Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 44

Лирика | На Счастие

... латъ я Горе-богатырь. Въ концѣ 1788 года императрица сочинила на шведскаго короля Густава III оперу, изданную въ слѣдующемъ году, вмѣстѣ съ сказкою, послужившею ей основаньемъ, подъ заглавiемъ: Сказка о Горе-богатырѣ Косометовичѣ и опера комическая, изъ словъ сказки составленная. Стихи въ этой оперѣ сочинялъ Храповицкiй. Князь Потемкинъ, по словамъ ... -нибудь оскорбительное сочиненiе: пьеса не была представлена. Въ рукописи о Потемкинѣ (см. выше, стр. 228) сказано: «Ничего не пощажено было, чтобы представленiе сей оперы сдѣлать сколько можно прiятнѣйшимъ. Сочинитель музыки, г. Мартини, изобрѣтатели балетовъ и декорацiя, актеры и танцовщики получили болѣе 20,000 р. Издержки же на представленiе простирались ... гораздо свыше. Выписывали даже художника изъ Парижа, чтобы ноты для сей оперы вырѣзать на мѣди; однакожъ издержки на сiе, кои стоили 4,000 р., не изошли — не по бережливости, но для того, что кн. Потемкинъ сiе совѣтовалъ ... онъ вслухъ: Я не могу сочиненiя сего судить критически, но не одобряю намѣренiя въ сочиненiи сей пьесы. — Сiе подѣйствовало столько, что въ бытность Потемкина оперу сiю не представляли, и уже послѣ отъѣзда его сыграли въ эрмитажномъ театрѣ». Свѣдѣнiя, сообщаемыя по этому предмету Державинымъ и неизвѣстнымъ сочинителемъ рукописи, не совсѣмъ точны ... . Изъ Записокъ Храповицкаго мы узнаемъ, что, какъ до прiѣзда Потемкина изъ армiи, такъ и послѣ, опера Горе-богатырь была нѣсколько разъ представлена на эрмитажномъ театрѣ. На одномъ изъ этихъ представленiй былъ и Сегюръ, разсказывающiй о томъ въ своихъ Mèmoires (т.  ...


Лирика | Описание торжества в доме князя Потемкина по случаю взятия Измаила

... участвовали двѣ дочери Г. Н. Теплова, графъ Вахмейстеръ и князь А. Н. Трубецкой. Играли французскую комедiю Les folies amoureuses и потомъ комическую оперу La servante maîtresse. Въ оркестрѣ играли гр. Бриль, А. Г. Тепловъ, кн. Хованскiй и др. На столѣ, приготовленномъ для ужина, стоялъ великолѣпный египетскiй обелискъ ... минутъ держитъ ея десницу съ нѣкакимъ особливымъ душевнымъ умиленіемъ. Тако оставляла божественная минерва сына Улиссова.   * Сей хоръ, взятый изъ италiянской оперы, пѣтъ на италiянскомъ языкѣ; но здѣсь, съ перемѣною нѣкоторыхъ словъ, соглашенъ съ тою музыкою (Примѣч. Держ.).   // 418   Низшедшимъ облакамъ, Богиня въ нихъ возсѣла ...


Лирика | Призывание и явление Плениры

... сердце, въ половину покрытое мракомъ, зажигается факеломъ Любви (Об. Д.). [2] Имя Милены употреблялось и прежде и послѣ другими авторами. Такъ называется одно изъ лицъ оперы Николаева въ 4-хъ дѣйств., Розана и Любимъ, сочиненной еще въ 1776 г. (Россійскій Ѳеатръ, ч. XXII). Между драматическими сочиненіями Хераскова есть ... опера въ одномъ дѣйствии Милена (см. Драматическій Словарь, М., 1787). — Карамзинъ написалъ въ 1795 г. слѣдующую маленькую пьесу подъ заглавіемъ Нескромное эхо (Соч. ...


Лирика | Песнь Баярда

... милой власти, Какъ взаимну цѣпь носить, Быть любиму и любить.   // 250 [1] «Сочинена по случаю оперы, игранной предъ императоромъ Павломъ» (Об. Д.). Не въ связи ли упомянутая здѣсь опера съ драмою Коцебу Баярдъ? Трагедiя Дюбеллуа Gaston et Bayard была въ первый разъ играна въ Петербургѣ 6  ...


Лирика | Царь-девица

... ;Бесѣда любителей русскаго слова», онъ сочинялъ для публичныхъ чтеній Разсужденіе о лирической поэзіи и поэтому много занимался теоріею разныхъ отраслей ея. Разсматривая оперу, онъ между прочимъ говорилъ: «У насъ изъ славянскаго баснословія, сказокъ и пѣсень, древнихъ и народныхъ, писанныхъ и собранныхъ гг. Поповымъ, Чулковымъ, Ключаревымъ и прочими ... писателямъ. Самъ Державинъ, можетъ быть, подъ вліяніемъ Добрыни Львова (см. Томъ II, стр. 462), написалъ въ 1804 г. драматическое сочиненіе въ родѣ оперы, названное имъ также Добрыня. Изъ подобной мысли проистекла и Царъ-дѣвица, довольно выдержанная въ основномъ своемъ характерѣ, хотя однажды и встрѣчаются въ ней « ...


