Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:
Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ... , сердце гражданъ оными столько же поражается, какъ въ другихъ мѣстахъ жестокими». [34] Велитъ любить торги, науки. Державинъ давно уже пробовалъ тѣ прiемы и тоны, которые наконецъ такъ удались ему въ Фелицѣ. Такъ въ 1775 г. въ одной изъ Читалагайскихъ одъ (которыя читатель найдетъ въ другомъ томѣ; см. наше Предисловiе ...
... // 252 И все мое усядутъ ложе; А я, свирѣль настроя тутъ[19], Съ ихъ каждой лирой то же, то же Играю, что вчерась игралъ. Согласна трель! взаимны тоны! Восторгъ всѣхъ чувствъ! за васъ короны Тогда бы взять не пожелалъ. А нынѣ пятьдесятъ мнѣ било[20], Полетъ свой Счастье премѣнило, Безъ латъ ...
... міра. // 598 Сладкою силой твоей Ты и боговъ и царей, Ты и народы плѣняла. // 599 Гласъ тихострунный твой, звоны, Сердце прельщающи тоны. 600 Съ дебрей, вертеповъ, степей Птицъ созывали, звѣрей, Холмы и дубы склоняли. // 601 Нынѣ желѣзные ль вѣки? Тверже ль кремней ...
<Дар // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 2: Стихотворения, ч. 2: [1797—1808 гг.]: с рис., найденными в рукописях поэта. — 1865. С. 90—91> XIII. ДАРЪ[1]. __ «Вотъ,» сказалъ мнѣ Аполлонъ: «Я даю тебѣ ту лиру, Коей нѣжный, звучный тон Можетъ быть прiятенъ мiру. // 90 «Пой вельможей и царей, Коль захочешь быть имъ нравенъ; Лирою чрезъ нихъ ты сей Можешь быть богатъ и славенъ. «Если жъ пышность, санъ, богатство — Не по склонностямъ твоимъ, Пой любовь, покой, прiятство: Будешь красотой любимъ». Взялъ я лиру и запѣлъ, Струны правду зазвучали: Кто внимать мнѣ захотѣлъ? Лишь красавицы внимали. Я доволенъ, свѣта богъ, Даромъ симъ твоимъ небеснымъ. Я богатымъ быть не могъ; Но я милъ женамъ прелестнымъ. // 91 [1] Напечатано въ Анакр. пѣсняхъ 1804 г., стр. 78., и въ изд. 1808, ч. III, XL.
... . Я ликуя увѣнчался Перевязкой изъ цвѣтовъ; Лель за дѣвою погнался. А за юношей любовь. — Видѣлъ, видѣлъ Апполона Видѣлъ съ нимъ и Дафну я! Радостнаго звукомъ тона Лира отдалась моя. // С. 40 [1] Исправленная опечатка, было: въ изумленье [2] Исправленная опечатка, было: музъ [3] Исправленная опечатка ...
... сей дорiйскую цитру и проч. Эпитетъ дорiйскiй означаетъ здѣсь музыкальный тонъ, самый торжественный и величественный, которымъ пѣлись оды въ честь боговъ и героевъ; другiе тоны были: iонiйскiй, лидiйскiй и фригiйскiй; ср. выше стр. 321. — Конь подѣдоносный соответствуетъ греческому имени скаковаго коня Гiеронова Φ&epsilon ...
... , Цвѣточные вѣнки пастухъ пастушкѣ вьетъ; А мы на нихъ и пялимъ взоры. Тамъ съ арфы звучныя порывный въ души громъ, Здѣсь тихогрома[15] съ струнъ смягченны, плавны тоны Бѣгутъ, — и въ естествѣ согласiя во всемъ Даютъ намъ чувствовать законы. Но нѣтъ какъ праздника, и въ будни я одинъ, — На возвышенiи сидя ...
