Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 98

Лирика | Описание торжества в доме князя Потемкина по случаю взятия Измаила

... семъ зданіи воскресли. Тамъ отдѣлено довольное пространство, гдѣ мужественная юность можетъ упражняться въ военныхъ тѣлодвиженіяхъ и прочихъ гимнастическихъ играхъ; здѣсь любящіе музыку, пѣніе и пляску найдутъ себѣ мѣсто для увеселенія. Тамъ плѣняющіеся живописью могутъ заниматься твореніями Рафаэля, Гвидо-Рени и иныхъ славнѣйшихъ ... На всю природу блескъ и свѣтъ[10]. Какъ скоро высочайшіе посѣтители соизволили возсѣсть на пріуготовленныя имъ мѣста, то вдругъ загремѣлаи голосовая и инструментальная музыка, изъ трехъ сотъ человѣкъ состоявшаяi. Торжественная гармонія разлилась по пространству залы. Выступилъ отъ алтаря хороводъ, изъ дватцати четырехъ паръ знаменитѣйшихъ и ... видѣтьн и чувствовать. Сія великолѣпная кадриль, такъ сказать, изъ юныхъ Грацій, младыхъ полубоговъ и героевъо составленная, открыла балъ польскимъ танцемъ. Громкая музыка его сопровождаема была литаврами и пѣніемъ; слова онаго и послѣдующаго за нимъ польскаго же были слѣдующія: хоръ I *. Громъ побѣды, раздавайся! ... Нынѣ рушить нашъ покой; Гордость низится Селима И блѣднѣетъ онъ съ Луной. Славься симъ, Екатерина, Славься, нѣжная къ намъ мать!   * Музыка ко всѣмъ хорамъ, кромѣ VI, сочиненiя г. Козловскаго (Примѣч. Держ.). Библiографическiя замѣчанiя о хорахъ, пѣтыхъ на этомъ праздникѣ, см. выше, стр. 381 ... Выступили танцовщики, представлявшіе поселянъ и поселянокъ. Воздѣвая руки къ сему благотворному свѣтилуш, они показывали движеніями усерднѣйшія свои чувствованіящ. Балетъ препровождаемъ былъ музыкою и пѣніемъ. хоръ III. Сколь твоими чудесами, Взгляда твоего лучами, Именемъ твоимъ блаженны! Сколь тобой мы восхищенныъ! Зри на ... nbsp;г.: аѳинейскому. [3] «Ввечеру, когда кн. Потемкинъ давалъ празднество, на сей галереѣ посажено было 300 человѣкъ, составлявшихъ роговую музыку, коя во время прибытiя и отъѣзда императрицы играла, поперемѣнно съ голосами пѣвчихъ, хвалу обладательницѣ седьмой части земнаго шара» (рукопись современника ...


Лирика | Фелица

... заѣзжаю; Или, какъ тò наскучитъ мнѣ, По склонности моей къ премѣнѣ, Имѣя шапку на бекренѣ, Лечу на рѣзвомъ бѣгунѣ[13].   // 137   ‎Или музыкой и пѣвцами, Органомъ и волынкой вдругъ, Или кулачными бойцами[14] И пляской веселю мой духъ; Или, о всѣхъ дѣлахъ заботу Оставя, ѣзжу на охоту И забавляюсь лаемъ ... . 97 и 100). [16] И греблей удалыхъ гребцовъ. Семенъ Кирилловичъ Нарышкинъ (род. 1710, ум. 1775), бывшiй тогда оберъ-егермейстеромъ, первый завелъ роговую музыку (Об. Д.). Шлецеръ въ своей автобiографiи (A. L. Schlözers öffentliches und privat-Leben, стр. 176) разсказываетъ: «Григорiй Орловъ ... ѣдетъ въ яхтѣ внизъ по Невѣ. За нимъ вереница придворныхъ шлюпокъ, а передъ нимъ лодка, въ которой около 40 человѣкъ: они производили музыку, какой я сроду не слыхалъ…. То была изобрѣтенная Чехомъ Марешемъ и оберъ-егермейстеромъ Нарышкинымъ русская полевая или охотничья ... музыкаю Хоръ состоитъ изъ 40 молодцовъ, изъ которыхъ каждый трубитъ въ свой рогъ, и у каждаго рога свой особенный тонъ и т. д. Подробности описалъ Штелинъ Be& ...


Лирика | Водопад

... имя Софiи и была Гречанка*). Безпрестанно были праздники, балы, театры, балеты. Хоръ музыки инструментальной, роговой и вокальной былъ до 300 человѣкъ; извѣстный сочинитель музыки г. Сарти былъ всегда при князѣ**. Онъ положилъ на музыку побѣдную пѣснь Тебе Бога хвалимъ и къ одной музыкѣ приложена была батарея изъ 10-ти пушекъ ... Сарти «сдѣлать хоры для Олега» (Начальнаго правленiя Олега), а черезъ годъ, 6 нояб., писала: «Къ Сартiю съ симъ курьеромъ посылаю за музыку къ Олегу 1 т. червонныхъ и подарокъ вещь» (П. Лебедева Матерiалы). [30] Воспѣлъ побѣду Измаила. Здѣсь поэтъ разумѣетъ не столько свою оду На взятiе ...


Лирика | Развалины

... , близъ водъ, По желтымъ среди розъ тропинамъ[7]; А тутъ, затѣя хороводъ, Велѣла Нимфамъ, Купидонамъ Играть, плясать между собой По слышимымъ прiятнымъ тонамъ Вдали музыки роговой[8].   // 97   Они, кружась, рѣзвясь, летали, Шумѣли, говорили вздоръ; Въ зерцалѣ водъ себя казали, Всѣмъ тѣшили богининъ взоръ; А тутъ, оставя ... исключенiя, не только собственно розовое поле, но и весь обширный лугъ, стелющiйся оттуда до Большаго Каприза» (Баронъ М. Корфъ). [8] Вдали музыки роговой. Роговая музыка (Томъ I, стр. 138), изобретена С. Е. Нарышкинымъ съ помощiю придворнаго музыканта Мареша въ 1751 году. Это &mdash ... паузы, которыхъ такты онъ считалъ, пока придетъ его нота. Точность, съ какою этимъ способомъ выполнялись труднѣйшiя музыкальныя сочиненiя, изумительна. Капеллы роговой музыки были у знатныхъ людей и въ нѣкоторыхъ полкахъ (Георги-Безакъ, ч. III, стр. 649). Ср. у Ломоносова 48-ую Надпись. [9] Верхомъ скакали на конькахъ. Здѣсь говорится ...


