Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 84

Лирика | Бог

... mdash;203>   1784. XXXVII. БОГЪ. __ О Ты, пространствомъ безконечный, Живый въ движеньи вещества, Теченьемъ времени превѣчный, Безъ лицъ, въ трехъ лицахъ Божества[2]!   // 195   Духъ всюду сущiй и единый, Кому нѣтъ мѣста и причины, Кого никто постичь не могъ, Кто все Собою наполняетъ, Объемлетъ ... началъ Ты духовъ небесныхъ И цѣпь существъ связалъ всѣхъ мной.   Я связь мiровъ, повсюду сущихъ, Я крайня степень вещества, Я средоточiе живущихъ, Черта начальна Божества. Я тѣломъ въ прахѣ истлѣваю, Умомъ громамъ повелѣваю, Я царь — я рабъ, — я червь — я Богъ[10]! Но, будучи я ... з Отецъ! въ объятiе Твое. и Неизъясненный, непостижный. (Первое слово поправлено Дмитрiевымъ).   // 203   [2] Безъ лицъ, въ трехъ лицахъ Божества. «Авторъ, кромѣ богословскаго православный нашей вѣры понятiя, разумѣлъ тутъ три лица метафизическiя, т. е. безконечное пространство, безпрерывную жизнь въ движенiи вещества ... бѣденъ, какъ богатъ, какъ низокъ, какъ высокъ!... Чудная связь отдаленныхъ мiровъ! избранное звено въ безконечной цѣпи существъ! средина пути отъ ничтожества къ Божеству!... Червь! богъ!» Подлинныя слова Юнга: A worm! f god! были взяты Жуковскимъ въ эпиграфъ его стихотворенiя Человѣкъ, напечатаннаго во II-й ... нѣкоторыхъ свойствахъ Божiихъ; у Геллерта — Похвалу Творцу; у Клейста — гимнъ Богу и рапсодiю Похвала Божеству; у Мендельсона — оду Во славу Божiю, и проч. Относящiеся сюда произведенiя Галлера и Клопштока такъ извѣстны, что нѣтъ надобности ... наводняетъ и питаетъ, и никогда не пресыщаетъ своимъ нектарнымъ обилiемъ; Ты — тотъ животворный огонь, который создаетъ безсмертныя души и ихъ превращаетъ въ божества. 10. Тамъ, гдѣ пламенѣетъ этотъ жаръ, возсѣдаетъ царственная Премудрость, и на недвижномъ подножiи исполняющая всемогущая Сила внимаетъ высокимъ велѣнiямъ въ горнихъ чертогахъ. Та ...


Лирика | Величие Божие (с немецкого)

... у Гагедорна мы находимъ Размышленiя о нѣкоторыхъ свойствахъ Божiихъ; у Геллерта — Похвалу Творцу; у Клейста — гимнъ Богу и рапсодiю Похвала Божеству; у Мендельсона — оду Во славу Божiю, и проч. Относящiеся сюда произведенiя Галлера и Клопштока такъ извѣстны, что нѣтъ надобности особо исчислять ... ;9 и 10). Послѣ оды Богъ явилось у насъ въ разное время много другихъ стихотворенiй на тотъ же предметъ, какъ то: Гимнъ Богу Дмитрiева, Пѣснь Божеству Карамзина, Пѣснь Высочайшему Существу В. Пр. (Чтенiе для вкуса 1792, ч. VI), Пѣснь Богу Влад. Измайлова (Аониды 1796 г., кн. I), Гимнъ Непостижимому ... Объясненiяхъ.   // 194 1784. XXXVII. БОГЪ. __ О Ты, пространствомъ безконечный, Живый въ движеньи вещества, Теченьемъ времени превѣчный, Безъ лицъ, въ трехъ лицахъ Божества[2]!   // 195   Духъ всюду сущiй и единый, Кому нѣтъ мѣста и причины, Кого никто постичь не могъ, Кто все Собою наполняетъ, Объемлетъ ... началъ Ты духовъ небесныхъ И цѣпь существъ связалъ всѣхъ мной.   Я связь мiровъ, повсюду сущихъ, Я крайня степень вещества, Я средоточiе живущихъ, Черта начальна Божества. Я тѣломъ въ прахѣ истлѣваю, Умомъ громамъ повелѣваю, Я царь — я рабъ, — я червь — я Богъ[10]! Но, будучи я ... . з Отецъ! въ объятiе Твое. и Неизъясненный, непостижный. (Первое слово поправлено Дмитрiевымъ).   // 203   [2] Безъ лицъ, въ трехъ лицахъ Божества. «Авторъ, кромѣ богословскаго православный нашей вѣры понятiя, разумѣлъ тутъ три лица метафизическiя, т. е. безконечное пространство, безпрерывную жизнь въ движенiи вещества ... бѣденъ, какъ богатъ, какъ низокъ, какъ высокъ!... Чудная связь отдаленныхъ мiровъ! избранное звено въ безконечной цѣпи существъ! средина пути отъ ничтожества къ Божеству!... Червь! богъ!» Подлинныя слова Юнга: A worm! f god! были взяты Жуковскимъ въ эпиграфъ его стихотворенiя Человѣкъ, напечатаннаго во II-й книжкѣ ...


