Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 70

Лирика | На новый год

... : То кто счастливѣе меняи?   // 118   ‎Отъ должностей въ часы свободныi Пою моихъ я радость дней[3]; Пою Творцу хвалы духовны, И добрыхъ я пою царей. Прiятнѣйк гласы становятся[4] И слезы нѣжности катятся, Какъ Россовъ матерь я пою.   Петры и Генрихи и Титыл Въ народныхъ вѣкъ живутъ сердцахъ; Екатерины не забыты Пребудутъ въ тысящѣ ... опера Б. Б.: Плѣнира и Зелимъ, а въ Русскомъ Вѣстникѣ 1809 г. (ч. V, книжки 1—3) длинная повѣсть: Здравомыслъ и Плѣнира. [3] Отъ должностей въ часы свободны Пою моихъ я радость дней. Державинъ служилъ тогда подъ начальствомъ кн. Вяземскаго, который считалъ стихотворство праздною забавой. Поэтъ этимъ выраженiемъ хочетъ оправдать ...


Лирика | На выздоровление Мецената

... : То кто счастливѣе меняи?   // 118   ‎Отъ должностей въ часы свободныi Пою моихъ я радость дней[3]; Пою Творцу хвалы духовны, И добрыхъ я пою царей. Прiятнѣйк гласы становятся[4] И слезы нѣжности катятся, Какъ Россовъ матерь я пою.   Петры и Генрихи и Титыл Въ народныхъ вѣкъ живутъ сердцахъ; Екатерины не забыты Пребудутъ въ тысящѣ ... опера Б. Б.: Плѣнира и Зелимъ, а въ Русскомъ Вѣстникѣ 1809 г. (ч. V, книжки 1—3) длинная повѣсть: Здравомыслъ и Плѣнира. [3] Отъ должностей въ часы свободны Пою моихъ я радость дней. Державинъ служилъ тогда подъ начальствомъ кн. Вяземскаго, который считалъ стихотворство праздною забавой. Поэтъ этимъ выраженiемъ хочетъ оправдать ...


Лирика | Водопад

... думалъ и поминутно спрашивалъ, скоро ли разсвѣтетъ. Лишь только показался свѣтъ, онъ и велѣлъ заложить лошадей; однакожъ всѣ ему говорили, что ихъ повели поить. Онъ примѣтилъ, что обманъ, приказалъ себя вынести, говоря, что ему хочется на воздухѣ полежать. Видя, что нечего дѣлать, повезли его; онъ ... , Мила, быстра и не въ стремленьѣ, И въ глубинѣ твоей ясна, Важна безъ пѣны, безъ порыву, Полна, велика безъ разливу,   И, безъ примѣса чуждыхъ водъ Поя златые въ нивахъ бреги[46]. Великолѣпный свой ты ходъо Вливаешь въ свѣтлый сонмъ Онеги, —   // 487   Какое зрѣлище очамъ! Ты тутъ подобна ... къ императрицѣ, отъ которой замѣчательные люди могли заимствовать силу и славу, какъ водопадъ Кивачъ отъ рѣки Суны (Об. Д.). [46] Поя златые въ нивахъ бреги. Въ изданiи 1808 г. вмѣсто поя стоитъ поишь, но Державинымъ поправлено такъ, какъ здѣсь напечатано, чтò согласно съ рукописями и съ изданiемъ 1798 г.   [i] Къ концу примѣч ...


Лирика | На преодоление врага

... ;                  1. Его святое имя пой! И ты, о лира восхищенна! Въ хвалу Ему твой гласъ настрой. Рцы Богу, коль дѣла Его предивны, Съ высокой палъ нашъ врагъ стремнины. Весь міръ ... ;                  3. Его святое имя пой! И ты, о лира восхищенна! Въ хвалу Ему твой гласъ настрой. Рцы Богу, коль дѣла Его предивны. Съ высокой палъ нашъ врагъ стремнины. Весь міръ ... ;                  5. Его святое имя пой! И ты, о лира восхищенна! Въ хвалу Ему твой гласъ настрой. Рцы Богу, коль дѣла Его предивны. Съ высокой палъ нашъ врагъ стремнины. Весь міръ ... ;                  7. Его святое имя пой! И ты, о лира восхищенна! Въ хвалу Ему твой гласъ настрой. Рцы Богу, коль дѣла Его предивны. Съ высокой палъ нашъ врагъ стремнины. Весь міръ ... ;                  9. Его святое имя пой! И ты, о лира восхищенна! Въ хвалу Ему твой гласъ настрой. Рцы Богу, коль дѣла Его предивны. Съ высокой палъ нашъ врагъ стремнины. Весь міръ ...


