Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 30

Лирика | Изображение Фелицы

... ;; Мурза бъ, въ восторгѣ, въ удивленьи, Подъ золотымъ ея щитомъ, Въ татарскомъ упражнялся пѣньи И восклицалъ открытымъ ртомъ:   ‎«Бросай кто хочетъ, — остры стрѣлы Отъ чистой совѣсти скользятъ[47]; Имѣя сердце, руки бѣлы, Мнѣ стыдно мстить, стыднѣе лгать[48]; Того стыднѣе въ дни блаженны За истину страшиться ... изданiяхъ напечатано: «Мнѣ стыдно льстить»; но въ изд. 1798 и 1808 г. мстить, чтò согласно съ мыслiю самого Державина: онъ не хотѣлъ мстить за остры стрѣлы, направленныя противъ него. Это подтверждается и предыдущимъ примѣчанiемъ, гдѣ поэтомъ употреблено слово отомщать. Притомъ и во всѣхъ рукописяхъ мстить. [49] Но что, Рафаэль ...


Лирика | На рождение царицы Гремиславы. Л. А. Нарышкину

... вздоръ, чтò попадется, на рубль, который ему всякій день былъ опредѣленъ» (Об. Д.). [7] … Перомъ и шпагою блистать. «Онъ былъ весьма острый и смѣтливый человѣкъ, а ежели бы не напустилъ на себя шутовства и шалости, то бы могъ по своему уму быть хорошій министръ или генералъ» (Об. Д.). О способностяхъ Нарышкина были приведены ... отъ потомства, заключается въ слѣдующихъ словахъ одного изъ нашихъ современниковъ: «Вельможа тѣмъ болѣе опасный, что онъ подъ видомъ шутки, всегда острой и язвительной, умѣлъ легко и кстати высказывать самую горькую правду» (Москвит. 1842 г., ч. І, стр. 483, въ статьѣ Н. Андреева Пребываніе ...


Лирика | На коварство французского возмущения и в честь князя Пожарского

... всейа;   // 320   Но гдѣ имъ истина коснется, Завѣса лести раздерется, Изъ бога вскроется — злодѣй.   ‎Какъ острой сталью горорытство[9] Металловъ ищетъ въ нѣдрѣ горъ, Такъ разумъ, людскость, любопытство И любомудрый тонкiй взоръ Коварно сердце проницаетъ, Его всѣ бездны разверзаетъ ...


Лирика | Храповицкому

... ;гг.]: с рис., найденными в рукописях, с портр. и снимками. — 1864. С. 541—546> 1793. LXXIV. Храповицкому[1]. __ Товарищъ давнiй, вновь сосѣдъ, Прiятный, острый Храповицкой!   // 541   Ты умный мнѣ даешь совѣтъ, Чтобы владычицѣ киргизской Я пѣсни пѣлъ И лирой ей хвалы гремѣлъ.   // 542   Такъ ...


Лирика | Призывание и явление Плениры

... тѣни, Въ мечтѣ иль легкомъ снѣ И, сѣдши на колѣни, Прижмися къ сердцу мнѣ; Движенія исчисли, Вздыханія измѣрь И всѣ мои ты мысли Проникни и повѣрь: Хоть острый серпъ судьбины Моихъ не коситъ днейа, Но нѣтъ ужъ половины Во мнѣ души моей. Я вижу: ты въ туманѣ Течешь ко мнѣ рѣкойб, Плѣнира на диванѣ Простерлась надо ...


Лирика | На новый 1797 год

... ; но послѣдующее время доказало, что это было движенiе какого-нибудь перваго внушенiя или осыпать благодѣянiями, или повергнуть въ несчастiе. Онъ имѣлъ весьма острый и просвѣщенный умъ и сердце чувствительное и склонное къ добру (ср. строфу 7-ю); но недостатокъ благоразумiя или чрезвычайно вспыльчивый нравъ все то въ ничто обратили» (Об. Д.). — Не налагая ...


Лирика | Купидон

... . Онъ успѣлъ лишь обогрѣться[3], «Ну, посмотримъ-ка», сказалъ: «Хорошо ли лукъ мой гнется? Не испорченъ ли чѣмъ сталъ!» Молвилъ, и стрѣлу мгновенно Острую въ меня пустилъ, Ранилъ сердце мнѣ смертельно И, смѣяся, говорилъ: «Не тужи: мой лукъ годится[4],   // 75   Тетива еще цѣла.» Съ тѣхъ ...