Лирика | К первому соседу

... [2], Изъ глинъ китайскихъ драгоцѣнныхъ, Изъ вѣнскихъ чистыхъ хрусталей, Кого толь славно угощаешь И для кого ты расточаешь Сокровищи казны твоей?   Гремитъ музыка; слышны хоры[3] Вкругъ лакомыхъ твоихъ столовъ; Сластей и ананасовъ горы И множество другихъ плодовъ   // 103   Прельщаютъ чувствы и питаютъ; Младые дѣвы ... внезапно пресѣчь его жизнь, и сонъ его содѣлать вѣчнымъ» (Об. Д.). [2] …. Златошвейныхъ. До 1808 г. печаталось въ этомъ стихѣ: златошвенныхъ. [3] Гремитъ музыка; слышны хоры. Эту и слѣдующую строфы сравн. съ изображенiями того же содержанiя въ строфахъ 6-й и 7-й Фелицы (см. ниже подъ 1782 г.). [4] Алiатико, итальянское вино, котораго ...


Лирика | На панихиду Людовика XVI

... прiѣхалъ въ Петербургъ братъ Людовика графъ д’Артуа, который и оставался здѣсь до 17 апреля. Въ присутствiи его, 26 марта, была совершена въ католической церкви, съ музыкою извѣстнаго придворнаго капельмейстера Сарти (см. выше, стр. 477, примѣч. 29 къ Водопаду), панихида по покойномъ королѣ, при которой конечно находилась и императрица съ дворомъ ... , подъ заглавiемъ: На панихиду въ католической церкви, бывшую въ Санктпетербургѣ по покойномъ королѣ французскомъ Людовикѣ XVI, марта 26 дня 1793 года, сопровожденную музыкою г. Сартiя, и въ изд. 1808, ч. I, XXXIV, съ сокращеннымъ уже заглавiемъ. [2] А здѣсь приносятъ жертву ей. Относится къ торжественности панихиды, для которой былъ устроенъ ...


Лирика | На рождение царицы Гремиславы. Л. А. Нарышкину

... ;— стольникъ, хлѣбодаръ; Ты должностью — конюшій царскій; Твой домъ утѣхой расцвѣтаетъ, И всякъ подъ тѣнь его идетъ. Идутъ прохладой насладиться, Музыкой душу напитать; То тѣмъ, то сѣмъ повеселиться[12], Въ бостонъ и въ шашки поиграть;   // 736   И словомъ, радость всю, забаву Столицы ты къ себѣ вмѣстилъ[13]. Бывало даже ... ; Столицы ты къ себѣ вмѣстилъ. Сегюръ (Mém., т. ІІ, стр. 5) разсказываетъ: «Съ утра до вечера въ домѣ Нарышкина слышались звуки веселья и пира, безумный хохотъ, музыка; весь день тамъ ѣли, смѣялись, пѣли, плясали; приходили туда безъ зова, уходили безъ поклоновъ; не было тамъ никакого принужденія» и проч ...


Лирика | На смерть Нарышкина

... чертогъ... «Посреди дома была великолѣпная галлерея прекрасной архитектуры» (Об. Д.). [5] Козловскаго плѣняли звуки. Извѣстный Осипъ Антоновичъ Козловскiй, директоръ музыки императорскихъ театровъ, родился въ Варшавѣ 1757 г., умеръ въ Петербургѣ 27 февр. 1831. Онъ вышелъ въ люди чрезъ кн. Потемкина и сочинялъ между прочимъ ... музыку къ хорамъ Державина, пѣтымъ на великолѣпномъ праздникѣ въ честь Екатерины по случаю взятiя Измаила (Томъ I, стр. 396). О Козловскомъ см. Словарь дост. люд.& ...


Лирика | Евгению. Жизнь званская

... похода.   Стеклъ заревомъ горитъ мой мрамовидный домъ, На гору желтый всходъ розъ осiявая, Гдѣ встрѣчу водометъ шумитъ лучей дождемъ, Звучитъ музыка духовая.   Изъ жерлъ чугунныхъ громъ по праздникамъ реветъ; Подъ звѣздной молнiей, подъ свѣтлыми древами Толпа крестьянъ, ихъ женъ вино и пиво ... подъ гудками.   Но скучитъ какъ сiя забава сельска намъ, Внутрь дома тѣшимся столицъ увеселеньемъ, Велимъ талантами родныхъ своихъ дѣтямъ. Блистать, музыкой, пляской, пѣньемъ.   Амурчиковъ, харитъ плетень, иль хороводъ, Занявъ у Талiи игру и Терпсихоры, Цвѣточные вѣнки пастухъ пастушкѣ вьетъ; А мы на нихъ и пялимъ взоры ...


Лирика | Кружка

... . 203, подъ заглавiемъ: Застольная пѣсня; въ Анакреонтич. пѣсняхъ 1804, стр. 132, и въ изданiи 1808, ч. III, LXXXIII. Она была положена на музыку придворнымъ «гуслистомъ» Трутовскимъ и сдѣлался въ публикѣ любимою пѣснею, особливо на дружескихъ пирахъ (Об. Д.). Перепечатана въ Карманномъ Пѣсенникѣ 1796 г., стр. 137 ...


Лирика | Счастливое семейство

... покровительство Орловыхъ, и въ отношеніяхъ къ людямъ соображался съ своей выгодой. По свидѣтельству Новикова, первая жена Ржевскаго, умершая уже въ 1769, была также писательница, занималась живописью и музыкой. По показанію г. Лонгинова (Соврем. 1857, № 7), онъ умеръ сенаторомъ въ чинѣ дѣйств. тайн. сов. 20 апр. 1804. [ii] Къ примѣч. 1. О Ржевскомъ ...


Лирика | На Счастие

... . Въ рукописи о Потемкинѣ (см. выше, стр. 228) сказано: «Ничего не пощажено было, чтобы представленiе сей оперы сдѣлать сколько можно прiятнѣйшимъ. Сочинитель музыки, г. Мартини, изобрѣтатели балетовъ и декорацiя, актеры и танцовщики получили болѣе 20,000 р. Издержки же на представленiе простирались гораздо свыше. Выписывали даже художника изъ ...


Лирика | Кантата

... загороднаго дома покойнаго. Въ Мѣсяцословѣ 1769 года мы находимъ уже имя Анны Степановны въ спискѣ фрейлинъ. Вѣроятно, сочиненная Державинымъ кантата была положена на музыку и тогда же напечатана отдѣльно. Въ изданiи 1798 г., стр. 68, означенъ въ заглавiи этой пьесы и поводъ къ ея сочиненiю (Кантата на посѣщенiе и проч.) и надъ послѣднимъ куплетомъ ...


Лирика | Любителю художеств

... ;г. она помѣщена, стр. 196, съ незначительными измѣненiями и получила названiе Пѣснь любителю художествъ, при чемъ въ выноскѣ объясненъ поводъ къ ея сочиненiю и замѣчено: «Музыка Бортнянскаго». Въ изданiи 1808 г. см. ч. I, XXVIII. Призванiе Музы въ началѣ пьесы напоминаетъ такой же прiемъ въ одахъ: Рѣшемыслу (подъ 1783 г.), Памятникъ ...


Лирика | Памятник герою

... самхъ наидревнѣйшихъ въ свѣтѣ; даетъ звуки тихiе, но печальные въ ушахъ Европейцевъ» (стр. 48). Въ другомъ мѣстѣ (стр. 528) читаемъ: «Стихотворство и музыка услаждали философа нашего во вся дни живота его». По началу своему и вообще по своей формѣ Памятникъ герою очень напоминаетъ оду Рѣшемыслу (см. выше ...


