Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 11

Лирика | Собака и Старуха

... 1776 г. (№ 47) эта басня помѣщена подъ заглавіемъ Жадность; но ни тамъ, ни въ тетради 1790-хъ годовъ, гдѣ многіе стихи измѣнены, у ней еще нѣтъ нравоученія, которое является только въ позднѣйшемъ спискѣ. Сюжетъ этой басни — одинъ изъ самыхъ древнихъ и перешелъ въ европейскій апологъ изъ Индіи. Начиная ... ), Лафонтенъ (Le chien qui lâche la proie pour l’ombre), Сумароковъ (кн. VI, стр. 22: Собака съ кускомъ мяса) и др.; но введеніе въ басню старухи и то развитіе нравоученія, какое находимъ у Державина, принадлежатъ ему самому. [2]        За гумны наконецъ къ источнику пришла (Первон. редакція). [3]  ...


Лирика | Афинейскому витязю

... въ вѣнцѣ Нептуна означаются подвиги Орлова на морѣ въ первую турецкую войну.   [3] Примѣшивалъ я правды гласъ. Здѣсь слово правда употреблено отчасти въ смыслѣ нравоученія, уроковъ мудрости, съ которыми поэтъ часто обращался къ тѣмъ, кого хвалилъ. Къ послѣднему стиху строфы онъ присоединилъ примѣчаніе: «Правда глаза колетъ: сколь ...


Лирика | На холодного стихотворца

... истина, что похвалы однѣ утомляютъ не токмо постороннихъ читателей, но и самого героя!……. писанія, ежели они не приправлены аттическою солью — нравоученія или сатиры — по крайней мѣрѣ такъ мнѣ кажется. Надобно причины сему искать во глубинѣ сердца человѣческаго. Подлинно такъ; но о немъ отнюдь ...


Лирика | Струя и дом

... ;     20. _____     [1]        Эта басня и въ рукописныхъ тетрадяхъ слѣдуетъ за предыдущею. Нравоученіе ея представляетъ сходство съ заключеніемъ оды Колесница въ первоначальной его редакціи (см. Томъ I, стр. 530), такъ что и басня имѣетъ въ виду, какъ кажется ...


Лирика | Жмурки

... публика называла тріумвиратомъ (Жизнь Сперанскаго, т. I, стр. 93). У извѣстнаго нѣмецкаго писателя Лихтвера есть басня подъ такимъ же заглавіемъ (Blinde Kuh), но ни въ разсказѣ, ни въ нравоученіи притча Державина не имѣетъ съ нею соотношенія. [2]        ...свѣтлицѣ... (Позднѣйшая редакція). [3]      ...


Биография | ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Собеседник любителей российскаго слова (1783—1784)

... вокругъ себя проявленіе человѣческихъ слабостей и недостатковъ, Екатерина хотѣла дѣйствовать противъ нихъ путемъ слова, но понимала, что при тогдашеемъ состояніи нашего общества нравоученіе могло проникать въ сознаніе его только въ пріятной и забавиой формѣ. Поэтому она рѣшилась писать бѣглыя шуточныя замѣтки о нравахъ и смѣшныхъ сторонахъ современной жизни ... же перомъ и въ томъ же духѣ, но въ другой формѣ, т. е. Были и Небылицы какъ будто осуждаются за то, что въ нихъ нѣтъ риторическихъ общихъ мѣстъ и метафоръ, нѣтъ нравоученія и ученыхъ разсужденій, нѣтъ ни иносказаній, ни громкаго высокаго слога. Это письмо, повидимому, произвело на государыню непріятное впечатлѣніе; въ VІІ-й книжкѣ (вышедшей 28-го октября) явился ...


Биография | ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Две эпохи литературнаго развития (1762—1782)

... , дошли до насъ оды Пиндара и Горація, что и въ первомъ блещутъ искры богопочтенія и наставленія царямъ a во второмъ, при сладости жизни, правила любомудрія. Въ разсужденіи чего нравоученіе, кратко, кстати и хорошо сказанное, не только не портитъ высокихъ лирическихъ пѣсней, но даже //292 ихъ и украшаетъ»[317] Эти слова объясняютъ намъ ...


Эпистолярное наследие | Городчанинов Г. Н.