Лирика | Купидон

... ;С. 68     Онъ успѣлъ лишь обогрѣтся, Ну посмотримко сказалъ; Хорошо ли лукъ мой гнется? Не испорченъ ли чѣмъ[3] сталъ? Молвилъ и стрѣлу мгновенно Острую въ меня пустилъ, Ранилъ сердце[4] мнѣ смертельно И смѣяся говорилъ: Не тужи, мой лукъ годиться Тетива еще цѣла. Съ тѣхъ поръ началъ я крушиться ...


Лирика | Развалины

<Развалины // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 2: Стихотворения, ч. 2: [1797—1808 гг.]: с рис., найденными в рукописях поэта. — 1865. С. 92—101> XIV. РАЗВАЛИНЫ[1]. __[i] Вотъ здѣсь, на островѣ Киприды, Великолѣпный храмъ стоялъ:   // 92   Столпы, подзоры, пирамиды[2] И куполъ золотомъ сiялъ. Вотъ здѣсь, дубами осѣненна, Рѣзная дверь въ него была,   // 93   Зеленымъ свѣсомъ покровенна, Вовнутрь святилища вела. Вотъ здѣсь хранилися кумиры, Дымились жертвой алтари, Сбирались на молитву мiры И били ей челомъ цари[3]. Вотъ тутъ была уединенной Поутру каждый день съ зарей, Писала, какъ владѣть вселенной И какъ сердца плѣнять людей. Тутъ поставлялася трапеза, Кругъ юныхъ дѣвъ и сонмъ жрецовъ; Богатство разливалось Креза,   // 94   Сребро и злато средь столовъ; Тутъ арфы звучные гремѣли И повторялъ ихъ хоръ пѣвцовъ; Особо тутъ Сирены пѣли И гласовъ сладостью, стиховъ, Сердца и умъ обворожали; Тутъ нектаръ изъ сосудовъ билъ, Курильницы благоухали, Зной лѣтнiй провѣвалъ зефиръ; А тутъ крылатые служили Полки прекрасныхъ мѣткихъ слугъ[4] И отъ богининой носили Руки амброзiю вокругъ. Она, тутъ сидя, обращалась И всѣхъ къ себѣ влекла сердца; Возставши, тихо поклонялась, Блистая щедростью лица. Здѣсь, въ полдень, уходила въ гроты[5], Покоилась прохладъ въ тѣни; А тутъ Амуры и Эроты   // 95   Уединялись съ ней одни. Тутъ былъ эдемъ ея прелестный[6] Наполненъ межъ купинъ цвѣтовъ; Здѣсь текъ подъ синiй сводъ небесный Въ купальню скрытый шумъ ручьевъ; Здѣсь былъ театръ, а тутъ качели,   // 96   Тутъ азiатскихъ домикъ нѣгъ; Тутъ на Парнассѣ Музы пѣли; Тутъ звѣри жили для утѣхъ; Здѣсь въ разны игры забавлялась, А тутъ прекрасныхъ Нимфъ съ полкомъ Подъ вечеръ красный ...


Лирика | О удовольствии

... , А сей звучитъ трубой военной: Но въ урнѣ рока неизмѣрной[4], Кто малъ и кто великъ, забвенъ; Своимъ всякъ жребьемъ надѣленъ.   ‎Когда мечъ острый, обнаженный, Злодѣя надъ главой виситъ, Обилiемъ отягощенный Его столъ вкусный не прельститъб: Ни нѣжной цитры гласъ звенящiй, Ни птицъ весеннихъ хоръ гремящiй Ужъ ...


Лирика | Первая песнь Пиндара пифическая

... вѣжды, Главу его на перси гнетъ; Бряцаньемъ тихимъ утомленный, Чуть зыблется хребетъ его.   ‎Свирѣпый Марсъ склоняетъ долу Свое кроваво острее; Утѣхой сердце упоенно, Смягчась, плѣняется его. И самые безсмертны боги Забавъ сражаются отъ стрѣлъ, Какiе персты Феба мещутъ И нѣжны груди Пiеридъ ...


Лирика | Пиндарова олимпическая первая песнь

... тебя уже больше не можно: Завистью мрачною, злой, воушенны Тайны сосѣды всѣмъ слухъ распустили, Будто бы тѣло твое все на части Было прерублено острой сѣкирой И, во кипящей водѣ разваренно, Ночью богамъ въ кругу пира носимо; Сладостно ими, какъ снѣдно, пожерто.   Но возвѣщать о томъ, Будто безсмертные алчны ...