Лирика | Песнь брачная чете порфирородной

... .   // 557   [1] Написана, въ подражанiе 44-му псалму, на бракосочетанiе великаго князя Александра Павловича, бывшее 28 сентября 1793 года; положена на музыку придворнымъ капельмейстеромъ Сарти (см. выше стр. 477) и пѣта во время обѣденнаго стола во дворцѣ. Напечатана въ изданiяхъ: 1798 г., стр. 262, съ означенiемъ ...


Лирика | Ласточка, Капниста

... въ очахъ моихъ; прелесть двора кажется мнѣ ребячествомъ, пиры обжорствомъ, гулянья явленіемъ тѣней; ни великолѣпный блескъ богатствъ, ни сладость вкусныхъ яствъ, ни согласіе пріятной музыки, ни самые приманчивые взгляды красоты меня не занимаютъ. Ахъ, Плѣнира! послѣ тебя сыщется ли достойная обладать сердцемъ моимъ, прелестная очаровать мой взоръ, властительная ...


Лирика | Мечта

... съ пѣснями» (1794 г.). Къ пьесѣ приложено письмо къ Н. П. Яхонтову (см. выше стр. 427), въ которомъ Львовъ проситъ его сочинить къ словамъ музыку и прибавляетъ: «Связь сей драмы должна быть основана еа пѣснѣ: Вошедъ въ шалашъ и проч., сочиненія Гаврилы Романовича».  


Лирика | К лире

... . Воспитаніе получилъ онъ поверхностное, но по возвышеніи своемъ старался дополнить его чтеніемъ и дѣйствительно пріобрѣлъ довольно разностороннія познанія. Сверхъ того онъ страстно занимался музыкою и очень хорошо игралъ на скрипкѣ. Успѣхамъ его много способствовалъ тихій и уединенный, по возможности, образъ жизни, который онъ велъ при дворѣ. Слѣдуя совѣтамъ ...


Лирика | На крещение великого князя Николая Павловича

... былъ обѣденный столъ (Спб. Вѣдом. 1796 г., 11 іюля, № 56). Въ первоначальной рукописи это стихотвореніе названо пѣснью; въ другой сдѣлано къ заглавію примѣчаніе: музыка Сартія. Напечатано въ изданіи 1808 г., ч. І, LX. Въ царствованіе императора Николая І эти стихи часто приводились какъ пророчество. Значеніе приложенныхъ рисунковъ: 1) Дитя ...


Биография | ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Положение в отставке (1803—1816)

... шести частяхъ; въ то же время Дарья Алексѣевна, которая сама играла на арфѣ, собирала ноты къ тѣмъ изъ его пьесъ, которыя были положены на музыку ка­пельмейстерами: Трутовскимъ, Сарти, Бортнянскимъ, Козлов­скимъ, Нейкомомъ и др. Тщательно переписанное набѣло собра­нiе стихотворенiй Державина въ тетрадяхъ листового формата ... болѣе другихъ свойственны». Изъ этихъ словъ намъ становится понятно, подъ какимъ влiянiемъ написаны Державинымъ два большiя драматическiя сочиненiя его съ музыкой, хорами и речитативами: Добрыня (въ пяти // 878 актахъ) и Пожарскій (въ четырехъ). Оттуда и сходство ихъ, по ха­рактеру и ... года; присутствовало до двухсотъ лицъ обоего пола. Ждали го­сударя и Державинъ приготовилъ на этотъ случай особый гимнъ // 906 (Срѣтеніе Орфеемъ Солнца), положенный на музыку Бортнянскимъ, но императоръ не пріѣхалъ. Составъ Бесѣды, при ея основанiи, былъ слѣдующiй: І-й разрядъ. Предсѣдатель: Шишковъ. Члены: Оленинъ, Кикинъ, князь Д. П. Горчаковъ, ... впускались по разосланнымъ напередъ билетамъ. Не только члены, но и гости собирались въ мундирахъ и орденахъ, дамы же въ бальныхъ платьяхъ. Въ особенныхъ случаяхъ бывала и музыка съ хо­рами, которые сочинялъ Бортнянскій нарочно для Бесѣды. Въ // 910 концѣ января 1812 года въ одномъ изъ публичныхъ собраній обще­ства ... :   «Ты возвратился, благодатный, Нашъ кроткій ангелъ, лучъ сердецъ»[1137].   // 937 Эти стихи положены были на музыку для пѣнія на празд­никѣ, данномъ въ Павловскѣ императрицей Маріей Феодоровной; они пріобрѣли большую извѣстность и долго пѣлись по всей Россіи. Нельзя ... Бороздинымъ автографъ «Анакреонтическихъ пѣсней» Державина. Утреннее празднество окончилось завтракомъ, ко­торый сопровождался обычными тостами, рѣчью рѣктора и музыкой народнаго гимна. Вечеромъ иллюминацiя снова привлекла на университетскiй дворъ толпы жителей Казани. Мысль художника, осуществленная памятникомъ, объясняется въ академической ...


Биография | ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Губернаторъ въ Петрозаводске и в Тамбове(1784—1788)

... своему подчиненному (асессору Олонецкой уголовной палаты) Аверьянову, что y него собирается до полутораста дѣвидъ. Этотъ Аверьяновъ, бывшій придворный пѣвчій, спадшій съ голоса, зналъ музыку, и Державинъ еще при отъѣздѣ изъ Петрозаводска обѣщалъ перевести его въ Тамбовъ. «Здѣсь», писалъ онъ, «хотя есть въ двухъ домахъ ... изрядная музыка, которой плачу за балы и за симфоніи при столѣ по сту рублей на годъ; но хочется имѣть городовую музыку, чтобъ не зависѣла ни отъ кого, кромѣ меня»[453]. Онъ прибавляетъ, что такъ какъ въ Тамбовѣ ... ;, говоритъ поэтъ, «когда слышишь вдругъ человѣкъ 400 дѣтей, смотрящихъ на одну черную доску и тянущихъ одну ноту… По городу загремѣла вокальная музыка»[454]. Въ первые же мѣсяцы пребыванія Державина въ Тамбовѣ сдѣлано было и начало устройству тамъ театра. Представленіе 28-го іюня, въ присутствіи Гудовича, было первымъ къ тому ...


