Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 51

Лирика | Праздник воспитанниц девичьего монастыря

<Праздник воспитанниц девичьяго монастыря // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 2: Стихотворения, ч. 2: [1797—1808 гг.]: с рис., найденными в рукописях поэта. — 1865. С. 77—89> 1797. XII. ПРАЗДНИКЪ ВОСПИТАННИЦЪ ДѢВИЧЬЯГО МОНАСТЫРЯ[1]. __ ‎Если бъ умъ какой чудесный Столь возвыситься возмогъ, Чтобъ, проникнувъ сводъ небесный, Въ горнiй возлетѣлъ чертогъ, И средь тучъ тамъ бирюзовыхъ,   // 77   Будто множество зарницъ, Бѣлокурыхъ, чернобровыхъ,   // 78   Мирiады свѣтлыхъ лицъ, Въ ризахъ блещущихъ, эѳирныхъ, Видѣлъ Ангеловъ небесъ; Съ ихъ агатныхъ иль сафирных Черпалъ бы восторгъ очесъ; Красоты ихъ лучъ небесной Изумлялъ бы слабый взоръ; Ихъ гармонiи прелестной Тихiй, умиленный хоръ, Громкихъ арфъ и лиръ бряцанье Нѣжно трогали бы слухъ; Райскихъ древъ благоуханье Сладко упояло духъ; Видѣлъ бы, чтò очи тлѣнны Не возмогутъ созерцать, И внималъа, чтò уши бренны Неудобны въ слухъ внимать; Слышалъ, Серафимовъ хоры Какъ Царя царей поютъ, Какъ вперенные ихъ взоры Свѣтъ съ Него и радость пьютъ: Тотъ возмогъ бы, по сравненью Сихъ божественныхъ чудесъ, Живо описать къ видѣнью Росскихъ мысленныхъ очесъ, Какъ полсвѣта повелитель И его любезный домъ, Павелъ посѣщалъ обитель. Юныхъ дѣвъ священный сонмъ; Какъ онѣ его встрѣчали, Будто бога иль отца;   // 79   Пѣньемъ души восхищали, А красою всѣхъ сердца.   ‎Или, если бы рожденье На водахъ кто зрѣлъ весны И ея въ лучахъ явленье Изъ кристальныя волны; Съ холма кинувъ быстро око На прекрасный Волги брегъ, Гдѣ, разлившися широко И склоняя свѣтлый бѣгъ На Каспiйско мореб сткляно, Злачныхъ горъ она въ тѣни, Море гладко, златордяно Представляетъ въ ясны дни; Тамъ бы на песчаныхъ стогнах Зрѣлъ пернатыхъ онъ стада[2], & ...


Лирика | Арфа

<Арфа // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 2: Стихотворения, ч. 2: [1797—1808 гг.]: с рис., найденными в рукописях поэта. — 1865. С. 189—192> 1798. АРФА[1]. __ ‎Не въ лѣтнiй ль знойный деньа прохладный вѣтерокъ Въ легчайшемъ снѣ на грудь мою прiятно дуетъ? Не въ злакѣ ли журчитъ хрустальный ручеекъб? Иль милая въ тѣнив древесъ меня цѣлуетъ?   // 189   Нѣтъ! арфу слышу я: ея волшебный звукъг, На розахъ дремлющiй, согласьемъ тихоструннымъ Какъ эхо мнѣ вдали щекочетъд нѣжно слухъ, Иль шумомъ будитъ вдругъ вблизи меня перуннымъ[2].   // 190   Такъ ты, подруга Музъ, лiешь мнѣ твой восторгъ Подъ быстроюе рукой играющей хариты, Когда ея чело вѣнчаетъ вкуса богъ И улыбаются любовiю ланиты.   Какъ весело внимать, когда съ тобой онаж Поетъ про родину, отечество драгое, И возвѣщаетъ мнѣ, какъ тамъ цвѣтетъ весна, Какъ время катится въ Казани золотое!   О колыбель моихъ первоначальныхъ дней[3], Невинности моей и юности обитель! Когда я освѣщусь опять твоей зарей И твой по прежнему всегдашнiй буду житель?   ‎Когда наслѣдственны стада я буду зрѣтьз, Васъ, дубы камскiе[4], отъ времени почтенны, По Волгѣ между селъ на парусахъ летѣть И гробы обнимать родителейи священны[5]?   // 191   Звучи, о арфа, ты все о Казани мнѣі! Звучи, какъ Павелъ въ ней явился благодатенъ[6]! Мила намъ добра вѣсть о нашей сторонѣ[i]: Отечества и дымък намъ сладокъ и прiятенъ[7]. а Не въ лѣтній ль жаркій день… (Рукоп.). — Не лѣта ль въ знойный день… (1799, Аон.). б Иль межъ цвѣтовъ журчитъ кристальный ручеекъ (Рукоп.). (Въ Аонидахъ редакція этого стиха уже измѣнена, но съ сохраненіемъ слова кристальный). в Не милая ль въ тѣни& ...


Лирика | Геба

I. ГЕБА[1]. 1809. Изъ опаловаго неба                                         1. Co Олимпа высоты, Вижу, идетъ юна Геба, Лучезарны красоты! Изъ сосуда льетъ златаго Въ чашу злату снѣдь Орлу.   Зоблетъ молній царь, пернатыхъ               2. Пукъ держа въ когтяхъ громовъ, Вѣтръ съ раменъ его крылатыхъ Вкругъ шумитъ межъ облаковъ. Черно-пламенныя очи Мещетъ Геба на него. // С. 1   И улыбкою Авроры                                        3. Бранный умягчая духъ, Музъ его клоня на хоры[2] Нѣжимый, палимый слухъ, Вьетъ Орелъ гнѣздо на лонѣ, Оперяются птенцы!   Что таинственна картина?                            4. Что явленье дѣвы сей? По челу — Екатерина, По очамъ — огнь Павловъ в ней; По душѣ она — Марiя, Александръ, Елисаветъ.   Так, она ему сестрою,                                     5. Искреннiй ея бывъ другъ, Будетъ вѣрности душою To творить, что и супруг[3], И, царю служа полсвѣта[4], Будетъ подданныхъ примѣръ. О изящна добродѣтель, О великихъ образъ женъ, Кто, быть могши самъ владѣтель, Но ставъ волей униженъ, // С. 2   Явилъ, выше царской власти[5], Духъ отечеству служить!   ...


Лирика | Оды, переведенныя и сочиненныя при горе Читалагае

... истины исчезаетъ весь блескъ проходящей красоты вашей. Нѣтъ на свѣтѣ ничего надежнаго, даже и самыя наивеличайшія царства суть игралище непостоянства. 12. Познàемъ слѣпоту нашу, предразсужденія наши и наши слабости: тогда все кажущееся великимъ будетъ куча бездѣлицъ. Вознесемся на небеса и ниспустимъ отъ величественной высоты оной ...


Лирика | Ода на ласкательство

... истины исчезаетъ весь блескъ проходящей красоты вашей. Нѣтъ на свѣтѣ ничего надежнаго, даже и самыя наивеличайшія царства суть игралище непостоянства. 12. Познàемъ слѣпоту нашу, предразсужденія наши и наши слабости: тогда все кажущееся великимъ будетъ куча бездѣлицъ. Вознесемся на небеса и ниспустимъ отъ величественной высоты оной ...


Лирика | Ода на ласкательство

... истины исчезаетъ весь блескъ проходящей красоты вашей. Нѣтъ на свѣтѣ ничего надежнаго, даже и самыя наивеличайшія царства суть игралище непостоянства. 12. Познàемъ слѣпоту нашу, предразсужденія наши и наши слабости: тогда все кажущееся великимъ будетъ куча бездѣлицъ. Вознесемся на небеса и ниспустимъ отъ величественной высоты оной ...


Лирика | Ода на порицание

... истины исчезаетъ весь блескъ проходящей красоты вашей. Нѣтъ на свѣтѣ ничего надежнаго, даже и самыя наивеличайшія царства суть игралище непостоянства. 12. Познàемъ слѣпоту нашу, предразсужденія наши и наши слабости: тогда все кажущееся великимъ будетъ куча бездѣлицъ. Вознесемся на небеса и ниспустимъ отъ величественной высоты оной ...


