Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 26

Лирика | Успокоенное неверие

... ; и адъ въ душѣ твоей!»   Божественный сей крѣпкiй гласъз Кичливый духъ во мнѣ потрясъ; Вострепетала совѣсть черна, Исчезла мысль неимовѣрна, Прошли отчаянья мечты: Всесильный! помоги мнѣ Ты.   Уйми страстей моихъ Ты шумъ, И бурный обуздай мой умъи: Чего понять онъ не возможетъ, Да благость въ томъ Твоя ... громъ Перунъ перуномъ прерываетъ. з проникъ сей страшный гласъ во грудь (1779). Я вижу мой неправый путь; Но коль я слабъ и сумнѣваюсь, Но коль я слѣпъ и претыкаюсь, Отчаянье въ невѣрiй край; Всесильный, Ты мнѣ помогай! и И бурный обуздая умъ, Чего не можно мнѣ поняти, Наставь въ томъ свѣтомъ благодати, Чтобъ я средь золъ благоговѣлъ ...


Лирика | На взятие Измаила

... ;Примѣчанiе 1. «Подвигъ взятiя Измаила затмилъ собой и величiе и ужасы Очаковскаго штурма. Крѣпость стояла упорно, также до глубокой зимы. Она защищалась отчаянно. Потемкинъ, жившiй тогда въ Бендерахъ, колебался по обыкновенiю приступить къ рѣшительнымъ мѣрамъ. Разъ одна дама, госпожа В.*, гадала передъ нимъ на картахъ и сказала, что Измаилъ ...


Лирика | На взятие Варшавы

... ;пушками. Раздѣливъ войска свои на семь колоннъ, онъ назначилъ днемъ приступа 24-е число. Въ пять часовъ утра была пущена ракета: колонны двинулись и, не смотря на отчаянную оборону, Прага взята въ три часа времени въ виду столицы Польши, полагавшей на нее всю свою надежду (Словарь достоп. людей, Спб. 1847, статья ...


Лирика | На переход Альпийский гор

... , Въ единый мигъ полки глотаетъ. А тамъ — пещера черна спитъ И смертнымъ мракомъ взоры кроетъ; Какъ бурею, гортанью воетъ: Предъ ней Отчаянье сидитъ.   // 285   Пришедши къ чудамъ симъ природы, Чтò бъ славный учинилъ Язонъ? Составила бъ Медея воды, А онъ на нихъ навелъ бы сонъ. Но въ Россѣ ...


Лирика | Цирцея

... . CXVII. ЦИРЦЕЯ[1]. ___ На каменной скалѣ, страшилищѣ природы, Бесплодный дикiй верхъ вознесшей къ небесамъ, Цирцея, слезъ проливъ потокъ,   // 535   Отчаянна, блѣдна, дрожаща, полумертва, Тоски сердечной жертва, Свой злой оплакивала рокъ. Тамъ, брося съ высоты бродящiй взороъ на воды   // 536   ...


Лирика | Чечотка

... . CXVII. ЦИРЦЕЯ[1]. ___ На каменной скалѣ, страшилищѣ природы, Бесплодный дикiй верхъ вознесшей къ небесамъ, Цирцея, слезъ проливъ потокъ,   // 535   Отчаянна, блѣдна, дрожаща, полумертва, Тоски сердечной жертва, Свой злой оплакивала рокъ. Тамъ, брося съ высоты бродящiй взороъ на воды   // 536   ...


Лирика | Эпистола к генералу

... пошелъ съ Москвы низвергнуть росскій вредъ: Ни лѣта, ни труды, ни лавровы сѣдины Сдержати не могли геройскія стремнины; Познало тотчасъ зло наложенный яремъ, Бросалось по степямъ въ отчаяньи своемъ; Попранно, сверженно, желало укрываться; Но можетъ ли когда гдѣ зло не наказаться? Судьбина какъ на насъ свирѣпа ни была, Но Панину сама ехидну привела.  ...


