Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 21

Лирика | Первая песнь Пиндара пифическая

<Первая песнь Пиндара Пифическая // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 2: Стихотворения, ч. 2: [1797—1808 гг.]: с рис., найденными в рукописях поэта. — 1865. С. 329—341> 1800. LXIII. ПЕРВАЯ ПЕСНЬ ПИНДАРА ПИѲИЧЕСКАЯ[1]. __[i] Златая арфа Аполлона, Подруга чернокудрыхъ Музъ!   // 329   Твоимъ въ молчаньи звукамъ внемлетъ Монархъ веселья, пляска, ликъ;   // 330   Когда же, хоромъ управляя, Даешь къ совосклицанью знакъ, —   // 331   Огнь быстрый, вѣчный, вседробящiй, Ты можешь молньи потушить[2]!   Сидитъ на скипетрѣ Зевеса Орелъ, пернатыхъ царь, и, внизъ Спустя высокопарны крылья, Во сладостномъ забвеньи спитъ. Прiятна мгла, смежая вѣжды, Главу его на перси гнетъ; Бряцаньемъ тихимъ утомленный, Чуть зыблется хребетъ его.   ‎Свирѣпый Марсъ склоняетъ долу Свое кроваво острее; Утѣхой сердце упоенно, Смягчась, плѣняется его. И самые безсмертны боги Забавъ сражаются отъ стрѣлъ, Какiе персты Феба мещутъ И нѣжны груди Пiеридъ.   Но тотъ, кого Зевесъ не любитъ,   // 332   Дрожитъ отъ звонкихъ пѣсенъ Музъ; Трепещетъ на землѣ и морѣ Вся груба, суща тварь отъ нихъ; Трепещетъ и Тифей стоглавый[3], Воитель бывый на боговъ: Наверженъ страшною горою, Онъ въ мрачномъ Тартарѣ лежитъ.   Килькiйской оглашенной бездной[4] Онъ нѣкогда воспитанъ былъ; Вокругъ его каменно-морскiй Днесь кумскiй и сицильскiй брегъ Космату грудь отягощаетъ; Столпомъ, досягшимъ до небесъ, Держащимъ на себѣ снѣгъ вѣчный, Прижатъ, придавленъ Этной онъ.   Изъ челюстей своихъ извержетъ Потоками всежрущiй огнь, Который днемъ сквозь тучи дыма Сверкаетъ искрами въ аэръ, А ночью, вихрями крутяся, Горящимъ каменнымъ дождемъ, Съ ужаснымъ грохотомъ и ревомъ Въ морскую глубину ...


Лирика | Петру Великому

... пѣсня, по словамъ Державина (Об.), была въ большомъ употребленiи въ ложахъ у массоновъ, почитавшихъ память Петра Великаго. Въ самомъ дѣлѣ они должны были любить эту пѣсню за выраженную въ ней похвалу человѣколюбiю, смиренiю, христiанскому братству и равенству. Всѣ собственныя ихъ пѣсни (какъ видно изъ печатнаго экземпляра имп. публ. библiот.) проникнуты ...


Лирика | На шведский мир

... надпись медали, изображенной при концѣ оды съ означенiемъ словъ : Сосѣдственный и вѣчный. [2] Не такъ ли на тебя взираютъ и проч. И. И. Дмитрiевъ, находя мысль, выраженную въ трехъ послѣднихъ стихахъ строфы, не довольно точною, замѣтилъ на поляхъ рукописи 1790-хъ годовъ: «Не съ такою ли радостiю на тебя смотрятъ, съ какою встрѣчаютъ они» ...


Лирика | К Анжелике Кауфман

... , привезенныхъ изъ арміи Потемкинымъ, Дашкова приложила къ письму своему изображеніе «прекрасной греческой фигуры», работы Кауфманъ, какъ имѣвшее нѣкоторую связь съ выраженными въ письмѣ желаніями въ пользу Грековъ. «Это былъ», замѣчаетъ княгиня, «чуть ли не первый появившійся въ Россіи образчикъ искусства этой очаровательной художницы ...