Лирика | Новогородский волхв Злогор

... Возсядь — и въ гулѣ горъ игривомъ, На арфѣ древніе слѣды[3] // С. 181   Изъ праха извлекавъ забвенья, Потомкамъ позднимъ въ удивленье, Грянь, пой дѣла намъ прошлыхъ лѣтъ, Изъ тмы ихъ воскрешая въ свѣтъ. // С. 182   (Скальдъ). Внемлите! съ южныя отчизны[4]     ... ;  5. На мрачномъ Волховѣ, лѣнивомъ Возсядь ‑ и въ гулѣ горъ игривомъ, На арфѣ древніе слѣды Изъ праха извлекавъ забвенья, Потомкамъ позднымъ въ удивленье, Грянь, пой дѣла намъ прошлыхъ лѣтъ, Изъ тмы ихъ воскрешая въ свѣтъ. (Скальдъ). Злогора душу взяли черти;       ... ; 9. На мрачномъ Волховѣ лѣнивомъ Возсядь — и въ гулѣ горъ игривомъ, На арфѣ древніе слѣды Изъ праха извлекавъ забвенья, Потомкамъ позднымъ въ удивленье, Грянь, пой дѣла намъ прошлыхъ лѣтъ, Изъ тмы ихъ воскрешая въ свѣтъ. (Скальдъ). Вадима въ бунтъ на Гостомысла        ... ;    На мутномъ Волховѣ... (Черн. рукоп.). [3]        Пой арфой древнихъ лѣтъ слѣды. [4]        Пой, съ южной какъ пришли отчизны          Оденъ, Велесъ на край ...


Лирика | На умеренность

... ; нѣтъ райской части (Р. 1790-хъ гг.) г … Колхиду древню (1798) д Чужую тяпнулъ Крезъ деревню. е У Музъ съ Горацiемъ пою (Р. 1790-хъ гг.) (Вмѣсто этого И. И. Дмитрiевъ предлагалъ: «Или съ Горацiемъ пою»). ж Души бъ я не вертѣлъ рулеткой (1798). з Равно о карлахъ, великанахъ, О рыцаряхъ и обезьянахъ (Р. 1790-хъ гг.). и И я плясалъ бы съ восхищенья ... слѣдующими числами: 27 iюня, 11 и 29 iюля и 1 августа; сверхъ того о Державинѣ упомянуто подъ 29 ноября 1788 г.). Для словъ съ Горацiемъ пою ср. выше, стр. 171, прим. 2 къ одѣ Рѣшемыслу. [9] Я бъ душу не вертѣлъ рулеткой и проч. Здѣсь Державинъ объясняетъ, что онъ, по негибкости своего ...


Лирика | Видение мурзы

... не изъ чужихъ анбаровък Тебѣ наряды я крою. Но, вѣнценосна добродѣтель[15]! Не лесть я пѣлъ и не мечтыл, А то, чему весь мiръ свидѣтель: Твои дѣла суть красоты. Я пѣлъ, пою и пѣть ихъ буду,   // 167   И въ шуткахъ правду возвѣщу; Татарски пѣсни изъ-подъ спуду, Какъ лучъ, потомству сообщу; Какъ солнце ... ;г., вслѣдствiе чего измѣненъ и стихъ 103-й. Въ прежнихъ изданiяхъ и въ рукописяхъ они читаются такъ, какъ показано въ варiантѣ ж. [12] …. Въ вредъ добродѣтели не строй, т. е. не пой, какъ Сирены, во вредъ добродѣтели. Въ Московскомъ журналѣ было напечатано: На добродѣтели не строй (Ср. варiантъ з). [13] Что онъ насѣдкой не сидитъ. Это въ связи съ 8-мъ стихомъ 19-й строфы ... пьесу» (Мих. Дмитрiевъ. См. выше, стр. 158, въ примѣчанiи). Объ этомъ М. А. Дмитрiевъ разсказываетъ также въ брошюрѣ: Мелочи изъ запаса поей памяти, стр. 19. Изъ рукописей этого не видно. Самый старый списокъ Видѣнiя мурзы находится въ тетради 1790-хъ годовъ. Здѣсь вся пьеса переписана ...