Лирика | Михельсону на защищение Казани

... пошелъ съ Москвы низвергнуть росскій вредъ: Ни лѣта, ни труды, ни лавровы сѣдины Сдержати не могли геройскія стремнины; Познало тотчасъ зло наложенный яремъ, Бросалось по степямъ въ отчаяньи своемъ; Попранно, сверженно, желало укрываться; Но можетъ ли когда гдѣ зло не наказаться? Судьбина какъ на насъ свирѣпа ни была, Но Панину сама ехидну привела.  ...


Лирика | Милорду, моему пуделю

... ;              12. И непреложнымъ, злобнымъ рокомъ Вѣкъ прежде прекратится мой; То ты въ отчаяньи жестокомъ, Среди ночныя темноты, Наполнь весь домъ мой завываньемъ, Чтобъ врагъ и другъ мой, душъ съ терзаньемъ, Простили мнѣ мои вины: Хоть ...


Биография | ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Губернаторъ въ Петрозаводске и в Тамбове(1784—1788)

... и ставилъ губернатору въ примѣръ». На другое утро послѣ своей ревизіи Тутолминъ уѣхалъ въ Петербургъ, съ тѣмъ чтобъ подать жалобу на непокорнаго сослуживца. Но Державинъ придумалъ отчаянную мѣру: чтобы отплатить своему противнику тою же монетой, онъ рѣшился, тотчасъ по отъѣздѣ его, въ свою очередь обревизовать тѣ присутственныя мѣста, которыя считались въ исключительномъ ... подозрѣнію, a когда его нѣтъ то каково же цѣлую палату обезчестить?»[571]. //506 Огорченіе Державина было такъ велико, что онъ задумывалъ какой-то отчаянный поступокъ: кажется, намѣревался уѣхать навсегда изъ Россіи. На эту мысль наводитъ одно мѣсто въ письмѣ его къ императрицѣ, писанномъ позднѣе, уже по оправданіи его ... въ яеварѣ 1826 года, 115-ти лѣтъ отроду, отцомъ двадцати-четырехъ дѣтей. Изъ нихъ въ свое время извѣстенъ былъ гусарскiй офицеръ Алексѣй Петровичъ, отчаянный гуляка и головорѣзъ, къ которому Денисъ Давыдовъ написалъ посланiе:   «Бурцовъ, ёра, забiяка, Собутыльникъ дорогой»… [595]     ...


Биография | ГЛАВА ШЕСТАЯ. Дела в Саратове и их последствия (июль и август 1774 года

... , удастся ему въ Саратовѣ, то весьма усилится онъ ополченіемъ и людьми. «Слабости правителей и мѣстъ суть виною, что злодѣй, будучи разбитъ, бѣжалъ какъ отчаянный и могъ вновь сдѣлаться сильнымъ. Въ Кокшайскѣ онъ перебрался чрезъ Волгу съ 50-ю человѣкъ, въ Цывильскѣ онъ былъ только во 150; въ Алатырѣ въ 500; въ Саранскѣ около 1,200 ...


Биография | ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Положение в отставке (1803—1816)

... скрыть въ первыя минуты истину, она все поняла и воскликнула: «Его на свѣтѣ нѣтъ! Господи, онъ скончался, прiобщиться не успѣл!» Невозможно описать ея отчаянья, говоритъ молодая Львова. Послѣдняя приняла на себя всѣ печальныя заботы, вызываемыя кончиною близкаго человѣка. Трогательно описываетъ она впечатлѣнiя, испытанныя ею въ первыя минуты ...