Лирика | Ода на постоянство

... истины исчезаетъ весь блескъ проходящей красоты вашей. Нѣтъ на свѣтѣ ничего надежнаго, даже и самыя наивеличайшія царства суть игралище непостоянства. 12. Познàемъ слѣпоту нашу, предразсужденія наши и наши слабости: тогда все кажущееся великимъ будетъ куча бездѣлицъ. Вознесемся на небеса и ниспустимъ отъ величественной высоты оной ...


Лирика | Ода к Мовтерпию

... истины исчезаетъ весь блескъ проходящей красоты вашей. Нѣтъ на свѣтѣ ничего надежнаго, даже и самыя наивеличайшія царства суть игралище непостоянства. 12. Познàемъ слѣпоту нашу, предразсужденія наши и наши слабости: тогда все кажущееся великимъ будетъ куча бездѣлицъ. Вознесемся на небеса и ниспустимъ отъ величественной высоты оной ...


Лирика | Ода на великость

... истины исчезаетъ весь блескъ проходящей красоты вашей. Нѣтъ на свѣтѣ ничего надежнаго, даже и самыя наивеличайшія царства суть игралище непостоянства. 12. Познàемъ слѣпоту нашу, предразсужденія наши и наши слабости: тогда все кажущееся великимъ будетъ куча бездѣлицъ. Вознесемся на небеса и ниспустимъ отъ величественной высоты оной ...


Лирика | Ода на знатность

... истины исчезаетъ весь блескъ проходящей красоты вашей. Нѣтъ на свѣтѣ ничего надежнаго, даже и самыя наивеличайшія царства суть игралище непостоянства. 12. Познàемъ слѣпоту нашу, предразсужденія наши и наши слабости: тогда все кажущееся великимъ будетъ куча бездѣлицъ. Вознесемся на небеса и ниспустимъ отъ величественной высоты оной ...


Лирика | Ода на смерть генерал-аншефа Бибикова

... истины исчезаетъ весь блескъ проходящей красоты вашей. Нѣтъ на свѣтѣ ничего надежнаго, даже и самыя наивеличайшія царства суть игралище непостоянства. 12. Познàемъ слѣпоту нашу, предразсужденія наши и наши слабости: тогда все кажущееся великимъ будетъ куча бездѣлицъ. Вознесемся на небеса и ниспустимъ отъ величественной высоты оной ...


Лирика | Ода на день рождения ея величества…

... истины исчезаетъ весь блескъ проходящей красоты вашей. Нѣтъ на свѣтѣ ничего надежнаго, даже и самыя наивеличайшія царства суть игралище непостоянства. 12. Познàемъ слѣпоту нашу, предразсужденія наши и наши слабости: тогда все кажущееся великимъ будетъ куча бездѣлицъ. Вознесемся на небеса и ниспустимъ отъ величественной высоты оной ...


Биография | ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Губернаторъ въ Петрозаводске и в Тамбове(1784—1788)

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ГУБЕРНАТОРЪ ВЪ ПЕТРОЗАВОДСКѢ И ВЪ ТАМБОВѢ. (1784—1788.) //357 1.      НАЗНАЧЕНIЕ ОЛОНЕЦКИМЪ ГУБЕРНАТОРОМЪ. ОТПУСКЪ. Еще до оставленія службы при князѣ Вяземскомъ, Державинъ мечталъ о губернаторствѣ, особенно на своей родинѣ, въ Казанской губерніи. Былъ слухъ, что занимавшій тамъ эту должность генералъ-майоръ Иванъ Андреевичъ Татищевъ выходитъ въ отставку, и Державинъ мѣтилъ на его мѣсто, вѣроятно обнадеженный Безбородкой, что будетъ рекомендованъ на первую губернаторскую вакансію. Но самъ онъ все еще не получалъ увольненія, и въ началѣ 1784 года жаловался въ письмѣ къ Львову, что Вяземскій не выпускаетъ отъ себя доклада: «итакъ», говорилъ онъ, «я сталъ какъ ракъ на мели — нивъ службѣ, ни въ отставкѣ». Наконецъ, 15-го февраля, онъ былъ уволенъ съ чиномъ дѣйствительнаго статскаго совѣтника, a 22-го мая послѣдовалъ указъ: «Всемилостивѣйше повелѣваемъ дѣйствительному статскому совѣтнику Державину отправлять должность правителя Олонецкаго намѣстничества». Назначеніе поэта, гонимаго Вяземскимъ, въ губернаторы, было знаменательно: оно доказывало, что императрица, несмотря на силу генералъ-прокурора въ дѣлахъ его обширнаго и сложнаго вѣдомства, не подчинялась его вліянію въ вопросахъ, до него не касавшихся. Напечатанная въСобесѣдникѣ челобитная Фонъ-Визина отъ имени русскихъ писателей о притѣсненіи ихъ вельможами не осталась безъ дѣйствія. Екатерина, будучи сама писательницей, очень хорошо понимала, что литературный талантъ самъ по себѣ не можеть мѣшать служебной или общественной дѣятельности. При разсмотрѣніи жизни Державина //358 естественно представляется вопросъ: можетъ ли поэтъ, вообще литераторъ, быть годнымъ чиновникомъ или государственнымъ человѣкомъ? Вопросъ этотъ на практикѣ разрѣшенъ въ положительномъ смыслѣ многими замѣчательными дѣятелями. He говоря о нѣкоторыхъ примѣрахъ тому, бывшихъ y насъ въ Россіи, напр. Кантемирѣ, Дмитріевѣ, графѣ Уваровѣ, ...


Биография | ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16. ЗАКЛЮЧЕНIЕ.   Намъ остается собрать разбросанныя въ трудѣ нашемъ черты личности и таланта Державина, чтобы представить по возможности цѣльный образъ его, какъ человѣка, общественнаго деятеля и поэта. Если принять въ соображенiе время, когда онъ родился, и обстоятельства, посреди которыхъ развивался, то нельзя не при­знать его замѣчательнымъ и необыкновеннымъ явленiемъ въ исторіи русскаго общества. Послѣ глубокаго нравственнаго паде­нiя въ той растлѣвающей средѣ, где ему пришлось прожить большую часть молодости, онъ внезапно возстаетъ изъ грязи по­рока съ твердымъ намѣренiемъ вступить на путь правды и че- // 1022 сти[1239], и этотъ важный шагъ дѣлается началомъ всѣхъ послѣдую­щихъ успеховъ его. Припоминая его семейныя, служебныя и общественныя отношенія, всякiй безпристрастяый наблюдатель отдастъ ему справедливость какъ доброму сыну и родственнику, какъ человѣколюбивому начальнику и помѣщику, вообще какъ христiанину, всегда расположенному дѣлать добро; при чемъ из­лишняя довѣрчивость и необыкновенное добродушiе часто бывали причиною, что самъ онъ становился жертвой обмана. Къ государственной службеѣ Державинъ имѣлъ несомнѣнныя способности. Объ этомъ достаточно свидѣтельствуютъ быстрота и легкость, съ какими онъ, перейдя съ военнаго поприща на гражданское, усвоилъ себѣ основательное знакомство съ зако­нами и дѣлопроизводствомъ. Но для вполнѣ успешной дѣятель­ности въ этой сферѣ ему недоставало многаго: прежде всего не­доставало ему спокойствія духа, самообладанiя и терпенiя; не было у него также благоразумнаго умѣнья уживаться съ людьми, примѣняться къ обстоятельствамъ, къ характеру, взглядамъ и поведенiю другихъ, быть ловкимъ и гибкимъ, хотя бы для вернѣйшаго достиженiя своихъ цѣлей. Оттого-то онъ ни въ одной должности не могъ утвердиться прочно и отовсюду принужденъ былъ удаляться въ слѣдствiе ссоръ съ поставленными надъ нимъ властями или съ сослуживцами. Но эти ссоры происходили не отъ строптивости въ его ...


Биография | ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Суд. Оправдание и возвышение (1789—1796)

... искать причины въ себѣ самомъ. Онъ // 580  горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. Il ne doit pas être trop content de ma conversation». Затѣмъ въ днекинкѣ Храповицкаго писано: «Велѣновыдать не полученное имъ жалованье, а графъ Безбородко прибавилъ въ указѣ, чтобы и впредь производить оное до опредѣленія ...


