Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 40

Лирика | Описание торжества в доме князя Потемкина по случаю взятия Измаила

... и желтый виноградъ, віясь по тычинкамъ огнистыми кистями своими, и въ тѣняхъ по чернымъ грядамъ лилеи и тюльпаны, ананасы и другіе плоды пламенностію своею неизреченную пестроту и чудесностьѳ удивленному взору представляютъ. Гдѣ находишься? Что видишь? Не обманываешься ли? Самъ себѣ не вѣришь! — Но если природа, искусство, и самое, такъ сказать, волшебство неодушевленными ... . л сообщество. м Видѣли они. н только видѣть сiе. о героевъ россiйскихъ п Звукъ Синила. р Зри на красный этотъ строй. с Чтобъ ты звучны чудеса Съ храбрымъ Россомъ сотворила. т Къ удивленью всего свѣта. у Покрытъ вѣнцомъ и багряницей. ф Тотъ громы будетъ несть. х что слезы у нихъ навернулись. ц Тканiе столь… ч тогда подлѣ сей комнаты ... . ь Громы, звуки, плески, хоры. ѣ Всѣхъ тобой. э понизовыя. ю Стихiй грозою непресѣчны. я до самыхъ вершинъ, какъ дорогами, увиты звѣздами. ѳ пламенностiю своею неизреченную чудесность удивленному взору… ν сквозь. а чувствованiе. б удовольствiе, которое происходитъ отъ благодарности… в Плясали, рѣзвились, скакали. г ободренiе. д Другой здѣсь… е Своей всемилостивѣйшей и великой ...


Лирика | Новогородский волхв Злогор

... Волховѣ[2], лѣнивомъ Возсядь — и въ гулѣ горъ игривомъ, На арфѣ древніе слѣды[3] // С. 181   Изъ праха извлекавъ забвенья, Потомкамъ позднимъ въ удивленье, Грянь, пой дѣла намъ прошлыхъ лѣтъ, Изъ тмы ихъ воскрешая въ свѣтъ. // С. 182   (Скальдъ). Внемлите! съ южныя отчизны[4]   ... ;    5. На мрачномъ Волховѣ, лѣнивомъ Возсядь ‑ и въ гулѣ горъ игривомъ, На арфѣ древніе слѣды Изъ праха извлекавъ забвенья, Потомкамъ позднымъ въ удивленье, Грянь, пой дѣла намъ прошлыхъ лѣтъ, Изъ тмы ихъ воскрешая въ свѣтъ. (Скальдъ). Злогора душу взяли черти;     ... ;   9. На мрачномъ Волховѣ лѣнивомъ Возсядь — и въ гулѣ горъ игривомъ, На арфѣ древніе слѣды Изъ праха извлекавъ забвенья, Потомкамъ позднымъ въ удивленье, Грянь, пой дѣла намъ прошлыхъ лѣтъ, Изъ тмы ихъ воскрешая въ свѣтъ. (Скальдъ). Вадима въ бунтъ на Гостомысла      ...


Лирика | Изображение Фелицы

... достоинъ, Но ихъ другому посвятилъ»!   ‎Представь, сей славой возбужденны, Чтобъ зрѣть ее цари пришли[33],   // 288   И, какъ бы древле, удивленны, Въ ней Соломона вновь нашли; Народъ счастливый и блаженный Великой бы ее нарекъ[34], Поднесъ бы титлы ей священны, — Она бъ рекла: «Я человѣкъ».   ... огненъ столпъ на понтѣ, взорамъ Въ горѣ сей колебался бъ путь; Фелица бы внушала Хлорамъ[46]: «Тамъ розы безъ шиповъ растутъ»; Мурза бъ, въ восторгѣ, въ удивленьи, Подъ золотымъ ея щитомъ, Въ татарскомъ упражнялся пѣньи И восклицалъ открытымъ ртомъ:   ‎«Бросай кто хочетъ, — остры стрѣлы Отъ ...


Лирика | Бог

... нашего мiра; когда вижу, какъ возлѣ нея блеститъ другая; то думаю: кто измѣритъ разстоянiе между ними? 6. Когда иду далѣе и обращаю удивленный взоръ еще на третью звѣзду, болѣе отдаленную отъ первой, а потомъ соображаю размѣры и неимовѣрное разстоянiе этого мѣста; то мнѣ кажется, что нѣтъ ничего ...


Лирика | На взятие Измаила

... Свершило храбрыхъ Россовъ рвенье; Великiй духъ былъ вмѣсто крылъ.   ‎Услышь, услышь, о ты, вселена, Побѣду смертныхъ выше силъ; Внимай, Европа удивленна, Каковъ сей Россовъ подвигъ былъ. Языки, знайте, вразумляйтесь, Въ надменныхъ мысляхъ содрогайтесь Увѣрьтесь симъ, что съ нами Богъ; Увѣрьтесь, что Его рукою ...