Драматические произведения | Федра (авторская редакция)

... знаемъ князь, кого я удаляла.   Енона О боги! Ипполитъ то!   Федра Ты имяновала.   Енона О небо праведно! кровь въ жилахъ мерзнетъ, мрïотъ! Отчаянье и стыдъ! пребеззаконный родъ! Зловредно странствiе! предѣлы преужасны! Почто вступили мы на брегъ вашъ, столь опасный?   Федра Давно ужъ стражду я! но лишь во бракъ ... I.  Федра и Енона.   Федра Избавте почестей, мнѣ кои представляютъ, И какъ мнѣ тѣмъ скучать, что зрѣть меня желаютъ? Отчаянну уму польстить бы чѣмъ могла. Ты лучше скрой меня. Ахъ! много я рекла! Ужъ заблужденiе мое открылось явно! Я объявила то, что въ вѣкъ должно быть ... , дай велѣнье. (Часть стражи уходитъ)   Явленiе V. Тезей и Панопа.   Панопа Незнаю, что за мысль царица приняла, Но, государь, страшусь неожиданна зла! Отчаянье въ ея лице изображенно, И смертной блѣдностью и мракомъ покровенно. Енона, отъ нее въ смущеньи быстрый ходъ Направя, въ глубину морскихъ поверглась водъ. Незнаютъ, что сего ... , стеня, дыхаючи едва, Къ ногамъ любовника падетъ почти мертва. Исмена близь ее, то длани воздѣвая, То съ воплемъ на главѣ своей власы терзая, Предавшись горести, отчаянью, слезамъ, Мнитъ къ жизни возвратить иль вновь ее къ скорбямъ. Я, взненавидя свѣтъ, пришелъ къ тебѣ въ рыданьѣ Послѣднѣе сказать геройское желанье И долгъ тотъ, государь ...


Драматические произведения | Атабалибо

... потрясается, всѣ Перуанцы съ трепетомъ упадаютъ на колѣни, и Гонзальвъ впослѣдствiи, при послѣдней рѣчи Пизара, съ поспѣшностью съ отрядомъ воиновъ вбѣгаетъ, имѣя въ рукахъ знамя. ГУАКА (Въ отчаянья.) Что се? увы! вкругъ ночь! померкъ нашъ свѣта богъ. Инкъ умеръ! ахъ, сбылся твой голосъ, Варакохъ! ПИЗАРЪ (Обнаживъ мечъ, выскоча изъ ...


Драматические произведения | Рудокопы

<Рудокопы// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   РУДОКОПЫ опера въ трехъ дѣйствiяхъ,   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ЗЛАТОГОРЪ, владѣлецъ рудныхъ заводовъ и почетный членъ горнаго начальства. ЛИЗА, его воспитанница. МАТВѢЕВНА, управительница дома. МИЛОВЗОРЪ, горный ассессоръ, ея сынъ. ГЛУПИЛОВЪ, сосѣдственный помѣщикъ. СОЛОМОНИДА, дочь его. ХИТРОЛИСЪ, земскiй коммиссаръ. ЯКОВЪ, повѣренный Златогора (заика). ДАВЫДЪ, горный староста. ГОЛЯКОВЪ, отставной капитанъ. Горные работники и служители Златогора.   Дѣйствiе происходитъ частию на заводѣ, частию въ рудникѣ Златогоровомъ, въ Перми.   РУДОКОПЫ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ Театръ представляетъ на разсвѣтѣ дня замокъ Златогора, окруженный высокими, дымящимися горами, съ которыхъ вправѣ низвергается шумящiй источникъ, приводящiй въ движенiе вододѣйствующiя машины; а влѣвѣ виденъ входъ въ пещеру (или шахту), близъ котораго по обѣ стороны скамьи. Слышенъ колоколъ и на оный сходятся со всѣхъ сторонъ работники, всякiй со своимъ орудiемъ, надѣвая на себя горныя платья. ЯВЛЕНIЕ I   ХОРЪ РАБОТНИКОВЪ Ну, братцы! прочь дремоту, Богъ помочь на работу! Онъ насъ блюдетъ Въ рудахъ отъ бѣдъ. Чу! чу! Звонокъ звенитъ, звенитъ ужъ не один; Чу! тинъ, тонъ, тинъ, тонъ, тинъ. Пойдемъ, друзья, и потрудимся, Помучимся и потомимся, Чтобъ хлѣбъ достать: не страшень гробъ. Ну, ну, скорѣй! топъ, топъ, топъ, топъ. Чтобъ въ рудникахъ мараться, Съ цвѣтнымъ платьемъ намъ рахстаться, И съ лопаткой и съ киркой Покряхтимъ мы подъ землей. ДАВЫДЪ (Съ спискомъ.) Сюды! на переклички зовъ, И отвѣчать, кто здѣсь таковъ. (Перекликаетъ.) Симонъ Котъ. — Я. Тимонъ Скотъ. — Я. Фофонъ Кротъ. — Я. Трифонъ Мотъ. — Я. Ступайте, ройте руды. РАБОТНИКИ 1-й АРТЕЛИ Готовы мы повсюды. ДАВЫДЪ Андрюшка Сокъ. — Я. θ ...