Лирика | На рождение царицы Гремиславы. Л. А. Нарышкину

... добродушіемъ и крѣпкимъ здоровьемъ» (Mémoires, т. ІІ, стр. 4 и 5). Въ дополненіе къ настоящимъ примѣчаніямъ отсылаемъ читателя къ одѣ На смерть Нарышкина, подъ 1799 г. Выраженное въ первомъ стихѣ правило житейской мудрости, извѣстное на всѣхъ языкахъ, составляло любимое изреченіе Екатерины ІІ (Vivons et laissons vivre les autres); но Державинъ, « ...


Лирика | Соловей во сне

... . Между прочимъ, для любопытныхъ, въ доказательство его изобилiя и мягкости послужатъ пѣсни* ——, въ которыхъ буквы р совсѣмъ не употреблено.» Выраженное здѣсь понятiе о буквѣ р перешло къ намъ съ Запада: такъ наприм. нѣмецкiй поэтъ Броккесъ (см. Томъ I, стр. 207) избѣгалъ ...


Лирика | Лебедь

... Къ Меценату (кн. ІІ, 20). Бѣлинскiй, считая пьесу Державина оригинальною, называетъ ее «странною и невыдержанною въ цѣломъ» и находитъ заключающуюся въ ней мысль «изысканною и неловко выраженною». (Соч. Бѣл., ч. VII, стр. 145). Критику не было извѣстно ни стихотворенiе Горацiя, ни то символическое значенiе, какое издревле придавалось лебедю. Съ разными ...


Лирика | Полигимнии

... ;             6. Ахъ! какъ солнце, твоя красота! Слышу тобой мое выраженье, И очаровательна мечта Всю душу мою наполняетъ Пѣньемъ твоимъ пѣсень моихъ. — Буду я, буду безсмертенъ! // С. 234     [1]  ...


Биография | ЗАКЛЮЧЕНИЕ

... . Всѣ эти своеобразныя лица, вмѣсте съ громадными событiями, въ которыхъ они уча­ствовали, прошли сквозь призму поэзіи Державина, и мысль, не разъ уже выраженная, что въ созданiяхъ его живетъ целая эпопея чудной эпохи, совершенно справедлива. Если для таланта Державина было счастiемъ жить въ вѣкѣ Екатерины, то съ другой ... переводъ см. VII, 627. [883] Полное указаніе стихотвореній Державина въ этомъ родѣ см. II, 70. [884]ІІ, 375. [885]ІІ, 71. [886] Соч. Батюшкова І, 36. Любопытно выраженное тутъ же мнѣніе о самомъ анакреонтическомъ родѣ и русскомъ языкѣ: «Множество писателей отличились въ этомъ родѣ, повидимому столь легкомъ, но въ самомъ дѣлѣ имѣющемъ великія ... же года. [1154] Неизд. Соч., 175. [1155] Сем. Хроника и Восп. С. Т. Аксакова. М. 1870, стр. 588 — 590. [1156] Намекъ, выраженный въ примѣчаніи VI, 237, еще не разъясняетъ дѣла.   [1157] Въ Москвѣ Державинъ остановился близъ Нескучнаго въ домѣ Полторацкаго. Между прочимъ онъ, въ сопровожденiи В. Л. Пушкина ...


Биография | ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Невзгоды под начальством графа Панина (1774—1776)

... ему (т. е. Пугачеву) сорвать сей городъ до прибытія деташаментовъ», и проч.[204] Понятно, какъ должно было подѣйствовать на графа Панина сомнѣніе въ его подчиненномъ, выраженное самою государыней, и насколько этимъ должно было усилиться уже пробужденное въ душѣ его нерасположеніе къ Державину. А между тѣмъ чувство это получило еще новую ... , въ Казань. Здѣсь ему показалось, что и въ расположена къ нему этого начальника произошла перемѣна. Можетъ быть, дѣйствительно Потемкинъ былъ недоволенъ тѣмъ, что несмотря на выраженное имъ желаніе, Пугачевъ былъ доставленъ не къ нему, а къ Панину. Тогда же Потемкинъ, для своихъ соображеній, потребовалъ отъ Державина инструкцію, данную ему Бибиковымъ. Представляя ...