Лирика | Решемыслу

... ѣздятъ барыни зимой Въ странахъ сибирскихъ, хладомъ строгихъ[3].   Приди, и на своей свирѣли Не онаго пой мужа, древле Служившаго царицѣ той, Которая въ здоровьи маломъ[4] Блистала славой и красой Подъ соболинымъ одѣяломъ;   Но пой ты, пой здѣсь Рѣшемысла, Великаго вельможу смысла, Наперсника царицы сей, Которая сама трудится[5] Для блага ...


Лирика | К Евтерпе

... ., найденными в рукописях, с портр. и снимками. — 1864. С. 300—304> XLIX. Къ ЭвтерпѢ[1]. __[i] ‎Пой, Эвтерпа дорогая! Въ струны арфы ударяй,   // 300   Ты, поколь весна младаяа, Пой, пляши и восклицай. Ласточкой порхаетъ радость, Кратко соловей поетъ: Красота, прiятность, младость, Не увидишь, какъ пройдетъ.   ... нѣги онъ поборетъ И понравится тебѣ. Качества твои любезны[5] Всей душою полюбя, Опершись на щитъ желѣзный, Онъ воздремлетъ близъ тебяв.   ‎Пой, Эвтерпа молодая! Прелестью своей плѣни; Бога браней усыпляяг, Громъ изъ рукъ его возьми.   // 303   Лавромъ голова нагбеннад Къ персямъ ...


Лирика | К Эвтерпе

  Державин Г. Р. XXVII. К Эвтерпе. // Анакреонтические песни. Петроград. 1804. С. 57—59. XXVII. КЪ ЕВТЕРПѢ. Пой Евтерпа дорогая! Въ струны арфы ударяй, Ты, по коль весна младая Пой, пляши и восклицай. Ласточкой порхаетъ радость Кратко соловей поетъ. Красота, пріятность, младость, Не увидишъ какъ пройдетъ. Браннымъ шлемомъ покровенный ... поборетъ И понравится тебѣ. // С. 58     Качествы твои любезны Всей душою полюбя Опершись на щитъ желѣзный Онъ воздремлетъ близь [1] тебя. Пой Евтерпа молодая! Прелестью[2] своей плѣни Бога браней усыпляя, Громъ из рукъ его возьми. Лавромъ голова нагбенна Къ персямъ[3] склонится твоимъ, И должна тебѣ ...


Лирика | Прогулка в Сарском Селе

... ;— за память слугъ, Творцу — что влилъ стремленье Къ любви всѣмъ тварямъ въ духъ. И ты, сидя при розѣ, Такъ, дней весеннихъ сынъ, Пой, Карамзинъ[4]! — И въ прозѣ Гласъ слышенъ соловьинъ.   а Прiятныя погоды (1791). б Намъ представляла виды, Когда среди столповъ. в Взгляни себя вокругъ ... , Что сей своихъ чтитъ слугъ, Что тотъ влилъ свѣтозарность И жаръ всѣмъ тварямъ въ духъ Доколь сидишь при розѣ, О ты, дней красныхъ сынъ! Пой, соловей! — и въ прозѣ Ты слышенъ …нъ!   // 427   [1] Эти стихи написаны въ Петербургѣ въ началѣ мая 1791 г. послѣ прогулки ... . (Геогр. словарь Щекатова, статья: Царское село). [3] Съ Плѣнирою младой — Первою женою Державина. См. выше, стр. 58 и 118, въ примѣчанiяхъ. [4] Пой, Карамзинъ… Какъ показываетъ варiантъ (и), это имя первоначально стояло въ концѣ послѣдняго стиха. Въ Московскомъ журналѣ, котораго издателемъ и былъ, какъ извѣстно, Карамзинъ ...


Лирика | Лизе. Похвала розе

... поэта. — 1865. С. 418—423> LXXXIV. ЛИЗѢ. ПОХВАЛА РОЗѢ[1]. __ Я воспѣлъ весну прекраснуа, Нынѣ розу я пою;   // 418   Всѣхъ цвѣтовъ пою изящну Я красавицу мою. Лиза! Другъ мой милой, юной! Розѣ гласъ свой посвящай, На гитарѣ тихострунной   // 419   Пѣснь ... , Образъ солнцад, красоты; Розу похвалить чѣмъ, мало: Будь мнѣ, Лиза, ею — ты!   а Воспѣвалъ весну прекрасну, Нѣжну розу днесь пою (1804). б Сколь красу не выхваляютъ. в Душѣ грѣшной, окаянной Очищенье токомъ слезъ. — Страсти грѣшной… (Рукоп.). г Розу ...