Драматические произведения | Добрыня

<ДОБРЫНЯ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ СЪ МУЗЫКОЮ въ пяти дѣйствiяхъ ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ВЛАДИМIРЪ, великiй князь кiевскiй СИЛОУМЪ, первый его бояринъ ДОБРЫНЯ, богатырь, новгородскiй, сродник Владимiра ПРЕЛѢПА, княжна изборская, невѣста Владимiрова ЗМѢЙ ГОРЫНИЧЪ, ЗМѢУЛАНЪ ЗМѢУЛАНЫЧЪ, ТУГАРИНЪ ТУГАРИНЫЧЪ — царь и чародѣй болгарскiй СПОСОБА, наперсница Прелѣпы ТОРОПЪ, конюшiй Добрынинъ ДОБРАДА, жрица и волшебница холмогорская СРЕБРОБРАДЫ, бояре Владимiровы, составляющiе верховную Думу ЖРЕЦЫ, изъ нихъ главный только съ рѣчьми СОТНИКЪ, начальникъ стражи вратъ градскихъ ЧАСОВОЙ на башнѣ ДВА ВѢСТНИКА ГЕРОЛЬДЪ БИРЮЧЪ, герольдъ татарскiй ДВОРЪ ВЛАДИМIРОВ (рынды, или пажи, боярышни, или дѣвицы, живущiя въ княжескомъ теремѣ); ВѢДЬМА; ВОЙСКИ (русскiя, татарскiя); НАРОДЪ — Всѣ безъ рѣчей, а только составляютъ хоры. Дѣйствiе въ столичномъ городѣ Кiевѣ, при окончанiи идолопоклонства.   Въ экземплярѣ изданiя 1808 г., принадлежавшемъ Державину, находится здѣсь примѣчанiе, написанное карандашемъ, вѣроятно подъ диктовку его, рукою Елис. Ник. Львовой: «Всѣ дѣйствiя взяты частiю изъ исторiи, частiю изъ сказокъ и народныхъ пѣсней».   ДОБРЫНЯ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ   Театръ представляетъ въ утреннемъ мракѣ при рѣкѣ Днѣпръ город Кiевъ. На стражевой башнѣ часовой; вблизи, въ кустарникѣ, оежитъ градская стража, а вдали шатры. ЯВЛЕНIЕ I Добрыня и Торопъ ТОРОПЪ На кжянескомъ лугу, въ зеленомъ лукоморьѣ, Добрыня, твоего путилъ гулять коня. ДОБРЫНЯ Спасибо Торопу! утѣшилъ ты меня. ТОРОПЪ Да тамъ же, на раздольѣ, Какой-то страшный чортъ, знать витязь, князь татарскiй. Кх намъ подсосѣдилъ свой шатеръ. ДОБРЫНЯ Хотя бы напримѣръ И царь чипчатскiй: Какая въ томъ бѣда? ТОРОПЪ Однакожъ вѣдь ...