Лирика | Павлин

...  — изумруды блещутъ! Повернетъ — яхонты горятъб! Не то ли славный царь пернатый? Не то ли райска птица-жаръ, Которой столь уборъ богатый Приводитъ въ удивленье тварьв? Гдѣ ступитъ — радуги играютъ! Гдѣ станетъ — тамъ лучи вокругъг! Конечно, сила и паренье Орлиныя въ ея крылахъ, Гласъ ...


Лирика | На брачные торжества

... прелестны лики Въ вѣнцахъ предъ трономъ предстоятъ: Тѣ пляшутъ, скачутъ; тѣ играютъ; Тѣ скромныхъ взглядами очей Сердца героевъ поражаютъ И въ плѣнъ влекутъ богатырей. Эротъ, красами удивленный,   // 302   «Не царство ль», рекъ: «я зрю моеб? Но кто на тронѣ (дерзновенный!), Отнявъ у Марса мечъ, копье, Да и мои всесильны стрѣлыв ...


Лирика | Эпиталама на брачные торжества

... ; // С. 36     Тѣ пляшут, скачутъ; тѣ играютъ; Тѣ скромныхъ взглядами очей Сердца героевъ поражаютъ, И въ плѣнъ влекутъ богатырей. — Эротъ красами удивленный «Не царстволь рекъ: я зрю мое? Но кто на тронѣ, (дерзновенны!) Отнявъ у Марса мечь, копье, Да и мои всесильны стрѣлы Красу здѣсь съ храбростью вѣнчалъ? Здѣсь ...


Лирика | На восшествие на престол императора Александра I

... твой утвердится; Какъ небо, будутъ дни твои. Какъ тихiя рѣки токъ чистый, Они предъ нами потекутъ; Сверкающи струи сребристы Мiръ въ удивленье приведутъ: Блаженствомъ напоятся селы, Богатствомъ — городовъ брега, Въ далекiе пойдутъ предѣлы Поля цвѣтущи и луга; Любезно эхо пронесется Въ неизмѣримости морей ...


Лирика | Кузнечик

... и потомки: Ты философъ! ты пiитъ! Чистъ въ душѣ своей, незлобенъ, Удивленiе ты намъб: О, едва ли не подобенъ, Мой кузнечикъ, ты богамъ[4]!   а На что взглянешь только въ полѣ (1804). б Удивленье ты людямъ.   // 426 [1] Подражанiе Анакреоновой одѣ (XLIII, 32 — Ε̉ις τέττιγα.). Древнiе ...


Лирика | Кузнечик

Державин Г. Р. LXXXVIII. Кузнечик. // Анакреонтические песни. Петроград. 1804. С. 146. LXXXVIII. КУЗНЕЧИКЪ. Щастливъ! золотой кузнечикъ, Что въ лѣсу куёшъ одинъ. На цвѣточной сѣвъ[1] лужёчикъ, Пьешъ съ нихъ мёдъ, какъ господинъ. Всѣмъ любуяся на волѣ Воспѣваешъ вѣкъ ты свой. На что взглянешъ только въ полѣ, Всѣмъ доволенъ, всё съ тобой. Земледѣльцовъ[2] по сосѣдству[3] Не обидишь ты ни чѣмъ, Ни къ чьему не льнешь наслѣдству; Самъ богатъ собою всѣмъ. Пѣснопѣвецъ тепла лѣта, Апполона нѣжный сынъ; Честный житель всего свѣта, Всеми музами любимъ. Вдохновенный гласомъ звонкимъ На земли ты знаменитъ; Чтутъ живыя, и потомки: Ты филосовъ[4]! ты піитъ! Чистъ въ душѣ своей, не злобенъ[5] Удивленье ты людямъ. О! едвали не подобенъ, Мой кузнечикъ, ты Богамъ. // С. 146   [1] Исправленная опечатка, было: севъ [2] Исправленная опечатка, было: Земледельцовъ [3] Исправленная опечатка, было: по соседству [4] Исправленная опечатка, было: филозовъ [5] Исправленная опечатка, было: не злобѣнъ


Лирика | На бракосочетание великаго князя Павла Петровича с Натальею Алексеевною

... ;       3. Спѣшитъ. Эдема садъ очесъ! Луна и солнце по денницѣ Коль шли бы вдругъ верху небесъ, Мы были бъ меньше удивленны, Чѣмъ наши души восхищенны Сіяньемъ днесь Россій боговъ! Краса красу тутъ предваряетъ, Восторгъ все сердце наполняетъ, Уста не изрекаютъ словъ!   ...


Лирика | Оды, переведенныя и сочиненныя при горе Читалагае

... не утружденна, Еще ни въ чемъ не упражненна, Кромѣ побѣдъ, добротъ, щедротъ, Кромѣ, чтобъ милость намъ являти И часъ потеряннымъ считати Безъ милосердіевъ твоихъ. Любовь и удивленье свѣта, Что дѣлалъ Петръ, Елисавета; Твой вѣкъ, Екатерина, — ихъ!   Се новый путь блистать лучамъ,     ...


Лирика | Ода на ласкательство

... не утружденна, Еще ни въ чемъ не упражненна, Кромѣ побѣдъ, добротъ, щедротъ, Кромѣ, чтобъ милость намъ являти И часъ потеряннымъ считати Безъ милосердіевъ твоихъ. Любовь и удивленье свѣта, Что дѣлалъ Петръ, Елисавета; Твой вѣкъ, Екатерина, — ихъ!   Се новый путь блистать лучамъ,     ...