Лирика | Из поэмы «Пожарский»

СLI. ИЗЪ ПОЭМЫ ПОЖАРСКІЙ[1]. _____ Пою усердныхъ войскъ россійскихъ воеводу, Который, усмиривъ крамолы непогоду, Отъ внѣшнихъ супостатъ Москву освободилъ, Наслѣдный Россовъ скиптръ наслѣднику вручилъ, А самъ, ‑ ... же времени началъ-было переводить Генріаду, какъ показываютъ слѣдующіе его рукой писанные стихи:          Пою властителя французскаго народа,          Кого взвела на тронъ побѣда и порода,      ... . журналъ, ч. II. стр. 207). Приводимъ для сравненія начало послѣдняго:          «Пою героя, кто, разрушивши коварство,          Оружіемъ досталъ французско государство;      ...


Лирика | Дар

<Дар // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 2: Стихотворения, ч. 2: [1797—1808 гг.]: с рис., найденными в рукописях поэта. — 1865. С. 90—91> XIII. ДАРЪ[1]. __ «Вотъ,» сказалъ мнѣ Аполлонъ: «Я даю тебѣ ту лиру, Коей нѣжный, звучный тон Можетъ быть прiятенъ мiру.   // 90   «Пой вельможей и царей, Коль захочешь быть имъ нравенъ; Лирою чрезъ нихъ ты сей Можешь быть богатъ и славенъ.   «Если жъ пышность, санъ, богатство — Не по склонностямъ твоимъ, Пой любовь, покой, прiятство: Будешь красотой любимъ».   Взялъ я лиру и запѣлъ, Струны правду зазвучали: Кто внимать мнѣ захотѣлъ? Лишь красавицы внимали.   Я доволенъ, свѣта богъ, Даромъ симъ твоимъ небеснымъ. Я богатымъ быть не могъ; Но я милъ женамъ прелестнымъ.   // 91 [1] Напечатано въ Анакр. пѣсняхъ 1804 г., стр. 78., и въ изд. 1808, ч. III, XL.


Лирика | Лизе. Похвала розе

... ;Анакреонтические песни. Петроград. 1804. С. 118—120. LXIX. ЛИЗѢ. ПОХВАЛА РОЗѢ. Воспѣвалъ весну[1] прекрасну Нѣжну розу днесь пою. Всѣхъ цвѣтовъ пою изящну Я красавицу мою. Лиза! другъ мой милой, юной, Розѣ гласъ свой посвящай. На гитарѣ тихострунной Пѣснь мою сопровождай: Роза зрѣнію ...


Лирика | На мир 1807 года государыням императрицам

... бываетъ сладость По горечи вкуснѣй устамъ, А по печалямъ если радость Цвѣтетъ прiятнѣе сердцамъ: То прежде ддни представь бурливы, Какъ въ бѣдствахъ подвизался Россъ; Потомъ пой лавры и оливыб, Чѣмъ онъ главу свою вознесъ.   Корабль какъ въ пѣнномъ, шумной морѣ, Подобно скорлупѣ въ волнахъ, Носящiйся стихiевъ въ спорѣ, Тонущiй ... льетъ токъ багровый И любитъ рабство, низость, лесть; А охраняй отчи кровы Объемлетъ доблесть, правду, честь. Итакъ днесь бранною трубою Супруга, сына не пою; Прельщенъ его душой святою И старость чувствуя мою, Безсиленъ въ путь летѣть орлиный, Съ Пиндаромъ плесть вѣнцы побѣдъ, Какъ на чело — Катерины ...


Лирика | Гимн лиро-эпический на прогнание на прогнание Французов из отечества

... ; Враговъ надменныхъ дерзкій рогъ. Возстань, тимпанница царева, Священно-вдохновенна дѣва[2]! И, гусли взявъ въ багряну длань, Брось персты по струнамъ — и грянь, И пой побѣды звучнымъ тономъ Царя Славянъ надъ Авадономъ[3].   Что жъ въ сердцѣ чувствую тоску         ... . О страхъ! о скорбь! Но свѣтъ съ эмпира Объялъ мой духъ, — отблещетъ лира; Восторгъ плѣнитъ, живитъ, бодритъ И тлѣнъ земный забыть велитъ. «Пой!» — міръ гласитъ мнѣ горній, дольній ‑ «И оправдай судьбы Господни.»   Открылась тайнъ священныхъ дверь!  ...