Драматические произведения | Добрыня (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 42-88 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым. Правка текста отражена в подстрочных примечаниях (отдельные фрагменты выделены синим). Таким образом сделана лишь часть текста (по начало 5-го явления 3-го действия), далее в тексте восстановлены лишь выпущенные Гротом реплики и ремарки.   ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ СЪ МУЗЫКОЮ, въ пяти дѣйствiяхъ. ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ВЛАДИМИРЪ, великiй князь кiевскiй СИЛОУМЪ, перьвый его бояринъ ДОБРЫНЯ, богатырь,[1] новгородскiй, сродникъ Владимира ПРЕЛѢПА, княжна изборская, невѣста Владимирова ЗМѢЙ ГОРЫНИЧЬ, ЗМѢУЛАНЪ ЗМѢУЛАНЫЧЬ, ТУГАРИНЪ ТУГАРИНЫЧЬ, царь и чародѣй болгарскiй СПОСОБА, наперстница Прелѣпы ТОРОПЪ, конюшiй Добрынинъ ДОБРАДА, жрица и волшебница холмогорская СРЕБРОБРАДЫ, бояра Владимировы, составляющiя верьховную думу ЖРЕЦЫ, изъ нихъ главныя[2] только съ рѣчьми СОТНИКЪ, начальникъ стражи вратъ градскихъ ЧАСОВОЙ на башнѣ ДВА ВѢСТНИКА ГЕРОЛЬДЪ БИРЮЧЬ, герольдъ татарской ДВОРЪ ВЛАДИМИРОВЪ (рынды, или пажи, боярышни, или дѣвицы, живущiя въ княжескомъ теремѣ); ВѢДЬМА; ВОЙСКИ (рускiя, татарскiя); НАРОДЪ — всѣ безъ рѣчей, а только изъ нихъ составляются хоры. Дѣйствiе въ столичномъ городѣ Кiевѣ,[3] при окончанiи идолопоклонства.   Въ экземплярѣ изданiя 1808 г., принадлежавшемъ Державину, находится здѣсь примѣчанiе, написанное карандашемъ, вѣроятно подъ диктовку его, рукою Елис. Ник. Львовой: «Всѣ дѣйствiя взяты частiю изъ исторiи, частiю изъ сказокъ и народныхъ пѣсней».   ДОБРЫНЯ[4] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ   Театръ представляетъ въ утреннемъ мракѣ при рѣкѣ Днепрѣ городъ Кiевъ. На стражевой башнѣ часовой; въ близи,[5] въ кустарникѣ,[6] лежитъ градская ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы

... : Губитъ пожаръ; Домы, строенье, Пищу, имѣнье Пламень пожралъ. Ай! помогите, Бѣдныхъ спасите! ПОЖАРСКIЙ Да что вы за люди? МИНИНЪ Откуда? ПАЛИЦЫНЪ И къ кому? ПОЖАРСКIЙ Въ такомъ отчаяньи! И чѣмъ мы вамъ поможемъ? МИНИНЪ Москва не наша вѣдь. ПАЛИЦЫНЪ Притомъ въ нощную тму. ЗАРУЦКIЙ Вы можете помочь. МАРИНА Вы добры, милосердны, И любите спасать. МИНИНЪ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (вариант 1808-1816гг)

... , строенье,   // 259   Пищу, имѣнье Пламень пожралъ. Ай помогите, Бѣдныхъ спасите! ПОЖАРСКОЙ. Да что вы за люди? МИНИНЪ. Откуда? ПАЛИЦЫНЪ. И къ кому? ПОЖАРСКОЙ. Въ такомъ отчаяньи! И чѣмъ мы вамъ поможемъ? МИНИНЪ. Москва не наша вѣдь. ПАЛИЦЫНЪ. Притомъ въ нощную тьму. ЗАРУЦКОЙ. Вы можете помочь. МАРИНА. Вы добры, милосердны, И любите спасать. МИНИНЪ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (авторская редакция)

... ;пожаръ; Пищу, строенье, Пажить, имѣнье Вдругъ пламень пожралъ. Ай! помогите, Бѣдныхъ спасите! ПОЖАРСКIЙ Да что вы за люди? МИНИНЪ Откуда? ПАЛИЦЫНЪ И къ кому? ПОЖАРСКIЙ Въ такомъ отчаяньи! И чѣмъ мы вамъ поможемъ? МИНИНЪ Москва не наша вѣдь. ПАЛИЦЫНЪ Притомъ въ нощную тму. ЗАРУЦКIЙ Вы можете насъ внязь. МАРИНА Вы добры, милосердны, И любите ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна

< ИРОД И МАРИАМНА // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ИРОДЪ И МАРIАМНА ТРАГЕДIЯ въ пяти дѣйствiяхъ, 1807 ИМП А СО РОССIЙСКОЙ АКАДЕМIИ[1] Угодно было сему почтенному сословiю[2] предложить въ Вѣдомостяхъ о сочиненiи трагедiи. Многiя были представлены, изъ коихъ одна и увѣнчана награжденiемъ. Но я не съ тѣмъ, чтобъ состязаться съ изящными талантами, или получить награду, а единственно, чтобъ исполнить волю академiи, рѣшившись испытать силъ своихъ въ семъ родѣ стихотворства, которымъ я никогда не занимался, сочинилъ трагедiю, при семъ прилагаемую, подъ названiемъ Иродъ и Марiамна, посвящая оную россiйскому Парнасу. Сочинитель. ПРЕДИСЛОВИЕ Желая показать опытъ ничтожныхъ моихъ способностей въ драматическомъ искусствѣ, избралъ я, по мнѣнiю моему, удобнѣйшiй къ тому отрывокъ изъ древней исторiи, оставленной намъ Iосифомъ Флавiемъ, писателемъ о войнѣ iудейской, въ которомъ описываетъ онъ жизнь царя Ирода и его супруги такимъ образомъ, что могутъ они въ самыхъ твердыхъ душахъ произвесть сожалѣнiе и ужасъ. Волтеръ сiе самое событiе обработывалъ въ трагедiи своей, названной имъ Марiамною. Онъ представилъ Ирода, кажется мнѣ, со стороны только ревности къ его супругѣ, а Марiамну со стороны привязанности къ ея дѣтямъ. Первая, по возвращенiи супруга изъ Рима, боясь суроваго его нрава, соглашается отъ него уѣхать подъ покровительство Августа съ княземъ Согемомъ, любовникомъ Соломiи, сестры Ирода. Сiя жестокая душа, мстя за то, оклеветываетъ ее въ любви къ Согему предъ Иродомъ. Онъ изъ ревности приказываетъ умертвить свою супругу; но послѣ, узнавъ ея невинность, раскаивается и сходитъ съ ума. Самый сей знаменитый писатель, при первомъ изданiи помянутой своей трагедiи, въ предисловiи говоритъ, что содержанiе сiе, дабы представить его болѣе трагическимъ, ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна (авторская редакция)

Ирод Великий (начальный вариант трагедии «Ирод и Мариамна») По рукописи РО ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН Ф. 96, оп. 1, № 19. Текст переписан Е.М. Абрамовым только на оборотных сторонах листов таким образом, что правая сторона каждого разворота оставлена для замечаний. Правка внесена рукой Г.Р. Державина, частично на правых чистых половинах листов.     Иродъ Великiй Трагедiя въ пяти дѣйствiяхъ съ хорами   Дѣйствующiя лица:   Иродъ, царь Iудейскiй простаго идумѣйскаго происхожденiя. Марiамна, супруга его изъ царскаго поколѣнiя Iудина, или Асмонѣевъ. Соломiя, сестра его, названая Антипатру матерью. Антипатръ, сынъ его от первой жены Дорисы, намѣстникъ Iерусалима. Александръ, Аристобулъ, дѣти его отъ Марiамны малолѣтныя. Архелай, внукъ его, воспитанный въ Римѣ. Совернъ, сродникъ его и приставъ при Марiамнѣ и дѣтяхъ. Варръ, проконсулъ римской. Ада, наперстница Марiамны. Iюда, виночерпiй. Юноши и дѣвы, составляютъ хоры. Сендаринъ, Придворныя, Воины римскiя и iудейскiя, безъ речей.   Дѣйствiе происходитъ во Iерусалимѣ, въ домѣ Iродовомъ.   Дѣйствiе первое. Притворъ чертоговъ царскихъ. Явленiе I-е. Соломiя и Антипатръ.   Соломiя Какъ, Антипатръ, ты здѣсь? вы прибыли изъ Рима? А гдѣ же царь, мой братъ?   Антипатръ Толпа не обозрима Народа, посреди торжественныхъ воротъ Стеснивъ его, во градъ свободы не даïотъ. Въ предмѣстьи, радостныхъ внимая плѣсковъ грому, Онъ предвѣстить велѣлъ его свѣтлѣйшу дому Свое прибытiе и Марiамнѣ, имъ Любимой страстно[1].   Соломiя Народа плѣскъ! о сынъ! И Марiамнѣ вѣсть! Такое изреченье Кинжалъ – ахъ! – въ сердцѣ мнѣ! ахъ, лучше бы велѣнье Исполнилъ какъ мое, спѣшилъ мнѣ разсказать. О, такъ ли нѣжныя[2] чтутъ дѣти нѣжну мать? Знавъ Соломiю ты презрѣнну Марiамной, Еïо чтишъ предо ...


