Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 11

Лирика | Видение мурзы

... ;!.... Но съ рѣчью сей незапно Мое все зданье потряслось: Раздвиглись стѣны, и стократно Ярчѣе молнiй пролилось Сiянье вкругъ меня небесно; Сокрылась, поблѣднѣвъ, луна. Видѣнье я узрѣлъ чудесно: Сошла со облаковъ жена, Сошла — и жрицей очутилась   // 161   Или богиней предо мной. Одежда бѣлая струилась ...


Лирика | Гимн лиро-эпический на прогнание на прогнание Французов из отечества

... ;          9. Россія внемлетъ гласъ царя, // С. 141     Зовущаго на ополченье[13]. О радостно видѣнье! Такъ Май, блестя своимъ лицомъ, Сквозь тучъ чрезъ тихій громъ Скликаетъ сонмъ съ полей, съ лѣсовъ къ себѣ пернатый. Различно племя, въ разны латы ... старость — духъ, у лиры — гласъ отъемлетъ, Екатерины Муза дремлетъ: То юнаго царя Днесь вслѣдъ орловъ паря, Предшествующихъ благъ видѣнья, Что мною въ день его рожденья Предречено, достойно пѣть Я не могу; младымъ пѣвцамъ гремѣть Мои ввѣряю ветхи струны, Да черплютъ съ нихъ въ свои сердца ...


Лирика | Праздник воспитанниц девичьего монастыря

... Какъ Царя царей поютъ, Какъ вперенные ихъ взоры Свѣтъ съ Него и радость пьютъ: Тотъ возмогъ бы, по сравненью Сихъ божественныхъ чудесъ, Живо описать къ видѣнью Росскихъ мысленныхъ очесъ, Какъ полсвѣта повелитель И его любезный домъ, Павелъ посѣщалъ обитель. Юныхъ дѣвъ священный сонмъ; Какъ онѣ его встрѣчали ...


Лирика | Праздник воспитанниц девичьего монастыря

... Царей поютъ, Какъ вперенные ихъ взоры Свѣтъ съ него и радость пьютъ: — Тотъ возмогъ бы, по сравненью Сихъ божественныхъ чудесъ, Живо описать, къ видѣнью Росскихъ мысленныхъ очесъ: Какъ полсвѣта повелитель И Его любезный Домъ, Павелъ, посѣщалъ обитель, Юныхъ дѣвъ священный сонмъ. Какъ онѣ Его ...


Лирика | Поход Озирида

... ;570—573> CXXVI. ПОХОДЪ ОЗИРИДА[1]. ___ Алое облако сходитъ, Свѣтъ озлащающе весь; Оку и слуху низводитъ Блески и звуки небесъ. Что за видѣнье? Чувствъ упоенье Душу влечетъ! Новый ли идетъ на землю годъ?   Или толь свѣтлаго вида Духъ созерцательный мой Юнаго вновь Озирида Видитъ ...


Лирика | На парение орла

... ;               1. Не ты ль на высотахъ паришь И сновъ святыхъ патмосска холма Видѣнья бытіемъ рѣшишь? // С. 133   О, нѣтъ! — судебъ проречь не смѣя, Что агнецъ одолѣетъ змѣя, Въ тебѣ я зрю лишь духъ Петровъ ...


Биография | ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Собеседник любителей российскаго слова (1783—1784)