Лирика | К Ф. М. Колокольцову

LХХІѴ. КЪ Ѳ. М. КОЛОКОЛЬЦОВУ[1]. _____ Чтобъ узелъ развязать, какъ побѣдитель свѣту, Мы правосудія поднимемъ острый мечъ, Дадимъ домъ Мейеру, а Шредершѣ монету, — И бросимъ, какъ Омаръ, и судъ и книги въ печь. // С. 374       [1]        О Ѳедорѣ Михайловичѣ Колокольцовѣ см. Томъ II, стр. 264. Въ чемъ именно заключалось тяжебное дѣло, по поводу котораго написаны эти стихи, названные въ черновой тетради запиской, намъ неизвѣстно.


Лирика | Похвала Комару

... ; 7. Какъ Татаръ и Калмыковъ, Саранчи рои, летая, Древле съ визгомъ окружая, // С. 404   Ужасъ тщились навести; Изъ луковъ дождь стрѣлъ пущали Остры копья простирали, Русскихъ мнили погребсти; Мы отъ ордъ сихъ въ защищенье Тактики ввели ученье И воздвигли города. Такъ отъ жалъ комарьихъ нынѣ, Отъ ...


Лирика | Медведь, Лисица и Волк

... ;                 И зубы было сталъ къ обѣду ужъ острить.    Ахъ, нѣтъ! Медвѣдь тутъ имъ вѣщаетъ:              ...


Лирика | Резолюция на просьбу протопопа

... неправильно употреблено здѣсь въ значеніи повелительнаго; это 2-е лицо множ. ч. наст. вр. изъяв. наклоненія. Въ повелительномъ должно бы быть: вѣдите (См. Словоуказатель Востокова при Остром. ев., Спб. 1843). ______ // С. 582       [1]        Царево повелѣнье вѣсте. [2]  ...


Биография | ГЛАВА ВТОРАЯ. Годы детства и воспитания (1743—1762

... такъ малъ, тощъ и слабъ, что сочли нужнымъ, по мѣстному народному обычаю, запекать его въ хлѣбѣ. Черезъ годъ родился у него братъ. Старшій, живой и острый мальчикъ, // 26 сдѣлался любимцемъ отца, тогда какъ мать показывала болѣе нѣжности къ меньшому, смирному и разсудительному Андрею. Позднѣе родилась дочь Анна, но она жила ...


Биография | ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Собеседник любителей российскаго слова (1783—1784)

... .) «Когда дѣдушка дошелъ до шпыней, тогда разворчался необычайно и крупно говоря: шпынь безъ ума быть не можетъ, въ шпыньствѣ есть острота; за то, что человѣкъ остро что скажетъ, вѣдь не лишить его выгодъ тѣхъ, кои въ обществѣ даются въ обществѣ живущимъ, или обществу служащимъ». Но самую язвительную выходку дѣдушка ...


Биография | ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Суд. Оправдание и возвышение (1789—1796)

... искать причины въ себѣ самомъ. Онъ // 580  горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. Il ne doit pas être trop content de ma conversation». Затѣмъ въ днекинкѣ Храповицкаго писано: «Велѣновыдать не полученное имъ жалованье, а графъ Безбородко прибавилъ въ указѣ, чтобы и впредь производить оное до опредѣленія ... его пьеса Призываніе и явленіе Плѣниры. Она состоитъ изъ двухъ строфъ; въ первой, призывая тень умершей, онъ сетуетъ:   «Хоть острый серпъ судьбины Моихъ не косить дней, // 683 Но нѣтъ ужъ половины Во мне души моей!»   Во второй строфѣ поэтъ воображаетъ, что тѣнь ...


Биография | ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Положение в отставке (1803—1816)

... Шишковымъ, поражала слушателей множествомъ прекрасныхъ стиховъ и богатствомъ рифмъ, въ которыхъ авторъ тщательно избѣгалъ употребленiя глаголовъ. Чтенiя закончилъ послѣ ужина извѣстный своимъ остро­умiемъ флигель-адъютантъ Маринъ, только что прiѣхавшiй съ известiемъ, что государь скоро отправляется въ армiю: онъ про­челъ стоя свои ...