Лирика | Ода на ласкательство

... не утружденна, Еще ни въ чемъ не упражненна, Кромѣ побѣдъ, добротъ, щедротъ, Кромѣ, чтобъ милость намъ являти И часъ потеряннымъ считати Безъ милосердіевъ твоихъ. Любовь и удивленье свѣта, Что дѣлалъ Петръ, Елисавета; Твой вѣкъ, Екатерина, — ихъ!   Се новый путь блистать лучамъ,     ...


Лирика | Ода на порицание

... не утружденна, Еще ни въ чемъ не упражненна, Кромѣ побѣдъ, добротъ, щедротъ, Кромѣ, чтобъ милость намъ являти И часъ потеряннымъ считати Безъ милосердіевъ твоихъ. Любовь и удивленье свѣта, Что дѣлалъ Петръ, Елисавета; Твой вѣкъ, Екатерина, — ихъ!   Се новый путь блистать лучамъ,     ...


Лирика | Ода на постоянство

... не утружденна, Еще ни въ чемъ не упражненна, Кромѣ побѣдъ, добротъ, щедротъ, Кромѣ, чтобъ милость намъ являти И часъ потеряннымъ считати Безъ милосердіевъ твоихъ. Любовь и удивленье свѣта, Что дѣлалъ Петръ, Елисавета; Твой вѣкъ, Екатерина, — ихъ!   Се новый путь блистать лучамъ,     ...


Лирика | Ода к Мовтерпию

... не утружденна, Еще ни въ чемъ не упражненна, Кромѣ побѣдъ, добротъ, щедротъ, Кромѣ, чтобъ милость намъ являти И часъ потеряннымъ считати Безъ милосердіевъ твоихъ. Любовь и удивленье свѣта, Что дѣлалъ Петръ, Елисавета; Твой вѣкъ, Екатерина, — ихъ!   Се новый путь блистать лучамъ,     ...


Лирика | Ода на великость

... не утружденна, Еще ни въ чемъ не упражненна, Кромѣ побѣдъ, добротъ, щедротъ, Кромѣ, чтобъ милость намъ являти И часъ потеряннымъ считати Безъ милосердіевъ твоихъ. Любовь и удивленье свѣта, Что дѣлалъ Петръ, Елисавета; Твой вѣкъ, Екатерина, — ихъ!   Се новый путь блистать лучамъ,     ...


Лирика | Ода на знатность

... не утружденна, Еще ни въ чемъ не упражненна, Кромѣ побѣдъ, добротъ, щедротъ, Кромѣ, чтобъ милость намъ являти И часъ потеряннымъ считати Безъ милосердіевъ твоихъ. Любовь и удивленье свѣта, Что дѣлалъ Петръ, Елисавета; Твой вѣкъ, Екатерина, — ихъ!   Се новый путь блистать лучамъ,     ...


Биография | ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Положение в отставке (1803—1816)

... оказалось, не совсѣмъ удачный способъ. Однажды ко вдовѣ является отъ его имени ге­нералъ фонъ-Фрикенъ и требуетъ, чтобъ она продала Званку въ казну. Удивленная неожиданнымъ предложенiемъ, она отвѣчала очень рѣшительно, что никогда не продастъ этого имѣнія: «Здѣсь жилъ и умѣръ Державинъ; это мое вдовье убѣжище ...


Драматические произведения | Атабалибо

... милосердья вамъ быть хочетъ просвѣтитель И намъ подобными васъ сотворить людьми. АТАБАЛИБО Дивимся, и боговъ въ васъ нѣкихъ чаемъ мы, Но исчезаетъ вдругъ все наше удивленье, Когда вообразимъ, что бурь и морь волненье И бездны вы преплыть рѣшились, не страшась, Чтобъ изъ-подъ нашихъ ногъ увезть блестящу грязь; То признаемся, умъ ...