Биография | ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Положение в отставке (1803—1816)

... ;чему, эти переговоры остались безъ послѣдствiй. Есть рукописное извѣстiе, что въ память Державина было какое-то собранiе въ Москвѣ; но достоверное сведенiе мы имѣ­емъ только о состоявшемся въ Казани торжественномъ заседа­нiи тамошняго «Общества любителей отечественной словесности», къ которому поэтъ съ 1815 года принадлежалъ въ качествѣ ...


Драматические произведения | Торжество восшествия на Престол Императрицы Екатерины II

<Торжество восшествия на Престол Императрицы Екатерины II// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ТОРЖЕСТВО ВОСШЕСТВIЯ НА ПРЕСТОЛЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II, ОТПРАВЛЕННОЕ ВЪ ТАМБОВЪ ГУБЕРНАТОРОМЪ ДЕРЖАВИНЫМЪ ВЪ ЕГО ДОМѣ 1786 года 28 июня   ОСОБЫ, СОСТАВЛЯВШIЯ КАДРИЛЬ И ХОРЫ (большею частию дѣти). ХОРЪ Яковъ Ивановичъ Беклемишевъ. Лаврентiй Семеновичъ Журавченко. Иванъ Петровичъ Ивановъ. Анна Николаевна Прасковьч Николаевна         }              Свѣчины Надежда Николаевна Княжна Катерина Ивановна Давыдова КАДРИЛЬ Иванъ Михайловичъ Ушаковъ Елисавета Антоновна Аничкова Александръ Антоновичъ Аничковъ Надежда Матвѣевна Булдакова Михайла Николаевичъ Кормилицынъ Катерина Степановна Беклемишева Николай Дмитрiевичъ Хвощинскiй Фiона Ивановна Комсина Николай Степановичъ Беклемишевъ Софья Дмитрiевна Хвощинская Александръ Николаевичъ Свѣчинъ Евпраксiя Николаевна Сатина Борисъ Дмитрiевичъ Хвощинскiй Елена Николаевна Охлебинина Корнилiй Андреевич Ниловъ Елисавета Андреевна Алѣева Сергѣй Николаевичъ Охлебининъ Анна Никитишна Салькова Романъ θедоровичъ фонъ-Мелинъ Елисавета θедоровна Макшѣева Викторъ Ивановичъ Комсинъ Катерина Прохоровна Ерина Александръ Петровичъ Чевелевъ Каролина θедоровна фонъ-Мелина Стихи въ хорѣ соображены были съ музыкою г-на Паизiэлло*.   ТОРЖЕСТВО ВОСШЕСТВIЯ НА ПРЕСТОЛЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II[1] Въ древнiя времена въ Аѳинахъ былъ обычай составлять торжество богинѣ Минервѣ, страну Аттическую покровительствовавшей. Оно установлено было для поощрения къ добродѣтели и отправлялось слѣдующимъ порядкомъ: по принесенiи въ храмѣжертвъ, главный жрецъ выводилъ на народную площадь сонмъ молодыхъ ...


Драматические произведения | Торжество восшествия на Престол Императрицы Екатерины II (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 1-3 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым.   ТОРЖЕСТВО ВОСШЕСТВIЯ НА ПРЕСТОЛЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II, ОТПРАВЛЕННОЕ ВЪ ТАМБОВЪ ГУБЕРНАТОРОМЪ ДЕРЖАВИНЫМЪ ВЪ ЕГО ДОМѣ 1786 года 28 июня   ОСОБЫ, СОСТАВЛЯЮЩIЯ КАДРИЛЬ И ХОРЫ (большею частию дѣти). ХОРЪ Яковъ Ивановичъ Беклемишевъ. Лаврентiй Семеновичъ Журавченко. Иванъ Петровичъ Ивановъ. Анна Николаевна Прасковьч Николаевна           }           Свѣчины Надежда Николаевна Княжна Катерина Ивановна Давыдова КАДРИЛЬ Иванъ Михайловичъ Ушаковъ Елисавета Антоновна Аничкова Александръ Антоновичъ Аничковъ Надежда Матвѣевна Булдакова Михайла Николаевичъ Кормилицынъ Катерина Степановна Беклемишева Николай Дмитрiевичъ Хвощинскiй Фiона Ивановна Комсина Николай Степановичъ Беклемишевъ Софья Дмитрiевна Хвощинская Александръ Николаевичъ Свѣчинъ Евпраксiя Николаевна Сатина Борисъ Дмитрiевичъ Хвощинскiй Елена Николаевна Охлебинина Корнилiй Андреевич Ниловъ Елисавета Андреевна Алѣева Сергѣй Николаевичъ Охлебининъ Анна Никитишна Салькова Романъ θедоровичъ фонъ-Мелинъ Елисавета θедоровна Макшѣева Викторъ Ивановичъ Комсинъ Катерина Прохоровна Ерина Александръ Петровичъ Чевелевъ Каролина θедоровна фонъ-Мелина Стихи въ хорѣ соображены были съ музыкою г-на Пiазелли*.   ТОРЖЕСТВО ВОСШЕСТВIЯ НА ПРЕСТОЛЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II[1] Въ древнiя времена въ Аѳинахъ былъ обычай составлять торжество богинѣ Минервѣ, страну Аттическую покровительствовавшей. Оно установлено было для поощрения къ добродѣтели и отправлялось слѣдующимъ порядкомъ: по принесенiи въ храмѣжертвъ, главный жрецъ выводилъ на народную площадь сонмъ молодыхъ ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере Любви

< Пролог аллегорический на рождение в севере любви // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >         ПРОЛОГЪ АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ на РОЖДЕНIЕ ВЪ СѢВЕРѢ ЛЮБВИ въ одномъ действiи 1799 ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: Любовь Жрицы Юноши Дѣвы Народъ Дѣйствiе происходитъ въ Сѣверѣ   ПРОЛОГЪ НА РОЖДЕНIЕ ВЪ СѢВЕРѢ ЛЮБВИ[1]   Театръ представляетъ на разсвѣтѣ лѣсъ, покрытый инеемъ. Въ срединѣ лѣса купа дубовъ, подъ которыми семь жрецовъ сидятъ въ бѣломъ одѣянiи. Предъ ними алтарь. Вдали видны каменныя скалы съ висящими съ нихъ оледенѣлыми источниками. Музыка соображается съ дикой, замерзлой природой, сливаясь съ шумомъ вѣтра. ХОРЪ ЖРЕЦОВЪ (Тихiй, унылый, безъ музыки, изъ теноровъ и басовъ составленный.) Долго ль, инеемъ покрытый, Будетъ сей ужасенъ лѣсъ? Свѣтлы дни уже забыты, Видимъ въ стужѣ гнѣвъ небесъ! ЖРЕЦЪ (Теноромъ поющiй, приступая къ алтарю, поставляетъ предъ нимъ жертвенный треножникъ, покрытый бмлымъ полотномъ.) Съ первымъ бы цвѣткомъ явиться Къ намъ должна была весна; Но земля безплодна зрится, Холодомъ умерщвлена[2]. ВТОРОЙ ЖРЕЦЪ (Старшiй, басомъ поющiй, снимаетъ съ треножника покрывало.) Часто покрываетъ мглою Блески своего чела, Чтобъ съ сугубой красотою Послѣ возсiять могла. ХОРЪ ЖРЕЦОВЪ (Съ музыкою, возставъ и приближаясь къ алтарю.) Принесемъ же мы моленье Благодѣтельнымъ богамъ, Чтобъ твое произреченье Скоро совершилось намъ. ТРИ ЖРЕЦА (Старшiй и два младшiе, съ музыкою.) Боги! наши голоса Да коснутся неба свода! Озарите небеса, И воскреснетъ вся природа! ХОРЪ ЖРЕЦОВЪ (Безъ музыки.) Чада! чада! къ намъ идите И мольбы соедините. (Показывается народъ, юноши и дѣвицы.) ХОРЪ ОБЩИЙ (Съ музыкою.) (Народъ, жрецы, юноши и дѣвицы.) О небо! преклонись къ моленьямъ Ты сокрушенныхъ нашихъ душъ. Весна, приди — и ...