Биография | Упражнения после отставки от службы

... правилъ поперемѣнно присоединенными отъ Польши губерніями, и наконецъ съ 1806 по 1809 г. былъ московскимъ главнокомандующимъ. По словамъ Бантышъ-Каменскаго, Тутолминъ умѣлъ красно и остро говорить и славился любезностью въ обществѣ. Вполнѣ ли справедливъ Державинъ въ своихъ отзывахъ о немъ, мы пока не можемъ повѣрить. Тутолминъ былъ ученикъ гр. Сиверса, слѣд. охотникъ до всякаго ... самомъ. Онъ горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. Il ne doit pas être trop content de ma conversation». Велѣно выдать не полученное имъ жалованье, а графъ Безбородко прибавилъ въ указѣ, чтобы и впредь производить оное до опредѣленія къ мѣсту.» [П.  ...


Драматические произведения | Атабалибо

АТАБАЛИБО ИЛИ РАЗРУШЕНIЕ ПЕРУАНСКОЙ ИМПЕРIИ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > АТАБАЛИБО ИЛИ РАЗРУШЕНIЕ ПЕРУАНСКОЙ ИМПЕРIИ ТРАГЕДIЯ СЪ ХОРАМИ   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: АТАБАЛИБО, Императоръ перуанскiй. ГУАКА, сестра его и супруга. КАПИЛЛАНА, дочь его младая, вдова послѣ Кацика, любовница Пизара. ПИЗАРЪ, адмиралъ гишпанскiй. ФЕРНАНДЪ, ГОНЗАЛЬВЪ — его братья; первый изъ нихъ держитъ сторону де Кастра, а второй Пизара. БАКО де КАСТРО, скрытый ценсоръ и послѣ вицерой. КАЦИКИ, князья крови. ЖРЕЦЫ, ЮНОШИ, ДѢВЫ СОЛНЦА — въ хорахъ. Войски гишпанскiя и перуанскiя.   Дѣйствiе въ городѣ Куско, въ столицѣ перуанской.   АТАБАЛИБО[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ Театръ представляетъ большую прiемную залу императора перуанскаго, американскими драгоцѣнностями украшенную. Посреди, на разноцвѣтно-узорной рогожкѣ подъ балдахиномъ, унизаннымъ рѣдкихъ птицъ перьями, возвышаются полукружиемъ златотканыя подушки. ЯВЛЕНIЕ I Атабалибо и кацики, окруженные поодаль воинами, сидятъ на подушкахъ. Когда Фернандъ съ свитою своею входитъ, императоръ встаетъ, беретъ его за руки и сажаетъ подлѣ себя. Прочiе стоятъ: кацики по одной, а Гишпанцы по другой сторонѣ.   ФЕРНАНДЪ Свѣтлѣйшихъ Инковъ[2] кровь, сынъ Солнца лучезарна, О ты, Геспершя кому вся благодарна За дружбу, что отъ бурь далъ въ пристани покровъ И у твоихъ спасть жизни позволилъ береговъ! Пизаръ, тотъ вождь, что здѣсь снесъ кораблекрушенье. Днесь изъ отчизны вновь приплывъ въ твое владѣнье, О здравьи, государь, велѣлъ спросить твоемъ И о прибытiи дать вѣдомость своемъ; Сказать и то, что зритъ себя онъ удивленнымъ, Прiязни прежнiй видъ нашедши премѣненнымъ. Усыпанъ стражей брегъ, стоитъ стѣной народъ И тучи стрѣлъ, свистя, претятъ намъ въ пристань входъ, Едва прибѣгъ мой чолнъ. — Повѣждь сему причину? ...


Драматические произведения | Темный

... нихъ передовой. Предвозвѣстится намъ его сюда сближенье (Указывая на колокольню.) Тимпана голосомъ, зовущимъ на моленье. IОАННЪ (Съ радостью.) О, если бы вручить кто могъ мнѣ острый мечь И мнѣ велѣлъ врагу родитель встрѣчу течь! ТЕМНЫЙ Будь мудрымъ, Iоаннъ, и поспѣшай не спѣшно. МАРIЯ Заставить мать рыдать льзя скоро ... , Шемяка, Реполъ, Ощеря, Стрига, Бобръ, Драница и Ладья, а послѣ и Багримъ, приближась останавливается вдали межъ деревьевъ   ШЕМЯКА (Съ обнаженнымъ мечемъ.) О! какъ мой острый мечъ подзорну устрашилъ Пришедшу вражью рать! Хоть всѣми пусть полками Пруидутъ, — не убоюсь, сражу, друзья, ихъ съ вами! Но что царицы нѣтъ ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна

< ИРОД И МАРИАМНА // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ИРОДЪ И МАРIАМНА ТРАГЕДIЯ въ пяти дѣйствiяхъ, 1807 ИМП А СО РОССIЙСКОЙ АКАДЕМIИ[1] Угодно было сему почтенному сословiю[2] предложить въ Вѣдомостяхъ о сочиненiи трагедiи. Многiя были представлены, изъ коихъ одна и увѣнчана награжденiемъ. Но я не съ тѣмъ, чтобъ состязаться съ изящными талантами, или получить награду, а единственно, чтобъ исполнить волю академiи, рѣшившись испытать силъ своихъ въ семъ родѣ стихотворства, которымъ я никогда не занимался, сочинилъ трагедiю, при семъ прилагаемую, подъ названiемъ Иродъ и Марiамна, посвящая оную россiйскому Парнасу. Сочинитель. ПРЕДИСЛОВИЕ Желая показать опытъ ничтожныхъ моихъ способностей въ драматическомъ искусствѣ, избралъ я, по мнѣнiю моему, удобнѣйшiй къ тому отрывокъ изъ древней исторiи, оставленной намъ Iосифомъ Флавiемъ, писателемъ о войнѣ iудейской, въ которомъ описываетъ онъ жизнь царя Ирода и его супруги такимъ образомъ, что могутъ они въ самыхъ твердыхъ душахъ произвесть сожалѣнiе и ужасъ. Волтеръ сiе самое событiе обработывалъ въ трагедiи своей, названной имъ Марiамною. Онъ представилъ Ирода, кажется мнѣ, со стороны только ревности къ его супругѣ, а Марiамну со стороны привязанности къ ея дѣтямъ. Первая, по возвращенiи супруга изъ Рима, боясь суроваго его нрава, соглашается отъ него уѣхать подъ покровительство Августа съ княземъ Согемомъ, любовникомъ Соломiи, сестры Ирода. Сiя жестокая душа, мстя за то, оклеветываетъ ее въ любви къ Согему предъ Иродомъ. Онъ изъ ревности приказываетъ умертвить свою супругу; но послѣ, узнавъ ея невинность, раскаивается и сходитъ съ ума. Самый сей знаменитый писатель, при первомъ изданiи помянутой своей трагедiи, въ предисловiи говоритъ, что содержанiе сiе, дабы представить его болѣе трагическимъ, ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна (авторская редакция)

Ирод Великий (начальный вариант трагедии «Ирод и Мариамна») По рукописи РО ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН Ф. 96, оп. 1, № 19. Текст переписан Е.М. Абрамовым только на оборотных сторонах листов таким образом, что правая сторона каждого разворота оставлена для замечаний. Правка внесена рукой Г.Р. Державина, частично на правых чистых половинах листов.     Иродъ Великiй Трагедiя въ пяти дѣйствiяхъ съ хорами   Дѣйствующiя лица:   Иродъ, царь Iудейскiй простаго идумѣйскаго происхожденiя. Марiамна, супруга его изъ царскаго поколѣнiя Iудина, или Асмонѣевъ. Соломiя, сестра его, названая Антипатру матерью. Антипатръ, сынъ его от первой жены Дорисы, намѣстникъ Iерусалима. Александръ, Аристобулъ, дѣти его отъ Марiамны малолѣтныя. Архелай, внукъ его, воспитанный въ Римѣ. Совернъ, сродникъ его и приставъ при Марiамнѣ и дѣтяхъ. Варръ, проконсулъ римской. Ада, наперстница Марiамны. Iюда, виночерпiй. Юноши и дѣвы, составляютъ хоры. Сендаринъ, Придворныя, Воины римскiя и iудейскiя, безъ речей.   Дѣйствiе происходитъ во Iерусалимѣ, въ домѣ Iродовомъ.   Дѣйствiе первое. Притворъ чертоговъ царскихъ. Явленiе I-е. Соломiя и Антипатръ.   Соломiя Какъ, Антипатръ, ты здѣсь? вы прибыли изъ Рима? А гдѣ же царь, мой братъ?   Антипатръ Толпа не обозрима Народа, посреди торжественныхъ воротъ Стеснивъ его, во градъ свободы не даïотъ. Въ предмѣстьи, радостныхъ внимая плѣсковъ грому, Онъ предвѣстить велѣлъ его свѣтлѣйшу дому Свое прибытiе и Марiамнѣ, имъ Любимой страстно[1].   Соломiя Народа плѣскъ! о сынъ! И Марiамнѣ вѣсть! Такое изреченье Кинжалъ – ахъ! – въ сердцѣ мнѣ! ахъ, лучше бы велѣнье Исполнилъ какъ мое, спѣшилъ мнѣ разсказать. О, такъ ли нѣжныя[2] чтутъ дѣти нѣжну мать? Знавъ Соломiю ты презрѣнну Марiамной, Еïо чтишъ предо ...