Лирика | На новый год

... ;218); въ стихотворенiи Боброва: Майскiй день, къ Плѣнирѣ (Другъ юношества 1810, iюнь, стр. 107) и проч. Въ Россiйскомъ Ѳеатрѣ (ч. XXXVII, 1791) находится опера Б. Б.: Плѣнира и Зелимъ, а въ Русскомъ Вѣстникѣ 1809 г. (ч. V, книжки 1—3) длинная повѣсть: Здравомыслъ и Плѣнира. [3] Отъ должностей въ часы свободны Пою ...


Лирика | На выздоровление Мецената

... ;218); въ стихотворенiи Боброва: Майскiй день, къ Плѣнирѣ (Другъ юношества 1810, iюнь, стр. 107) и проч. Въ Россiйскомъ Ѳеатрѣ (ч. XXXVII, 1791) находится опера Б. Б.: Плѣнира и Зелимъ, а въ Русскомъ Вѣстникѣ 1809 г. (ч. V, книжки 1—3) длинная повѣсть: Здравомыслъ и Плѣнира. [3] Отъ должностей въ часы свободны Пою ...


Лирика | На шведский мир

... Фридрихсгамомъ не хотѣла сражаться, подъ предлогомъ, что король началъ наступательную войну безъ согласiя сейма. При такихъ неблагопрiятныхъ для Густава обстоятельствахъ (см. намеки на оперу Екатерины Горе-богатырь въ стихотворенiяхъ 1789 года: На Счастiе и Къ Евтерпѣ, стр. 253 и 302) миръ былъ заключенъ въ деревнѣ Верелэ (Werelä ...


Лирика | Водопад

... изъ Яссъ и, не переѣхавъ сорока верстъ, умеръ по дорогѣ, 5 октября, прежде полудня… слезы. Жаловались, что не успѣваютъ приготовить людей: теперь не на кого опереться». — 16: «Продолженiе слезъ. Мнѣ сказано: Какъ можно мнѣ Потемкина замѣнить? Онъ былъ будущiй дворянинъ, умный человѣкъ, его ...


Лирика | Мечта

... много Державинъ пользовался впослѣдствіи этою книгой при своихъ подражаніяхъ Анакреону.   [i] Въ рукописныхъ сочиненіяхъ Н. А. Львова есть либретто маленькой оперы подъ заглавіемъ: «Милетъ и Милета, пастушья шутка для двухъ лицъ, въ одномъ дѣйствіи съ пѣснями» (1794 г.). Къ пьесѣ приложено письмо къ Н.  ...


Лирика | Спящий Эрот

... съ нимъ оковъа; Неразлучны съ тѣхъ поръ стали: Гдѣ Пріятность, тутъ Любовь.   а Средь цвѣточныхъ ихъ оковъ.   // 681   [1] Написано на оперу, игранную дѣтьми княгини Татьяны Васильевны Юсуповой (урожденной Энгельгардтъ; см. выше, стр. 228, примѣч. 11 къ одѣ Осень во время осады Очакова). Первая ...


Лирика | Праздник воспитанниц девичьего монастыря

... , былъ въ Смольный монастырь. Тамъ, по случаю возвращенiя государыни въ столицу, было театральное представленiе: дѣвицы сыграли французскую комедiю L’ambitieux и комическую оперу Le jardinier supposé. По окончанiи зрѣлища онѣ «бросились» къ высокой посѣтительницѣ «съ такою горячностью, что чувства ихъ къ ней яко ...


Лирика | Охотник

... Петровичъ, о которомъ Державинъ упоминаетъ въ своихъ Запискахъ (Р. Бес., стр. 340), служилъ въ иностранной коллегiи, былъ хорошiй музыкантъ, сочинилъ между прочимъ оперу Сильфъ, которой слова написаны Н. А. Львовымъ, и умеръ въ 1838 году. Михаилъ Петровичъ Яхонтовъ, герой пьесы Охотникъ, служилъ при императорѣ ...


Лирика | Луч

... по просьбѣ забытаго нынѣ писателя, Захарова*, который, сочинивъ комедiю, желалъ имѣть для нея романсъ. Имя Умила встрѣчается между дѣйствующими лицами комической оперы Екатерины II Новгородскiй богатырь Боеслаевичъ. Напеч. въ изд. 1808 г., ч. III, CXIII.   * Иванъ Семеновичъ Захаровъ (умершiй сенаторомъ и тайнымъ совѣтникомъ ...


Лирика | Геба

... ;       3. Бранный умягчая духъ, Музъ его клоня на хоры[2] Нѣжимый, палимый слухъ, Вьетъ Орелъ гнѣздо на лонѣ, Оперяются птенцы!   Что таинственна картина?                ...


Лирика | На трагедию «Лжедмитрий» князя Белосельскаго

ХLVI. НА ТРАГЕДIЮ «ЛЖЕДМИТРIЙ», КНЯЗЯ БѢЛОСЕЛЬСКАГО[1]. _____ Лжедмитрью плахи какъ синклитомъ подносились, Отъ благородныхъ чувствъ мой духъ вострепенулъ, И слезы сладкія съ ланитъ моихъ катились; Но съ патріаршихъ словъ ‑ о грѣшникъ! ‑ я заснулъ. ______       [1]        Въ другой рукописи: При чтеніи трагедіи Лжедмитрій анекдотъ. Была ли эта трагедія напечатана, сомнительно: ея нѣтъ ни въ извѣстныхъ библіографическихъ указателяхъ, ни въ Россійскомъ ѳеатрѣ. Въ Смирдинской Росписи (№ 7707) названа другая пьеса князя Александра Михайловича Бѣлосельскаго, именно опера Олинька или первоначальная любовь (Село Ясное, 1796). Имя Бѣлосельскаго было упомянуто нами на стр. 356 Тома II.