Драматические произведения | Кутерьма от Кондратьев

< КУТЕРЬМА ОТ КОНДРАТЬЕВ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   КУТЕРЬМА ОТЪ КОНДРАТЬЕВЪ ДѢТСКАЯ КОМЕДIЯ въ одномъ дѣйствiи, съ хорами 1806   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: МИЛОВИДОВА, гостья, сестра хозяйки. КОЛДУНЬЯ, старуха въ маскѣ. ВАРЕНЬКА, ВѢРЕНЬКА, ПАШЕНЬКА — малолѣтныя дочери г-жи Миловидовой 1-й КОНДРАТIЙ (камердинеръ), 2-й КОНДРАТIЙ (садовникъ), 3-й КОНДРАТIЙ (музыкантъ) — служители θЕДОСЬЯ, служанка дому. Дѣйствие въ сельцѣ Званкѣ   КУТЕРЬМА ОТЪ КОНДРАТЬЕВЪ1 ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ гостиную комнату; столъ съ самоваромъ и чайнымъ приборомъ. Миловидова въ покоевомъ платьѣ, и волосы у нея нѣсколько смяты. Варенька, Вѣренька и Пашенька, обнявшись между собою, выходятъ за нею.   МИЛОВИДОВА (Смотря на часы.) Почти четыре часа, — позаспались немного. Ну поскорѣе, дѣти, напьемся чаю: мнѣ недосугъ. Сестра бѣдная давича за столомъ позахворала. У ней мужъ именинникъ: будутъ на вечеръ гости; а коли ей полегче станетъ, то будетъ ужинъ и бвлъ; итакъ она поручила мнѣ за себя похозяйничать. Надобно кое-что приказать изготовить для праздника. (Разливаетъ чай.) ВАРЕНЬКА Ахъ, праздникъ, маменька! — Какъ же я рада! ВѢРЕНЬКА Ахъ, праздникъ, праздникъ! То-то потанцуемъ! ПАШЕНЬКА Попрыгаемъ, попляшемъ! ВѢРЕНЬКА По-цыгански, по-русски. ВАРЕНЬКА Казачка, вальсенъ. ПАШЕНЬКА (Подбодрившись.) И савоярку. ВСѢ ТРИ ВМѢСТѢ Какъ намъ весело! (Прыгаютъ и бьютъ въ ладоши.) МИЛОВИДОВА Тише, тише! не разбудите тетеньку. ВСѢ ТРИ (Бросаясь къ матери и цѣлуя у ней руку.) Какъ же быть, милая маменька? Намъ весело, очень весело! (Продолжаютъ прыгать.) МИЛОВИДОВА Дурочки! успѣете навеселиться; веселье хорошо во-время. — Рано пташечка запѣла, чтобы кошечка не съѣла. ВѢРЕНЬКА Какъ, рано? ВАРЕНЬКА Что за ...


Драматические произведения | Кутерьма от Кондратьев (авторская редакция)

  По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 126-136 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым. Правка текста отражена в подстрочных примечаниях (отдельные фрагменты выделены синим).   КУТЕРЬМА ОТЪ КОНДРАТЬЕВЪ ДѢТСКАЯ КОМЕДIЯ въ одномъ дѣйствiи, съ хорами 1806   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: Г-жа МИЛОВИДОВА, гостья, сестра хозяйки. КОЛДУНЬЯ, старуха въ маскѣ. ВАРИНЬКА, ВѢРИНЬКА, ПАШИНЬКА — малолѣтныя дочери г-жи Миловидовой 1-й КАНДРАТЕЙ (камердинеръ), 2-й КАНДРАТЕЙ (садовникъ), 3-й КАНДРАТЕЙ (музыкантъ) — служители ФЕДОСЬЯ, служанка дому. Дѣйствие въ сельцѣ Званкѣ[1]   КУТЕРЬМА ОТЪ КОНДРАТЬЕВЪ1 ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ гостиную комнату; столъ съ самоваромъ и чайнымъ приборомъ. Миловидова въ покоевомъ платьѣ, несколько смяты волосы. Варинька, Вѣринька и Пашинька, обнявшись между собою, выходятъ за нею.   МИЛОВИДОВА (Смотря на часы.) Почти четыре часа, — позаспались немного. Ну поскорѣя, дѣти, напьемтесь чаю: мнѣ недосугъ. Сестра бѣдная давеча за столомъ[2] позахворала. У неïо мужъ имянинникъ: будутъ на вечеръ гости; а коли ей полегче станетъ, то будетъ[3] ужинъ и балъ; то поручила мнѣ за себя похозяйничать. Надобно кое-что приказать домашнимъ изготовить для праздника. (Разливаетъ чай.) ВАРИНЬКА Ахъ, праздникъ, маминька! — Какъ же я рада! ВѢРИНЬКА Ахъ, праздникъ, праздникъ! То-то потанцуемъ[4]! ПАШИНЬКА Попрыгаемъ, попляшемъ! ВѢРИНЬКА По-цыгански, по-русски[5]. ВѢРИНЬКА Казачка, вальсенъ. ПАШЕНЬКА (Подбодрившись.) И савоярку. ВСѢ ТРИ ВМѢСТѢ Какъ намъ весело! (Прыгаютъ и бьютъ въ ладоши.) МИЛОВИДОВА Тише, тише! не разбудите тïотиньку. ВСѢ ТРИ (Бросаясь къ матери и цѣлуя у ней руку.) Какъ же быть, милая маминька? Намъ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (вариант 1808-1816гг)

<Пожарский, или освобождение Москвы // Сочинения Державина: [в 5 ч.] — СПб.: в типографии Шнора, 1808—1816. Ч. 4. С. 213—306.>   VIII. ПОЖАРСКОЙ, или ОСВОБОЖДЕНIЕ МОСКВЫ, ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ въ четырехъ дѣйствiяхъ съ хорами и речитативами. ______   // 213   КЪ ЧИТАТЕЛЮ. Нужнымъ почитаю предувѣдомить, что, желая посредствомъ театра оживить въ памяти любезнаго Отечества моего то знаменитое героическое произшествiе, въ которомъ всѣ состоянiя его соучаствовали, и стяжавъ себѣ безсмертную честь и славу, показали истинную великость духа Россiянъ, — каковую въ нынѣшнiя времена въ подобномъ случаѣ нѣкоторые народы и ихъ вожди напрасно, кажется, себѣ присвояютъ, — взялъ я характеры дѣйствующихъ лицъ, (дабы тѣмъ зрѣлище удостовѣрительнѣе казалось,) изъ самыхъ дѣянiй, бытописанiями и преданiями намъ свидѣтельствуемыхъ. — Любопытный благоволитъ прочесть Ядро Россiйской Исторiи и прочiя лѣтописи: то увидитъ, правильно ли мною извлечены изъ самыхъ дѣлъ характеры. — По истинѣ: когда Пожарскiй, пренебрегши свое спокойствiе и не смотря на раны свои, въ смутное время принялъ на себя главное предводительство собраннаго войска, — не поступилъ по догдашнимъ обычаямъ жестоко со злодѣями, на убивство его покушавшимися, — не прельстился богатствомъ бояръ, изъ осажденной Москвы имъ выпущенныхъ; — не обходился съ плѣнниками сурово, какъ другiе, которые ихъ имѣнiе ограбили, а самихъ лишили жизни;   // 215   не принялъ короны, отъ народа ему поднесенной, какъ нѣкоторые иностранные писатели и всѣ обстоятельства утверждаютъ, а возложилъ ее на наслѣдника по крови царской, учредя Монархическое правленiе: — то не былъ ли онъ Герой вышшей степени, человѣкъ самый добродѣтельный, великiй, каковымъ мало Исторiя представляетъ, и каковымъ я его представляю, придавъ ему ...