Драматические произведения | Дурочка умнее умных

< ДУРОЧКА УМНѢЕ УМНЫХЪ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > ДУРОЧКА УМНѢЕ УМНЫХЪ Комическая народная опера въ трехъ дѢйствIяхъ ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ПРОХОРЪ ВАХРАМѢЕВИЧЪ СТАРОКОПѢЙКИНЪ, отставной ландмилицкiй прапорщикъ. АКУЛИНА СИДОРОВНА, жена его, урожденная княжна Кудахтина. ЛУКЕРЬЯ ИВАНОВНА, ихъ внучка. БОГДАНЪ ЛЮБИМЫЧЪ ФУФЫРКИНЪ, женихъ ея, гвардiи сержантъ. ЛУППЪ ЛУКОЯНОВИЧЪ ХАПКИНЪ — воевода пригородка Тетюшъ. ЕЛИЗАРЪ ВАРθОЛОМЕЕВИЧЪ ПРОНЫРКИНЪ, съ приписью подъячiй. НАУМЪ ПИВКИНЪ, отставной армейскiй капралъ, ключникъ Старокопѣйкина. ЖЕЛѢЗНЯКЪ, атаманъ разбойничiй. ЧЕРНЯЙ, есаулъ. Двое подъячихъ, сѣнныя дѣвушки, дворовые люди, разбойники, гарнизонные солдаты — безъ рѣчей, а поютъ только въ хорахъ.   Дѣйствiе происходитъ въ пригородѣ Тетюшахъ, въ домѣ Старокопѣйкина, между 1775 и 1780 годовъ.   ДУРОЧКА УМНѢЕ УМНЫХЪ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ Театръ представляетъ въ сторонѣ пригородъ Тетюшъ, — ветхiя стѣны, бойницы, башни, церковь и колокольню деревянныя. Прямо, на крутомъ берегу рѣки Волги содъ, въ коемъ подъ старымъ дубомъ скамьи и столъ; на немъ два кулгана, нѣсколько стакановъ и ложекъ серебрянныхъ, а на оловянныхъ тарелкахъ разныя ягоды. Лукерья, Фуфыркинъ и Сидоровна за столомъ; Пивкинъ предъ ними съ подносомъ, приплясываетъ и припѣваетъ.   ЯВЛЕНIЕ I ХОРЪ ДѢВУШЕКЪ (Изъ коихъ двѣ пляшутъ.) Не на яблонькѣ, не наливное Яблочко мило блескъ издаетъ; А у бабушки здѣсь родимое Дитятко, внучка-роза цвѣтетъ. Не ясенъ соколъ, перелетистый, Перепорхнулъ къ намъ съ лѣсу на домъ, — Гвардейский сержантъ, прозументистый, Розовый платокъ, въѣхалъ верхомъ. Что не мѣсяцъ младъ, не за облакомъ, Съ утренней, красной, свѣтлой звѣздой, — Съ невѣстой женихъ сѣлъ за столикомъ, Дитятко, внучка! Богъ ужъ съ тобой[2]! СИДОРОВНА (По ...