Драматические произведения | Рудокопы

<Рудокопы// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   РУДОКОПЫ опера въ трехъ дѣйствiяхъ,   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ЗЛАТОГОРЪ, владѣлецъ рудныхъ заводовъ и почетный членъ горнаго начальства. ЛИЗА, его воспитанница. МАТВѢЕВНА, управительница дома. МИЛОВЗОРЪ, горный ассессоръ, ея сынъ. ГЛУПИЛОВЪ, сосѣдственный помѣщикъ. СОЛОМОНИДА, дочь его. ХИТРОЛИСЪ, земскiй коммиссаръ. ЯКОВЪ, повѣренный Златогора (заика). ДАВЫДЪ, горный староста. ГОЛЯКОВЪ, отставной капитанъ. Горные работники и служители Златогора.   Дѣйствiе происходитъ частию на заводѣ, частию въ рудникѣ Златогоровомъ, въ Перми.   РУДОКОПЫ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ Театръ представляетъ на разсвѣтѣ дня замокъ Златогора, окруженный высокими, дымящимися горами, съ которыхъ вправѣ низвергается шумящiй источникъ, приводящiй въ движенiе вододѣйствующiя машины; а влѣвѣ виденъ входъ въ пещеру (или шахту), близъ котораго по обѣ стороны скамьи. Слышенъ колоколъ и на оный сходятся со всѣхъ сторонъ работники, всякiй со своимъ орудiемъ, надѣвая на себя горныя платья. ЯВЛЕНIЕ I   ХОРЪ РАБОТНИКОВЪ Ну, братцы! прочь дремоту, Богъ помочь на работу! Онъ насъ блюдетъ Въ рудахъ отъ бѣдъ. Чу! чу! Звонокъ звенитъ, звенитъ ужъ не один; Чу! тинъ, тонъ, тинъ, тонъ, тинъ. Пойдемъ, друзья, и потрудимся, Помучимся и потомимся, Чтобъ хлѣбъ достать: не страшень гробъ. Ну, ну, скорѣй! топъ, топъ, топъ, топъ. Чтобъ въ рудникахъ мараться, Съ цвѣтнымъ платьемъ намъ рахстаться, И съ лопаткой и съ киркой Покряхтимъ мы подъ землей. ДАВЫДЪ (Съ спискомъ.) Сюды! на переклички зовъ, И отвѣчать, кто здѣсь таковъ. (Перекликаетъ.) Симонъ Котъ. — Я. Тимонъ Скотъ. — Я. Фофонъ Кротъ. — Я. Трифонъ Мотъ. — Я. Ступайте, ройте руды. РАБОТНИКИ 1-й АРТЕЛИ Готовы мы повсюды. ДАВЫДЪ Андрюшка Сокъ. — Я. θ ...


Драматические произведения | Добрыня

<ДОБРЫНЯ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ СЪ МУЗЫКОЮ въ пяти дѣйствiяхъ ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ВЛАДИМIРЪ, великiй князь кiевскiй СИЛОУМЪ, первый его бояринъ ДОБРЫНЯ, богатырь, новгородскiй, сродник Владимiра ПРЕЛѢПА, княжна изборская, невѣста Владимiрова ЗМѢЙ ГОРЫНИЧЪ, ЗМѢУЛАНЪ ЗМѢУЛАНЫЧЪ, ТУГАРИНЪ ТУГАРИНЫЧЪ — царь и чародѣй болгарскiй СПОСОБА, наперсница Прелѣпы ТОРОПЪ, конюшiй Добрынинъ ДОБРАДА, жрица и волшебница холмогорская СРЕБРОБРАДЫ, бояре Владимiровы, составляющiе верховную Думу ЖРЕЦЫ, изъ нихъ главный только съ рѣчьми СОТНИКЪ, начальникъ стражи вратъ градскихъ ЧАСОВОЙ на башнѣ ДВА ВѢСТНИКА ГЕРОЛЬДЪ БИРЮЧЪ, герольдъ татарскiй ДВОРЪ ВЛАДИМIРОВ (рынды, или пажи, боярышни, или дѣвицы, живущiя въ княжескомъ теремѣ); ВѢДЬМА; ВОЙСКИ (русскiя, татарскiя); НАРОДЪ — Всѣ безъ рѣчей, а только составляютъ хоры. Дѣйствiе въ столичномъ городѣ Кiевѣ, при окончанiи идолопоклонства.   Въ экземплярѣ изданiя 1808 г., принадлежавшемъ Державину, находится здѣсь примѣчанiе, написанное карандашемъ, вѣроятно подъ диктовку его, рукою Елис. Ник. Львовой: «Всѣ дѣйствiя взяты частiю изъ исторiи, частiю изъ сказокъ и народныхъ пѣсней».   ДОБРЫНЯ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ   Театръ представляетъ въ утреннемъ мракѣ при рѣкѣ Днѣпръ город Кiевъ. На стражевой башнѣ часовой; вблизи, въ кустарникѣ, оежитъ градская стража, а вдали шатры. ЯВЛЕНIЕ I Добрыня и Торопъ ТОРОПЪ На кжянескомъ лугу, въ зеленомъ лукоморьѣ, Добрыня, твоего путилъ гулять коня. ДОБРЫНЯ Спасибо Торопу! утѣшилъ ты меня. ТОРОПЪ Да тамъ же, на раздольѣ, Какой-то страшный чортъ, знать витязь, князь татарскiй. Кх намъ подсосѣдилъ свой шатеръ. ДОБРЫНЯ Хотя бы напримѣръ И царь чипчатскiй: Какая въ томъ бѣда? ТОРОПЪ Однакожъ вѣдь ...