Лирика | Желание зимы, его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса

... ;     6. Кабацкую пѣвицу, Наполнь хмѣльнаго грузу, Наладь ея скрипицу! — Строй пуншъ твоей рукой, Захарьинъ! пей и пой.   Пой, только не стихеры[11],                   ...


Лирика | На птичку

СLѴIII. НА ПТИЧКУ[1]. ______ Поймали птичку голосисту, И ну сжимать ее рукой: Пищитъ бѣдняжка, вмѣсто свисту, — А ей твердять: Пой, птичка, пой! _____       [1]        Это четырестишіе, напечатанное сперва въ Памятникѣ отеч. музъ 1827& ...


Лирика | На смерть Бибикова

... стонъ[2]; На щитъ облегшися Беллона[3], На лаврахъ Россъ, Минерва плачутъ[4], На блеклыхъ миртахъ Гименей[5].   // 18   ‎He показать мое искусствов, Я здѣсь тебѣ стихи пою, И риѳмъ здѣсь нѣтъ въ печальномъ слогѣ[6], Но благодарности лишь знакъ. Усердное мое почтенье И воздыханiй чувство нѣжно Я здѣсь изобразить хочу: Пускай о томъ и всѣ ...


Биография | ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Суд. Оправдание и возвышение (1789—1796)

... пунктамъ, виновнымъ его, Державина, сенатъ не находитъ. 7) Содержаніе этого пункта въ омъ состоитъ: «якобы завелъ у себя Державинъ домовую съ осбливымъ секретаремъ канцелярію, поо законамъ ему не положенную». При Державинѣ былъ секретарь, но не особо опредѣленный, а изъ штата губерніи, котраго употреблялъ онъ не съ канцеляріею домовою, какой не было ... искать причины въ себѣ самомъ. Онъ // 580  горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. Il ne doit pas être trop content de ma conversation». Затѣмъ въ днекинкѣ Храповицкаго писано: «Велѣновыдать не полученное имъ жалованье, а графъ Безбородко прибавилъ въ указѣ, чтобы и впредь производить оное до опредѣленія ... раздражали. Къ этому относится написанное имъ тогда четверостишiе: «Поймали птичку голосисту, И ну сжимать ее рукой: Пищитъ бѣдняжка вмѣсто свисту, — А ей твердятъ: Пой, птичка, пой!» (III, 482). Больно было Державину на собственномъ опытѣ разувѣриться въ справедливости слуха, «что будто завсегда возможно Фелицѣ правду говорить» ... , посвящена Карамзину и въ заключенiи поэтъ отъ пѣсенъ соловья обращается къ молодому писателю съ неожиданнымъ привѣтствiемъ: «Доколь сидишь при розѣ, О ты, дней красиныхъ сынъ! Пой, соловей! — И въ прозѣ Ты слышенъ, Карамзинъ» (I, 427). Получивъ эти стихи безъ подписи автора и сбираясь напечаталъ ихъ въ Московскомъ Журналѣ, Карамзинъ нисалъ ... любимый, Порока врагъ непримиримый, Стяжалъ заслугой нову честь! Излейте, звуки скромной лиры, Сердечну радость вы мою! А вы несите ихъ, зефиры, Къ тому, котораго пою». Потомъ рѣчь идетъ о вдовицахъ и воинахъ, которымъ онъ оказываетъ помощь, о спасаемыхъ имъ юношахъ, которые, предавшись разврату и впавши въ нищету, уже готовы ...


Биография | ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Военная служба до Пугачевщнпы (1762—1773

... памяти поэта, и въ 1796 г. онъ въ пьесѣ Аѳинейскому витязю говорилъ: «Изъ одного благодаренья По чувству сердца моего Я пѣснь ему пою простую»[52]. Въ своемъ новомъ чинѣ Державину захотѣлось показаться матери, и онъ отпросился въ годовой отпускъ въ Казань. Въ дорогѣ, на Клязьмѣ, случилась у него крупная ссора ...


Биография | ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Положение в отставке (1803—1816)

... , я мню, въ издѣвку Величалъ простую девку; Ломоносовъ — честь усовъ. Я, въ деревнѣ, для забавы, Въ подражанiе ихъ славы, Проворчу тара – бара… Я пою днесь Комара!»[1131]   Посланіе молодому Злобину, сыну того извѣстнаго откуп­щика, которому такъ много былъ обязанъ родной ...