Драматические произведения | Батмендий

БАТМЕНДIЙ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > БАТМЕНДIЙ опера (неконченая)   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: БАТМЕНДIЙ, волшебникъ. УРАЗА, дочь его. ПОЛКАНЪ, богатырь. СУДОПРАВЪ, царевичъ. ПРОСТОЛЮДЪ, царевичъ. (великiе князья славянскiе, родные братья) ДЯДЬКА СИНБАЛДА. СЛУГА ЛИЧАРДА. У каждаго царедворцы, вельможи, воины и прочая свита, безъ словъ.   Дѣйствiе происходитъ частию на заводѣ, частию въ рудникѣ Златогоровомъ, въ Перми.   БАТМЕНДИЙ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ волшебный замокъ вида готическаго, весь въ огнѣ горящiй, въ срединѣ котораго виденъ отверзтый храмъ и въ немъ три кумира, изсѣченные изъ бѣлаго мрамора.   БАТМЕНДIЙ Рокъ приближился. Да разрушится очарованiе сего ажаснаго мѣста, и сiи кумиры, дѣти моего древняго друга Истинослава, магическою силою Чернобога, врага ихъ родителя, полторы тысячи лѣтъ въ безмолвномъ и неподвижномъ человѣкоподобiи пребывающiя, да получатъ нынѣ прикосновенiемъ жезла моего паки бытiе свое, чувство и жизнь! Но, при самомъ ихъ рожденiи нарекшись ихъ покровителемъ, а по смерти отца ставъ вмѣсто онаго и сохраняя до сего времени ихъ невредимыми, обязанъ я, прежде нежели оживотворю ихъ, помыслить и о ихъ жребiи. (Размышляетъ.) Они должны быть счастливы. АРIЯ Счастье смертнымъ всѣмъ природно, Всѣмъ оно дано, Не привязано, свободно И у всѣхъ равно! Счастье всѣмъ принадлежитъ, И отъ всѣхъ оно бѣжитъ. Такъ, Ураза! я вѣдаю, ты ни къ кому не привязана. Всѣмъ ты свою благопрiятность показываешь, и отъ всѣхъ ты удаляешься, априлѣпляешься только къ тому и водворяешься у того, кто умѣетъ искать тебя и заключать въ своемъ сердцѣ. Вознамѣрясь воскресить моего друга въ сихъ его чадахъ, въ пламенномъ семъ замкѣ скрытыхъ, безпрерывнымъ горящихъ желанiемъ быть благополучными, но окаменѣвъ и безъ тебя быть таковыми не ...


Литературно-филологические труды | Рассуждение о лирической поэзии или об оде 1811—1815

... звукъ. Херасковъ. БАСЕННЫЙ: Что дымъ и пепелъ отрыгая, Мрачилъ вселенну Энцеладъ; Реветъ подъ Этною, рыдая, И тѣломъ наполняетъ адъ; Зевесовымъ пронзенъ ударомъ, Въ отчаяньи трясется яромъ, Безсиленъ тяготу поднять. Ломоносовъ.   // 558   ИЛИ: Тамъ Мемель, въ видѣ Фаэтона Стремглавъ летя, Нимфъ прослезилъ, Въ янтарнаго заливахъ ...


Драматические произведения | Мнение об отвращении В Белоруссии голода и устройстве быта евреев

... не зная, а о вторыхъ не имѣя ни малѣйшаго раченiя, уповаютъ сегодня или завтра перейти на новыя жилища; а оттого такъ сдѣлались ко всему равнодушны и вялы, что похожи на отчаян-   // 231   ныхъ. Словомъ, живутъ со дня на день, лишь бы какъ-нибудь провести время. 2-е, Владѣльцы также, исключая нѣкоторыхъ, не суть домостроительны: управляютъ ...