Драматические произведения | Добрыня (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 42-88 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым. Правка текста отражена в подстрочных примечаниях (отдельные фрагменты выделены синим). Таким образом сделана лишь часть текста (по начало 5-го явления 3-го действия), далее в тексте восстановлены лишь выпущенные Гротом реплики и ремарки.   ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ СЪ МУЗЫКОЮ, въ пяти дѣйствiяхъ. ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ВЛАДИМИРЪ, великiй князь кiевскiй СИЛОУМЪ, перьвый его бояринъ ДОБРЫНЯ, богатырь,[1] новгородскiй, сродникъ Владимира ПРЕЛѢПА, княжна изборская, невѣста Владимирова ЗМѢЙ ГОРЫНИЧЬ, ЗМѢУЛАНЪ ЗМѢУЛАНЫЧЬ, ТУГАРИНЪ ТУГАРИНЫЧЬ, царь и чародѣй болгарскiй СПОСОБА, наперстница Прелѣпы ТОРОПЪ, конюшiй Добрынинъ ДОБРАДА, жрица и волшебница холмогорская СРЕБРОБРАДЫ, бояра Владимировы, составляющiя верьховную думу ЖРЕЦЫ, изъ нихъ главныя[2] только съ рѣчьми СОТНИКЪ, начальникъ стражи вратъ градскихъ ЧАСОВОЙ на башнѣ ДВА ВѢСТНИКА ГЕРОЛЬДЪ БИРЮЧЬ, герольдъ татарской ДВОРЪ ВЛАДИМИРОВЪ (рынды, или пажи, боярышни, или дѣвицы, живущiя въ княжескомъ теремѣ); ВѢДЬМА; ВОЙСКИ (рускiя, татарскiя); НАРОДЪ — всѣ безъ рѣчей, а только изъ нихъ составляются хоры. Дѣйствiе въ столичномъ городѣ Кiевѣ,[3] при окончанiи идолопоклонства.   Въ экземплярѣ изданiя 1808 г., принадлежавшемъ Державину, находится здѣсь примѣчанiе, написанное карандашемъ, вѣроятно подъ диктовку его, рукою Елис. Ник. Львовой: «Всѣ дѣйствiя взяты частiю изъ исторiи, частiю изъ сказокъ и народныхъ пѣсней».   ДОБРЫНЯ[4] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ   Театръ представляетъ въ утреннемъ мракѣ при рѣкѣ Днепрѣ городъ Кiевъ. На стражевой башнѣ часовой; въ близи,[5] въ кустарникѣ,[6] лежитъ градская ...


Драматические произведения | Темный

<Темный// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ТЕМНЫЙ ТРАГЕДIЯ въ пяти дѣйствiяхъ, 1808 . КЪ ЧИТАТЕЛЮ Знающiе россiйскую исторiю въ трагедiи сей найдутъ нѣкоторыя несходства съ подлинными происшествiями. Хотя не почитается то въ драматическихъ сочиненiяхъ порокомъ, но напротивъ приписывается знатоками болѣе таланта романтическимъ вымысламъ: я тому и не противорѣчу; но чту однако истину во всякомъ случаѣ священною. Мнѣ кажется, она убѣдительнѣе можетъ дѣйствовать на чувства читателей и зрителей. И потому напоминать исторiю, а особливо отечественную, думаю, не безполезно. Выводить изъ ея мрака на зрѣлище порокъ и добродѣтель, - первый для возбужденiя ужаса и отвращенiя отъ него; а вторую для подражанiя ей и состраданiя о ея злополучiяхъ, — главная, кажется, обязанность драматическихъ писателей. Забавы однѣ, а паче примѣры развратовъ недостойны Мельпомены. Въ разсужденiи чего и почелъ я за нужное отличить, что историческое и что вымышленное, и сказать причины, что меня побудило, отступя отъ перваго, употребить второе. Великiй князь володимерскiй Василiй Димитрiевичъ, отходя отъ жизни, оставилъ по себѣ наслѣдникомъ сына своего, десятилѣтняго Василья Васильевича, который по ослѣпленiи названъ Темнымъ. До возрасту поручилъ его въ опеку матери, Софьѣ Александровнѣ, дочери литовскаго короля Витовта, и брату своему родному, князю Юрiю Димитрiевичу. Сей по нѣкоторомъ времени сталъ питомца своего притѣснять и завладѣлъ Москвою, въ которую тогда перенесена была столица. Изгнанный ушелъ въ Орду, подъ покровительство хана Улумагмета. Князь Юрiй позванъ на судъ. Каждая сторона изъ окружающихъ султана имѣла своихъ доброжелателей и защитниковъ. Превозмогалъ уже дядя. Но при Васильѣ Васильевичѣ находился нѣкiй бояринъ, въ истории Дмитрiевичемъ именованный. Сей проворствомъ своимъ, или лучше, тонкою ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы

<Пожарский, или освобождение Москвы // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > ПОЖАРСКIЙ, или ОСВОБОЖДЕНIЕ МОСКВЫ ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ въ четырехъ дѣйствiяхъ, съ хорами и речитативами 1806 КЪ ЧИТАТЕЛЮ Нужнымъ почитаю предувѣдомить, что, желая посредствомъ театра оживить въ памяти любезнаго отечества моего то знаменитое героическое происшествiе, въ которомъ всѣ состоянiя его соучаствовали и, стяжавъ себѣ безсмертную чксть и славу, показали истинную великость духа Россiянъ, каковую въ нынѣшнiя времена въ подобномъ случаѣ нѣкоторые народы и ихъ вожди напрасно, кажется, себѣ присвояютъ, — взялъ я характеры дѣйствующихъ лицъ (дабы тѣмъ зрѣлище удостовѣрительнѣе казалось) изъ самыхъ дѣянiй, бытописанiями и преданiями намъ свидѣтельствуемыхъ. Любопытный благоволитъ прочесть Ядро Россiйской Исторiи и прочiя лѣтописи: то увидитъ, правильно ли мною извлечены изъ самыхъ дѣлъ характеры. Поистинѣ, когда Пожарскiй, пренебрегши свое спокойствiе и не смотря на раны свои, въ смутное время принялъ на себя главное предводительство собраннаго войска; не поступилъ по догдашнимъ обычаямъ жестоко со злодѣями, на убiйство его покушавшимися; не прельстился богатствомъ бояръ, изъ осажденной Москвы имъ выпущенныхъ; не обходился съ плѣнниками сурово, какъ другiе, которые ихъ имѣнiе ограбили, а самихъ лишили жизни; не принялъ короны, отъ народа ему поднесенной, какъ нѣкоторые иностранные писатели и всѣ обстоятельства утверждаютъ, а возложилъ ее на наслѣдника по крови царской, учредя монархическое правленiе: то не былъ ли онъ герой высшей степени, человѣкъ самый добродѣтельный, великiй, каковымъ мало исторiя представляетъ и каковымъ я его представляю, придавъ ему слабости, не побѣдя которыхъ, никто великимъ почитаться не можетъ? — Когда Трубецкой не былъ съ нимъ въ союзѣ, не содержалъ въ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 89-125 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым. Правка текста лишь частично отражена в подстрочных примечаниях (отдельные фрагменты выделены синим).   ПОЖАРСКОЙ, или ОСВОБОЖДЕНIЕ МОСКВЫ ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ въ четырехъ дѣйствiяхъ, съ хорами и речитативами 1806 КЪ ЧИТАТЕЛЮ Нужнымъ почитаю предувѣдомить, что, желая посредствомъ театра оживить въ памяти любезнаго отечества моего то знаменитое героическое происшествiе, въ которомъ всѣ состоянiя его соучаствовали и, стяжавъ себѣ безсмертную чксть и славу, показали истинную великость духа Россiянъ, каковую въ нынѣшнiя времена въ подобномъ случаѣ нѣкоторые народы и ихъ вожди напрасно, кажется, себѣ присвояютъ, — взялъ я характеры дѣйствующихъ лицъ (дабы тѣмъ зрѣлище удостовѣрительнѣе казалось) изъ самыхъ дѣянiй, бытописанiями и преданiями намъ свидѣтельствуемыхъ. Любопытный благоволитъ прочесть Ядро Россiйской Исторiи и прочiя лѣтописи: то увидитъ, правильно ли мною извлечены изъ самыхъ дѣлъ характеры. Поистинѣ, когда Пожарскiй, пренебрегши свое спокойствiе и не смотря на раны свои, въ смутное время принялъ на себя главное предводительство собраннаго войска; не поступилъ по догдашнимъ обычаямъ жестоко со злодѣями, на убiйство его покушавшимися; не прельстился богатствомъ бояръ, изъ осажденной Москвы имъ выпущенныхъ; не обходился съ плѣнниками сурово, какъ другiе, которые ихъ имѣнiе ограбили, а самихъ лишили жизни; не принялъ короны, отъ народа ему поднесенной, какъ нѣкоторые иностранные писатели и всѣ обстоятельства утверждаютъ, а возложилъ ее на наслѣдника по крови царской, учредя монархическое правленiе: то не былъ ли онъ герой высшей степени, человѣкъ самый добродѣтельный, великiй, каковыхъ мало исторiя представляетъ и каковымъ я его представляю, ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна

< ИРОД И МАРИАМНА // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ИРОДЪ И МАРIАМНА ТРАГЕДIЯ въ пяти дѣйствiяхъ, 1807 ИМП А СО РОССIЙСКОЙ АКАДЕМIИ[1] Угодно было сему почтенному сословiю[2] предложить въ Вѣдомостяхъ о сочиненiи трагедiи. Многiя были представлены, изъ коихъ одна и увѣнчана награжденiемъ. Но я не съ тѣмъ, чтобъ состязаться съ изящными талантами, или получить награду, а единственно, чтобъ исполнить волю академiи, рѣшившись испытать силъ своихъ въ семъ родѣ стихотворства, которымъ я никогда не занимался, сочинилъ трагедiю, при семъ прилагаемую, подъ названiемъ Иродъ и Марiамна, посвящая оную россiйскому Парнасу. Сочинитель. ПРЕДИСЛОВИЕ Желая показать опытъ ничтожныхъ моихъ способностей въ драматическомъ искусствѣ, избралъ я, по мнѣнiю моему, удобнѣйшiй къ тому отрывокъ изъ древней исторiи, оставленной намъ Iосифомъ Флавiемъ, писателемъ о войнѣ iудейской, въ которомъ описываетъ онъ жизнь царя Ирода и его супруги такимъ образомъ, что могутъ они въ самыхъ твердыхъ душахъ произвесть сожалѣнiе и ужасъ. Волтеръ сiе самое событiе обработывалъ въ трагедiи своей, названной имъ Марiамною. Онъ представилъ Ирода, кажется мнѣ, со стороны только ревности къ его супругѣ, а Марiамну со стороны привязанности къ ея дѣтямъ. Первая, по возвращенiи супруга изъ Рима, боясь суроваго его нрава, соглашается отъ него уѣхать подъ покровительство Августа съ княземъ Согемомъ, любовникомъ Соломiи, сестры Ирода. Сiя жестокая душа, мстя за то, оклеветываетъ ее въ любви къ Согему предъ Иродомъ. Онъ изъ ревности приказываетъ умертвить свою супругу; но послѣ, узнавъ ея невинность, раскаивается и сходитъ съ ума. Самый сей знаменитый писатель, при первомъ изданiи помянутой своей трагедiи, въ предисловiи говоритъ, что содержанiе сiе, дабы представить его болѣе трагическимъ, ...