Драматические произведения | Евпраксия

... не о томъ идетъ межъ нами рѣчь. (Показывая въ левой рукѣ платокъ, а въ правой мечъ.) Сей платъ — знакъ мира вамъ; войны — сей острый мечъ. Отъ воли вашей всѣхъ зависитъ днесь судьбина. (Бурундаю.) А ты, бояръ сюда, женъ, Евпраксiи сына. - (Бурундай уходитъ.) Рѣшу всѣхъ вмигъ, (Бурундаю ...


Драматические произведения | Федра (авторская редакция)

Перевод трагедии Ж. Расина «Федра»   По рукописи РО ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН Ф. 96. Оп. 1. № 33. Содержит текст полного перевода трагедии, переписанный Е.А. Абрамовым, и карандашные пометы и подчеркивания, сделанные Державиным (правка вносится без дополнительных оговорок).     Федра, Трагедiя въ пяти дѣйствiяхъ   Дѣйствующiе лица:   Тезей, король Афинскiй, сынъ царя Егея. Федра, его супруга, дочь Миноса и Пазифаи. Ипполитъ, сынъ Тезея и амазонской царицы Антiопы. Арисiя, княжна отъ крови Афинскихъ царей. Тераменъ, воспитатель Ипполита. Енона, мама и наперсница Федры. Исмена, наперсница Арисiи. Панопа, придворная Федры. Стража.   Дѣйствiе въ городѣ Трезенѣ.   Дѣйствiе первое. Явленiе I. Ипполитъ и Тераменъ.   Ипполитъ Рѣшился наконецъ – я ѣду, Тераменъ, И оставляю сей любезный мнѣ Трезенъ. Въ несноснѣйшей тоскѣ, въ сомнѣнiи страдая, Стыжуся самъ себя, дни праздно провождая. Родитель съ полгода расстался ужъ со мной. Не сталось ли чего съ безцѣнной сей главой? Не знаю даже, гдѣ теперь и пребываетъ.   Тераменъ Въ какихъ же Государь мѣстахъ его быть чаетъ? Чтобъ успокоить твой толь справедливый страхъ, На обоихъ ужъ былъ Коринфскихъ я моряхъ, Прибрежныхъ спрашивалъ народовъ про Тезея, Гдѣ Ахеронъ падетъ въ тьму Ада съ шумомъ рѣя; Элладу посѣтя, проѣхалъ и Тенаръ, До понта достигалъ, гдѣ потонулъ Икаръ. Въ какихъ же вновь мѣстахъ, въ какихъ странахъ блаженныхъ Ты хочешь слѣдъ найти стезей, имъ сокровенныхъ? Кто знаетъ, что не самъ родитель хощетъ твой, Что бы отсутствiе его скрывалось тмой, И въ часъ, какъ о его мы жизни безпокойны, Вкушаетъ иногда утѣхи вновь любовны, Не мысля, что смятетъ супруги тѣмъ покой?   Ипполитъ Стой, Тераменъ, и чти Тезея предо мной. Уже далекъ онъ сталъ лѣтъ юныхъ заблужденья, Постыдны не коснятъ его увеселенья; Къ измѣнамъ Федрою въ немъ страсть ...