Биография | ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Положение в отставке (1803—1816)

... тѣмъ дебютировавшая Катерина Семеновна Семенова приводила слушателей въ восторгъ. Въ іюлѣ 1804 года Державинъ писалъ Капнисту: «Теперь вкусъ здѣсь на шуточныя оперы, которыя крашены, волшебными декораціями, и утѣшаютъ болѣе глаза и музыкою слухъ, нежели умъ. Изъ нихъ одну, Русалкой называемую, ... на каждомъ шагу представляетъ несообразности: рядомъ съ заимствованіями изъ русскихъ былинъ безпрестанно упоминаются рыцари, и Добрыня на самой сценѣ посвящается въ это званіе, Героиня оперы, Прелѣпа, по образцу французской комедіи, имѣетъ наперсницу Способу, съ которою любезничаетъ плутоватый слуга Добрыни, Торопъ. Прелѣпа «росла въ Холмоградѣ, священномъ ... уже извѣстно, съ какимъ благоговѣніемъ Державинъ смотрѣлъ на Пожарскаго, «великаго», по его словамъ, «каковыхъ исторія мало представляетъ». Форму оперы избралъ онъ потому, что согласно съ господствовавшимъ въ то время взглядомъ видѣлъ // 880 въ ней высшій родъ драматическаго творчества, соединявший въ себѣ всѣ ... ;нихъ Грековъ имѣла трагедiя съ хорами, и дѣйствовать посред­ствомъ ея на возбужденiе патрiотизма. Екатерина II, по его мнѣ­нiю, вполнѣ понимала превосходство оперы и ея воспитательное значенiе. «Мы видѣли и слышали», говоритъ онъ, «какое дѣйствiе имѣло героическое музыкальное представленiе, сочиненное ею въ военное время ... подъ названiемъ Начальное правленіе Олега». Въ этихъ-то мысляхъ онъ написалъ въ 1814 году оперу Гроз­ный. Зрѣлище покоренiя Казанскаго царства, казалось ему, под­ходило къ обстоятельствамъ Россіи послѣ торжества надъ На­полеономъ ... въ его перепискѣ: такъ въ августѣ 1815 го­да онъ изъ Званки сносился съ родными, бывшими въ Петербургѣ, о приготовленiяхъ къ представленiю на домашнемъ его театрѣ оперы Метастазiя Титово милосердiе въ сдѣланномъ имъ русскомъ переводѣ[1067]. Въ томъ же году молодые любители изъ круга его знакомыхъ готовились сыграть ...


Биография | ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Губернаторъ въ Петрозаводске и в Тамбове(1784—1788)

... Козодавлевъ писалъ: «Театръ русскій нынѣ въ такомъ состояніи, въ какомъ онъ никогда не бывалъ. Не пройдетъ мѣсяца, чтобъ не играли новой оригинальной комедіи или оперы». Этимъ оживленіемъ петербургская сцена, конечно, болѣе всего была обязана особенно-усилившейся въ то время дѣятельности императрицы для театра. Въ августѣ 1786 года ... Грибовскій отпраилъ къ своему бывшему начальнику комическую оперу Февей и комедію Тоисёковъ. О послѣдней онъ говорилъ: «Она равномѣрно не избѣгла бы похвалъ журналистовъ, еслибы вышла изъ рукъ творца ...


Драматические произведения | ПРЕДИСЛОВIЕ

... съ другой дѣйствiе примѣра, поданнаго царственною писательницей. Позднѣе подъ этимъ же двойственнымъ влiянiемъ произошли трагедiи: Евпраксiя и Темный и опера Грозный. Занимаясь теорiей разныхъ родовъ поэзiи, Державинъ, какъ лирикъ, естественно примкнулъ къ тѣмъ эстетикамъ, которые въ оперѣ видѣли вѣнецъ ... Имя Метастазiя сохраняло еще все свое очарованuе, и неудивительно, что престарѣлый поэтъ, стремясь къ славѣ драматическаго писателя, вхдумалъ между прочимъ переводить оперы тогдашняго свѣтила всѣхъ европейскихъ театровъ. Въ концѣ Записокъ Державина, останавливающихся на 1812-мъ годѣ, упомянуты драматическiя сочиненiя, написанныя или переведенныя имъ ... слѣдовательно, либо возникли уже послѣ 1812 года, либо по давности своего происхожденiя были забыты авторомъ. Такъ напечатанная въ настоящемъ томѣ неконченая опера Батмендiй относится еще къ прошлому столѣтiю; къ позднѣйшимъ же трудамъ его принадлежатъ: оригинальная трагедiя Атабалибо, или разрушенiе ... Перуанской имперiи (также неконченная) и переводныя опера: Титъ, θемистоклъ, Эсѳирь. Первыя двѣ заимствованы изъ Метастазiя; непосредственный источникъ послѣдней трудно опредѣлить съ точностью. Еще ... его племянница, покойная Елис. Ник. Львова; въ такомъ же дословномъ переводѣ (кажется, Сем. Вас. Капниста) сохранилась въ бумагахъ Державина опера Метастазiя Аттилiй Регулъ. Этотъ послѣднiй переводъ остался однакожъ безъ дальнѣйшей обработки. По этимъ соображенiямъ мы рѣшились представить читателямъ только отрывки изъ ... напечатанное еще при жизни его, помѣщено въ самомъ текстѣ этого тома. Сцены изъ остальныхъ переводовъ отнесены въ Приложенiя, гдѣ дано мѣсто и началу оперы Счастливый горбунъ, написанному Державинымъ въ подражанiе одной изъ повѣстей Карамзина. По многочисленности и разнообразiю содержащихся въ нашемъ изданiи сочиненiй и примѣчанiй къ ...