... ; 8. И зимою здѣсь цвѣты цвѣтутъ; Птицы райски, день и ночь поющи, Тоны мусикійски слухъ влекутъ Къ чувствамъ кроткимъ, тихимъ, безмятежнымъ Витязей младыхъ и юныхъ дѣвъ, ‑ Къ подвигамъ клоня ихъ славнымъ, нѣжнымъ; Здѣсь витаетъ съ агнцемъ ...
... ; 2. Агатовоокая дѣва! Ты мнѣ древняго слога премудра Витіевъ эольскихъ напѣва Съ розовыхъ устъ гласъ проливаешь? Слышу журчащіе токи И во гармоньи тону! // С. 233 Такъ, ты, греко-россійска Харита,   ...
... : // С. 265 Намъ вѣчна будетъ кровь Петрова! Промчись, сія надежда нова, Растай хребты, покрыты льдомъ. Средь звуковъ плешущаго тона,   ...
... ; 30. Я такъ подобно Въ сомнѣньяхъ моихъ, Бурями злобно Пристрастій моихъ Тону во грѣхахъ. Коль не изымешь Рукою своей, Въ безднѣ сей кинешь, Погрязну я въ ней, Совсѣмъ погублюсь.   ...
... ), за который примался также Ломоносовъ, который перелагалъ и Сумароковъ. Самымъ же замѣчательнымъ произведеніемъ Державина за время его пребыванія въ Москвѣ была его своеобразная по шуточному тону и сатирическому характеру ода на Счастье, написанная будто бы какъ онъ означилъ въ первомъ ея изданіи, на масляницѣ. Она полна намековъ н атогдашнія политическія событія ... искать причины въ себѣ самомъ. Онъ // 580 горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. Il ne doit pas être trop content de ma conversation». Затѣмъ въ днекинкѣ Храповицкаго писано: «Велѣновыдать не полученное имъ жалованье, а графъ Безбородко прибавилъ въ указѣ, чтобы и впредь производить оное до опредѣленія ... общество Державина. У него же, продолжаетъ Дмитріевъ, «познакомился я съ В. В. Капнистомъ. Онъ по нѣскольку мѣсяцевъ проживалъ въ Петербургѣ, пріѣзжая изъ Малороссіи, и веселымъ остроуміемъ, вопреки меланхолическому тону стиховъ своихъ, оживлялъ нашу бесѣду. Но я еще болѣе находилъ удовольствія быть одному съ хозяиномъ и хозяйкою». Затѣмъ Дмитріевъ съ большою любовію передаетъ черты ... , разбилъ его и при Галацѣ подписалъ съ турецкими уполномоченными предварительныя условiя мира. Поэтому поводу Державинъ превознесъ Репнина въ одѣ Памятникъ герою, которая по тону и по Формѣ напоминаетъ оду Рѣшемыслу, посвященную похвалѣ Потемкина. Ода въ честь Репнина написана подъ впечатлѣнiемъ недавняго чтенiя переведенной Веревкинымъ книги о Конфуцiи, или ... къ И. И. Шувалову, къ Безбородкѣ и Зубову. Это одна изъ тѣхъ пьесъ, где типически проявился талантъ Державина въ простотѣ и сердечности тона, въ народности языка, въ яркой живописи праздничной обстановки. Ода открывается блестящей картиной накрытаго для гостей стола: «Шекснинска стерлядь золотая, Каймакъ и борщъ ...