Биография | ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Суд. Оправдание и возвышение (1789—1796)

... искать причины въ себѣ самомъ. Онъ // 580  горячился и при мнѣ. Пусть пишетъ стихи. Il ne doit pas être trop content de ma conversation». Затѣмъ въ днекинкѣ Храповицкаго писано: «Велѣновыдать не полученное имъ жалованье, а графъ Безбородко прибавилъ въ указѣ, чтобы и впредь производить оное до опредѣленія ... : императрица нѣсколько разъ отсылала его въ нерѣшимости. Между темъ 12-го октября пришло извѣстіе о смерти Потемкина. для окончанія начатыхъ съ Портою мирныхъ переговоровъ Безбородко, по выраженному имъ самимъ желанію, былъ отправленъ въ Яссы, а лежавшіе на его обязанности доклады переданы П. А. Зубову. Два мѣсяца спуст, 13-го декабря 1791 года,послѣдовалъ указъ ...


Биография | ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Две эпохи литературнаго развития (1762—1782)

... Анны Іоанновны, еще живущія въ свѣжемъ преданіи, выставляются мудрыя учрежденія, либеральные законы Екатерины. Словомъ, въ Фелицѣ представлено полное //295 воплощеніе мечты поэта, выраженной при рожденіи старшаго внука государыни, — желанія видѣть «на тронѣ человѣка». Особенную прелесть изображеніямъ придавалъ игривый характеръ оды, при ...


Биография | ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Губернаторъ въ Петрозаводске и в Тамбове(1784—1788)

... того были безпрестанныя столкновенія съ правленіемъ. Такъ онъ въ два новые города опредѣлилъ городничихъ и предложилъ о томъ правленію, но оно не сдѣлало затѣмъ никакого распоряжеиія, a на выраженное намѣстникомъ неудовольствіе отвѣчало, что эти два городничіе еще не утверждены сенатомъ. Палаты обыкновенно не удостоивали отвѣчать правленію на его многочисленныя сообщенія. Магистрату оно ...


Биография | ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Служба при Александре I (1801—1803)

... ­сокъ изъ дѣлъ, а также о томъ, чтобьи самыя дѣла лежали на столахъ до ихъ слушанiя, – эти постановленiя состоялись также согласно съ положительно выраженными требованiями въ мнѣнiи Державина[944]. Свою благодарность за составленный имъ про­ектъ государь выразилъ пожалованiемъ ему при коронацiи ор­дена Александра ...


Биография | ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Положение в отставке (1803—1816)

... ,   «Гордясь побѣдою своей, Пиррихьемъ вновь звучитъ, какъ скриплою телѣгой». Александръ Семеновичъ Хвостовъ отвѣчалъ стихами же, хотя и плохими, но любопытными по выраженному въ нихъ взгляду на стихотворство его родственника; они кончаются такъ:   «Желалъ бы только я, чтобъ графъ за сто красотъ И Ломоносова и вашихъ Одинъ хоть ...