Драматические произведения | Батмендий

БАТМЕНДIЙ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > БАТМЕНДIЙ опера (неконченая)   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: БАТМЕНДIЙ, волшебникъ. УРАЗА, дочь его. ПОЛКАНЪ, богатырь. СУДОПРАВЪ, царевичъ. ПРОСТОЛЮДЪ, царевичъ. (великiе князья славянскiе, родные братья) ДЯДЬКА СИНБАЛДА. СЛУГА ЛИЧАРДА. У каждаго царедворцы, вельможи, воины и прочая свита, безъ словъ.   Дѣйствiе происходитъ частию на заводѣ, частию въ рудникѣ Златогоровомъ, въ Перми.   БАТМЕНДИЙ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ волшебный замокъ вида готическаго, весь въ огнѣ горящiй, въ срединѣ котораго виденъ отверзтый храмъ и въ немъ три кумира, изсѣченные изъ бѣлаго мрамора.   БАТМЕНДIЙ Рокъ приближился. Да разрушится очарованiе сего ажаснаго мѣста, и сiи кумиры, дѣти моего древняго друга Истинослава, магическою силою Чернобога, врага ихъ родителя, полторы тысячи лѣтъ въ безмолвномъ и неподвижномъ человѣкоподобiи пребывающiя, да получатъ нынѣ прикосновенiемъ жезла моего паки бытiе свое, чувство и жизнь! Но, при самомъ ихъ рожденiи нарекшись ихъ покровителемъ, а по смерти отца ставъ вмѣсто онаго и сохраняя до сего времени ихъ невредимыми, обязанъ я, прежде нежели оживотворю ихъ, помыслить и о ихъ жребiи. (Размышляетъ.) Они должны быть счастливы. АРIЯ Счастье смертнымъ всѣмъ природно, Всѣмъ оно дано, Не привязано, свободно И у всѣхъ равно! Счастье всѣмъ принадлежитъ, И отъ всѣхъ оно бѣжитъ. Такъ, Ураза! я вѣдаю, ты ни къ кому не привязана. Всѣмъ ты свою благопрiятность показываешь, и отъ всѣхъ ты удаляешься, априлѣпляешься только къ тому и водворяешься у того, кто умѣетъ искать тебя и заключать въ своемъ сердцѣ. Вознамѣрясь воскресить моего друга въ сихъ его чадахъ, въ пламенномъ семъ замкѣ скрытыхъ, безпрерывнымъ горящихъ желанiемъ быть благополучными, но окаменѣвъ и безъ тебя быть таковыми не ...


Драматические произведения | Федра (авторская редакция)

... ;коль неугоденъ. Онъ взросъ въ лѣсахъ и имъ сталъ дикостью подобенъ. Съ издѣтства Ипполитъ къ суровству прiучась, Быть можетъ, о любви услышалъ въ первой разъ. Отъ удивленья быть могло его молчанье, И наше на него во тще негодованье.   Енона Но вспомни, что ему жизнь варваркой дана.   Федра Скифянка, варварка ...


