Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 16

Лирика | На новый год

... [3]; Пою Творцу хвалы духовны, И добрыхъ я пою царей. Прiятнѣйк гласы становятся[4] И слезы нѣжности катятся, Какъ Россовъ матерь я пою.   Петры и Генрихи и Титыл Въ народныхъ вѣкъ живутъ сердцахъ; Екатерины не забыты Пребудутъ въ тысящѣ вѣкахъ. Уже я вижу монументы, Которыхъ свергнуть элементы И время не имѣютъ силъ.   а Пришелъ ... . и Кто есть счастливѣе меня (1780 и 1783). i Отъ должности въ часы свободны (1780, 1783 и 1798). к Нѣжнѣе гласы становятся (1780). л Петры, Траяны, Генрихъ, Титы.   // 119   [1] Написано въ январѣ 1781 г. и помѣщено въ самомъ началѣ 1-й книжки С-петербургскаго Вѣстника за этотъ годъ (ч. VII, стр.  ...


Лирика | На выздоровление Мецената

... [3]; Пою Творцу хвалы духовны, И добрыхъ я пою царей. Прiятнѣйк гласы становятся[4] И слезы нѣжности катятся, Какъ Россовъ матерь я пою.   Петры и Генрихи и Титыл Въ народныхъ вѣкъ живутъ сердцахъ; Екатерины не забыты Пребудутъ въ тысящѣ вѣкахъ. Уже я вижу монументы, Которыхъ свергнуть элементы И время не имѣютъ силъ.   а Пришелъ ... . и Кто есть счастливѣе меня (1780 и 1783). i Отъ должности въ часы свободны (1780, 1783 и 1798). к Нѣжнѣе гласы становятся (1780). л Петры, Траяны, Генрихъ, Титы.   // 119   [1] Написано въ январѣ 1781 г. и помѣщено въ самомъ началѣ 1-й книжки С-петербургскаго Вѣстника за этотъ годъ (ч. VII, стр.  ...


Лирика | В память Давыдова и Хвостова

... ;30   И юныхъ двухъ отважныхъ Сподвижниковъ оплачь, Что сквозь стихіевъ грозныхъ И океанскихъ безднъ // С. 31   Свирѣпыхъ и бездонныхъ, Колумбу подражая, Два разъ Титана вслѣдъ Прошли къ противуножнымъ[2].   Межъ горъ лазурныхъ, льдистыхъ,             ...


Лирика | На бракосочетание великаго князя Павла Петровича с Натальею Алексеевною

... ;      13. И свѣтъ престаньте потрясать; // С. 264   Пускай останутся Содомы Еще день року ожидать. Въ сей день Титана не сражайте, Вися надъ нимъ, не ударяйте, Оставьте, день, сей день чтобъ жилъ; А тамъ вы съ вящшею грозою, Торжествъ усилившись росою, И прахъ сметете, гдѣ ...


Биография | ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Суд. Оправдание и возвышение (1789—1796)

... искать причины въ себѣ самомъ. Онъ // 580  горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. Il ne doit pas être trop content de ma conversation». Затѣмъ въ днекинкѣ Храповицкаго писано: «Велѣновыдать не полученное имъ жалованье, а графъ Безбородко прибавилъ въ указѣ, чтобы и впредь производить оное до опредѣленія ... , какъ выше я до­несъ вашему сіятельству, не оставлю поднесть мои объясненiя. Тогда буду настоятельно просить или уволить меня, или возвра­тить мнѣ ея величества благоволенiе и законную довѣренность; или, когда достоинъ явлюсь, судить» [744]. Къ большему еще раздраженнію вице-губернатора, Держа­ ...


Биография | ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Служба при Александре I (1801—1803)

... , ему по­казалось, что государю оно было уже извѣстно и написано съ его позволенiя. Императоръ отвѣчалъ рѣзко: «Чтоже? мнѣ не запре­тить мыслить, кто какъ хочетъ... Пусть его подастъ, сенатъ пусть // 810 разсуждаетъ». Державинъ заговорилъ о вредѣ такихъ мнѣнiй, особенно когда они ...