Драматические произведения | Грозный, или покорение Казани

... Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ГРОЗНЫЙ или ПОКОРЕНIЕ КАЗАНИ опера въ трехъ дѣйствiяхъ, 1814 . КЪ ЧИТАТЕЛЮ Имѣя честь въ XIV бесѣдѣ любителей Россiйскаго слова читать разсужденiе мое объ оперѣ* относительно ... ея свойствъ, правилъ и намѣренiя, сказалъ я тамъ между прочимъ, что опера есть нѣкоторое подражанiе древней греческой трагедiи; поелику она возвышала духъ, то Ареопагъ, какъ политическимъ учрежденiемъ, подерживалъ оною великодушныя чувствованiя ... украсительными перемѣнами театральныхъ представленiй, чего въ древности почти не было. Тогда довольно было одного или нѣсколькихъ только видовъ. Но нынѣ достоинство большой героической оперы есть чудесные вымыслы поэзiи, не смотря на невѣроятность ихъ или несходство съ природою, — очарованiе взора живописью и зодчествомъ, слуха музыкой ... предызбираетъ себѣ сочинитель. Дабы сказанное мое разсужденiе доказать на самомъ опытѣ, каковы должны быть въ новѣйшемъ вкусѣ, по предначертаннымъ въ немъ правиламъ, отечественныя героическiя оперы (каковыхъ у насъ, кромѣ двухъ г. Сумарокова*, и то баснословныхъ, не говоря о переводныхъ, на нашемъ языкѣ нѣтъ), осмѣлился я написать здѣсь предлагаемую. Я не выдаю ее ... враговъ всей вселенной и утвердившему свободу и блаженство не токмо Россiи, но и всей Европы. Изъяснивъ вкратцеѣ, такимъ образомъ, содержанiе и цѣль сей оперы, думаю, простятъ меня искусники театральныхъ представленiй, когда найдутъ нѣкоторыя трудности, или самыя неудобства въ исполненiи перемѣнъ. Мнѣ желалось, сколько можно, во всей ... печати самимъ Державинымъ. По предисловiю его и по времени изданiя 4-й книжки Чтенiй въ бесѣдѣ л. р. сл., о которой тамъ упоминается, можно полагать, что опера Грозный написана въ 1814 году. [2] «Золотая, или кипчатская идолопоклонническая орда, прiявшая магометанство, имѣла въ городѣ Болгарахъ, лежащемъ между ...


Драматические произведения | Рудокопы

... ;Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   РУДОКОПЫ опера въ трехъ дѣйствiяхъ,   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ЗЛАТОГОРЪ, владѣлецъ рудныхъ заводовъ и почетный членъ горнаго начальства. ЛИЗА, его воспитанница. МАТВѢЕВНА, управительница дома. МИЛОВЗОРЪ ... творецъ. Любовь сладка, дружба мила! Будьте нашимъ вѣкъ добромъ: Ваша цѣпь кого плѣнила, Тотъ богатъ въ себѣ самомъ. КОНЕЦЪ ОПЕРЫ   ПРОГРАММА БАЛЕТА (Послѣ оперы, ежели разсудится, можетъ быть слѣдующий приличный балетъ.) Театръ представляетъ Рифейскiй хребетъ, или Уральскiя горы, во всемъ природномъ ихъ ужасномъ ... , или въ честь того, для кого учрежденъ праздникъ. Предъ сею пирамидою нѣсколько еще пляшутъ разнородныхъ сибирскихъ танцевъ, и завѣса опускается. [1] Эта опера сохранилась въ одной только рукописи, писанной дурнымъ писарскимъ почеркомъ, съ многочисленными поправками и передѣлками руки Державина. Трудно опредѣлить съ точностью время сочинения этой пьесы ... : но, судя по тому, что въ Запискахъ Державина, при исчисленiи драматическихъ трудов его, упоминается «комическая опера», подъ которой онъ конечно разумѣлъ именно пьесу Рудокопы, надобно заключить, что она, такъ же какъ и Дурочка умнѣе умныхъ ...