Драматические произведения | Грозный, или покорение Казани

< Грозный // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ГРОЗНЫЙ или ПОКОРЕНIЕ КАЗАНИ опера въ трехъ дѣйствiяхъ, 1814 . КЪ ЧИТАТЕЛЮ Имѣя честь въ XIV бесѣдѣ любителей Россiйскаго слова читать разсужденiе мое объ оперѣ* относительно ея свойствъ, правилъ и намѣренiя, сказалъ я тамъ между прочимъ, что опера есть нѣкоторое подражанiе древней греческой трагедiи; поелику она возвышала духъ, то Ареопагъ, какъ политическимъ учрежденiемъ, подерживалъ оною великодушныя чувствованiя своего народа противъ могущественнѣйшихъ его враждебныхъ ему сосѣдей. Греки, превознося на театрахъ похвалами боговъ своихъ, благодѣтельныхъ государей и вождей, прелестями искусствъ впечатлѣвали въ сердца зрителей любовь къ отечеству, къ воинскимъ подвигамъ и прочимъ героическимъ добродѣтелямъ; а тѣмъ самымъ дали въ томъ примѣръ и послѣдующимъ за ними благоустроеннымъ народамъ. Въ позднѣйшiя времена зрѣлища сiи появились сперва въ Венецiи и въ Италiи, а потомъ и въ прочихъ европейскихъ городахъ; при могущественныхъ государяхъ знатно преобразовались, или, лучше сказать, усовершенствовались какъ разнообразiемъ музыки, такъ и великолѣпными, частыми и нмогими украсительными перемѣнами театральныхъ представленiй, чего въ древности почти не было. Тогда довольно было одного или нѣсколькихъ только видовъ. Но нынѣ достоинство большой героической оперы есть чудесные вымыслы поэзiи, не смотря на невѣроятность ихъ или несходство съ природою, — очарованiе взора живописью и зодчествомъ, слуха музыкой и пѣнiемъ, вообще же ума и сердца самыми даже науками, согласно дѣйствующими къ единой трогательной, нравственной или забавной цѣли, которую предызбираетъ себѣ сочинитель. Дабы сказанное мое разсужденiе доказать на самомъ опытѣ, каковы должны быть въ новѣйшемъ вкусѣ, по предначертаннымъ въ немъ правиламъ, ...


Драматические произведения | Зельмира

<Зельмира// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ИЗЪ ТРАГЕДIИ «ЗЕЛЬМИРА»* ДѢЙСТВIЕ II ЯВЛЕНIЕ I Антеноръ, Рамнесъ, воины ѳракiйскiе и лесбосскiе; а Зельмира и Эмма въ отдаленiи АНТЕНОРЪ За смерть Азорову благодарю я вамъ, Что вы хотите мстить, и тучная богамъ Предъ алтаремъ отъ васъ что принесется жертва, Когда повергнете цареубiйцу мертва. На подвигъ сей вамъ вождъ въ Рамнесѣ избранъ мной (указывая на Рамнеса). Пусть кровь преступника течетъ его рукой. Онъ храбръ, премудръ, сего достоинъ права. Отмщать за смерть царя ему прилична слава. Пойдемъ миновника преслѣдовать и мы, Насъ боги просвѣтятъ средь сей ужасной тмы. (Уходитъ съ послѣдователями. Зельмира и Эмма появляются и, глядя на всѣ стороны:) ЗЕЛЬМИРА Храмъ затворенъ вокругъ, и всѣ стремятся къ граду. Я стерегла его какъ пристань и ограду. Ужъ нѣтъ здѣсь никого. Благодарю богов, Что отъ отеческихъ укрылася враговъ. Ахъ! если бъ, вопреки всѣхъ нашихъ уклоненiй, Кто насъ изъ воиновъ узрѣлъ здѣсь въ сокровеньи? Но добродѣтельный насъ спасъ бы Антеноръ. (Даетъ знакъ рукою Эммѣ, чтобъ надзирала около, а сама, отворивъ гробницу, возглашаетъ:) Родитель мой! яви изъ мрачности твой взоръ. (Про себя:) Я разскажу ему все днешне приключенье. ЯВЛЕНIЕ II Зельмира и Полидоръ ЗЕЛЬМИРА Надежды раздѣли со мной хотя мгновенье. Тотъ Антеноръ, кото ты сердце чтилъ и умъ, Не помрачилъ и днесь своихъ изящныхъ думъ. Отъ царскаго вѣнца отказываясь нынѣ, Желаетъ зрѣть его на юномъ моемъ сынѣ. Суди же ты о немъ, какъ будетъ восхищенъ, Когда узнаетъ то, что мною ты спасенъ. Благоволишь ли, чтобъ во время столь смятенно Повѣрила ему я жребiй нашъ. ПОЛИДОРЪ Безбѣдно. Въ немъ упованiе мы можемъ полагать; Онъ первый мнѣ открылъ, что умышлялъ твой братъ; Но самъ, къ несчастiю, узналъ о томъ ужъ поздно. ...


Драматические произведения | Описание торжества, бывшего по случаю взятия города Измаила

... ; и желтый виноградъ, віясь по тычинкамъ огнистыми кистями своими, и въ тѣняхъ по чернымъ грядамъ лилеи и тюльпаны, ананасы и другіе плоды пламенностію своею неизреченную пестроту и чудесность удивленному взору представляютъ. Гдѣ находишься? — Что видишь? Не обманываешься ли? — Самъ себѣ не вѣришь! Но естьли природа, искусство, и самое, такъ сказать ...


Драматические произведения | Излияние благодарнаго сердца императрице Екатерине II

... ; Государыня! Не могу уже болѣе въ молчанiи сносить величiя твоегоа. Царствованiе твое лучезарное осiяваетъ, восхищаетъ и устремляетъ на славословiе твое. Сколько разъ, въ безмолвномъ благоговѣнiи, удивленный свѣтлыми явленiями души твоей, воспламенялся я, дабы начертать мои чувствованiя въ разсужденiи тебя, столько разъ терялся въ моемъ намѣренiи. Ревность о тебѣ   // 32   ...