Драматические произведения | Добрыня (вариант 1808-1816гг)

<Добрыня, театральное представление с музыкою // Сочинения Державина: [в 5 ч.] — СПб.: в типографии Шнора, 1808—1816. Ч. 4. С. 95—212.>   VII.   ДОБРЫНЯ,   ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ   СЪ МУЗЫКОЮ,   Въ пяти дѣйствiяхъ. ______   // 95   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА. ________________ ВЛАДИМIРЪ, Великiй Князь Кiевскiй. СИЛОУМЪ, первый его бояринъ. ДОБРЫНЯ, богатырь, Новгородскiй, сродникъ Владимiра. ПРЕЛѢПА, Княжна Изборская, невѣста Владимiрова. ЗМѢЙ ГОРЫНИЧЬ,— — — ЗМѢУЛАНЪ ЗМѢУЛАНЫЧЬ,.. Царь и чародѣй Болгарскiй. ТУГАРИНЪ ТУГАРИНЫЧЬ, СПОСОБА, наперсница Прелѣпы. ТОРОПЪ, конюшiй Добрынинъ. ДОБРАДА, жрица и волшебница Холмогорская. СРЕБРОБРАДЫ, бояре Владимiровы, составляющiе верховную думу. ЖРЕЦЫ, изъ нихъ главный только съ рѣчьми. СОТНИКЪ, начальникъ стражи вратъ градскихъ. ЧАСОВОЙ на башнѣ. ДВА ВѢСТНИКА, ГЕРОЛЬДЪ. БИРЮЧЬ, — Герольдъ Татарскiй ДВОРЪ ВЛАДИМIРОВЪ. — Рынды, или Пажи, Боярышни, или дѣвицы, живущiя въ Княжескомъ теремѣ); ВѢДЬМА.                               всѣ безъ рѣчей, а только составляютъ ВОЙСКИ     Русскiя, Татарскiя.                  хоры. НАРОДЪ. Дѣйствiе въ столичномъ городѣ Кiевѣ, при окончанiи идолопоклонства. _______   // 96 ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ въ пяти дѣйствiяхъ. _______ ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ. Театръ представляетъ въ утреннемъ мракѣ при рѣкѣ Днѣпръ городъ Кiевъ. — На стражевой башнѣ часовой; вблизи, въ кустарникѣ, лежитъ градская стража, а вдали шатры. ЯВЛЕНIЕ I. ДОБРЫНЯ и ТОРОПЪ ТОРОПЪ. На Княжескомъ лугу, въ зеленомъ ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна (авторская редакция)

Ирод Великий (начальный вариант трагедии «Ирод и Мариамна») По рукописи РО ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН Ф. 96, оп. 1, № 19. Текст переписан Е.М. Абрамовым только на оборотных сторонах листов таким образом, что правая сторона каждого разворота оставлена для замечаний. Правка внесена рукой Г.Р. Державина, частично на правых чистых половинах листов.     Иродъ Великiй Трагедiя въ пяти дѣйствiяхъ съ хорами   Дѣйствующiя лица:   Иродъ, царь Iудейскiй простаго идумѣйскаго происхожденiя. Марiамна, супруга его изъ царскаго поколѣнiя Iудина, или Асмонѣевъ. Соломiя, сестра его, названая Антипатру матерью. Антипатръ, сынъ его от первой жены Дорисы, намѣстникъ Iерусалима. Александръ, Аристобулъ, дѣти его отъ Марiамны малолѣтныя. Архелай, внукъ его, воспитанный въ Римѣ. Совернъ, сродникъ его и приставъ при Марiамнѣ и дѣтяхъ. Варръ, проконсулъ римской. Ада, наперстница Марiамны. Iюда, виночерпiй. Юноши и дѣвы, составляютъ хоры. Сендаринъ, Придворныя, Воины римскiя и iудейскiя, безъ речей.   Дѣйствiе происходитъ во Iерусалимѣ, въ домѣ Iродовомъ.   Дѣйствiе первое. Притворъ чертоговъ царскихъ. Явленiе I-е. Соломiя и Антипатръ.   Соломiя Какъ, Антипатръ, ты здѣсь? вы прибыли изъ Рима? А гдѣ же царь, мой братъ?   Антипатръ Толпа не обозрима Народа, посреди торжественныхъ воротъ Стеснивъ его, во градъ свободы не даïотъ. Въ предмѣстьи, радостныхъ внимая плѣсковъ грому, Онъ предвѣстить велѣлъ его свѣтлѣйшу дому Свое прибытiе и Марiамнѣ, имъ Любимой страстно[1].   Соломiя Народа плѣскъ! о сынъ! И Марiамнѣ вѣсть! Такое изреченье Кинжалъ – ахъ! – въ сердцѣ мнѣ! ахъ, лучше бы велѣнье Исполнилъ какъ мое, спѣшилъ мнѣ разсказать. О, такъ ли нѣжныя[2] чтутъ дѣти нѣжну мать? Знавъ Соломiю ты презрѣнну Марiамной, Еïо чтишъ предо ...


