру, въ Зилантовомъ холмѣИзсѣченную и арабскими буквами исписанную, въ которой устроена волшебная дѣльня (или лабораторiя); видны разныя чародѣйственныя ... и недругъ мнѣ Эмира. НИГРИНЪ Прочь, нечестивые! виталище зѣсь мира. (Эмира и Османъ уходятъ въ сторону; Сумбека и Нигринъ въ глубину рощи. Огнъ погасаетъ.)   ЯВЛЕНИЕ V Театръ перемѣняется и представляетъ каменные, мрачные своды, или кладбище царей казанскихъ съ двумя рѣшетчатыми чугунными дверми. — Видны падающiя изъ стѣнъ съ шумомъ ...


Драматические произведения | Атабалибо

АТАБАЛИБО ИЛИ РАЗРУШЕНIЕ ПЕРУАНСКОЙ ИМПЕРIИ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > АТАБАЛИБО ИЛИ РАЗРУШЕНIЕ ПЕРУАНСКОЙ ИМПЕРIИ ТРАГЕДIЯ СЪ ХОРАМИ   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: АТАБАЛИБО, Императоръ перуанскiй. ГУАКА, сестра его и супруга. КАПИЛЛАНА, дочь его младая, вдова послѣ Кацика, любовница Пизара. ПИЗАРЪ, адмиралъ гишпанскiй. ФЕРНАНДЪ, ГОНЗАЛЬВЪ — его братья; первый изъ нихъ держитъ сторону де Кастра, а второй Пизара. БАКО де КАСТРО, скрытый ценсоръ и послѣ вицерой. КАЦИКИ, князья крови. ЖРЕЦЫ, ЮНОШИ, ДѢВЫ СОЛНЦА — въ хорахъ. Войски гишпанскiя и перуанскiя.   Дѣйствiе въ городѣ Куско, въ столицѣ перуанской.   АТАБАЛИБО[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ Театръ представляетъ большую прiемную залу императора перуанскаго, американскими драгоцѣнностями украшенную. Посреди, на разноцвѣтно-узорной рогожкѣ подъ балдахиномъ, унизаннымъ рѣдкихъ птицъ перьями, возвышаются полукружиемъ златотканыя подушки. ЯВЛЕНIЕ I Атабалибо и кацики, окруженные поодаль воинами, сидятъ на подушкахъ. Когда Фернандъ съ свитою своею входитъ, императоръ встаетъ, беретъ его за руки и сажаетъ подлѣ себя. Прочiе стоятъ: кацики по одной, а Гишпанцы по другой сторонѣ.   ФЕРНАНДЪ Свѣтлѣйшихъ Инковъ[2] кровь, сынъ Солнца лучезарна, О ты, Геспершя кому вся благодарна За дружбу, что отъ бурь далъ въ пристани покровъ И у твоихъ спасть жизни позволилъ береговъ! Пизаръ, тотъ вождь, что здѣсь снесъ кораблекрушенье. Днесь изъ отчизны вновь приплывъ въ твое владѣнье, О здравьи, государь, велѣлъ спросить твоемъ И о прибытiи дать вѣдомость своемъ; Сказать и то, что зритъ себя онъ удивленнымъ, Прiязни прежнiй видъ нашедши премѣненнымъ. Усыпанъ стражей брегъ, стоитъ стѣной народъ И тучи стрѣлъ, свистя, претятъ намъ въ пристань входъ, Едва прибѣгъ мой чолнъ. — Повѣждь сему причину? ...


Драматические произведения | Зельмира

<Зельмира// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ИЗЪ ТРАГЕДIИ «ЗЕЛЬМИРА»* ДѢЙСТВIЕ II ЯВЛЕНIЕ I Антеноръ, Рамнесъ, воины ѳракiйскiе и лесбосскiе; а Зельмира и Эмма въ отдаленiи АНТЕНОРЪ За смерть Азорову благодарю я вамъ, Что вы хотите мстить, и тучная богамъ Предъ алтаремъ отъ васъ что принесется жертва, Когда повергнете цареубiйцу мертва. На подвигъ сей вамъ вождъ въ Рамнесѣ избранъ мной (указывая на Рамнеса). Пусть кровь преступника течетъ его рукой. Онъ храбръ, премудръ, сего достоинъ права. Отмщать за смерть царя ему прилична слава. Пойдемъ миновника преслѣдовать и мы, Насъ боги просвѣтятъ средь сей ужасной тмы. (Уходитъ съ послѣдователями. Зельмира и Эмма появляются и, глядя на всѣ стороны:) ЗЕЛЬМИРА Храмъ затворенъ вокругъ, и всѣ стремятся къ граду. Я стерегла его какъ пристань и ограду. Ужъ нѣтъ здѣсь никого. Благодарю богов, Что отъ отеческихъ укрылася враговъ. Ахъ! если бъ, вопреки всѣхъ нашихъ уклоненiй, Кто насъ изъ воиновъ узрѣлъ здѣсь въ сокровеньи? Но добродѣтельный насъ спасъ бы Антеноръ. (Даетъ знакъ рукою Эммѣ, чтобъ надзирала около, а сама, отворивъ гробницу, возглашаетъ:) Родитель мой! яви изъ мрачности твой взоръ. (Про себя:) Я разскажу ему все днешне приключенье. ЯВЛЕНIЕ II Зельмира и Полидоръ ЗЕЛЬМИРА Надежды раздѣли со мной хотя мгновенье. Тотъ Антеноръ, кото ты сердце чтилъ и умъ, Не помрачилъ и днесь своихъ изящныхъ думъ. Отъ царскаго вѣнца отказываясь нынѣ, Желаетъ зрѣть его на юномъ моемъ сынѣ. Суди же ты о немъ, какъ будетъ восхищенъ, Когда узнаетъ то, что мною ты спасенъ. Благоволишь ли, чтобъ во время столь смятенно Повѣрила ему я жребiй нашъ. ПОЛИДОРЪ Безбѣдно. Въ немъ упованiе мы можемъ полагать; Онъ первый мнѣ открылъ, что умышлялъ твой братъ; Но самъ, къ несчастiю, узналъ о томъ ужъ поздно. ...