Драматические произведения | Счастливый горбун

< СЧАСТЛИВЫЙ ГОРБУН // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   НАЧАЛО ОПЕРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ ГОРБУНЪ»* ДѢЙСТВIЕ I ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ великолѣпную царскую палату, въ которой Царь-добрый человѣкъ возсѣдаетъ на престолѣ для правосудiя своего народа. Совѣтъ его составляющiе бояре сидятъ по обѣ стороны престола. За ними предстоятъ во множествѣ придворные и стража съ алебардами. Кругомъ, на хорахъ, мусикiйскiе лики. ХОРЪ Какъ полный мѣсяцъ среди звѣздъ На голубомъ небесъ пространствѣ Обширность освѣщаетъ мѣсть: Царь — добрый человѣкъ въ убранствѣ Такъ здѣсь среди бояръ сидитъ, Сердца народа веселитъ, Всѣхъ гонитъ мракъ, рѣшитъ всѣхъ прю. О, слава доброму царю! ЦАРЬ Провозгласи, бирючъ, страны моей народу, Что видѣлъ я себя даю теперь свободу. БИРЮЧЪ (трубитъ и потомъ возглашаетъ). Слушай, народъ православный! я кличу кличь по повелѣнiю царскому. Кто хочетъ видѣть пресвѣтлыя его очи, слышать его слова медоточныя и видѣть его милость, судъ и правду, — ступайте, бѣгите: двери всѣмъ къ нему отверзты! ЯВЛЕНIЕ II Съ обѣихъ сторонъ выходятъ челобитчики разнаго состоянiя, богатые и убогiе, старые и младые, здоровые и увѣчные, имѣя на головахъ своихъ грамотки, и кланяются. ХОРЪ Видя въ тебѣ отца втораго, Бьемъ челомъ до лица земнаго. Слезы отри ты изъ глазъ; Выслушай, выслушай насъ. ЦАРЬ Гой еси, милый мой дядька Синбалда И вѣрный мой слуга Личарда! Просьбы ихъ примите И мнѣ ихъ разскажите. (Дядька Синбалда и слуга Личарда, стоявшiе по обѣимъ сторонамъ совѣта, выходятъ на середину, и каждый съ своей стороны отбираетъ прошенiя у челобитчиковъ, становится предъ царемъ и совѣтомъ.) * Въ рукописи къ заглавiю прибавлены слова: «опера въ пяти дѣйствiяхъ». Эта пьеса была задумана Державинымъ въ подражанiе повѣсти ...


Драматические произведения | Тит

<Тит// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ИЗ ОПЕРЫ «ТИТЪ»* ДѢЙСТВIЕ I ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ чертогъ Вителлiи. Вителлiя идетъ скоро, за ней Секстъ ВИТЕЛЛIЯ Умолкни, Секстъ, прошу тебя: Доколь одно и то жъ мнѣ слышать? Давно ужъ знаю наизусть, Что Лентулъ въ заговоръ вписался, Что изготовлено ужъ все, И Капитолия какъ вспыхнетъ, Низвержется съ престола Титъ. СЕКСТЪ ВителлIя! … ВИТЕЛЛIЯ Ужель хотите Вы съ Беренисой допустить Бракъ императора столь слаба, И должно ль, Римляне, мнѣ ждать, Поколѣ иностранка сядетъ На тронъ, отъятый у меня? О стыдъ! а васъ зовутъ мужами: Зачѣмъ же медлите? скажи. СЕКСТЪ Ахъ, Зевсъ! — ВИТЕЛЛIЯ Вздыхаешь, лишь вздыхаешь! СЕКСТЪ Любезная! какъ можешь ты Надъ нашимъ мужествомъ смѣяться, Пожертвовать желая тѣмъ, Отца отечества въ комъ видимъ, Кто благодѣтель нашъ и другъ? О! приведи себѣ на память Красотъ, величiя, добротъ И полна доблестьми героя, Котораго вся жизнь соборъ Дѣянiй славныхъ, благородныхъ: Такъ, такъ, заслугамъ ли воздать Онъ мнитъ, — его сокровищъ мало! Карать ли преступленье, — онъ До тѣхъ поръ жалостливъ и медленъ, Покуда чѣмъ не извинитъ, И словомъ, день пропадшимъ числитъ, Не сдѣлалъ если онъ добра. ВИТЕЛЛIЯ Прочь отъ меня! Врага смертельна Хвалить въ глаза мнѣ, милый Секстъ! Забылъ ли ты, что онъ на тронѣ, Его отцомъ у моего Похищенномъ, сидитъ коварно? Или не знаешь и того, Какъ онъ манилъ меня, лаская, До тѣхъ поръ (признаюсь теперь), Что я его почти любила; А тутъ-то Беренису вдругъ Онъ, вызвавъ изъ угла вселенной, Мнѣ смѣетъ нынѣ предпочесть, — Римлянкѣ древней, благородной, Дочь императора презря. СЕКСТЪ Сама ты знаешь: Берениса Прiѣхала безъ зва, безъ встрѣчъ. ВИТЕЛЛIЯ Такъ какъ и то, что сей лукавецъ Намедня слезы ...


Драматические произведения | Фемистокл

< ФЕМИСТОКЛ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ОТРЫВКИ   ИЗ ОПЕРЫ «ФЕМИСТОКЛЪ»* ДѢЙСТВIЕ III ЯВЛЕНIЕ XI Ксерксъ, Аспазiя, Неоклъ, Роксана, Лизимахъ, Өемистоклъ и Севастъ подъ присмотромъ** КСЕРКСЪ И такъ ты, Өемистоклъ, рѣшился Быть другомъ наконецъ моимъ? Приди, — да царь тебя обниметъ (хочетъ обнять). ӨЕМИСТОКЛЪ (удаляясь съ почтенiемъ). Постой. КСЕРКСЪ Зачѣмъ? ӨЕМИСТОКЛЪ Не смѣю я, Да прежде учинюсь достойнымъ. КСЕРКСЪ Священна чаша предстоитъ, На жертвенникМ ужъ готова: Желанну мнѣ присягу дай, И бѣдства Грековъ да начнутся. ӨЕМИСТОКЛЪ Изыдь изъ заблужденья, Ксерксъ; Я слово далъ придти, — не клясться. КСЕРКСЪ Но ты… ӨЕМИСТОКЛЪ Внемли, о государь! И вы, стоящи съ Лизимахомъ! Всѣ купно Өемистокла рѣчь: Рокъ непрiязненный доводитъ Меня неблагодарнымъ быть Или предателемъ отчизны; Изъ золъ сихъ выберу ль одно? Нѣтъ! Смерть отъ нихъ спасти лишь можетъ. Жизнь наша есть небесный даръ, И состоитъ онъ въ нашей волѣ: Путь мною избранный есть — гробъ. ЛИЗИМАХЪ (про себя). Что слышу! КСЕРКСЪ (тоже). О превѣчны боги! ӨЕМИСТОКЛЪ (вынимая изъ-за пазухи ядъ). Вотъ въ ссылкѣ вѣрный спутникъ мой. Онъ въ чашѣ все свершитъ священной. О божества всѣхъ думъ моихъ! Ты, вѣрность сердца, благодарность, Въ сей вольной жертвѣ будьте мнѣ Вездѣ вы соприсущны славой. АСПАЗIЯ (про себя). Кончаюсь. КСЕРКСЪ (также). Въ идумленьи я! ӨЕМИСТОКЛЪ Увѣрь, о Лизимахъ! Аѳины, Мой другъ, ты въ вѣрности моей И испроси благоволенье Ихъ къ праху моему; а я Прощаю ихъ въ моемъ изгнаньи И въ бѣдствахъ, кои снесъ отъ нихъ, Коль тамъ моя гробница будетъ, Гдѣ прежде колыбель была. А ты, царь, не раскаявайся Въ благодѣянiяхъ твоихъ. Ты возданъ будешь удивленьемъ За нихъ потомства; я же, какъ Ужъ ...