Драматические произведения | Батмендий

... .] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > БАТМЕНДIЙ опера (неконченая)   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: БАТМЕНДIЙ, волшебникъ. УРАЗА, дочь его. ПОЛКАНЪ, богатырь. СУДОПРАВЪ, царевичъ. ПРОСТОЛЮДЪ, царевичъ. (великiе князья славянскiе, родные братья ... дѣйствiя.)   [1] Такъ называется небольшая персидская повѣсть Флорiана, изданная по-русски первоначально въ 1788 году*. Оттуда Державинъ почерпнулъ основную идею своей оперы. У Флорiана разорившiйся бассорскiй купецъ, умирая, велитъ четверымъ сыновьямъ своимъ явиться въ лѣсъ къ генiю Альзиму, который посылаетъ ихъ отыскивать какое-то таинственное существо ... старца Батменди. Оказывается, что это — Счастiе (по примѣчанiю Флорiана въ концѣ его повѣсти, батменди по-персидски значитъ счастiе.) Въ заглавiи оперы Державина означено пять дѣйствiй, но написано только два. Они остались въ единственной черновой рукописи со множествомъ поправокъ и помарокъ. Очевидно, что это первая, еще ...


Драматические произведения | Тит

... ;Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ИЗ ОПЕРЫ «ТИТЪ»* ДѢЙСТВIЕ I ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ чертогъ Вителлiи. Вителлiя идетъ скоро, за ней Секстъ ВИТЕЛЛIЯ Умолкни, Секстъ, прошу ... двумя. Сверхъ этой передѣлки Державина, на русскомъ языкѣ есть три Тита. Въ первый разъ переведена была ко дню коронацiи Елисаветы Петровны (1742) названная опера Метастазiя; переводъ этотъ, подъ заглавiемъ: Милосердiе Титово, тогда же напечатанъ въ Москвѣ (Зап. Акъ Наукъ, т. VIII, кн. II, статья II. Пекарского ... ;. Наконецъ Благодаровъ перевелъ трагедiю Де-Беллуа Титъ, напечатанную въ Москвѣ въ 1787 г. (см. выше примѣчанiе наше къ отрывку изъ Зельмиры). Кромѣ оперы, изъ которой здѣсь предлагается одна сцена, въ бумагахъ Державина нашлось начало трагедiиТитъ, вѣроятно также заимствованной изъ Де-Беллуа. Почеркъ Державина въ послѣднемъ отрывкѣ ...


Драматические произведения | Эсфирь

... . — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ИЗЪ ОПЕРЫ «ЭСӨИРЬ»* ДѢЙСТВIЕ III ЯВЛЕНIЕ VII Ассуръ, Эсѳирь, Мардохей, Гаiй, Өомарь, дѣвы, евнухи и царедворцы АССУРЪ (обнимая ...  Эсѳирь еще въ 1780-хъ годахъ была два раза переведена на русскiй языкъ. Впослѣдствiи она явилась еще разъ въ переводѣ Катенина. Но опера того же имени по видимому заимствована не оттуда; по крайней мѣрѣ, лица въ обѣихъ пьесахъ не совсѣмъ тѣ же, и ходъ дѣйствiя въ каждой особый ...


Драматические произведения | Родственное празднество на брачное воспоминание князя Александра Алексеевича и княгини Нлнны Никитишны Вяземских

...  г., ч. IV, IV. [2] Здѣсь въ рукописи подстрочное примѣчанiе: «Хоровъ сихъ музыка, съ перемѣною словъ, взята, перваго изъ оперы Лорета, втораго — изъ оперы Добрый солдатъ (Хераскова), третьяго — изъ торжественныхъ хоровъ г. Козловскаго» (Ср. Томъ III, стр. 726).


Драматические произведения | Родственное празднество на брачное воспоминание князя Александра Алексеевича и княгини Нлнны Никитишны Вяземских (авторская редакция)

...  г., ч. IV, IV. [2] Здѣсь въ рукописи подстрочное примѣчанiе: «Хоровъ сихъ музыка, съ перемѣною словъ, взята, перваго изъ оперы Лорета, втораго — изъ оперы Добрый солдатъ (Хераскова), третьяго — изъ торжественныхъ хоровъ г. Козловскаго» (Ср. Томъ III, стр. 726).


Драматические произведения | Дурочка умнее умных

... ; СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > ДУРОЧКА УМНѢЕ УМНЫХЪ Комическая народная опера въ трехъ дѢйствIяхъ ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ПРОХОРЪ ВАХРАМѢЕВИЧЪ СТАРОКОПѢЙКИНЪ, отставной ландмилицкiй прапорщикъ. АКУЛИНА СИДОРОВНА, жена его, урожденная княжна Кудахтина. ЛУКЕРЬЯ ИВАНОВНА, ихъ ... и Черняй являются снова разбойниками на Волгѣ. Согласно ли это съ дѣйствительностiю, или основано только на преданiи, не беремся сказать утвердительно. Тетюши, гдѣ происходитъ дѣйствiе этой оперы, — съ 1802 года уѣздный городъ Казанской губернiи въ 116 верстахъ отъ Казани, нa высокомъ и крутомъ мысѣ, образуемомъ рѣкою и оврагомъ. [2] 1-й и 13-й куплеты ...