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. СОБЕСѢДНИКЪ ЮБИТЕЛЕЙ РОССIЙСКАГО СЛОВА. (1783—1784.) //305 1.      СВЯЗЬ СЪ ФЕЛИЦЕЮ. ПЛАНЪ ИЗДАНIЯ. СОТРУДНИКИ. Имя Державина такъ тѣсно связано съ Собесѣдникомъ княгини Дашковой, что этому журналу, по всей справедливости, должна быть посвящена особая глава въ біографiи поэта*. Изъ его словъ, подтвержденныхъ и Козодавлевымъ, мы уже знаемъ, что первымъ поводомъ къ основанію Собесѣдника послужила ода Фелицѣ. И въ запискахъ своихъ Державинъ положительно говоритъ, что отъ нея «возымѣлъ свое начало Собесѣдникъ, какъ и самая Россійская академія»[330]. ІІослѣдняя половина этого свидѣтельства должна бьггь понимаема въ томъ смыслѣ, что изданіе Собесѣдника, предпринятое, между-прочимъ, въ видахъ усовершенствованія языка и обогащенія литературы, позднѣе развило въ княгинѣ Дашковой мысль учрежденія особаго ученаго общества съ тою же цѣлію. Что касается связи между возникновеніемъ журнала и Фелицею, то дѣло въ томъ, что, прочитавъ эту оду въ рукописи, княгиня, не задолго передъ тѣмъ назначенная директоромъ Академіи наукъ и уже мечтавшая о содѣйствіи успѣхамъ языка и словесности, увидѣла въ этомъ стихотвореніи задатки того и другого, и тогда же задумала, съ помощію Державина и другихъ даровитыхъ сотрудниковъ, основать при Академіи наукъ литературный журналъ. Императрица одобрила эту мысль и обѣщала поддержать предпріятіе своимъ непосредствеинымъ въ немъ участіемъ. Въ апрѣлѣ 1783 г. въ академической газетѣ (№ 30 и 33) появилось объявленіе о Собесѣдникѣ любителей российскаго слова, a 20-го мая вышла первая книжка его, которая знаменательно открывалась «одою къ премудрой //306 Киргизъ-кайсацкой царевнѣ Фелицѣ». Подписи имени подъ одой не было, но въ юмористическомъ заглавіи авторомъ ея показанъ «татарскій мурза, издавна поселившійся въ Москвѣ, a живущій по дѣламъ своимъ въ Санктпетербургѣ». Къ этому было прибавлено: «Переведена съ ...


Биография | ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16. ЗАКЛЮЧЕНIЕ.   Намъ остается собрать разбросанныя въ трудѣ нашемъ черты личности и таланта Державина, чтобы представить по возможности цѣльный образъ его, какъ человѣка, общественнаго деятеля и поэта. Если принять въ соображенiе время, когда онъ родился, и обстоятельства, посреди которыхъ развивался, то нельзя не при­знать его замѣчательнымъ и необыкновеннымъ явленiемъ въ исторіи русскаго общества. Послѣ глубокаго нравственнаго паде­нiя въ той растлѣвающей средѣ, где ему пришлось прожить большую часть молодости, онъ внезапно возстаетъ изъ грязи по­рока съ твердымъ намѣренiемъ вступить на путь правды и че- // 1022 сти[1239], и этотъ важный шагъ дѣлается началомъ всѣхъ послѣдую­щихъ успеховъ его. Припоминая его семейныя, служебныя и общественныя отношенія, всякiй безпристрастяый наблюдатель отдастъ ему справедливость какъ доброму сыну и родственнику, какъ человѣколюбивому начальнику и помѣщику, вообще какъ христiанину, всегда расположенному дѣлать добро; при чемъ из­лишняя довѣрчивость и необыкновенное добродушiе часто бывали причиною, что самъ онъ становился жертвой обмана. Къ государственной службеѣ Державинъ имѣлъ несомнѣнныя способности. Объ этомъ достаточно свидѣтельствуютъ быстрота и легкость, съ какими онъ, перейдя съ военнаго поприща на гражданское, усвоилъ себѣ основательное знакомство съ зако­нами и дѣлопроизводствомъ. Но для вполнѣ успешной дѣятель­ности въ этой сферѣ ему недоставало многаго: прежде всего не­доставало ему спокойствія духа, самообладанiя и терпенiя; не было у него также благоразумнаго умѣнья уживаться съ людьми, примѣняться къ обстоятельствамъ, къ характеру, взглядамъ и поведенiю другихъ, быть ловкимъ и гибкимъ, хотя бы для вернѣйшаго достиженiя своихъ цѣлей. Оттого-то онъ ни въ одной должности не могъ утвердиться прочно и отовсюду принужденъ былъ удаляться въ слѣдствiе ссоръ съ поставленными надъ нимъ властями или съ сослуживцами. Но эти ссоры происходили не отъ строптивости въ его ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере Любви