Биография | ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Положение в отставке (1803—1816)

... тетради, переплетенныя въ зеленый сафьянъ: «Въ одной книгѣ мои ме­лочи», сказалъ онъ, «а объ другой поговоримъ послѣ. Вы что хо­тите мнѣ читать? Вѣрно оды Богъ, Фелицу или Видѣнiе мур­зы?» — Нѣтъ, отвѣчалъ Аксаковъ: ихъ читали вамъ многiе, осо ...


Драматические произведения | Тит

<Тит// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, ... ;Tito» Метастазiя, съ нѣкоторыми сокращенiями, такъ что три акта подлинника замѣнены двумя. Сверхъ этой передѣлки Державина, на русскомъ языкѣ есть три Тита. Въ первый разъ переведена была ко дню коронацiи Елисаветы Петровны (1742) названная опера Метастазiя; переводъ этотъ, подъ заглавiемъ: Милосердiе Титово, тогда ...


Драматические произведения | Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища (вариант 1808-1816гг)

<Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища // Сочинения Державина: [в 5 ч.] — СПб.: в типографии Шнора, 1808—1816. Ч. 4. С. 7—22> II. ПРОЛОГЪ въ одномъ дѣйствiи съ музыкою, на открытiе въ Тамбовѣ ТЕАТРА И НАРОДНАГО УЧИЛИЩА, представленный благороднымъ обществомъ въ день тезоименитства ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II на Театрѣ въ домѣ Губернатора Державина. 1786 года 24 Ноября.   // 7   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА. ____________ пустынникъ, Яковъ Ивановичъ Беклемишевъ. генiй — — Дѣвица Анна Матвѣевна Бибикова. мельпомена, Дѣвица Марья Григорьевна Орлова. талiя — — Дѣвица Марья Дементьевна Чичерина. дѣти — — Александръ Антоновичь Аничковъ. мальчики съ рѣчами, Николай Дмитрiевичь Хвощинской. Николай Степановичь Беклемишевъ, Александръ Николаевичь Свѣчинъ. Борисъ Дмитрiевичь Хвощинской. Корнилiй Андреевичь Ниловъ. Сергѣй Николаевичь Охлебининъ. Романъ Ѳедоровичь фонъ-Мелинъ. Викторъ Ивановичь Комсинъ. Александръ Петровичь Чевелевъ. дѣвицы безъ рѣчей: Надежда Матвѣевна Булдакова. Фiона Ивановна Комсина. Софья Дмитрiевна Хвощинская. Евпраксiя Николаевна Сатина. Елена Николаевна Охлебинина. Елисавета Андреевна Алѣева. Анна Никитишна Салькова. Елисавета Ѳедоровна Макшѣева. Елисавета Антоновна Аничкова. Катерина Степановна Беклемишева. музыка — Первый хоръ г-на Журавченка. Второй хоръ г-на Раупаха. декорацiи и платье, г-на Барзантiя. ______   // 8   ПРОЛОГЪ ЯВЛЕНIЕ I. Театръ представляетъ ночь и дикiй лѣсъ, въ которомъ видны мрачныя пещеры. Свирѣпый вѣтръ клонитъ деревья и производитъ трескъ и вой въ пещерахъ, въ которыя маленькiя дѣти, разнаго состоянiя, отъ шума бури и громовыхъ ударовъ прячутся. Музыка симфонiею своею изображаетъ неустройство стихiй. — По укрощенiи бури выходитъ пустынникъ, украшенный сѣдинами, съ сѣкирою въ рукахъ. ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере порфирородного отрока (вариант 1808-1816гг)

<Пролог аллегорический на рождение в севере порфирородного отрока // Сочинения Державина: [в 5 ч.] — СПб.: в типографии Шнора, 1808—1816. Ч. 4. С. 77—94.> VI.   ПРОЛОГЪ   на   рожденiе въ сѣверѣ   порфиророднаго отрока,   почерпнутый   изъ древняго Варяго-Русскаго баснословiя,   въ трехъ дѣйствiяхъ. _____   // 77   ДЕЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА. _____________ рюрикъ — — — — Великiй Князь Новгородскiй, родоначальникъ Монарховъ Русскихъ, произшедшiй отъ Сѣвернаго бога Одина. эдвинда — — — — его супруга. зничь  — — — —       или Май. зимцерла — — —  или Весна, его супруга. лель — — — — —      или Купидонъ, ихъ сынъ. валки — — — —       небесныя дѣвы, или Грацiи. жрецы — — — —    Богослужители.    первые отличаются барды — — — —      Пѣснопѣвцы.           на главахъ вѣнцами. дажъ-богъ — — Духъ, покровитель сѣвера. огняны — — — —      Духи, повелѣвающие стихiями, вѣтряны — — —          то есть: Саламандры, моряны — — — —         Сильфы, Наяды и Гномы. земляны — — —             богъ одинъ, и прочие                 & ...