Биография | ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Суд. Оправдание и возвышение (1789—1796)

... искать причины въ себѣ самомъ. Онъ // 580  горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. Il ne doit pas être trop content de ma conversation». Затѣмъ въ днекинкѣ Храповицкаго писано: «Велѣновыдать не полученное имъ жалованье, а графъ Безбородко прибавилъ въ указѣ, чтобы и впредь производить оное до опредѣленія ... зеленымъ сукномъ эстрада съ диваномъ и стульями для императорской фамиліи и ея свиты. Такое же возвышеніе на правомъ концѣ галереи было занято хоромъ пѣвчихъ и оркестромъ роговой музыки изъ 300 чѣловікъ. Вдоль обѣихъ окраинъ галереи шли двѣ колоннады съ расположенными попарно колоннами. Задняя колоннада отдѣляла галерею отъ зимняго сада ... за креслами императрицы, пока она не приказала ему сѣсть. «Еще послѣ ужина», говоритъ императрица, «въ передней залѣ была вокальная и инструментальная музыка, послѣ которой я уѣхала въ два часа утра. Вотъ», прибавляетъ она, «какъ среди шума войны и угрозъ диктаторовъ ведутъ себя въ Петербургѣ ... будь, чета, вѣкъ нераздѣльна, Согласiемъ дыша: Та цѣпь тверда, гдѣ сопряжена Съ любовiю душа»[708]. Напечатанные тогда же, эти стихи были положены на музыку и пѣты въ присутствiи императрицы. Такой же чести удостоилась пѣснь брачная четѣ порфирородной, подраженiе псалму, написанная на совершившееся 28-го сентября бракосочетанiе; въ ней поэтъ удачно ...


Биография | Упражнения после отставки от службы

... мудрено познавать людей!» [370] Разсказъ о томъ же ср. въ Объясненіяхъ, Т. III, стр. 725. [371] Прологъ въ одномъ дѣйствіи съ музыкою, на открытіе въ Тамбовѣ театра и народнаго училища, представленный благороднымъ обществомъ, въ день тезоименитства Императрицы Екатерины II, на театрѣ въ домѣ губернатора Державина 1786 ноября ... ;I и Екатерины II. Все то, что таланты и искусство здѣшняго края произвести были въ состояніи, то есть изобрѣтеніе пролога, театральныя украшенія и перемѣны, механика, вокальная и инструментальная музыка, живопись, стихотворство и возглашеніе обоего пола дѣйствователей благородныхъ, а паче усердіе изъявить наилучшимъ образомъ благодарность виновницѣ благъ, представилось многимъ здѣшнимъ жителямъ новымъ ... самомъ. Онъ горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. Il ne doit pas être trop content de ma conversation». Велѣно выдать не полученное имъ жалованье, а графъ Безбородко прибавилъ въ указѣ, чтобы и впредь производить оное до опредѣленія къ мѣсту.» [П.  ...


Биография | ГЛАВА ВТОРАЯ. Годы детства и воспитания (1743—1762

... , писать и говорить сколько-нибудь по грамматикѣ. Предметы преподаванія были: законъ Божій, исторія и географiя, арифметика, геометрія съ фортификаціей, языки: латинскій, французскій и нѣмецкій, рисованіе, музыка, танцы и фехтоваиіе. Иностранными языками занимались во всѣхъ классахъ дворянской половины. Уроки вообще продолжались отъ 7-ми до 11-ти часовъ утра и отъ часу до 5-ти послѣ обѣда. Державинъ ...


Биография | ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Военная служба до Пугачевщнпы (1762—1773

... средства продолжать занятія науками и литературой. Но объ этомъ нечего было и думать при безпрестанныхъ ротныхъ и баталіонныхъ ученіяхъ, заведенныхъ Петромъ III; къ тому же заниматься музыкой и рисованіемъ было почти невозможно при тѣснотѣ и неудобствѣ казарменнаго помѣщенія. Оставалось только по ночамъ, когда всѣ улягутся, читать случай по-добытыя книги, да пописывать ...


Биография | ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Две эпохи литературнаго развития (1762—1782)

... )[312]. Застольная пѣсня Кружка[313], благодаря своему искренно-веселому тону и вполнѣ русскому складу, имѣла необыкновенный успѣхъ. Позднѣе она была положена на музыку придворнымъ музыкантомъ Трутовскимъ и вошла въ моду; въ Преображенскомъ полку, въ которомъ нѣкогда служилъ Державинъ, ее пѣли еще недавно, можетъ-быть поютъ еще и теперь; она ...


Биография | ЗАКЛЮЧЕНИЕ

... — стольникъ, хлѣбодарь; Ты должностью — конюшій царскій; Твой домъ утѣхой расцвѣтаетъ, И всякъ подъ тѣнь его идетъ.   Идутъ прохладой насладиться, Музыкой душу напитать; То тѣмъ, то сѣмъ повеселиться, Въ бостонъ и въ шашки поиграть; И словомъ, радость всю, забаву Столицы ты къ себѣ вмѣстилъ…     ...


Биография | ОТДЕЛЕНИЕ V. С определения его в губернаторы до удаления его от оного звания и возведения в вышние государственные чины и должности

... жалованья изъ приказа общественнаго призрѣнія къ получаемому имъ изъ расправы, велѣлъ учредить пѣвческій классъ по воскресеньямъ для охотниковъ: то тотчасъ и загремѣла по городу вокальная музыка. Забавно и пріятно видѣть, когда слышишь вдругъ человѣкъ 400 дѣтей, смотрящихъ на одну черную доску и тянущихъ одну ноту. А какъ и другія науки ...


Драматические произведения | Торжество восшествия на Престол Императрицы Екатерины II

... ;едоровна Макшѣева Викторъ Ивановичъ Комсинъ Катерина Прохоровна Ерина Александръ Петровичъ Чевелевъ Каролина θедоровна фонъ-Мелина Стихи въ хорѣ соображены были съ музыкою г-на Паизiэлло*.   ТОРЖЕСТВО ВОСШЕСТВIЯ НА ПРЕСТОЛЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II[1] Въ древнiя времена въ Аѳинахъ былъ обычай составлять торжество богинѣ Минервѣ, страну Аттическую покровительствовавшей ...


Драматические произведения | Торжество восшествия на Престол Императрицы Екатерины II (вариант 1808-1816гг)

... Ѳедоровна Макшѣева. Викторъ Ивановичь Комсинъ. Катерина Прохоровна Ерина. Александръ Петровичь Чевелевъ. Каролина Ѳедоровна фонъ-Мелина. Стихи въ хорѣ соображены были съ музыкою Г-на Паизэлло. _________   // 2   Въ древнiя времена въ Аѳинахъ былъ обычай составлять торжество богинѣ Минервѣ, страну Аттическую покровительствовавшей. Оно установлено было ...


Драматические произведения | Торжество восшествия на Престол Императрицы Екатерины II (авторская редакция)

... ;едоровна Макшѣева Викторъ Ивановичъ Комсинъ Катерина Прохоровна Ерина Александръ Петровичъ Чевелевъ Каролина θедоровна фонъ-Мелина Стихи въ хорѣ соображены были съ музыкою г-на Пiазелли*.   ТОРЖЕСТВО ВОСШЕСТВIЯ НА ПРЕСТОЛЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II[1] Въ древнiя времена въ Аѳинахъ былъ обычай составлять торжество богинѣ Минервѣ, страну Аттическую ...