... ;109. Тамъ же сообщено и самое мнѣніе Городчанинова: онъ считаетъ нужнымъ изданіе дѣтской учебной книги, которая бы содержала въ себѣ краткія священнныя повѣсти или нравоученіе изъ притчей Соломоновыхъ, съ славянскимъ текстомъ на одной сторонѣ и русскимъ переводомъ на другой и съ присоединеніемъ внизу вокабулъ; сверхъ того онъ совѣтуетъ давать учить наизусть ...


Литературно-филологические труды | Рассуждение о лирической поэзии или об оде 1811—1815

... ихъ, когда умолкала зависть, дѣлались у язычниковъ алтарями, а пѣсни гимнами. Сіе находимъ у всѣхъ народовъ и во всѣхъ вѣкахъ. Гимны содержали въ себѣ часть религіи и нравоученія. Они пѣвались при богослуженіи, ими объясняемы были оракулы, возвѣщаемы законоположенія,   // 519   преподаваемы, до изобретѣнія письменъ, славныя дѣла потомству и проч ... , отступленія или уклоненія, перескоки, обороты, околичности, сомнѣнія и вопрошенія, противоположности, заимословія, иносказанія, сравненія и уподобленія, усугубленія или усилія и прочія витійственныя украшенія, не рѣдко нравоученіе, но всегда сладкогласіе и вкусъ. Хотя изъ вышеупомянутыхъ украшеній многія въ особенности принадлежатъ риторикѣ и объяснены тамъ подъ именами   † «С’est ... рука   // 567   Избавила тебя отъ смерти; Онъ хочетъ руку ту простерти Для хлѣба отъ тебя куска. А тамъ….[31]   Нравоученіе. По той ли причинѣ, что поэзія языкъ боговъ, голосъ истины, проліявшей свѣтъ на человѣковъ, что всѣ почти древніе вожди и законодатели, какъ-то: Божественный Моисей ... онъ между ужасами и опасностями, какъ полоумный, проповѣдывая добродѣтель. Полуденный бардъ былъ то же. Псалтирь наполнена благочестіемъ. Самый первый псальмъ не что иное, какъ нравоученіе. Пророкъ вдохновенный (vates), или древній лирикъ былъ одно и то же. Онъ былъ герольдъ Неба, органъ истины. Величіе, блескъ и слава сего міра проходятъ ... , дошли до насъ оды Пиндара и Горація, что въ первомъ блещутъ искры богопочтенія и наставленія царямъ, а во второмъ, при сладости жизни, правила любомудрія. Въ разсужденіи чего нравоученіе, кратко, кстати и хорошо сказанное, не только не портитъ высокихъ лирическихъ пѣсней, но даже ихъ и украшаетъ. Вотъ примѣры. ИЗЪ ПИНДАРА: Такъ милостью боговъ единыхъ ...


Литературно-филологические труды | Письмо об исторических анекдотах и записках 1780

... ? Что возбуждаетъ болѣе дýши, какъ не нѣчто рѣдкое, блистательное? Одно слово иногда изобразуетъ характеръ героя. Одно слово иногда лучше самыхъ длинныхъ нравоученій. Плутархъ и Тацитъ отсюда взяли свои рѣзкія и сильныя начертанія. Но, сказать кратко, на разныхъ европейскихъ языкахъ есть анекдоты славныхъ мужей, а у насъ ихъ нѣтъ ...


Драматические произведения | Проект устава Третейского совестного суда

... ; Глава VII.   Правила третейскаго совѣстнаго суда.   102. Главнѣйшія правила третейскаго совѣстнаго суда почерпаются изъ священнаго писанія и естественнаго нравоученія. Напримѣръ: 1) «Аще хотите, да творятъ вамъ человѣцы, и вы творите имъ такожде». «Въ нюже мѣру мѣрите, возмѣрится и вамъ». «Судяй ... (ст. 39—70); ею обращается судъ третейскій въ формальный, а статья 102, которая есть выписка изъ священнаго писанія, и ст. 103 похожи болѣе на лекціи нравоученія, нежели на постановленія положительнаго закона». [2] Слѣдовательно проектъ этотъ оставался два года въ портфелѣ Державина и представленъ былъ на благоусмотрѣніе Государя не прежде 1803 ...