Драматические произведения | Рудокопы

... свѣтъ говоритъ? ЛИЗА Какъ же не слышать? Я могу даже воспѣть вашу славу. ЗЛАТОГОРЪ (Обрадовавшись.) Что ты говоришь, Лизанька! Сердце у меня прыгаетъ отъ радости! пой, пой, моя голубушка, вотъ тебѣ. (Даетъ кошелекъ съ деньгами.) Возьми, пожалуй, лишь дай мнѣ услышать похвалу изъ миленькихъ твоихъ губокъ. ЛИЗА Чтобы ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы

... разсужденiями, коихъ бы достаточно къ оправданiю принести было можно, но довольствуюсь только припомнить слѣдующий стихъ г-на Ломоносова: «Ни злости не страшусь, ни требую добра; Не ради васъ пою, для правды…»[3]   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: Князь Пожарскiй, князь Трубецкой — вожди русскiе. Мининъ, купецъ нижегородскiй и казначей войска Пожарскаго ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (вариант 1808-1816гг)

... бы достаточно къ оправданiю принести было можно, но довольствуюсь только припомнить слѣдующий стихъ Гна Ломоносова: «Ни злости не страшусь, ни требую добра; Не ради васъ пою, для правды…..»   // 219   ДЕЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА. ____________________ КНЯЗЬ ПОЖАРСКОЙ,         ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (авторская редакция)

... разсужденiями, коихъ бы достаточно къ оправданiю принести было можно, но довольствуюсь только припомнить слѣдующий стихъ г-на Ломоносова: «Ни злости не страшусь, ни требую добра; Не ради васъ пою, для правды…»[3]   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА[4]: Князь Пожарской, князь Трубецкой — вожди русскiе. Мининъ, купецъ нижегородской и казначей войска Пожарскаго ...


Драматические произведения | Федра (авторская редакция)

Перевод трагедии Ж. Расина «Федра»   По рукописи РО ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН Ф. 96. Оп. 1. № 33. Содержит текст полного перевода трагедии, переписанный Е.А. Абрамовым, и карандашные пометы и подчеркивания, сделанные Державиным (правка вносится без дополнительных оговорок).     Федра, Трагедiя въ пяти дѣйствiяхъ   Дѣйствующiе лица:   Тезей, король Афинскiй, сынъ царя Егея. Федра, его супруга, дочь Миноса и Пазифаи. Ипполитъ, сынъ Тезея и амазонской царицы Антiопы. Арисiя, княжна отъ крови Афинскихъ царей. Тераменъ, воспитатель Ипполита. Енона, мама и наперсница Федры. Исмена, наперсница Арисiи. Панопа, придворная Федры. Стража.   Дѣйствiе въ городѣ Трезенѣ.   Дѣйствiе первое. Явленiе I. Ипполитъ и Тераменъ.   Ипполитъ Рѣшился наконецъ – я ѣду, Тераменъ, И оставляю сей любезный мнѣ Трезенъ. Въ несноснѣйшей тоскѣ, въ сомнѣнiи страдая, Стыжуся самъ себя, дни праздно провождая. Родитель съ полгода расстался ужъ со мной. Не сталось ли чего съ безцѣнной сей главой? Не знаю даже, гдѣ теперь и пребываетъ.   Тераменъ Въ какихъ же Государь мѣстахъ его быть чаетъ? Чтобъ успокоить твой толь справедливый страхъ, На обоихъ ужъ былъ Коринфскихъ я моряхъ, Прибрежныхъ спрашивалъ народовъ про Тезея, Гдѣ Ахеронъ падетъ въ тьму Ада съ шумомъ рѣя; Элладу посѣтя, проѣхалъ и Тенаръ, До понта достигалъ, гдѣ потонулъ Икаръ. Въ какихъ же вновь мѣстахъ, въ какихъ странахъ блаженныхъ Ты хочешь слѣдъ найти стезей, имъ сокровенныхъ? Кто знаетъ, что не самъ родитель хощетъ твой, Что бы отсутствiе его скрывалось тмой, И въ часъ, какъ о его мы жизни безпокойны, Вкушаетъ иногда утѣхи вновь любовны, Не мысля, что смятетъ супруги тѣмъ покой?   Ипполитъ Стой, Тераменъ, и чти Тезея предо мной. Уже далекъ онъ сталъ лѣтъ юныхъ заблужденья, Постыдны не коснятъ его увеселенья; Къ измѣнамъ Федрою въ немъ страсть ...