Драматические произведения | Счастливый горбун

... ;Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   НАЧАЛО ОПЕРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ ГОРБУНЪ»* ДѢЙСТВIЕ I ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ великолѣпную царскую палату, въ которой Царь-добрый человѣкъ возсѣдаетъ на престолѣ для ... сторонамъ совѣта, выходятъ на середину, и каждый съ своей стороны отбираетъ прошенiя у челобитчиковъ, становится предъ царемъ и совѣтомъ.) * Въ рукописи къ заглавiю прибавлены слова: «опера въ пяти дѣйствiяхъ». Эта пьеса была задумана Державинымъ въ подражанiе повѣсти Карамзина: «Прекрасная царевна и счастливый карла», напечатанной въ Московскомъ ...


Драматические произведения | Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища

... нами нѣкоторые пропуски и измѣненiя. Такъ въ первоначальномъ изданiи, послѣ исчисленiя дѣйствующихъ лицъ, подъ словомъ Музыка, о второмъ хорѣ прибавлено: «Изъ оперы Альцеста: Гласъ славы проницаяй вселенну». За тѣмъ сказано тамъ еще слѣдущее: «Исполненiе — дѣвицы Анны Николаевны Свѣчиной. Музыканты ...


Драматические произведения | Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища (авторская редакция)

... нами нѣкоторые пропуски и измѣненiя. Такъ въ первоначальномъ изданiи, послѣ исчисленiя дѣйствующихъ лицъ, подъ словомъ Музыка, о второмъ хорѣ прибавлено: «Изъ оперы Альцеста: Гласъ славы проницаяй вселенну». За тѣмъ сказано тамъ еще слѣдущее: «Исполненiе — дѣвицы Анны Николаевны Свѣчиной. Музыканты ...


Драматические произведения | Добрыня

... пѣсни (см. ниже частныя примѣчанiя). Лицо Торопа взято изъ Сказки о Горѣ-богатырѣ Косометовичѣ, напечатанной въ 1789 г. вмѣстѣ съ комическою оперою Екатерины II Горе-богатырь, гдѣ также является Торопъ, щитоносецъ главнаго героя; то же имя встрѣчается и въ сказкахъ Чулкова (изд. 1780, ч.  ...


Драматические произведения | Добрыня (авторская редакция)

... (см. ниже частныя примѣчанiя). Лицо Торопа взято изъ Сказки о Горѣ-богатырѣ Косометовичѣ, напечатанной въ 1789 г. вмѣстѣ съ комическою оперою Екатерины II Горе-богатырь, гдѣ также является Торопъ, щитоносецъ главнаго героя; то же имя встрѣчается и въ сказкахъ Чулкова (изд. 1780, ч.  ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы

<Пожарский, или освобождение Москвы // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > ПОЖАРСКIЙ, или ОСВОБОЖДЕНIЕ МОСКВЫ ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ въ четырехъ дѣйствiяхъ, съ хорами и речитативами 1806 КЪ ЧИТАТЕЛЮ Нужнымъ почитаю предувѣдомить, что, желая посредствомъ театра оживить въ памяти любезнаго отечества моего то знаменитое героическое происшествiе, въ которомъ всѣ состоянiя его соучаствовали и, стяжавъ себѣ безсмертную чксть и славу, показали истинную великость духа Россiянъ, каковую въ нынѣшнiя времена въ подобномъ случаѣ нѣкоторые народы и ихъ вожди напрасно, кажется, себѣ присвояютъ, — взялъ я характеры дѣйствующихъ лицъ (дабы тѣмъ зрѣлище удостовѣрительнѣе казалось) изъ самыхъ дѣянiй, бытописанiями и преданiями намъ свидѣтельствуемыхъ. Любопытный благоволитъ прочесть Ядро Россiйской Исторiи и прочiя лѣтописи: то увидитъ, правильно ли мною извлечены изъ самыхъ дѣлъ характеры. Поистинѣ, когда Пожарскiй, пренебрегши свое спокойствiе и не смотря на раны свои, въ смутное время принялъ на себя главное предводительство собраннаго войска; не поступилъ по догдашнимъ обычаямъ жестоко со злодѣями, на убiйство его покушавшимися; не прельстился богатствомъ бояръ, изъ осажденной Москвы имъ выпущенныхъ; не обходился съ плѣнниками сурово, какъ другiе, которые ихъ имѣнiе ограбили, а самихъ лишили жизни; не принялъ короны, отъ народа ему поднесенной, какъ нѣкоторые иностранные писатели и всѣ обстоятельства утверждаютъ, а возложилъ ее на наслѣдника по крови царской, учредя монархическое правленiе: то не былъ ли онъ герой высшей степени, человѣкъ самый добродѣтельный, великiй, каковымъ мало исторiя представляетъ и каковымъ я его представляю, придавъ ему слабости, не побѣдя которыхъ, никто великимъ почитаться не можетъ? — Когда Трубецкой не былъ съ нимъ въ союзѣ, не содержалъ въ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 89-125 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым. Правка текста лишь частично отражена в подстрочных примечаниях (отдельные фрагменты выделены синим).   ПОЖАРСКОЙ, или ОСВОБОЖДЕНIЕ МОСКВЫ ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ въ четырехъ дѣйствiяхъ, съ хорами и речитативами 1806 КЪ ЧИТАТЕЛЮ Нужнымъ почитаю предувѣдомить, что, желая посредствомъ театра оживить въ памяти любезнаго отечества моего то знаменитое героическое происшествiе, въ которомъ всѣ состоянiя его соучаствовали и, стяжавъ себѣ безсмертную чксть и славу, показали истинную великость духа Россiянъ, каковую въ нынѣшнiя времена въ подобномъ случаѣ нѣкоторые народы и ихъ вожди напрасно, кажется, себѣ присвояютъ, — взялъ я характеры дѣйствующихъ лицъ (дабы тѣмъ зрѣлище удостовѣрительнѣе казалось) изъ самыхъ дѣянiй, бытописанiями и преданiями намъ свидѣтельствуемыхъ. Любопытный благоволитъ прочесть Ядро Россiйской Исторiи и прочiя лѣтописи: то увидитъ, правильно ли мною извлечены изъ самыхъ дѣлъ характеры. Поистинѣ, когда Пожарскiй, пренебрегши свое спокойствiе и не смотря на раны свои, въ смутное время принялъ на себя главное предводительство собраннаго войска; не поступилъ по догдашнимъ обычаямъ жестоко со злодѣями, на убiйство его покушавшимися; не прельстился богатствомъ бояръ, изъ осажденной Москвы имъ выпущенныхъ; не обходился съ плѣнниками сурово, какъ другiе, которые ихъ имѣнiе ограбили, а самихъ лишили жизни; не принялъ короны, отъ народа ему поднесенной, какъ нѣкоторые иностранные писатели и всѣ обстоятельства утверждаютъ, а возложилъ ее на наслѣдника по крови царской, учредя монархическое правленiе: то не былъ ли онъ герой высшей степени, человѣкъ самый добродѣтельный, великiй, каковыхъ мало исторiя представляетъ и каковымъ я его представляю, ...