Драматические произведения | Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища

... идутъ вслѣдъ… (Рубить сучья, которые, упадая, открываютъ просѣкъ.) Теперь довольнымъ я къ покою отхожу; Исполнилъ я мой долгъ: — дорога къ свѣту есть. ЯВЛЕНИЕ II. Театръ представляетъ на проложенной Пустынникомъ дороге нѣсколько свѣтилъ, но оныя тотчасъ закатываются; восходитъ же выше всѣхъ ихъ солнце[4], которое, остановясь на полуденной линiи ...


Драматические произведения | Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища (авторская редакция)

... идутъ вслѣдъ… (Рубить сучья, которые, упадая, открываютъ просѣкъ.) Теперь довольнымъ я къ покою отхожу; Исполнилъ я мой долгъ: — дорога къ свѣту есть. ЯВЛЕНИЕ II. Театръ представляетъ на проложенной Пустынникомъ дороге нѣсколько свѣтилъ, но оныя тотчасъ закатываются; восходитъ же выше всѣхъ ихъ солнце[4], которое, остановясь на полуденной линiи ...


Драматические произведения | Дурочка умнее умных

< ДУРОЧКА УМНѢЕ УМНЫХЪ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > ДУРОЧКА УМНѢЕ УМНЫХЪ Комическая народная опера въ трехъ дѢйствIяхъ ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ПРОХОРЪ ВАХРАМѢЕВИЧЪ СТАРОКОПѢЙКИНЪ, отставной ландмилицкiй прапорщикъ. АКУЛИНА СИДОРОВНА, жена его, урожденная княжна Кудахтина. ЛУКЕРЬЯ ИВАНОВНА, ихъ внучка. БОГДАНЪ ЛЮБИМЫЧЪ ФУФЫРКИНЪ, женихъ ея, гвардiи сержантъ. ЛУППЪ ЛУКОЯНОВИЧЪ ХАПКИНЪ — воевода пригородка Тетюшъ. ЕЛИЗАРЪ ВАРθОЛОМЕЕВИЧЪ ПРОНЫРКИНЪ, съ приписью подъячiй. НАУМЪ ПИВКИНЪ, отставной армейскiй капралъ, ключникъ Старокопѣйкина. ЖЕЛѢЗНЯКЪ, атаманъ разбойничiй. ЧЕРНЯЙ, есаулъ. Двое подъячихъ, сѣнныя дѣвушки, дворовые люди, разбойники, гарнизонные солдаты — безъ рѣчей, а поютъ только въ хорахъ.   Дѣйствiе происходитъ въ пригородѣ Тетюшахъ, въ домѣ Старокопѣйкина, между 1775 и 1780 годовъ.   ДУРОЧКА УМНѢЕ УМНЫХЪ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ Театръ представляетъ въ сторонѣ пригородъ Тетюшъ, — ветхiя стѣны, бойницы, башни, церковь и колокольню деревянныя. Прямо, на крутомъ берегу рѣки Волги содъ, въ коемъ подъ старымъ дубомъ скамьи и столъ; на немъ два кулгана, нѣсколько стакановъ и ложекъ серебрянныхъ, а на оловянныхъ тарелкахъ разныя ягоды. Лукерья, Фуфыркинъ и Сидоровна за столомъ; Пивкинъ предъ ними съ подносомъ, приплясываетъ и припѣваетъ.   ЯВЛЕНIЕ I ХОРЪ ДѢВУШЕКЪ (Изъ коихъ двѣ пляшутъ.) Не на яблонькѣ, не наливное Яблочко мило блескъ издаетъ; А у бабушки здѣсь родимое Дитятко, внучка-роза цвѣтетъ. Не ясенъ соколъ, перелетистый, Перепорхнулъ къ намъ съ лѣсу на домъ, — Гвардейский сержантъ, прозументистый, Розовый платокъ, въѣхалъ верхомъ. Что не мѣсяцъ младъ, не за облакомъ, Съ утренней, красной, свѣтлой звѣздой, — Съ невѣстой женихъ сѣлъ за столикомъ, Дитятко, внучка! Богъ ужъ съ тобой[2]! СИДОРОВНА (По ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере порфирородного отрока

... въ храмъ… ПЕРВЫЙ БАРДЪ О благотворный духъ! О покровитель нашъ! Но чей повѣритъ слухъ Такому божескихъ судебъ предъизреченью И твоему предъ насъ толь чудному явленью? ВТОРОЙ Родится отрокъ ли, иль красна дѣва намъ? ДАЖЪ-БОГЪ О смертны слабые! не мнѣ, — такъ симъ древамъ Повѣрьте, и звѣздѣ сей, блещущей ...