Драматические произведения | Родственное празднество на брачное воспоминание князя Александра Алексеевича и княгини Нлнны Никитишны Вяземских

... -Денисова (Томъ II, стр. 654). Напечат. въ изд. 1808 г., ч. IV, IV. [2] Здѣсь въ рукописи подстрочное примѣчанiе: «Хоровъ сихъ музыка, съ перемѣною словъ, взята, перваго изъ оперы Лорета, втораго — изъ оперы Добрый солдатъ (Хераскова), третьяго — изъ ...


Драматические произведения | Родственное празднество на брачное воспоминание князя Александра Алексеевича и княгини Нлнны Никитишны Вяземских (авторская редакция)

... (Томъ II, стр. 654). Напечат. въ изд. 1808 г., ч. IV, IV. [2] Здѣсь въ рукописи подстрочное примѣчанiе: «Хоровъ сихъ музыка, съ перемѣною словъ, взята, перваго изъ оперы Лорета, втораго — изъ оперы Добрый солдатъ (Хераскова), третьяго — изъ ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере порфирородного отрока

... старыхъ дубовъ. Въ ближайшей изъ нихъ виситъ съ огнемъ лампада. Нѣсколько скамей и арфъ. Сквозь шумъ пороговъ и бушующаго лѣса слышны изрѣдка звуки арфъ. Музыка соображается видимымъ предметамъ. Со стороны выходятъ барды, не менѣе пяти. ПЕРВЫЙ БАРДЪ Бурлива нощь! ВТОРОЙ А вѣтръ часъ отъ часу крѣпчаетъ ТРЕТIЙ Луна ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере порфирородного отрока (вариант 1808-1816гг)

... старыхъ дубовъ. Въ ближайшей изъ нихъ виситъ съ огнемъ лампада. Нѣсколько скамей и арфъ. Сквозь шумъ пороговъ и бушующаго лѣса слышны изрѣдка звуки арфъ. Музыка соображается видимымъ предметамъ. Со стороны выходятъ Барды, не менѣе пяти. ПЕРВЫЙ БАРДЪ Бурлива нощь! ВТОРОЙ А вѣтръ часъ отъ часу крѣпчаетъ. ТРЕТIЙ. Луна ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере порфирородного отрока (авторская редакция)

... старыхъ дубовъ. Въ ближайшей изъ нихъ виситъ съ огнемъ лампада. Нѣсколько скамей и арфъ. Сквозь шумъ пороговъ и бушующаго лѣса слышны изрѣдка звуки арфъ. Музыка соображается видимымъ предметамъ. Со стороны выходятъ барды, не менѣе пяти. ПЕРВЫЙ БАРДЪ Бурлива нощь! ВТОРОЙ А вѣтръ часъ отъ часу крѣпчаетъ ТРЕТIЙ Луна ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна

... прiиметъ, Какъ отъ весеннихъ зарь Дыханье ароматно. Да склабятся прiятно, Какъ съ сладкаго сота Червленныя уста. МАРIАМНА Уныло пѣнiе душѣ моей природно. Музыка тихая льетъ сладость въ сердце томно. Въ спокойствiи себ подобнымъ вижу я, Какъ токъ, по бурѣ, спитъ при гласѣ соловья. Я примирилася. Тоска духъ не тревожитъ ...


Драматические произведения | Атабалибо

... къ персямъ, а воины и кацики копьями ударяютъ въ щиты въ знакъ согласiя.)   ЯВЛЕНIЕ III Тѣ же, Пизаръ, де Кастро и Фернандъ съ отрядомъ войскъ, подъ громомъ тамбуровъ и музыки, вступаютъ въ храмъ, становятся въ противоположности Перуанъ, которые имъ на одной сторонѣ уступаютъ мѣсто. Гуака и Капиллана садятся по одной, а Пизаръ и де Кастро по другой въ креслы. Фернандъ ...


Драматические произведения | Тит

... ! одно лишь слово. ВИТЕЛЛIЯ Прости. СЕКСТЪ Постой, — но признаюсь, Что я медленiю причиной; Но днесь, внемлите клятвы вновь, О боги! сдѣлаю, что хочешь. (Музыка переходитъ въ дуэтъ; въ продолженiе риторнеля Вителлiя возвращается назадъ и, лаская его, обнимаетъ). ДУЭТЪ СЕКСТЪ Требуй, вели, рѣшаюсь, Властвуй надъ моей душой. Ты жизнь ...


Драматические произведения | Кутерьма от Кондратьев (вариант 1808-1816гг)

...  послышалось: туръ съ панталонами. ВѢРИНЬКА. (Къ Кондр. Садов.) Тебѣ я велѣла вязъ съ повилицой. 2й КОНДРАТIЙ. Нѣтъ, бысъ съ скрыпицей. ПАШИНЬКА. (Къ Кондр. Музык.) Тебѣ рогъ съ барабаномъ. 3й КОНДРАТIЙ. Нѣтъ, мохъ съ тюльпаномъ. МИЛОВИДОВА. (Кондратьямъ.) Какая чертовщина? — Да кто изъ васъ первый, кто ... . КОНДРАТIЙ. (Садов.) Второй я Кондратiй, Мой вязъ съ повилицой.   // 326   ВѢРИНЬКА. Нѣтъ очень не кстати: Твой басъ со скрыпицой. КОНДРАТIЙ. (Музык.) Я третiй Кондратiй, Мой рогъ съ барабаномъ. ПАШИНЬКА. Не долженъ ты лгати, Твой мохъ со тюльпаномъ. БАРЫШНИ И КОНДРАТЬИ. (Всѣ вообще.) Мой туръ съ панталоны, Туръ ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна (авторская редакция)

... весеннихъ зарь Благоуханьи ароматны, И, склабяся, прiятны упружняя усты Пьïотъ соты красоты.   Марiамна Уныло пѣнiе душѣ моей природно, Музыка тихая льетъ сладость въ сердцѣ томно. Въ спокойствьи днесь себя подобномъ вижу я, Какъ токъ по бурѣ спитъ, внимая соловья. Я помирилася. Тоска ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы

... , воспричинствовавшее благоденствiе Имперiи и донынѣ существующее, не было зрѣлищемъ скучнымъ и мрачнымъ, подобно трагедiи: то украсилъ я его великолѣпiемъ, свойственнымъ операмъ[1], придавъ ему разныя декорацiи, музыку, танцы и даже виды самаго волшебства. Но чтобъ съ другой стороны оно не потеряло въ семъ блескѣ принадлежащей ему героической важности и силы, то нѣкоторымъ лицамъ далъ ...  IХ Роща становится по прежнему. Освѣщение и всѣ являвшiяся существа исчезаютъ, а токмо сiяетъ вдали замокъ и слышна музыка. Палицынъ показывается изъ-за деревъ съ трубою въ рукахъ. ПАЛИЦЫНЪ (Одинъ.) И здѣсь его ужъ нѣтъ! Но, чу! гремитъ музыка, Ликуетъ юность средь забавъ своихъ, прiятствъ; Полки въ слезахъ, а вождь между прелестницъ лика: О роскошь ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (вариант 1808-1816гг)