Драматические произведения | Эсфирь

<ЭСӨИРЬ// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ИЗЪ ОПЕРЫ «ЭСӨИРЬ»* ДѢЙСТВIЕ III ЯВЛЕНIЕ VII Ассуръ, Эсѳирь, Мардохей, Гаiй, Өомарь, дѣвы, евнухи и царедворцы АССУРЪ (обнимая Мардохея). О, небесамъ любезный смертный! Подпора трона, честь моя! Какимъ обязанъ я признаньемъ. И благодарностью тебѣ, Что, жизнь и скиптръ мнѣ сохраняя, Прогналъ ты мглу съ очей моихъ, Коварствомъ вкругъ меня лежавшу; Что дѣву милу, какъ Эсѳирь, Ты воспиталъ мнѣ, возлелѣялъ, Котора славу и блаженство Мое составить можетъ ввѣкъ. О, такъ! великимъ хоть я чтуся Побѣдой Франковъ, Сирiянъ; Но внутреннихъ враговъ побѣда Сильнѣйшимъ дѣлаетъ царя; А благонравная супруга Смиренною ея душой Свѣтлѣе всѣхъ ему вѣнцовъ. МАРДОХЕЙ Благополучнѣе считаться Она должна всѣхъ въ свѣтѣ женъ, Что сдѣлалась благоугодной Столь сердцу мудраго царя; А паче, коль она на милость Его приклонитъ спасть нашъ родъ. АССУРЪ (взявъ скпиптръ и прикасаясь имъ къ Эсѳири). Да предковъ жезлъ сей мой священный Законовъ силою отдастъ Тебѣ не только безопасность, Но и всему народу жизнь, Права, свободу, какъ и Персамъ, И да цвѣтетъ Юдея такъ, При Кирѣ какъ цвѣла она. МАРДОХЕЙ (упадая въ ноги). Нѣтъ словъ изречь благодаренье… АССУРЪ (поднимая Мардохея). Возстань! та мзда еще мала, Коль вѣрный рабъ благословится; Но царь довѣренность свою Да дѣлитъ съ нимъ на самомъ дѣлѣ, Давъ власть счастливыми творить (отдаетъ Мардохею скиптръ). Вотъ скиптръ, будь соправитель царства Мнѣ моего, — какъ былъ Аманъ. МАРДОХЕЙ (не принимая скиптра). Нѣтъ, царь! владѣй ты имъ съ царицей, Да будетъ тайною тебѣ Она помощницей, подпорой, Прибѣжище сиротъ и вдовъ, Невинныхъ щитъ и притѣсненныхъ И общая народа мать. АССУРЪ Совѣтъ твой мудрый я прiемлю: Да соцаритъ со мной Эсѳирь. ЭСФИРЬ ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере Любви (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ф. 247, т. 25, лл. 214-218. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым. Правка текста отражена в подстрочных примечаниях. Также внесены некоторые изменения по другой рукописи РНБ, а именно ОЛДП, F. 103/2, лл. 29-33 об. (они касаются в основном ремарок, выделены оранжевым цветом и всегда специально оговариваются).     ПРОЛОГЪ. АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ на РОЖДЕНIЕ НА СЕВЕРѢ ЛЮБВИ въ одномъ действiи 1799 ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: Любовь. Жрецы. Юноши. Дѣвы. Народъ. Дѣйствiе происходитъ въ Сѣверѣ   ПРОЛОГЪ НА РОЖДЕНIЕ ВЪ СѢВЕРѢ ЛЮБВИ[1]   Театръ представляетъ на разсвѣтѣ лѣсъ,[2] покрытый инѣемъ. Въ средине лѣса противъ заднихъ кулисъ купа дубовъ, подъ которыми сидятъ семь жрецовъ сидятъ въ бѣломъ одѣянiи. Предъ ними алтарь. Некоторыя заднiя боковыя кулисы изображаютъ каменныя скалы и на нихъ оледенелыя источники. Музыка сообразуется съ дикой, замерзлой природѣ, сливаясь съ шумомъ вѣтра. ХОРЪ ЖРЕЦОВЪ (Тихiй, и унылый, безъ музыки, изъ теноровъ и басовъ составленный.) Долго ль,[3] инеемъ покрытый,[4] Будетъ сей ужасенъ лѣсъ? Лучезарныи дни уже забыты,[5] Видимъ въ мразахъ гневъ нѣбесъ![6] ЖРЕЦЪ   ОДИНЪ ГОЛОСЪ (Теноръ – поющiй жрецъ приступаетъ къ олтарю, и поставляетъ предъ нимъ жертвенный трѣножникъ, покрытый бѣлымъ полотномъ.) Съ первымъ къ намъ цвѣткомъ явиться[7] Ужъ давнобъ должна была вѣсна; Но земля безъ пладна зрится, Холодомъ умерщвлена[8]. ВТОРОЙ ЖРЕЦЪ   ОДИНЪ ГОЛОСЪ (Басъ – старшiй жрецъ, снимая съ треножника покрывало.) Часто покрываетъ мглою Блески своего чѣла, ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере порфирородного отрока

< Пролог аллегорический на рождение в севере порфирородного отрака // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > ПРОЛОГЪ на РОЖДЕНIЕ ВЪ СѢВЕРѢ ПОРФИРОРОДНАГО ОТРОКА почерпнутый изъ древняго варяго-русскаго баснословiя 1799 ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: Рюрикъ, великiй князь новгородскiй, родоначальникъ монарховъ русскихъ, происшедшiй отъ сѣвернаго бога Одина. Эдвинда, его супруга. Зничъ, или Май. Зимцерла, или Весна, его супруга. Лель, или Купидонъ, ихъ сынъ. Валки, небесныя двы, или Грацiи. Жрецы, богослужители; Барды, пѣснопѣвцы — первые отличаются на главахъ вѣнцами. Дажъ-богъ, духъ, покровитель Сѣвера. Огняны, Вѣтряны, Моряны, Земляны — духи, повѣлевающие стихiямъ, то есть: Саламандры, Сильфы, Наяды и Гномы. Богъ Одинъ и прочие; Боги и герои сѣверные — пирующiе въ Валкалѣ, или въ раѣ храбрыхъ Дагоды, или Зефиры; Кикиморы, или Мечты; Русалки, или Нимфы рѣчныя — безъ рѣчей. Дѣйствiе въ Старой Ладогѣ, на мѣстѣ, гдѣ былъ домъ Рюриковъ.   ПРОЛОГЪ НА РОЖДЕНIЕ ПОРФИРОРОДНАГО ОТРОКА[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ лунную ночь и рощу на берегу рѣки Волхова. Нѣсколько купъ старыхъ дубовъ. Въ ближайшей изъ нихъ виситъ съ огнемъ лампада. Нѣсколько скамей и арфъ. Сквозь шумъ пороговъ и бушующаго лѣса слышны изрѣдка звуки арфъ. Музыка соображается видимымъ предметамъ. Со стороны выходятъ барды, не менѣе пяти. ПЕРВЫЙ БАРДЪ Бурлива нощь! ВТОРОЙ А вѣтръ часъ отъ часу крѣпчаетъ ТРЕТIЙ Луна сквозь тучъ едва на Волховѣ сверкаетъ, И слышенъ громъ вдали. (Луна покрывается облаками, и ближится громъ.) ПЕРВЫЙ Во кущу поспѣшимъ Утреневать богамъ. (Въ сiе время спускается на облакѣ Дажъ-богъ.) ЯВЛЕНIЕ II Тѣ же и Дажъ-богъ ДАЖЪ-БОГЪ (Не видя жрецовъ.) О роща, гдѣ Одинъ И Рюрикъ сѣверный съ Эдвинжой воспѣваемъ! Жилище бардовъ, ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере порфирородного отрока (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 34-41 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым.   ПРОЛОГЪ на РОЖДЕНIЕ ВЪ СѢВЕРѢ ПОРФИРОРОДНАГО ОТРОКА почерпнутый изъ древняго варяго-русскаго баснословiя въ трехъ дѣйствiяхъ. 1799 ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: Рюрикъ, великiй князь новгородскiй, родоначальникъ монарховъ русскихъ, происшедшiй отъ сѣвернаго бога Одина. Эдвинда, его супруга. Зничъ, или Май. Зимцерла, или Весна, его супруга. Лель, или Купидонъ, ихъ сынъ. Валки, небесныя двы, или Грацiи. Жрецы, богослужители; Барды, пѣснопѣвцы — первые отличаются на главахъ вѣнцами. Дажъ-богъ, духъ, покровитель Сѣвера. Огняны, Вѣтряны, Моряны, Земляны — духи, повѣлевающие стихiямъ, то есть: Саламандры, Сильфы, Сирены и Гномы. Богъ Одинъ и прочие;[1] Боги и герои сѣверные — пирующiе въ Валкалѣ, или въ раѣ храбрыхъ; Дагоды, или Зефиры; Кикиморы, или Мечты; Русалки, или Нимфы рѣчныя — безъ речей. Дѣйствiе происходитъ въ Старой Ладогѣ, на мѣстѣ, гдѣ былъ домъ Рюриковъ.   ПРОЛОГЪ НА РОЖДЕНIЕ ПОРФИРОРОДНАГО ОТРОКА[2] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ лунную ночь и рощу на берегу рѣки Волхова. Нѣсколько купъ старыхъ дубовъ. Въ ближайшей изъ нихъ виситъ съ огнемъ лампада. Нѣсколько скамей и арфъ. Сквозь шумъ пороговъ и бушующаго лѣса слышны изрѣдка звуки арфъ. Музыка соображается видимымъ предметамъ. Со стороны выходятъ барды, не менѣе пяти. ПЕРВЫЙ БАРДЪ Бурлива нощь! ВТОРОЙ А вѣтръ часъ отъ часу крѣпчаетъ ТРЕТIЙ Луна сквозь тучъ едва на Волховѣ сверкаетъ, И слышенъ громъ вдали. (Луна покрывается облаками, и ближится громъ.) ПЕРВЫЙ Во кущу поспѣшимъ Утреневать богамъ. (Въ сiе время спускается на облакѣ Дажъ-богъ.) ЯВЛЕНIЕ II Тѣ же и Дажъ-богъ ДАЖЪ-БОГЪ (Не видя жрецовъ.) О роща, гдѣ Одинъ И ...