... она. (Тутъ указываетъ народъ на сгущенную группу облаковъ и приближается къ ней вмѣстѣ съ жруцами.) ХОРЪ НАРОДА И ЖРЕЦОВЪ (Фуга.) Что за явленье Снисходитъ съ небесъ? Странно видѣнье Рѣдкихъ чудесъ! (Нижняя часть густыхъ облаковъ, садясь на землю, развигается и появляется изъ нея розовый кустъ.) ХОРЪ ДѢВЪ Весна открылась красотою, Сплетемъ ...


Драматические произведения | Евпраксия

... И на тайникъ ея парилъ орлинымъ окомъ. Мнѣ очи и теперь и всѣ ея черты, Какъ солнце, какъ луна блестятъ отъ высоты. Всѣ райски прелести цвѣтутъ въ ея видѣньи И отчасу въ моемъ растутъ воображеньи. Я видѣлъ, вижу въ ней, что обѣщалъ Магметъ. Увы! и въ небѣ дѣвъ ужъ ей подобныхъ нѣтъ. Такъ, другъ мой Бурундай ...


Драматические произведения | Батмендий

БАТМЕНДIЙ // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864—1883. Т. 4:  > БАТМЕНДIЙ опера (неконченая)   ДѢЙСТВУЮЩIЯ ЛИЦА: БАТМЕНДIЙ, волшебникъ. УРАЗА, дочь его. ПОЛКАНЪ, богатырь. СУДОПРАВЪ, царевичъ. ПРОСТОЛЮДЪ, царевичъ. (великiе князья славянскiе, родные братья) ДЯДЬКА СИНБАЛДА. СЛУГА ЛИЧАРДА. У каждаго царедворцы, вельможи, воины и прочая свита, безъ словъ.   Дѣйствiе происходитъ частию на заводѣ, частию въ рудникѣ Златогоровомъ, въ Перми.   БАТМЕНДИЙ[1] ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ волшебный замокъ вида готическаго, весь въ огнѣ горящiй, въ срединѣ котораго виденъ отверзтый храмъ и въ немъ три кумира, изсѣченные изъ бѣлаго мрамора.   БАТМЕНДIЙ Рокъ приближился. Да разрушится очарованiе сего ажаснаго мѣста, и сiи кумиры, дѣти моего древняго друга Истинослава, магическою силою Чернобога, врага ихъ родителя, полторы тысячи лѣтъ въ безмолвномъ и неподвижномъ человѣкоподобiи пребывающiя, да получатъ нынѣ прикосновенiемъ жезла моего паки бытiе свое, чувство и жизнь! Но, при самомъ ихъ рожденiи нарекшись ихъ покровителемъ, а по смерти отца ставъ вмѣсто онаго и сохраняя до сего времени ихъ невредимыми, обязанъ я, прежде нежели оживотворю ихъ, помыслить и о ихъ жребiи. (Размышляетъ.) Они должны быть счастливы. АРIЯ Счастье смертнымъ всѣмъ природно, Всѣмъ оно дано, Не привязано, свободно И у всѣхъ равно! Счастье всѣмъ принадлежитъ, И отъ всѣхъ оно бѣжитъ. Такъ, Ураза! я вѣдаю, ты ни къ кому не привязана. Всѣмъ ты свою благопрiятность показываешь, и отъ всѣхъ ты удаляешься, априлѣпляешься только къ тому и водворяешься у того, кто умѣетъ искать тебя и заключать въ своемъ сердцѣ. Вознамѣрясь воскресить моего друга въ сихъ его чадахъ, въ пламенномъ семъ замкѣ скрытыхъ, безпрерывнымъ горящихъ желанiемъ быть благополучными, но окаменѣвъ и безъ тебя быть таковыми не ...