... благоденствiе Имперiи и до нынѣ существующее, не было зрѣлищемъ скучнымъ и мрачнымъ, подобно трагедiи: то украсилъ я его великолѣпiемъ, свойственнымъ операмъ, придавъ ему разныя декорацiи, музыку, танцы и даже виды самаго волшебства. Но чтобъ съ другой стороны оно не потеряло въ семъ блескѣ принадлежащей ему героической важности и силы: то нѣкоторымъ лицамъ ... Польскимъ маршемъ.)   // 277   ЯВЛЕНIЕ IХ. Роща становится по прежнему. Освѣщение и всѣ являвшiяся существа исчезаютъ, а токмо сiяетъ вдали замокъ и слышна музыка. — Палицынъ показывается изъ за деревъ съ трубою въ рукахъ. ПАЛИЦЫНЪ, (одинъ.) И здѣсь его ужъ нѣтъ! Но, чу! гремитъ ... музыка, Ликуетъ юность средь забавъ своихъ, прiятствъ; Полки въ слезахъ, а вождь между прелестницъ лика: О роскошь! О развратъ! Сколь пало вами царствъ. (Уходитъ паки въ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (авторская редакция)

... , воспричинствовавшее благоденствiе Имперiи и донынѣ существующее, не было зрѣлищемъ скучнымъ и мрачнымъ, подобно трагедiи: то украсилъ я его великолѣпiемъ, свойственнымъ операмъ[1], придавъ ему разныя декорацiи, музыку, танцы и даже виды самаго волшебства. Но чтобъ съ другой стороны оно не потеряло въ семъ блескѣ принадлежащей ему героической важности и силы, то нѣкоторымъ лицамъ далъ ... ;IХ Роща становится по прежнему. Освѣщение и всѣ полубожества исчезаютъ, а токмо сiяетъ вдали замокъ и слышна музыка. Палицынъ показывается изъ-за деревъ съ трубою въ рукахъ. ПАЛИЦЫНЪ (Одинъ.) И здѣсь его ужъ нѣтъ! Но, чу! гремитъ музыка, Ликуетъ юность средь забавъ своихъ, прiятствъ; Полки въ слезахъ, а вождь между прелестницъ лика: О роскошь ...


Драматические произведения | Батмендий

... самъ вездѣ смотритъ и самъ работаетъ; такъ и безъ насъ обойдется: я пойду къ Судоправу. (Уходитъ.)   ЯВЛЕНIЕ III Соышенъ гласъ трубъ, литавръ и барабана, музыка играетъ маршъ СИНБАЛДА Вотъ уже Полканъ и приближается. (Отходитъ къ сторонѣ.)   ЯВЛЕНIЕ IV Полканъ и Ураза въ воинскомъ платьѣ на великолѣпной колесницѣ, которую, вмѣсто зонтика ... чиновники несутъ бунчуги и значки непрiятельскiе съ обороченною внизъ луною. Воинство Полканово шествуетъ по шатру вдоль лагеря четырьмя каре, между которыми въ промежуткахъ знамена и музыка. Коленсица останавливается въ срединѣ, а каре — два у оркестра, а другiя два въ глуби театра. Полканъ копьемъ даетъ знакъ воинству, которое вдругъ по обѣимъ сторонамъ ... составляетъ двѣ линiи. Музыка умолкаетъ, плѣнники преклоняютъ головы свои, и бунчуги повергаются къ колесницѣ, съ которой Полканъ и Ураза сходятъ. ПОЛКАНЪ Тебѣ, несравненная героиня, долженъ я толь славными побѣдами ...


Драматические произведения | Грозный, или покорение Казани

... сiи появились сперва въ Венецiи и въ Италiи, а потомъ и въ прочихъ европейскихъ городахъ; при могущественныхъ государяхъ знатно преобразовались, или, лучше сказать, усовершенствовались какъ разнообразiемъ музыки, такъ и великолѣпными, частыми и нмогими украсительными перемѣнами театральныхъ представленiй, чего въ древности почти не было. Тогда довольно было одного или нѣсколькихъ только видовъ ... достоинство большой героической оперы есть чудесные вымыслы поэзiи, не смотря на невѣроятность ихъ или несходство съ природою, — очарованiе взора живописью и зодчествомъ, слуха музыкой и пѣнiемъ, вообще же ума и сердца самыми даже науками, согласно дѣйствующими къ единой трогательной, нравственной или забавной цѣли, которую предызбираетъ себѣ сочинитель. Дабы ... , едва челюстями зiяющiй и хвостомъ шевелящiй. Османъ и Эмира, къ стѣнамъ прикованные въ противоположныхъ пещерахъ, она за ступою, а онъ за жерновами. Сумбека изъ прямолинейнаго ущелья выглядываетъ. Музыка соображается предметамъ.   НИГРИНЪ (Печально.) Сафагирея конь крылатый, О мой Зилантъ, любезный другъ! Стальночешуйныя царемъ россiйскимъ латы Пробиты сквозь твои. Ты кровью ...


Драматические произведения | Добрыня

... ; СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ СЪ МУЗЫКОЮ въ пяти дѣйствiяхъ ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ВЛАДИМIРЪ, великiй князь кiевскiй СИЛОУМЪ, первый его бояринъ ДОБРЫНЯ, богатырь, новгородскiй, сродник Владимiра ПРЕЛѢПА, княжна изборская ... удаляются; а на мѣстѣ ихъ по прежнему полукружiемъ смыкаются русскiя и татарскiя войска, по срединѣ коихъ, между Владимiромъ и Горынычемъ, Силоумъ предлагаетъ договоръ, котораго окончательныя слова музыка повторяетъ речитативомъ. СИЛОУМЪ «Избрать вамъ рыцарей сперва между собою, И имъ велѣть вступить единоборствомъ въ бой». ВЛАДИМIРЪ Изрядно ТУГАРИНЪ Ну, ладно ... вдали видны градскiя стѣны, а изъ верхнихъ выглядываютъ нянюшки и мамушки. При окончанiи нижеслѣдующаго хора входитъ Владимиръ съ рындами и придворными. ХОРЪ ДЕВИЦЪ (Безъ музыки.) Что по гриднѣ князь, Что по свѣтлой князь, Наше солнышко Владимiръ князь похаживаетъ; Что соколiй глазъ, Молодецкiй глазъ, Какъ на пташечекъ, младыхъ дѣвицъ ... , и ведутъ во внутренность храма и, съ пѣнiемъ обводя нѣсколько разъ вкругъ алтаря, ставятъ ихъ на колѣна по обѣимъ сторонамъ онаго. ХОРЪ ЖРЕЦОВЪ (Тихими басами безъ музыки.) Внемли, печальная Прелѣпа, Какъ смерти гласъ тебя зоветъ; Скрышъ слушай адскаго заклепа, Который въ мракъ тебя запретъ. Законы правосудья строги Пролить ...