... ;Атаману и войску Донскому, написанную также въ 1807 году, на подвиги Платова въ окрестностяхъ Кенигсберга послѣ Эйлаускаго сраженiя. Оно замечательно по чисто-народному тону и складу, будучи отъ начала до конца основано на образахъ родной старины, переданныхъ игривымъ, бойкимъ и легкимъ стихомъ. До этого стихотворенiя Державинъ ничего ... . Можно себѣ представить, что было съ Державинымъ: онъ рѣшительно былъ похожъ на человѣка, одержимаго корчами. Всѣ мои сердечныя ноты, каждый переходъ изъ тона въ тонъ, каждый одушевленный звукъ—перечувствовала его воспрiимчивая, страстная душа! Онъ не могъ сидѣть, часто вскакивалъ, руки его дѣлали безпрестанные жесты ... начались добрыя отношенія, и они стали посѣщать другъ друга. Аракчеевъ читалъ Державиной и ея племянницамъ письма, нѣкогда полученныя имъ отъ императора Александра и замѣчательныя по тону задушевной дружбы, который въ нихъ господствовалъ; они были разложены въ витринахъ отдѣльными связками по годамъ. Посѣтительницы изъ Званки видѣли у Аракчеева также часы особаго ... большое число проектовъ; изъ нихъ совѣть академіи остановилъ свое вниманіе на трехъ. Въ маѣ 1875 императоръ Николай, по представленiю Блудова, утвердилъ. проектъ профессора Тона съ примѣненіемъ къ нему статуи и барельефовъ, проектированныхъ академикомъ Гальбергомъ. Предполагалось поставить памятникъ на городской площади, но государь, во время пребыванія своего въ Казани 20-го августа 1836 года ...
... это вмѣстѣ въ одной книжкѣ. Здѣсь языкъ его все еще тяжелъ и неправиленъ; вдобавокъ опечатки иногда совершенно искажаютъ смыслъ; стихи поражаютъ высокопарпостью тона и гиперболизмомъ образовъ, но уже выдаются и нѣкоторыя отличительныя особенности его поэзіи, выяняются источники его лирическаго настроенія — великіе историческіе характеры и событія. Онъ ... , можетъ-быть, одно изъ главныхъ ея значеній для своего времени и вообще для русской мысли. Въ нѣкоторыхъ изъ перечисленныхъ одъ являются не менѣе важные тоны, мысли и картины другого порядка; въ нихъ поэтъ напоминаетъ человѣку строгіе уроки жизни, превосходство и торжество духовнаго міра надъ тѣлеснымъ, обманчивый //290 блескъ ... ;къ первому сосѣду, гдѣ яркими красками изображены роскошь и развратъ богатаго откупщика (Голикову)[312]. Застольная пѣсня Кружка[313], благодаря своему искренно-веселому тону и вполнѣ русскому складу, имѣла необыкновенный успѣхъ. Позднѣе она была положена на музыку придворнымъ музыкантомъ Трутовскимъ и вошла въ моду; въ Преображенскомъ полку, въ которомъ нѣкогда ...
... , государыня, сверхъ главнаго текста, вводитъ часто, въ видѣ отступленій, NB. и примѣчанія или вставляетъ какой-нибудь полемическій отвѣтъ на присланныя въ редакцію замѣтки. Для образчика тона и слога этой царственной шалости првведу самое начало Былей и Небылицъ подъ заглавіемъ Предисловіе: «Великое благополучіе! Открывается поле ...
... правилъ на дѣлѣ, то онъ не можетъ согласиться на измѣненіе ни единой статьи. Представленныя имъ при этомъ объясненія могугъ служить намъ образчикомъ того тона, въ какомъ онъ вообще спорилъ со своими сочленами по сенату, не щадя ихъ самолюбія; напр., указавъ на противоречіе между двумя замѣчаніями ихъ, онъ ...