Драматические произведения | Дурочка умнее умных

... Нѣтъ, нѣтъ! лучше кровь пролить. ФУФЫРКИНЪ Нѣтъ! умреть иль побѣдить! ПИВКИНЪ Нѣтъ! палить, колоть, рубить. ЛУКЕРЬЯ Нѣтъ! тише, тише, — тить, тить! (Слышенъ свистъ болѣе прежняго.) Слышите ли? — пуще прежняго свищутъ. СТАРОКОПѢЙКИНЪ (Въ крайнемъ безпокойствѣ.) Вотъ тебѣ шутки! Зло всегда скорѣе сбывается. СИДОРОВНА ...


Драматические произведения | Добрыня (вариант 1808-1816гг)

<Добрыня, театральное представление с музыкою // Сочинения Державина: [в 5 ч.] — СПб.: в типографии Шнора, 1808—1816. Ч. 4. С. 95—212.>   VII.   ДОБРЫНЯ,   ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ   СЪ МУЗЫКОЮ,   Въ пяти дѣйствiяхъ. ______   // 95   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА. ________________ ВЛАДИМIРЪ, Великiй Князь Кiевскiй. СИЛОУМЪ, первый его бояринъ. ДОБРЫНЯ, богатырь, Новгородскiй, сродникъ Владимiра. ПРЕЛѢПА, Княжна Изборская, невѣста Владимiрова. ЗМѢЙ ГОРЫНИЧЬ,— — — ЗМѢУЛАНЪ ЗМѢУЛАНЫЧЬ,.. Царь и чародѣй Болгарскiй. ТУГАРИНЪ ТУГАРИНЫЧЬ, СПОСОБА, наперсница Прелѣпы. ТОРОПЪ, конюшiй Добрынинъ. ДОБРАДА, жрица и волшебница Холмогорская. СРЕБРОБРАДЫ, бояре Владимiровы, составляющiе верховную думу. ЖРЕЦЫ, изъ нихъ главный только съ рѣчьми. СОТНИКЪ, начальникъ стражи вратъ градскихъ. ЧАСОВОЙ на башнѣ. ДВА ВѢСТНИКА, ГЕРОЛЬДЪ. БИРЮЧЬ, — Герольдъ Татарскiй ДВОРЪ ВЛАДИМIРОВЪ. — Рынды, или Пажи, Боярышни, или дѣвицы, живущiя въ Княжескомъ теремѣ); ВѢДЬМА.                               всѣ безъ рѣчей, а только составляютъ ВОЙСКИ     Русскiя, Татарскiя.                  хоры. НАРОДЪ. Дѣйствiе въ столичномъ городѣ Кiевѣ, при окончанiи идолопоклонства. _______   // 96 ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ въ пяти дѣйствiяхъ. _______ ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ. Театръ представляетъ въ утреннемъ мракѣ при рѣкѣ Днѣпръ городъ Кiевъ. — На стражевой башнѣ часовой; вблизи, въ кустарникѣ, лежитъ градская стража, а вдали шатры. ЯВЛЕНIЕ I. ДОБРЫНЯ и ТОРОПЪ ТОРОПЪ. На Княжескомъ лугу, въ зеленомъ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (вариант 1808-1816гг)