Драматические произведения | Зельмира

... мы нигдѣ не нашли болѣе подробныхъ свѣдѣнiй, ни даже въ «Nouvelle Biographie universelle», гдѣ лучшая о немъ статья. ** Именно нѣкоторыемъ сценамъ его оперы Issipile (Hypsipyle). *** Трагедiя «Zelmire» въ первый разъ представлена и напечатана въ Парижѣ 1762-го года; въ слѣдующемъ году она съ похвалою ...


Драматические произведения | Фемистокл

... ;— СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ОТРЫВКИ   ИЗ ОПЕРЫ «ФЕМИСТОКЛЪ»* ДѢЙСТВIЕ III ЯВЛЕНIЕ XI Ксерксъ, Аспазiя, Неоклъ, Роксана, Лизимахъ, Өемистоклъ и Севастъ подъ присмотромъ** КСЕРКСЪ И такъ ты, Өемистоклъ ...


Драматические произведения | Описание торжества, бывшего по случаю взятия города Измаила

...  ея десницу съ нѣкакимъ особливымъ душевнымъ умиленіемъ. Тако оставляла божественная Минерва сына Улиссова. _____________________________________________________________________________ (*) Сей хоръ, взятый изъ Италiанской оперы, пѣтъ на Италiанскомъ языкѣ; но здѣсь съ перемѣною нѣкоторыхъ словъ соглашенъ съ тою музыкою.   // 59   Низшедшимъ облакамъ, Богиня въ нихъ возсѣла; Подъемлясь къ высотамъ, Къ нему ...


Эпистолярное наследие | Капнист С. В.

... можешь поудержаться, пока привезутъ ее изъ чужихъ краевъ, тѣмъ паче, что теперь ненужна, ибо мои здѣшнія музы, сколь ни сличали оперу Титово милосердіе, съ музыкою, съ печатною тою оперою, но на ладъ не пошло; то и нужно прежде въ томъ удостовѣриться, годится ли мои переводъ на русскіи языкъ[18] и могутъ ли быть слова удобно пѣты ... . А для того и препровождаю къ тебѣ ту оперу. Пожалуй потрудись и попроси милую Елисавету Николаевну (Львову), чтобъ она приняла на себя попеченіе о ней и постаралась бы чрезъ знакомыхъ ей музыкантовъ, Юшкова или другихъ ... , пройти ее и повѣрить, пойдетъ ли она въ оркестрѣ. Я думаю, что можно найти у кого изъ музыкантовъ ту оперу, которая у Парасковьи Николаевны (Львовой же), нѣмецкая съ италіянскимъ переводомъ; а ежели не найдетъ, тогда отселѣ пришлю Парасковьи Николаевны; и когда съ музыкой слажена будетъ, тогда доставьте ...


Эпистолярное наследие | Капнист В. В.

... ли, или безъ указу[64], но разрѣшенія играть ее нѣтъ, и не играютъ, можетъ быть потому, что никто не проситъ о томъ; ибо теперь вкусъ здѣсь ‒ на шуточныя оперы, которыя украшены волшебными декораціями и утѣшаютъ болѣе глаза и музыкою слухъ, нежели умъ. Изъ нихъ одну, Русалкой называемую, представляли почти ... Фридрихомъ совершилось 22 іюля (3 авг.) 1804 г. [64] Слѣдовательно, до тѣхъ поръ продажа комедіи Капниста была запрещена. [65] Комическая опера Русалка, напечат. 1804-1807, состоитъ изъ 4-хъ частей, каждая въ 3-хъ дѣйствіяхъ; это переводъ или передѣлка съ нѣмецкаго; первыя 3 части переводилъ Н.  ...