ОТДѢЛЕНIЕ II[36]. Воинская Державина служба до открывшагося въ Имперіи возмущенія. Въ помянутомъ 1762 году въ мартѣ мѣсяцѣ прибылъ онъ въ Петербургъ. Представилъ свой паспортъ маіору Текутьеву, бывшему тогда при полку дежурнымъ. Сей чиновникъ былъ человѣкъ добрый, но великій крикунъ, строгій и взыскательный по службѣ. Онъ лишь взглянулъ на паспортъ и увидѣлъ, что просроченъ, захохоталъ и закричалъ: «о, брать! просрочилъ», и приказалъ отвести вѣстовому на полковой дворъ. Привели въ полковуюканцелярію и сдѣлали формальный допросъ. Державинъ, хотя былъ тогда не болѣе какъ 18-и лѣтъ, однако нашелся и отвѣчалъ, что онъ не знаетъ, почему присвоилъ его къ себѣ Преображенскій полкъ; ибо никогда желанія его не было служить, по недостатку его, въ гвардіи, а было объявлено отънего желаніе, чрезъ г. Веревкина, вступить въ артиллерійскій или инженерный корпусъ, изъ которыхъ о принятіи въ послѣдній кондукторомъ и былъ отъ него, Веревкина, удостовѣренъ и носилъ инженерный мундиръ. По справкѣ въ канцеляріи извѣстно стало, что по списку съ прочими, присланному при сообщеніи отъ Ивана Ивановича Шувалова, записанъ онъ въ Преображенскій полкъ за прилежность и способность къ наукамъ, и отпущенъ для окончанія оныхъ на два года. Но паспортъ лежалъ въ канцеляріи до вступленія на престолъ императора Петра Третьяго, по повелѣнію котораго велѣно всѣмъ отпускнымъ явиться къ ихъ полкамъ. И какъ посему онъ, Державинъ, въ просрочкѣ оказался невиннымъ, то и приказано его причислить въ третью роту въ рядовые, куды причисленъ; и какъ не было у него во всемъ городѣ ни одного человѣка знакомыхъ, то поставленъ въ казарму съ даточными солдатами вмѣстѣ съ тремя женатыми и двумя холостыми, и приказано // С. 425 было флигельману[37] ...
... тотчасъ закатываются; восходитъ же выше всѣхъ ихъ солнце[4], которое, остановясь на полуденной линiи, лучами своими восхощяетъ вселенную. Музыка соотвѣтствуетъ ему радостными и великолѣпными тонами. Генiй, или Духъ просвѣщенiя, слетаетъ на облакѣ, держа одною рукою учебную доску, а другою грифель. Видны при немъ кинжалъ и маска. ГЕНIЙ (Сошедши ...
... тотчасъ закатываются: восходитъ же выше всѣхъ ихъ солнце, которое, остановясь на полуденной линiи, лучами своими восхищаетъ вселенную. Музыка соотвѣтствуетъ ему радостными и великолѣпными тонами. Генiй, или Духъ просвѣщенiя, слетаетъ на облакѣ, держа одною рукою учебную доску, а другою грифель. Видны при немъ кинжалъ и маска. &mdash ...
... тотчасъ закатываются; восходитъ же выше всѣхъ ихъ солнце[4], которое, остановясь на полуденной линiи, лучами своими восхощяетъ вселенную. Музыка соотвѣтствуетъ ему радостными и великолѣпными тонами. Генiй, или Духъ просвѣщенiя, слетаетъ на облакѣ, держа одною рукою учебную доску, а другою грифель. Видны при немъ кинжалъ и маска. ГЕНIЙ (Сошедши ...
... къ себѣ одну дерзала призывать, Минуты лишь ждала, въ котору умирать. Питалась желчiю, разтворенной слезами, И, надзираема отвсюду бывъ очами, Въ слѣзахъ моихъ тонуть свободно немогла, Но горьку сладость ихъ трепѣщущи пила, И стонъ нерѣдко мой, и вздохи утаяла, Подъ радостнымъ челомъ печаль мою скрывала. Енона ...
... въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ есть не что иное, какъ подражаніе древней греческой трагедіи. Тамъ также разговоры препровождались музыкою, какъ и въ ней речитативы, только извѣстными тонами*; равно лирическіе стихи пѣлись хорами, но тоже уставными. Съ другой стороны извѣстно, что въ новѣйшія времена у разныхъ народовъ къ увеселенію государей и знатныхъ особъ изобрѣтены ... новыя перемѣны, которыя соединены и смѣшаны съ разнотонною музыкою, различными представленіями, чего прежде не было. Долгое время * У Грековъ были уставные, или узаконенные тоны, какъ выше явствуетъ: фригическій и прочіе. // 598 Опера была забавою только дворовъ, и то единственно при торжественныхъ случаяхъ; но какъ бы то ни было, нынѣ ...