<Пожарский, или освобождение Москвы // Сочинения Державина: [в 5 ч.] — СПб.: в типографии Шнора, 1808—1816. Ч. 4. С. 213—306.>   VIII. ПОЖАРСКОЙ, или ОСВОБОЖДЕНIЕ МОСКВЫ, ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ въ четырехъ дѣйствiяхъ съ хорами и речитативами. ______   // 213   КЪ ЧИТАТЕЛЮ. Нужнымъ почитаю предувѣдомить, что, желая посредствомъ театра оживить въ памяти любезнаго Отечества моего то знаменитое героическое произшествiе, въ которомъ всѣ состоянiя его соучаствовали, и стяжавъ себѣ безсмертную честь и славу, показали истинную великость духа Россiянъ, — каковую въ нынѣшнiя времена въ подобномъ случаѣ нѣкоторые народы и ихъ вожди напрасно, кажется, себѣ присвояютъ, — взялъ я характеры дѣйствующихъ лицъ, (дабы тѣмъ зрѣлище удостовѣрительнѣе казалось,) изъ самыхъ дѣянiй, бытописанiями и преданiями намъ свидѣтельствуемыхъ. — Любопытный благоволитъ прочесть Ядро Россiйской Исторiи и прочiя лѣтописи: то увидитъ, правильно ли мною извлечены изъ самыхъ дѣлъ характеры. — По истинѣ: когда Пожарскiй, пренебрегши свое спокойствiе и не смотря на раны свои, въ смутное время принялъ на себя главное предводительство собраннаго войска, — не поступилъ по догдашнимъ обычаямъ жестоко со злодѣями, на убивство его покушавшимися, — не прельстился богатствомъ бояръ, изъ осажденной Москвы имъ выпущенныхъ; — не обходился съ плѣнниками сурово, какъ другiе, которые ихъ имѣнiе ограбили, а самихъ лишили жизни;   // 215   не принялъ короны, отъ народа ему поднесенной, какъ нѣкоторые иностранные писатели и всѣ обстоятельства утверждаютъ, а возложилъ ее на наслѣдника по крови царской, учредя Монархическое правленiе: — то не былъ ли онъ Герой вышшей степени, человѣкъ самый добродѣтельный, великiй, каковымъ мало Исторiя представляетъ, и каковымъ я его представляю, придавъ ему ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна

< ИРОД И МАРИАМНА // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ИРОДЪ И МАРIАМНА ТРАГЕДIЯ въ пяти дѣйствiяхъ, 1807 ИМП А СО РОССIЙСКОЙ АКАДЕМIИ[1] Угодно было сему почтенному сословiю[2] предложить въ Вѣдомостяхъ о сочиненiи трагедiи. Многiя были представлены, изъ коихъ одна и увѣнчана награжденiемъ. Но я не съ тѣмъ, чтобъ состязаться съ изящными талантами, или получить награду, а единственно, чтобъ исполнить волю академiи, рѣшившись испытать силъ своихъ въ семъ родѣ стихотворства, которымъ я никогда не занимался, сочинилъ трагедiю, при семъ прилагаемую, подъ названiемъ Иродъ и Марiамна, посвящая оную россiйскому Парнасу. Сочинитель. ПРЕДИСЛОВИЕ Желая показать опытъ ничтожныхъ моихъ способностей въ драматическомъ искусствѣ, избралъ я, по мнѣнiю моему, удобнѣйшiй къ тому отрывокъ изъ древней исторiи, оставленной намъ Iосифомъ Флавiемъ, писателемъ о войнѣ iудейской, въ которомъ описываетъ онъ жизнь царя Ирода и его супруги такимъ образомъ, что могутъ они въ самыхъ твердыхъ душахъ произвесть сожалѣнiе и ужасъ. Волтеръ сiе самое событiе обработывалъ въ трагедiи своей, названной имъ Марiамною. Онъ представилъ Ирода, кажется мнѣ, со стороны только ревности къ его супругѣ, а Марiамну со стороны привязанности къ ея дѣтямъ. Первая, по возвращенiи супруга изъ Рима, боясь суроваго его нрава, соглашается отъ него уѣхать подъ покровительство Августа съ княземъ Согемомъ, любовникомъ Соломiи, сестры Ирода. Сiя жестокая душа, мстя за то, оклеветываетъ ее въ любви къ Согему предъ Иродомъ. Онъ изъ ревности приказываетъ умертвить свою супругу; но послѣ, узнавъ ея невинность, раскаивается и сходитъ съ ума. Самый сей знаменитый писатель, при первомъ изданiи помянутой своей трагедiи, въ предисловiи говоритъ, что содержанiе сiе, дабы представить его болѣе трагическимъ, ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна (авторская редакция)