Драматические произведения | Батмендий

БАТМЕНДIЙ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > БАТМЕНДIЙ опера (неконченая)   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: БАТМЕНДIЙ, волшебникъ. УРАЗА, дочь его. ПОЛКАНЪ, богатырь. СУДОПРАВЪ, царевичъ. ПРОСТОЛЮДЪ, царевичъ. (великiе князья славянскiе, родные братья) ДЯДЬКА СИНБАЛДА. СЛУГА ЛИЧАРДА. У каждаго царедворцы, вельможи, воины и прочая свита, безъ словъ.   Дѣйствiе происходитъ частию на заводѣ, частию въ рудникѣ Златогоровомъ, въ Перми.   БАТМЕНДИЙ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ волшебный замокъ вида готическаго, весь въ огнѣ горящiй, въ срединѣ котораго виденъ отверзтый храмъ и въ немъ три кумира, изсѣченные изъ бѣлаго мрамора.   БАТМЕНДIЙ Рокъ приближился. Да разрушится очарованiе сего ажаснаго мѣста, и сiи кумиры, дѣти моего древняго друга Истинослава, магическою силою Чернобога, врага ихъ родителя, полторы тысячи лѣтъ въ безмолвномъ и неподвижномъ человѣкоподобiи пребывающiя, да получатъ нынѣ прикосновенiемъ жезла моего паки бытiе свое, чувство и жизнь! Но, при самомъ ихъ рожденiи нарекшись ихъ покровителемъ, а по смерти отца ставъ вмѣсто онаго и сохраняя до сего времени ихъ невредимыми, обязанъ я, прежде нежели оживотворю ихъ, помыслить и о ихъ жребiи. (Размышляетъ.) Они должны быть счастливы. АРIЯ Счастье смертнымъ всѣмъ природно, Всѣмъ оно дано, Не привязано, свободно И у всѣхъ равно! Счастье всѣмъ принадлежитъ, И отъ всѣхъ оно бѣжитъ. Такъ, Ураза! я вѣдаю, ты ни къ кому не привязана. Всѣмъ ты свою благопрiятность показываешь, и отъ всѣхъ ты удаляешься, априлѣпляешься только къ тому и водворяешься у того, кто умѣетъ искать тебя и заключать въ своемъ сердцѣ. Вознамѣрясь воскресить моего друга въ сихъ его чадахъ, въ пламенномъ семъ замкѣ скрытыхъ, безпрерывнымъ горящихъ желанiемъ быть благополучными, но окаменѣвъ и безъ тебя быть таковыми не ...


Драматические произведения | Добрыня

<ДОБРЫНЯ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ СЪ МУЗЫКОЮ въ пяти дѣйствiяхъ ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ВЛАДИМIРЪ, великiй князь кiевскiй СИЛОУМЪ, первый его бояринъ ДОБРЫНЯ, богатырь, новгородскiй, сродник Владимiра ПРЕЛѢПА, княжна изборская, невѣста Владимiрова ЗМѢЙ ГОРЫНИЧЪ, ЗМѢУЛАНЪ ЗМѢУЛАНЫЧЪ, ТУГАРИНЪ ТУГАРИНЫЧЪ — царь и чародѣй болгарскiй СПОСОБА, наперсница Прелѣпы ТОРОПЪ, конюшiй Добрынинъ ДОБРАДА, жрица и волшебница холмогорская СРЕБРОБРАДЫ, бояре Владимiровы, составляющiе верховную Думу ЖРЕЦЫ, изъ нихъ главный только съ рѣчьми СОТНИКЪ, начальникъ стражи вратъ градскихъ ЧАСОВОЙ на башнѣ ДВА ВѢСТНИКА ГЕРОЛЬДЪ БИРЮЧЪ, герольдъ татарскiй ДВОРЪ ВЛАДИМIРОВ (рынды, или пажи, боярышни, или дѣвицы, живущiя въ княжескомъ теремѣ); ВѢДЬМА; ВОЙСКИ (русскiя, татарскiя); НАРОДЪ — Всѣ безъ рѣчей, а только составляютъ хоры. Дѣйствiе въ столичномъ городѣ Кiевѣ, при окончанiи идолопоклонства.   Въ экземплярѣ изданiя 1808 г., принадлежавшемъ Державину, находится здѣсь примѣчанiе, написанное карандашемъ, вѣроятно подъ диктовку его, рукою Елис. Ник. Львовой: «Всѣ дѣйствiя взяты частiю изъ исторiи, частiю изъ сказокъ и народныхъ пѣсней».   ДОБРЫНЯ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ   Театръ представляетъ въ утреннемъ мракѣ при рѣкѣ Днѣпръ город Кiевъ. На стражевой башнѣ часовой; вблизи, въ кустарникѣ, оежитъ градская стража, а вдали шатры. ЯВЛЕНIЕ I Добрыня и Торопъ ТОРОПЪ На кжянескомъ лугу, въ зеленомъ лукоморьѣ, Добрыня, твоего путилъ гулять коня. ДОБРЫНЯ Спасибо Торопу! утѣшилъ ты меня. ТОРОПЪ Да тамъ же, на раздольѣ, Какой-то страшный чортъ, знать витязь, князь татарскiй. Кх намъ подсосѣдилъ свой шатеръ. ДОБРЫНЯ Хотя бы напримѣръ И царь чипчатскiй: Какая въ томъ бѣда? ТОРОПЪ Однакожъ вѣдь ...