Драматические произведения | Зельмира

<Зельмира// Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ИЗЪ ТРАГЕДIИ «ЗЕЛЬМИРА»* ДѢЙСТВIЕ II ЯВЛЕНIЕ I Антеноръ, Рамнесъ, воины ѳракiйскiе и лесбосскiе; а Зельмира и Эмма въ отдаленiи АНТЕНОРЪ За смерть Азорову благодарю я вамъ, Что вы хотите мстить, и тучная богамъ Предъ алтаремъ отъ васъ что принесется жертва, Когда повергнете цареубiйцу мертва. На подвигъ сей вамъ вождъ въ Рамнесѣ избранъ мной (указывая на Рамнеса). Пусть кровь преступника течетъ его рукой. Онъ храбръ, премудръ, сего достоинъ права. Отмщать за смерть царя ему прилична слава. Пойдемъ миновника преслѣдовать и мы, Насъ боги просвѣтятъ средь сей ужасной тмы. (Уходитъ съ послѣдователями. Зельмира и Эмма появляются и, глядя на всѣ стороны:) ЗЕЛЬМИРА Храмъ затворенъ вокругъ, и всѣ стремятся къ граду. Я стерегла его какъ пристань и ограду. Ужъ нѣтъ здѣсь никого. Благодарю богов, Что отъ отеческихъ укрылася враговъ. Ахъ! если бъ, вопреки всѣхъ нашихъ уклоненiй, Кто насъ изъ воиновъ узрѣлъ здѣсь въ сокровеньи? Но добродѣтельный насъ спасъ бы Антеноръ. (Даетъ знакъ рукою Эммѣ, чтобъ надзирала около, а сама, отворивъ гробницу, возглашаетъ:) Родитель мой! яви изъ мрачности твой взоръ. (Про себя:) Я разскажу ему все днешне приключенье. ЯВЛЕНIЕ II Зельмира и Полидоръ ЗЕЛЬМИРА Надежды раздѣли со мной хотя мгновенье. Тотъ Антеноръ, кото ты сердце чтилъ и умъ, Не помрачилъ и днесь своихъ изящныхъ думъ. Отъ царскаго вѣнца отказываясь нынѣ, Желаетъ зрѣть его на юномъ моемъ сынѣ. Суди же ты о немъ, какъ будетъ восхищенъ, Когда узнаетъ то, что мною ты спасенъ. Благоволишь ли, чтобъ во время столь смятенно Повѣрила ему я жребiй нашъ. ПОЛИДОРЪ Безбѣдно. Въ немъ упованiе мы можемъ полагать; Онъ первый мнѣ открылъ, что умышлялъ твой братъ; Но самъ, къ несчастiю, узналъ о томъ ужъ поздно. ...


Драматические произведения | Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища

< Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ПРОЛОГЪ ВЪ ОДНОМЪ ДѢЙСТВIИ СЪ МУЗЫКОЮ на ОТКРЫТIЕ ВЪ ТАМБОВѢ ТЕАТРА И НАРОДНАГО УЧИЛИЩА ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ БЛАГОРОДНЫМЪ ОБЩЕСТВОМЪ ВЪ ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II НА ТЕАТРѢ ВЪ ДОМѢ ГУБЕРНАТОРА ДЕРЖАВИНА   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: Пустынникъ                               Яковъ Ивановичъ Беклемишевъ Генiй                                             Дѣвица Анна Матвѣевна Бибикова Мельпомена                              Дѣвица Марья Григорьевна Орлова Талiя                                             Дѣвица Марья Дементьевна Чичерина Дѣти                                              Александръ Антоновичъ Аничковъ Мальчики съ рѣчами             Николай Дмитрiевич ...


Драматические произведения | Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 4-10 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым.   ПРОЛОГЪ ВЪ ОДНОМЪ ДѢЙСТВIИ СЪ МУЗЫКОЮ, на ОТКРЫТIЕ ВЪ ТАМБОВѢ ТЕАТРА И НАРОДНАГО УЧИЛИЩА ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ БЛАГОРОДНЫМЪ ОБЩЕСТВОМЪ ВЪ ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II НА ТЕАТРѢ ВЪ ДОМѢ ГУБЕРНАТОРА ДЕРЖАВИНА 1786 года 24 ноября ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: Пустынникъ                   Яковъ Ивановичъ Беклемишевъ Генiй                                Дѣвица Анна Матвѣевна Бибикова Мельпомена                  Дѣвица Марья Григорьевна Орлова Талiя                                Дѣвица Марья Дементьевна Чичерина Дѣти                                 Александръ Антоновичъ Аничковъ Мальчики съ рѣчами   Николай Дмитрiевич Хвощинскiй                                           Николай Степановичъ Беклемишевъ                  ...


Драматические произведения | Евпраксия

< ЕВПРАКСIЯ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ЕВПРАКСIЯ ТРАГЕДIЯ въ пяти дѣйствiяхъ, 1808 . ПРЕДУВѢДОМЛЕНIЕ Для поясненiя нѣкоторыхъ мѣстъ сей трагедiи, нужнымъ почитаю предварить читателей краткимъ историческимъ извѣстiемъ. Изъ самой древности, то есть, съ 967 года племена татарскiя, извѣстныя подъ названiемъ Печенѣговъ, Половцевъ, Булгаръ, Мунгаловъ, Чипчаковъ, Торковъ, Агарянъ, Сарацынъ, Берендѣевъ и прочихъ, начали вторгаться незапными и явными нашествiями въ Россiю, разорять и расхищять оную. Таковыя наши бѣдствiя продолжались безпрерывно нѣсколько вѣковъ, пока мудрый и храбрый государь, царь Iоаннъ Васильевичъ, укротилъ ихъ дерзость, покоря скипетру своему царство Казанское и Астраханское, — или, основательнѣе сказать, покуда въ блистательную эпоху нашу Екатерина Великая не унизила гордости Порты Оттоманской, не изгнала изъ Крыма многочисленныхъ ордъ и не обуздала кавказскихъ, чѣмъ и даровала прочное и незыблемое спокойствiе отечеству нашему со стороны Азiи. Историки говорятъ, что въ теченiе почти семи вѣковъ предки наши были противъ сихъ варваровъ легковѣрны, нерачительны о своей безопасности и оплошны въ тишинѣ. Довольствовались одною обороною отъ ихъ набѣговъ, не помышляя о надежнѣйшемъ своемъ и потомства огражденiи. Нѣсколько разъ были обмануты то ложнымъ миромъ, то ухищреннымъ союзомъ, то тайными предательствами и измѣнами. Сии злѣйшiе враги христiанства разсѣвали между князьями нашими распри и раздоры, домогаясь при всякомъ случаѣ истребить православную нашу вѣру и охладить любовь къ отечеству; а сiе все вообще раздирало, разслабляло и истощевало до крайности силы государства нашего. Словомъ: съ премѣннымъ счастиемъ Татары торжествовали надъ нами болѣе коварствомъ, нежели храбростiю. Но изъ всѣхъ ихъ пораженiй замѣчательнѣйшiя и для насъ погубнѣйшiя были ...