Драматические произведения | Зельмира

<Зельмира// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ИЗЪ ТРАГЕДIИ «ЗЕЛЬМИРА»* ДѢЙСТВIЕ II ЯВЛЕНIЕ I Антеноръ, Рамнесъ, воины ѳракiйскiе и лесбосскiе; а Зельмира и Эмма въ отдаленiи АНТЕНОРЪ За смерть Азорову благодарю я вамъ, Что вы хотите мстить, и тучная богамъ Предъ алтаремъ отъ васъ что принесется жертва, Когда повергнете цареубiйцу мертва. На подвигъ сей вамъ вождъ въ Рамнесѣ избранъ мной (указывая на Рамнеса). Пусть кровь преступника течетъ его рукой. Онъ храбръ, премудръ, сего достоинъ права. Отмщать за смерть царя ему прилична слава. Пойдемъ миновника преслѣдовать и мы, Насъ боги просвѣтятъ средь сей ужасной тмы. (Уходитъ съ послѣдователями. Зельмира и Эмма появляются и, глядя на всѣ стороны:) ЗЕЛЬМИРА Храмъ затворенъ вокругъ, и всѣ стремятся къ граду. Я стерегла его какъ пристань и ограду. Ужъ нѣтъ здѣсь никого. Благодарю богов, Что отъ отеческихъ укрылася враговъ. Ахъ! если бъ, вопреки всѣхъ нашихъ уклоненiй, Кто насъ изъ воиновъ узрѣлъ здѣсь въ сокровеньи? Но добродѣтельный насъ спасъ бы Антеноръ. (Даетъ знакъ рукою Эммѣ, чтобъ надзирала около, а сама, отворивъ гробницу, возглашаетъ:) Родитель мой! яви изъ мрачности твой взоръ. (Про себя:) Я разскажу ему все днешне приключенье. ЯВЛЕНIЕ II Зельмира и Полидоръ ЗЕЛЬМИРА Надежды раздѣли со мной хотя мгновенье. Тотъ Антеноръ, кото ты сердце чтилъ и умъ, Не помрачилъ и днесь своихъ изящныхъ думъ. Отъ царскаго вѣнца отказываясь нынѣ, Желаетъ зрѣть его на юномъ моемъ сынѣ. Суди же ты о немъ, какъ будетъ восхищенъ, Когда узнаетъ то, что мною ты спасенъ. Благоволишь ли, чтобъ во время столь смятенно Повѣрила ему я жребiй нашъ. ПОЛИДОРЪ Безбѣдно. Въ немъ упованiе мы можемъ полагать; Онъ первый мнѣ открылъ, что умышлялъ твой братъ; Но самъ, къ несчастiю, узналъ о томъ ужъ поздно. ...


Литературно-филологические труды | Рассуждение о лирической поэзии или об оде 1811—1815

... , по тѣмъ или другимъ качествамъ, не взирая на свою новость, тотчасъ ясны становились и плѣняли разумъ. Витійственныя сѣти сіи не потому нравятся знатокамъ, что онѣ остро вы-   // 547   думаны; но что ласкаютъ ихъ самолюбію, когда настоящій оныхъ разумъ скорѣе, чѣмъ простой народъ, понимаютъ. Напрмѣръ: они гордятся ... , Добрый пайшикъ службы царскія! Ты скажи моей молодой вловѣ, Что женился я на другой женѣ; Что за ней я взялъ поле чистое, Насъ сосватала сабля острая, Положила спать калена стрѣла. Сочин. неизвѣстнаго[50].   Словомъ: въ русскихъ древнихъ народныхъ пѣсняхъ много любопытнаго разнообразія въ картинахъ и въ слогѣ, свойственныхъ нашей поэзіи ...


Драматические произведения | ЗАПИСКА ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ВСЕМ ПРОИЗШЕСТВИЕВ И ПОДЛИННЫХ ДЕЛ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЕ ЖИЗНЬ Гаврилы Романовича Державина.

... правилъ поперемѣнно присоединенными отъ Польши губерніями, и наконецъ съ 1806 по 1809 г. былъ Московскимъ Главнокомандующимъ. По словамъ Бантыщъ-Каменскаго, Тутолминъ умѣлъ красно и остро говорить и славился любезностью въ обществѣ. Вполнѣ ли справедливъ Державинъ въ своихъ отзывахъ о немъ, мы пока не можемъ повѣрить. Тутолминъ былъ ученикъ гр. Сиверса, слѣд.  ... ужиться; надобно искать причину въ себѣ самомъ. Онъ горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. И ne doit pas etre trop content de ma conversation». «Велѣно выдать не полученное имъ жалованье, а гр. Безбородка прибавилъ въ указѣ, чтобъ и впредь производить оное до опредѣленія къ мѣсту» ...