Эпистолярное наследие | преосв. Евгений

... , нежели пѣніе. Ибо и Славянской языкъ, подобно Греческому, весь есть акцентной или ударительной мелодической. NВ 2. Не одни Нѣмецкіе Эстетики, но многіе и Французскіе называютъ Оперу чудовищемъ лирическимъ, не похожимъ ни на что въ природѣ. NВ 3. Жаль только, что Прачь[35] на вкусъ Европейской музыки всѣ наши старинныя пѣсни размѣрилъ на ровные ...


Эпистолярное наследие | Тургенев А. И.

... (тамъ) обѣщано? Посланія дидактическія, поэмы, басни, сказки, мадригалы, эпиграммы, отрывки трагедій и комедій. Какимъ же образомъ попадутъ въ это число оды, Анакреоктическія пѣсни и оперы? Такая чудная неосмотрительность едва ли извинительна въ книгопродавцѣ в-го в-пр. — Но вамъ, м. г., угодно, чтобы вашихъ сочиненій болѣе не было въ собраніи Рускихъ Стихотвореній;  ...


Литературно-филологические труды | Рассуждение о лирической поэзии или об оде 1811—1815

... отвращаются. Кромѣ сихъ противуположностей, несоотвѣтственностей и несвязностей въ игрѣ ихъ, благоразумію и хорошему вкусу противныхъ, усматриваются неудобства и почти невозможности имѣть совершенную Оперу по самымъ ея правиламъ. Въ ней требуется разнообразности, чудесности, безпрестанныхъ перемѣнъ и самой чрезъестественности въ отношеніи природы. Для сего необходимы не токмо ... а съ другой, въ странныхъ его и шутовскихъ явленіяхъ унижаетъ самыя превосходныя дарованія и дѣлаетъ изящныя художества презрительными. Самые Италіянцы признаются, что наивеликолѣпнѣйшая опера нерѣдко бываетъ скучною, даже и несносною, оттого что уклонилась отъ природы и не удерживаетъ въ себѣ даже и тѣни вѣроятія. Если же и ... , представляя знаменитыя дѣйствія, запутанныя противоборющимися страстями, которыя оканчиваются какими-либо поразительными развязками торжественныхъ или плачевныхъ приключеній. Сочинитель оперы отличается тѣмъ только отъ трагика, что смѣло уклоняется отъ естественнаго пути и даже совсѣмъ его выпускаетъ изъ виду; ... въ слогѣ своемъ нечистъ, тяжелъ, единообразенъ, единозвученъ, не умѣетъ изгибаться по страстямъ и облекать ихъ въ сердечныя чувствованія, — къ сочиненію оперы не годится. Не позаимствуютъ отъ него ни выразительности, ни пріятности лицедѣй и уставщикъ музыки. Сочинитель оперъ непремѣнно долженъ знать ихъ дарованія и примѣняться ... мыслями нежели словами, избѣгая площадныхъ, а паче перековеркиванія ихъ по выговору иностранцевъ. Италіянцы обильны и тѣми и другими, а Французы болѣе комическими операми, особливо маленькими, называемыми у нихъ оперетками. У насъ важныхъ оперъ, сколько я знаю, только двѣ, сочиненныя Сумароковымъ: Цефалъ и Прокрисъ, ... 1815 году. [47] Объ этихъ сборникахъ уже упоминалось въ предыдущихъ томахъ нашего изданія; о сборникѣ Ключарева см. ниже. [48] Послѣдней оперы нѣтъ въ собраніи сочиненій Сумарокова. Ср. то, что говоритъ о томъ же Державинъ въ предисловіи къ своей оперѣ Грозный (Т. IV, стр. 581 ...


Драматические произведения | ЗАПИСКА ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ВСЕМ ПРОИЗШЕСТВИЕВ И ПОДЛИННЫХ ДЕЛ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЕ ЖИЗНЬ Гаврилы Романовича Державина.

... , и еще наберется, можетъ быть, одна; сочинялъ трагедіи, какъ то 1-е) Иродъ и Маріямна, 2-е), Евпраксія, 3-е), Темнаго, да перевелъ Федру, Зельмиру. Комическую написалъ оперу, бездѣльныхъ двѣ: Дурочки умнѣе умныхъ, и Женская дружба, нѣсколько прозаическихъ сочиненій, надписей, эпиграммъ и разсужденіе о лирической поэзіи. Но въ 1806 и въ началѣ 1807  ... ужиться; надобно искать причину въ себѣ самомъ. Онъ горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. И ne doit pas etre trop content de ma conversation». «Велѣно выдать не полученное имъ жалованье, а гр. Безбородка прибавилъ въ указѣ, чтобъ и впредь производить оное до опредѣленія къ мѣсту» ...


Драматические произведения | Объяснение на записку Ржевского, поднесенную императрице Екатерине II

... , о чемъ онъ суду и объясненiй не подавалъ; то, почувствовавъ сильнѣйшимъ образомъ несправедливость и угнетенiе Дмитрiева, не могъ вытерпѣть чтобъ не спросить высочайшаго учрежденiя и хотѣлъ въ защиту угнетаемаго опереться на тѣ статьи, гдѣ въ правилы совѣстному суду предписаны осторожность, милосердiе, чтобъ ничью судьбу не отягощать, доставить каждому принадлежащее, примирять, а не обвинять тяжущихся; но г. Ржевскiй ...