Драматические произведения | ПРЕДИСЛОВIЕ

<Предисловие // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >     ПРЕДИСЛОВIЕ   Согласно съ программою нашего изданiя, этотъ томъ содержитъ въ себѣ драматическiя сочиненiя Державина. Изъ нихъ шесть — Евпраксiя, Грозный, Дурочка умнѣе умныхъ, Рудокопы, Атабалибо и Батмендiй(послѣднiя двѣ неконченныя) — издаются ныньчѣ въ первый разъ. Только заглавiя нѣкоторыхъ изъ названныхъ пьесъ были до сихъ поръ извѣстны частью изъ Записокъ самого поэта, частью изъ свидѣтельствъ его современниковъ, особенно Жихарева и Аксакова. Высказанныя этими лицами сужденiя о неизданныхъ его трагедiяхъ могутъ быть теперь повѣрены. Каково бы ни было художественное достоинство драматическихъ его произведенiй, въ нихъ заключается несомнѣнный историческiй интересъ не только по связи ихъ съ другими литературными явленiями эпохи, по ихъ значенiю для полной характеристики Державина, но и по встрѣчающимся здѣсь, какъ и въ прочихъ его сочиненiяхъ, примѣненiямъ къ современнымъ обстоятельствамъ. Кромѣ того, однѣ изъ его театральныхъ пьесъ представляютъ мѣста, проникнутыя лирическимъ одушевленiемъ, въ другихъ видно замѣчательное знакомство съ русскими нравами, съ бытомъ разныхъ состоянiй и народнымъ языкомъ. Дѣятельность Державина въ области драматической поэзiи началась еще въ прошломъ столѣтiи. Первые прологи его относятся ко времени его управленiя Тамбовской губернiей (1786—1788). Въ 1790-хъ годахъ онъ предпринялъ оперу Батмендiй; въ 1804 написано имъ большое сочиненiе Добрыня, родъ оперы, а вслѣдъ за тѣмъ «героическое представленiе» Пожарскiй. Вскорѣ принялся онъ и за трагедiи вслѣдствiе соревнованiя, возбужденнаго въ немъ успѣхомъ Озерова, и в 1806 году написалъ Ирода и Марiамну съ посвященiемъ этой пьесы ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы

<Пожарский, или освобождение Москвы // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > ПОЖАРСКIЙ, или ОСВОБОЖДЕНIЕ МОСКВЫ ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ въ четырехъ дѣйствiяхъ, съ хорами и речитативами 1806 КЪ ЧИТАТЕЛЮ Нужнымъ почитаю предувѣдомить, что, желая посредствомъ театра оживить въ памяти любезнаго отечества моего то знаменитое героическое происшествiе, въ которомъ всѣ состоянiя его соучаствовали и, стяжавъ себѣ безсмертную чксть и славу, показали истинную великость духа Россiянъ, каковую въ нынѣшнiя времена въ подобномъ случаѣ нѣкоторые народы и ихъ вожди напрасно, кажется, себѣ присвояютъ, — взялъ я характеры дѣйствующихъ лицъ (дабы тѣмъ зрѣлище удостовѣрительнѣе казалось) изъ самыхъ дѣянiй, бытописанiями и преданiями намъ свидѣтельствуемыхъ. Любопытный благоволитъ прочесть Ядро Россiйской Исторiи и прочiя лѣтописи: то увидитъ, правильно ли мною извлечены изъ самыхъ дѣлъ характеры. Поистинѣ, когда Пожарскiй, пренебрегши свое спокойствiе и не смотря на раны свои, въ смутное время принялъ на себя главное предводительство собраннаго войска; не поступилъ по догдашнимъ обычаямъ жестоко со злодѣями, на убiйство его покушавшимися; не прельстился богатствомъ бояръ, изъ осажденной Москвы имъ выпущенныхъ; не обходился съ плѣнниками сурово, какъ другiе, которые ихъ имѣнiе ограбили, а самихъ лишили жизни; не принялъ короны, отъ народа ему поднесенной, какъ нѣкоторые иностранные писатели и всѣ обстоятельства утверждаютъ, а возложилъ ее на наслѣдника по крови царской, учредя монархическое правленiе: то не былъ ли онъ герой высшей степени, человѣкъ самый добродѣтельный, великiй, каковымъ мало исторiя представляетъ и каковымъ я его представляю, придавъ ему слабости, не побѣдя которыхъ, никто великимъ почитаться не можетъ? — Когда Трубецкой не былъ съ нимъ въ союзѣ, не содержалъ въ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 89-125 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым. Правка текста лишь частично отражена в подстрочных примечаниях (отдельные фрагменты выделены синим).   ПОЖАРСКОЙ, или ОСВОБОЖДЕНIЕ МОСКВЫ ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ въ четырехъ дѣйствiяхъ, съ хорами и речитативами 1806 КЪ ЧИТАТЕЛЮ Нужнымъ почитаю предувѣдомить, что, желая посредствомъ театра оживить въ памяти любезнаго отечества моего то знаменитое героическое происшествiе, въ которомъ всѣ состоянiя его соучаствовали и, стяжавъ себѣ безсмертную чксть и славу, показали истинную великость духа Россiянъ, каковую въ нынѣшнiя времена въ подобномъ случаѣ нѣкоторые народы и ихъ вожди напрасно, кажется, себѣ присвояютъ, — взялъ я характеры дѣйствующихъ лицъ (дабы тѣмъ зрѣлище удостовѣрительнѣе казалось) изъ самыхъ дѣянiй, бытописанiями и преданiями намъ свидѣтельствуемыхъ. Любопытный благоволитъ прочесть Ядро Россiйской Исторiи и прочiя лѣтописи: то увидитъ, правильно ли мною извлечены изъ самыхъ дѣлъ характеры. Поистинѣ, когда Пожарскiй, пренебрегши свое спокойствiе и не смотря на раны свои, въ смутное время принялъ на себя главное предводительство собраннаго войска; не поступилъ по догдашнимъ обычаямъ жестоко со злодѣями, на убiйство его покушавшимися; не прельстился богатствомъ бояръ, изъ осажденной Москвы имъ выпущенныхъ; не обходился съ плѣнниками сурово, какъ другiе, которые ихъ имѣнiе ограбили, а самихъ лишили жизни; не принялъ короны, отъ народа ему поднесенной, какъ нѣкоторые иностранные писатели и всѣ обстоятельства утверждаютъ, а возложилъ ее на наслѣдника по крови царской, учредя монархическое правленiе: то не былъ ли онъ герой высшей степени, человѣкъ самый добродѣтельный, великiй, каковыхъ мало исторiя представляетъ и каковымъ я его представляю, ...


Драматические произведения | ЗАПИСКА ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ВСЕМ ПРОИЗШЕСТВИЕВ И ПОДЛИННЫХ ДЕЛ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЕ ЖИЗНЬ Гаврилы Романовича Державина.

... ужиться; надобно искать причину въ себѣ самомъ. Онъ горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. И ne doit pas etre trop content de ma conversation». «Велѣно выдать не полученное имъ жалованье, а гр. Безбородка прибавилъ въ указѣ, чтобъ и впредь производить оное до опредѣленія къ мѣсту» ...


Драматические произведения | О сроке службы дворян. Пр. Сенату от министра юстиции предложение. (По поводу мнения графа Потоцкого)

... въ послѣдствіе уже сего указа, между прочимъ въ X-й статьѣ напечатано: «По изслѣдованіи жъ доклада (поднесеннаго которымъ-либо министромъ) ежели Мы признáемъ предлагаемыя имъ средства за полезныя и увидимъ, что они не требуютъ ни отмѣны существующихъ законовъ, ни введенія или учрежденія новыхъ, то Мы, утвердивъ собственноручно сей докладъ министра ...