Эпистолярное наследие | преосв. Евгений

... два дни, потому что въ пути изъ Петербурга екипажи ея крайне попортились. Начало епистолы вашей я съ отмѣннымъ удовольствіемъ прочиталъ[14]. Матерія обширна и достанетъ на цѣлую поему. По моему мнѣнію больше надобно распространиться надъ отечественною словесностію, а иностранщину зацѣнить всколзь, яко общій только примѣръ. Простите еще откровенности моей  ... содѣлать совершенно музыкальнымъ. Оттуду произошло, что у нихъ сочинители стиховъ назывались пѣвцами. Но на другихъ языкахъ смѣшно заимствование сего слова стихотворцами: Я пою, когда они совсѣмъ не поютъ. Греки могли говоря пѣть; но у насъ надобно или говорить, или пѣть и проч.» Сіе послѣднее замѣчаніе служить ...


Эпистолярное наследие | Дмитриев И. И.

... книжкѣ Аонидъ Карамзина (стр. 78‒81). Современники оцѣнили это рондо достойнымъ образомъ. Ив. Ив. Дмитріевъ написалъ на него пародію: Пой, куликъ, въ гниломъ болотѣ; а Державинъ эту шутку» (М. Дмитріевъ). Ср. Томъ III, стр. 362. [31] См. выше № 823 ...


Литературно-филологические труды | Рассуждение о лирической поэзии или об оде 1811—1815

... не зналъ въ чужеземныхъ и не находилъ въ русскихъ, или думалъ, что они вполнѣ не объясняютъ его мыслей, употребилъ свои. Слово οδιε, по-Гречески пою, происходитъ отъ мѣста, называемаго οδειον, гдѣ въ Аѳинахъ пѣвали рапсодіи или отрывки Гомеровой Иліяды и Одиссеи)[2]. Ода, слово ... , для примѣра помѣщаю здѣсь одинъ переведенный гимнъ изъ Гомера и приступаю къ объясненію другихъ низшихъ степеней древнихъ лирическихъ пѣсней. ГОМЕРОВЪ ГИМНЪ МИНЕРВѢ. Пою великую, безсмертную Аѳину, Глубокоокую, божественную дѣву, Богиню мудрости, богиню грозныхъ силъ, Необоримую защитницу градовъ, Эгидоносную, всемощну Тритогену, Которую родилъ самъ ... спать идущаго. Гипорхема: пѣснь плясовая. Артическая пѣснь, поющаяся возвышеннымъ голосомъ.   // 581   рукъ въ руки по сосѣдству, или наискось другъ другу, поя поочередно. Когда же усовершенствовалась музыка и начали въ бесѣдахъ употреблять арфу, то неискусные въ пѣснопѣніи, по пришедшей къ нимъ очереди, должны были просить пѣть за себя славныхъ пѣвцовъ ... ;ε ничего не значитъ, и нѣтъ такого слова на Греческомъ языкѣ. А вотъ полное словопроизводство: α̉ίδω или α̉είδω значитъ пою, а оттуда уже происходитъ слово ω̉δείον театральное мѣсто или народное собраніе, гдѣ на показъ или на споръ музыканты или стихотворцы ...


Драматические произведения | ЗАПИСКА ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ВСЕМ ПРОИЗШЕСТВИЕВ И ПОДЛИННЫХ ДЕЛ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЕ ЖИЗНЬ Гаврилы Романовича Державина.

... ;    Не показать мое искусство,             Я здѣсь тебѣ стихи пою,             И риѳмъ здѣсь нѣтъ въ печальномъ слогѣ.      ... ;  А я подъ тѣнью миртъ стою             И Катеньку мою пою.             39. Счастливое семейство I, 38. Подражанiе 127 псалму (напечатано ... ужиться; надобно искать причину въ себѣ самомъ. Онъ горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. И ne doit pas etre trop content de ma conversation». «Велѣно выдать не полученное имъ жалованье, а гр. Безбородка прибавилъ въ указѣ, чтобъ и впредь производить оное до опредѣленія къ мѣсту» ... ;   Такъ, дней весеннихъ сынъ,                Пой, Карамзинъ! и въ прозѣ                Гласъ слышенъ соловьинъ.   ...