Драматические произведения | Добрыня (авторская редакция)

... образом сделана лишь часть текста (по начало 5-го явления 3-го действия), далее в тексте восстановлены лишь выпущенные Гротом реплики и ремарки.   ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ СЪ МУЗЫКОЮ, въ пяти дѣйствiяхъ. ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ВЛАДИМИРЪ, великiй князь кiевскiй СИЛОУМЪ, перьвый его бояринъ ДОБРЫНЯ, богатырь,[1] новгородскiй, сродникъ Владимира ПРЕЛѢПА ... ;ихъ по прежнему полукружiемъ смыкаются русскiе и татарскiе войски, по срединѣ коихъ, между Владимиромъ и Горыничемъ, Силоумъ предлагаетъ договоръ, котораго окончательныя слова музыка повторяетъ речитативомъ[145]. СИЛОУМЪ «Избрать вамъ рыцарей сперва между собой, И имъ велѣть вступить единоборствомъ въ бой». ВЛАДИМИРЪ Изрядно[146 ... вдали видны градскiя стѣны, а изъ верхнихъ выглядываютъ нянюшки и мамушки. При окончанiи нижеслѣдующаго хора входитъ Владимиръ съ рындами и придворными. ХОРЪ ДЕВИЦЪ (Безъ музыки.) Что по гриднѣ князь, Что по свѣтлой князь, Наше солнышко Владимiръ князь похаживаетъ; Что соколiй глазъ, Молодецкiй глазъ, Какъ на пташечекъ, младыхъ дѣвицъ ... , и ведутъ во внутренность храма и, съ пѣнiемъ обводя нѣсколько разъ вкругъ алтаря, ставятъ ихъ на колѣна по обѣимъ сторонамъ онаго. ХОРЪ ЖРЕЦОВЪ (Тихими басами безъ музыки.) Внемли, печальная Прелѣпа, Какъ смерти гласъ тебя зоветъ; Скрышъ слушай адскаго заклепа, Который въ мракъ тебя запретъ. Законы правосудья строги Пролить ...


Эпистолярное наследие | преосв. Евгений

... опредѣленнаго числа стиховъ, у Пиндара нѣтъ почти постояннаго правила просодіи. У него сплошь перемѣшиваются разнаго рода стихи. Это потому, что у греческихъ лириковъ музыка и пѣніе управляли просодіею. А почему называется строфа, антистрофа и эподъ, думаю, вамъ извѣстно. Сводилъ я съ оригиналомъ и переводъ вашъ первой ... многіе и Французскіе называютъ Оперу чудовищемъ лирическимъ, не похожимъ ни на что въ природѣ. NВ 3. Жаль только, что Прачь[35] на вкусъ Европейской музыки всѣ наши старинныя пѣсни размѣрилъ на ровные такты. Сіе[36] нестерпимо. Наипаче въ протяжныхъ пѣсняхъ, которыя суть почти вообще речитативы по подобію Греческой ... поющаго сіи пѣсни не по такту, а съ времянною вытяжкою многихъ слоговъ они чувствительнѣе, нежели какъ можно пѣть ихъ по нотамъ Прачевымъ. Тактовая музыка какъ и равностопная Европейская поезія утомительны единообразіемъ. А разнообразіемъ стопъ въ Греческой и Латинской поезіи удобнѣе изображаются и различный страсти и дѣйствія. Напримѣръ, ... искусный пѣвецъ съ вытяжкою всѣхъ разливовъ голоса и съ речитативнымъ иногда ускореніемъ, то что можетъ быть умилительнѣе сего пѣнія? Тутъ видна точная Греческая древняя музыка сопровождавшая піитовъ. NВ 4. Напрасно вы относите къ пѣснямъ древнія рускія стихотворенія Ключарева…[37]. NВ 5. Не Тредьяковскій у насъ первый пѣсенникъ ... всѣхъ Гораціанскихъ мѣръ. Они всѣ приноровлены были къ Римскому и Греческому Тоническому языку и къ древней речитативной музыкѣ, а на новыхъ Европейскихъ языкахъ никакой красоты, ни музыки они не могутъ имѣть. Даже и мы хотя имѣемъ Тонической языкъ, но у насъ въ каждомъ словѣ одинъ только долгой слогъ. А Греки и Римляне имѣли ... нужны, то любопытнѣе были бы ноты Пиндаровой оды и Месомедова Гимна, отъ меня вамъ сообщенный. Это единственные, до насъ дошедшіе остатки древней Греческой музыки. Но имъ приличное мѣсто пропущено уже въ началѣ вашего Трактата. Когда будете его перепечатывать, то можно помѣстить и Греческія и сіи Трубадурскія. Прочее ...


Эпистолярное наследие | Дмитриев И. И.

... : Когда кричитъ куликъ, Что кто великъ, великъ, Его такъ слышенъ крикъ ‒ Будто шумитъ голикъ! Для грома имени Петрова Слаба музыка куликова[30]; Но пусть по своему взываетъ всяка плоть: Великъ, великъ Господь! // С. 57     По второй матеріи на отвѣтъ вашъ я не согласенъ; а примѣчаніе мое ... . Ея нѣтъ въ извѣстнѣйшихъ собраніяхъ рукописей. [63] Вѣстникъ Европы, который издавался Каченовскимъ съ 1805 по 1807. [64] Изданіе Буле. [65] Торжество Александра, или сила музыки. Эта же кантата была переведена послѣ В. А. Жуковскимъ подъ названіемъ: Пиршество Александра, или сила гармоніи (М. Дмитріевъ). [66]  ...


Эпистолярное наследие | Капнист В. В.

... быть потому, что никто не проситъ о томъ; ибо теперь вкусъ здѣсь ‒ на шуточныя оперы, которыя украшены волшебными декораціями и утѣшаютъ болѣе глаза и музыкою слухъ, нежели умъ. Изъ нихъ одну, Русалкой называемую, представляли почти всю зиму безпрерывно и теперь представляютъ, но не такъ какъ прежде ... въ 3-хъ дѣйствіяхъ; это переводъ или передѣлка съ нѣмецкаго; первыя 3 части переводилъ Н. Краснопольскій. Части 2-ая и 3-я перепечатаны въ 1816-1817, а 4-ая въ первый разъ напеч. 1816. Музыка Кауера и Давыдова (См. Смирд. Роспись). [66] См. № 953. [67] Вѣроятно, о новомъ изданіи ихъ; но, сколько намъ извѣстно, послѣ 4-го изд.  ...


Эпистолярное наследие | Капнист С. В.

... поудержаться, пока привезутъ ее изъ чужихъ краевъ, тѣмъ паче, что теперь ненужна, ибо мои здѣшнія музы, сколь ни сличали оперу Титово милосердіе, съ музыкою, съ печатною тою оперою, но на ладъ не пошло; то и нужно прежде въ томъ удостовѣриться, годится ли мои переводъ на русскіи языкъ[18] и могутъ ли быть слова удобно пѣты ... найти у кого изъ музыкантовъ ту оперу, которая у Парасковьи Николаевны (Львовой же), нѣмецкая съ италіянскимъ переводомъ; а ежели не найдетъ, тогда отселѣ пришлю Парасковьи Николаевны; и когда съ музыкой слажена будетъ, тогда доставьте ко мнѣ для переписки набѣло; а для того и бумагу тогда уже припасите. Пожалуй потрудись сыскать въ библіотекѣ моей, во второмъ ...