Ирод Великий (начальный вариант трагедии «Ирод и Мариамна») По рукописи РО ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН Ф. 96, оп. 1, № 19. Текст переписан Е.М. Абрамовым только на оборотных сторонах листов таким образом, что правая сторона каждого разворота оставлена для замечаний. Правка внесена рукой Г.Р. Державина, частично на правых чистых половинах листов.     Иродъ Великiй Трагедiя въ пяти дѣйствiяхъ съ хорами   Дѣйствующiя лица:   Иродъ, царь Iудейскiй простаго идумѣйскаго происхожденiя. Марiамна, супруга его изъ царскаго поколѣнiя Iудина, или Асмонѣевъ. Соломiя, сестра его, названая Антипатру матерью. Антипатръ, сынъ его от первой жены Дорисы, намѣстникъ Iерусалима. Александръ, Аристобулъ, дѣти его отъ Марiамны малолѣтныя. Архелай, внукъ его, воспитанный въ Римѣ. Совернъ, сродникъ его и приставъ при Марiамнѣ и дѣтяхъ. Варръ, проконсулъ римской. Ада, наперстница Марiамны. Iюда, виночерпiй. Юноши и дѣвы, составляютъ хоры. Сендаринъ, Придворныя, Воины римскiя и iудейскiя, безъ речей.   Дѣйствiе происходитъ во Iерусалимѣ, въ домѣ Iродовомъ.   Дѣйствiе первое. Притворъ чертоговъ царскихъ. Явленiе I-е. Соломiя и Антипатръ.   Соломiя Какъ, Антипатръ, ты здѣсь? вы прибыли изъ Рима? А гдѣ же царь, мой братъ?   Антипатръ Толпа не обозрима Народа, посреди торжественныхъ воротъ Стеснивъ его, во градъ свободы не даïотъ. Въ предмѣстьи, радостныхъ внимая плѣсковъ грому, Онъ предвѣстить велѣлъ его свѣтлѣйшу дому Свое прибытiе и Марiамнѣ, имъ Любимой страстно[1].   Соломiя Народа плѣскъ! о сынъ! И Марiамнѣ вѣсть! Такое изреченье Кинжалъ – ахъ! – въ сердцѣ мнѣ! ахъ, лучше бы велѣнье Исполнилъ какъ мое, спѣшилъ мнѣ разсказать. О, такъ ли нѣжныя[2] чтутъ дѣти нѣжну мать? Знавъ Соломiю ты презрѣнну Марiамной, Еïо чтишъ предо ...


Литературно-филологические труды | Рассуждение о лирической поэзии или об оде 1811—1815

... (Святый Боже); еоѳиносъ-имносъ, утренняя пѣснь (Слава въ вышнихъ Богу); еспериносъ-имносъ, вечерняя пѣснь (Свѣте тихій), и такъ далѣе. ** Въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ и въ посланіи къ Титу.   // 591   «Его же воинства небесная славятъ и трепещутъ; Херувимы и Серафимы, всякое дыханіе и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся вѣки!» ... . Но никогда не значитъ собственно стихотворца. Уже у язычниковъ слово propheta и vates пророкъ получило сіе знаменованіе; и въ семъ-то языческомъ смыслѣ Св. Апост. Павелъ въ посланіи къ Титу гл. 1 ст. 12 назвалъ Епименида Критскимъ Пророкомъ. Стр. 521. Названіе Греческій Бардъ весьма не свойственно. Приличнѣе гораздо сказать Германскій или Целтскій ... не пренебрегали чтенія языческихъ стихотворцевъ. Да и святой апостолъ Павелъ въ дѣяніяхъ Апостольскихъ гл. XVII. ст. 28 сослался на греческаго стихотворца Арата; а въ I главѣ ст. 12 посланія къ Титу сослался на Епименида. Во второмъ вѣкѣ Оригенъ, Климентъ Александрійскій и Минуцій Феликсъ, а въ IV вѣкѣ св. Василій Великій въ сочиненіяхъ своихъ часто также ссылаются на Геозіда ...