Драматические произведения | Добрыня (авторская редакция)

По рукописи Российской национальной библиотеки, ОЛДП, F. 103/2, лл. 42-88 об. Все отличия (как изменения, так и дополнения) от опубликованного Гротом текста (а также ошибки набора) выделены розовым цветом, всё, чего нет в рукописи, – зеленым. Правка текста отражена в подстрочных примечаниях (отдельные фрагменты выделены синим). Таким образом сделана лишь часть текста (по начало 5-го явления 3-го действия), далее в тексте восстановлены лишь выпущенные Гротом реплики и ремарки.   ДОБРЫНЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ СЪ МУЗЫКОЮ, въ пяти дѣйствiяхъ. ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: ВЛАДИМИРЪ, великiй князь кiевскiй СИЛОУМЪ, перьвый его бояринъ ДОБРЫНЯ, богатырь,[1] новгородскiй, сродникъ Владимира ПРЕЛѢПА, княжна изборская, невѣста Владимирова ЗМѢЙ ГОРЫНИЧЬ, ЗМѢУЛАНЪ ЗМѢУЛАНЫЧЬ, ТУГАРИНЪ ТУГАРИНЫЧЬ, царь и чародѣй болгарскiй СПОСОБА, наперстница Прелѣпы ТОРОПЪ, конюшiй Добрынинъ ДОБРАДА, жрица и волшебница холмогорская СРЕБРОБРАДЫ, бояра Владимировы, составляющiя верьховную думу ЖРЕЦЫ, изъ нихъ главныя[2] только съ рѣчьми СОТНИКЪ, начальникъ стражи вратъ градскихъ ЧАСОВОЙ на башнѣ ДВА ВѢСТНИКА ГЕРОЛЬДЪ БИРЮЧЬ, герольдъ татарской ДВОРЪ ВЛАДИМИРОВЪ (рынды, или пажи, боярышни, или дѣвицы, живущiя въ княжескомъ теремѣ); ВѢДЬМА; ВОЙСКИ (рускiя, татарскiя); НАРОДЪ — всѣ безъ рѣчей, а только изъ нихъ составляются хоры. Дѣйствiе въ столичномъ городѣ Кiевѣ,[3] при окончанiи идолопоклонства.   Въ экземплярѣ изданiя 1808 г., принадлежавшемъ Державину, находится здѣсь примѣчанiе, написанное карандашемъ, вѣроятно подъ диктовку его, рукою Елис. Ник. Львовой: «Всѣ дѣйствiя взяты частiю изъ исторiи, частiю изъ сказокъ и народныхъ пѣсней».   ДОБРЫНЯ[4] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ   Театръ представляетъ въ утреннемъ мракѣ при рѣкѣ Днепрѣ городъ Кiевъ. На стражевой башнѣ часовой; въ близи,[5] въ кустарникѣ,[6] лежитъ градская ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна

< ИРОД И МАРИАМНА // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  >   ИРОДЪ И МАРIАМНА ТРАГЕДIЯ въ пяти дѣйствiяхъ, 1807 ИМП А СО РОССIЙСКОЙ АКАДЕМIИ[1] Угодно было сему почтенному сословiю[2] предложить въ Вѣдомостяхъ о сочиненiи трагедiи. Многiя были представлены, изъ коихъ одна и увѣнчана награжденiемъ. Но я не съ тѣмъ, чтобъ состязаться съ изящными талантами, или получить награду, а единственно, чтобъ исполнить волю академiи, рѣшившись испытать силъ своихъ въ семъ родѣ стихотворства, которымъ я никогда не занимался, сочинилъ трагедiю, при семъ прилагаемую, подъ названiемъ Иродъ и Марiамна, посвящая оную россiйскому Парнасу. Сочинитель. ПРЕДИСЛОВИЕ Желая показать опытъ ничтожныхъ моихъ способностей въ драматическомъ искусствѣ, избралъ я, по мнѣнiю моему, удобнѣйшiй къ тому отрывокъ изъ древней исторiи, оставленной намъ Iосифомъ Флавiемъ, писателемъ о войнѣ iудейской, въ которомъ описываетъ онъ жизнь царя Ирода и его супруги такимъ образомъ, что могутъ они въ самыхъ твердыхъ душахъ произвесть сожалѣнiе и ужасъ. Волтеръ сiе самое событiе обработывалъ въ трагедiи своей, названной имъ Марiамною. Онъ представилъ Ирода, кажется мнѣ, со стороны только ревности къ его супругѣ, а Марiамну со стороны привязанности къ ея дѣтямъ. Первая, по возвращенiи супруга изъ Рима, боясь суроваго его нрава, соглашается отъ него уѣхать подъ покровительство Августа съ княземъ Согемомъ, любовникомъ Соломiи, сестры Ирода. Сiя жестокая душа, мстя за то, оклеветываетъ ее въ любви къ Согему предъ Иродомъ. Онъ изъ ревности приказываетъ умертвить свою супругу; но послѣ, узнавъ ея невинность, раскаивается и сходитъ съ ума. Самый сей знаменитый писатель, при первомъ изданiи помянутой своей трагедiи, въ предисловiи говоритъ, что содержанiе сiе, дабы представить его болѣе трагическимъ, ...


Эпистолярное наследие | Капнист В. В.

... въ Петербургѣ услышите, что тамъ говорятъ и что дѣлается. Мы здѣсь ничего не слышимъ, какъ бы то на краю свѣта живемъ. Мнѣ все нехорошее предчувствуется» и т. д. Выраженное здѣсь желаніе послѣ въ точности исполнялось Державинымъ. Такъ, 6 октября онъ писалъ къ Капнисту: «Я думаю, получили вы уже нѣсколько реляцій, по приказанію моему ...


Литературно-филологические труды | Рассуждение о лирической поэзии или об оде 1811—1815

... я по лугамъ; Брожу съ душой унылой Одинъ по берегамъ. Тамъ тѣ же все встрѣчаю Кусточки и цвѣтки: Но ахъ! не облегчаю Ничѣмъ моей тоски! Дмитріевъ. ИЛИ: Гдѣ найду я выраженья Все, что чувствую, сказать? Не достанетъ вображенья Чувстъ души моей обнять. Только два ихъ понимаю: Время на двое дѣлю, При тебѣ  ... живо. Итакъ по сему понятію лирическое высокое заключается въ быстромъ пареніи мыслей, въ безпрерывномъ представленіи множества картинъ и чувствъ блестящихъ, громкимъ, высокопарнымъ, цвѣтущимъ слогомъ выраженное, который приводитъ въ восторгъ и удивленіе. Высокое же драматическое содержится въ тихомъ и спокойномъ дѣйствіи души великой, которая, бывъ выше другихъ, и въ слабостяхъ человѣка, твердостію и мужествомъ ...