Эпистолярное наследие | Дьяков Н. Я.

997. Отъ Н. Я. Дьякова. Москва, марта 1808. М. г., Г. Р. Мальчика, назначеннаго отъ васъ, видѣли: онъ играетъ на клавесинахъ, на арфѣ и поетъ, и довольно знаетъ музыку, но всѣ сіи знанія могутъ быть употребляемы по нуждѣ, когда только лучшаго мальчика нѣту; онъ можетъ сдѣлаться и самъ лучшимъ и потомъ получить и болѣе познанія со временемъ, когда еще поучится у хорошихъ мастеровъ; способностей много къ музыкѣ, но еще молодъ, слѣдовательно знать много не можетъ, а притомъ и то принять, что учился не у хорошихъ учителей[1]. ‒ Цѣна 50 р., чему я и испугался, и далѣе входить не сталъ. Если господинъ убавитъ спеси, и потому цѣны, я тогда васъ увѣдомлю, а между тѣмъ и еще съ большею основательностію достоинства мальчика узнáю. Сердечно васъ объемлю и остаюсь съ глубочайшимъ почтеніемъ и проч. Николай Дьяковъ. ――――   [1] Ср. № 900.


Эпистолярное наследие | Нестеров А. Я.

... , — и когда бы кто изъ старшинъ Общества отнесся ко мнѣ о томъ: то я бы послѣднія истощилъ силы сдѣлать благородному сословію угодное, съ тѣмъ однако, чтобъ музыка была на оныя сдѣлана русскимъ художникомъ и чтобъ по всякій годъ въ Екатерининъ день онѣ были пѣты въ Собраніи[2]. Впрочемъ, дабы не отнесено было это къ моему ...


Литературно-филологические труды | Рассуждение о лирической поэзии или об оде 1811—1815

... ). Объ этой книгѣ и авторѣ ея см. Т. III, стр. 13 и 744. Державинъ переводилъ конечно съ нѣмецкаго. *** Древняя еврейская торжественная инструментальная музыка описана въ 1-й книгѣ Паралипоменовъ, гл. 13 и 15, и во 2-й кн. Царствъ, гл. 6. У Давида было учреждено въ храмѣ 288  ... разнообразности, чудесности, безпрестанныхъ перемѣнъ и самой чрезъестественности въ отношеніи природы. Для сего необходимы не токмо всѣ художества, но и многія науки: Поэзія, Зодчество, Музыка, Живопись, Перспектива, Механика, Химія, Оптика, Гимнастика и самая Философія для познанія и   * Зюльцеръ въ словарѣ «О словесныхъ наукахъ» ... и облекать ихъ въ сердечныя чувствованія, — къ сочиненію оперы не годится. Не позаимствуютъ отъ него ни выразительности, ни пріятности лицедѣй и уставщикъ музыки. Сочинитель оперъ непремѣнно долженъ знать ихъ дарованія и примѣняться къ нимъ, или они къ нему, дабы во всѣхъ частяхъ оперы соблюдена была гармонія. Комическій ... ноты ре начинающіяся, соотвѣтствуютъ греческому дорійскому напѣву, съ ми фригійскому, съ соль еолійскому и проч. — Слово Тріодь не относится къ знаменованію музыки, но къ числу поемыхъ трехъ ирмосовъ. А октоихъ есть только собраніе стиховъ Iоанна Дамаскина расположенныхъ по осми тонамъ музыкальной октавы. — Демественникъ ... образомъ и стопосложныя свои пѣсни. Европейскія стопы и такты единообразіемъ своихъ разстановокъ утомительны[v] для вольнаго слуха, и стѣсняютъ даже воспареніе не только музыки, но и самой поэзіи. Истинная красота есть подражаніе природы: а одномѣрнымъ стопамъ и тактамъ ничего нѣтъ подобнаго въ природѣ. Симъ то разнообразіемъ ... и при Соломонѣ: смотр. 2. книг. Паралипом. гл. 5, и 8, и 9, и 29. Оно возобновлено и во времена Нееміи, смотр. Нееміи гл. 12. Такая хоральная музыка едва ли была даже у древнихъ Грековъ и Римлянъ при ихъ торжествахъ. — Чтобы первымъ христіанамъ нравилось больше еврейское пѣніе, того сказать ...


Литературно-филологические труды | Идиллия, сочиненная в Александровском на случай маскерада, бывшаго в 1778 году июля 18 дня 1778

... одеждахъ и лицахъ, но всѣ единою пріязнію къ тебѣ собранные, у тебя веселящіеся, со днемъ десятилѣтняго твоего супружества тебя поздравляли, чтó видѣлъ я, о Вяземская! Подъ согласіемъ музыки, едва лишь лѣтній вечеръ сталъ одѣвать синевою небо, едва лишь началися пляски и послѣ дневнаго жара вѣтры стали дуть прохладнѣе, незапно ...


Литературно-филологические труды | Объявление в Ведомостях. (Об открытии в Тамбове театра)

... и Екатерины Второй. Все то, что таланты и искусство здѣшняго края произвести были въ состояніи, то есть изобрѣтеніе пролога, театральныя украшенія и перемѣны, механика, вокальная и инструментальная музыка, живопись, стихотворство и возглашеніе обоего пола дѣйствователей благородныхъ, а паче усердіе изъявить наилучшимъ образомъ благодарность виновницѣ благъ, представилось многимъ здѣшнимъ жителямъ новымъ ...


Драматические произведения | ЗАПИСКА ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ВСЕМ ПРОИЗШЕСТВИЕВ И ПОДЛИННЫХ ДЕЛ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЕ ЖИЗНЬ Гаврилы Романовича Державина.

... жалованiя изъ Приказа Общественнаго призрѣнія къ получаемому имъ изъ Разсправы, велѣлъ учредить пѣвческій классъ по воскресеньямъ для охотниковъ, то тотчасъ и загремѣла по городу вокальная музыка. Забавно и пріятно видѣть, когда слышишь вдругъ человѣкъ 400 дѣтей, смотрящихъ на одну черную доску и тянущихъ одну ноту. А какъ и другія науки ... надпись: Торжествуемъ приходъ своего благотворителя. На картинѣ, посвященной императрицѣ, было надписано: Тебя мы не боимся. [134] 51)Прологъ въ одномъ дѣйствiи съ музыкою, на открытiе въ Тамбовѣ театра и народнаго училища, представленный благороднымъ обществомъ въ день тозоименитства императрицы Екатерины II, на театрѣ въ домѣ губернатора Державина 1786 Ноября ... ужиться; надобно искать причину въ себѣ самомъ. Онъ горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. И ne doit pas etre trop content de ma conversation». «Велѣно выдать не полученное имъ жалованье, а гр. Безбородка прибавилъ въ указѣ, чтобъ и впредь производить оное до опредѣленія къ мѣсту» ...