Лирика | Описание торжества в доме князя Потемкина по случаю взятия Измаила

... Потемкина.   // 381   Хотя свирѣпая судьбина, Увы! отъ насъ его взяла, Исчезли звуки, торжество; Но не умрутъ его дѣла. Къ нимъ вспламенявше божество Жить будетъ ввѣкъ — Екатерина. Во второй разъ Описанiе торжества было напечатано въ изданiи 1808 г., ч. IV, III, съ сокращенiемъ заглавiя и съ замѣною ... яшмовыя чаши, a сверху висятъ лампады и цвѣточные цѣпи и вѣнцы; посреди же столбовъ на порфировомъ подножіи съ златою надписью* блистаетъ изсѣченный изъ чистаго мрамора образъ божества, щедротою котораго воздвигнутъ домъ сей**. Единое воззрѣніе на него рождаетъ благоговѣніе и воспламеняетъ душу къ дѣламъ безсмертнымъ. Сколько людей великихъ, смотря на него, изъ ... особъ, вступившихъ сперва въ большую залу, было первое пріятное зрѣлище[9]. Во древни времена такъ боги На олимпійски торжества, Оставя горніе чертоги И свѣтлы троны божества,   // 393   Сходили, скрывъ отъ смертныхъ взора Сіяніе лучей своихъ. Среди народнаго собора Священное прибытье ихъ Подобно такъ же познавалось ... столпомъ отъ колесницъ; Онъ пѣлъ имъ непорочны нравы, Желаніе честей и славы,   // 401   И къ общему любовь добру; Онъ пѣлъ имъ къ божеству почтенье, Вдыхалъ къ порокамъ омерзенье, Мздоимну злату, серебру.   Сѣдые старцы, преклонены Вокругъ его на ихъ жезлахъ, Внимая добродѣтель чтиму, Струили токъ ... ее утѣшаетъ. Свѣтлое лицо ея ободряетъ улыбки, игры, пляски, лики, забавы. Ce подобіе матери, ce монархиня, окруженная славою, любовію, великолѣпіемъ! Всѣ три, Казалось, оны божества Съ владычицею душъ, съ небесъ Пришли   // 411   Умножить блески, звуки, радость Торжества. Всѣ три, Казалось, межъ собою Какъ будто споръ ...


Лирика | Оды, переведенныя и сочиненныя при горе Читалагае

... ;. // С. 273   XII. ОДЫ, ПЕРЕВЕДЕННЫЯ И СОЧИНЕННЬІЯ ПРИ ГОРѢ ЧИТАЛАГАѢ 1774 года. _____ I. ОДА НА ЛАСКАТЕЛЬСТВО[8]. 1. Какое священное пореваніе[9], кое божество меня одушевляетъ и коль сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, о Муза! да паки тобой пріиму я лиру и послѣдую твоимъ красотамъ. Поборствуй мнѣ ... африканскихъ чудовищъ. 16. Будь кто соревнитель Виргиліевъ и царствуй на горѣ двухолмистой, но Зоилъ тебя перехулитъ и сопхнетъ со Геликона. Дерзостный орелъ, вознесшій свое пареніе до чертоговъ божества свѣта, понижаетъ свой полетъ и скоро преобращенъ будетъ въ хищную, или трупы жрущую птицу. 17. Между тѣмъ какъ разгорячившееся отъ яду порицанія сердце ... своея пѣсни. Да не употребимъ во зло нашего восторга; желчь порицанія отравляетъ источникъ Иппокрены. Я предпочитаю краснорѣчію своему мудрое и добродѣтельное Бернардово молчаніе, который опѣвалъ божество любви. 18. Тако стоитъ безъ утѣшенія Наяда, когда возмятутъ бунтующіе вихри тихія ея воды, изъ нѣдръ глубокаго ея жилища подымаются камни, песокъ мѣшается ...   и изготовлять паденіе и ускорять погибель, но никакая опасность не сотрясетъ постоянства. Когда боязливая подлость[50] исчезаетъ безъ надежды, тогда духъ крѣпкій мужаться долженъ. 7. Божество времени скорыми своими крылами летитъ и не возвращается къ намъ паки. Хотя не можетъ оно отмѣнить судьбины, но, кажется, въ его отдаленіи самимъ своимъ полетомъ уже ... ;     Въ экземплярѣ, принадлежавшемъ Державину, начало этой оды собственною его рукою исправлено такъ: «Какое священное рвеніе, какое божество меня одушевляетъ и какой сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, Муза! дай лиру и да послѣдую я твоимъ прелестямъ………&hellip ...


Лирика | Ода на ласкательство

... ;. // С. 273   XII. ОДЫ, ПЕРЕВЕДЕННЫЯ И СОЧИНЕННЬІЯ ПРИ ГОРѢ ЧИТАЛАГАѢ 1774 года. _____ I. ОДА НА ЛАСКАТЕЛЬСТВО[8]. 1. Какое священное пореваніе[9], кое божество меня одушевляетъ и коль сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, о Муза! да паки тобой пріиму я лиру и послѣдую твоимъ красотамъ. Поборствуй мнѣ ... африканскихъ чудовищъ. 16. Будь кто соревнитель Виргиліевъ и царствуй на горѣ двухолмистой, но Зоилъ тебя перехулитъ и сопхнетъ со Геликона. Дерзостный орелъ, вознесшій свое пареніе до чертоговъ божества свѣта, понижаетъ свой полетъ и скоро преобращенъ будетъ въ хищную, или трупы жрущую птицу. 17. Между тѣмъ какъ разгорячившееся отъ яду порицанія сердце ... своея пѣсни. Да не употребимъ во зло нашего восторга; желчь порицанія отравляетъ источникъ Иппокрены. Я предпочитаю краснорѣчію своему мудрое и добродѣтельное Бернардово молчаніе, который опѣвалъ божество любви. 18. Тако стоитъ безъ утѣшенія Наяда, когда возмятутъ бунтующіе вихри тихія ея воды, изъ нѣдръ глубокаго ея жилища подымаются камни, песокъ мѣшается ...   и изготовлять паденіе и ускорять погибель, но никакая опасность не сотрясетъ постоянства. Когда боязливая подлость[50] исчезаетъ безъ надежды, тогда духъ крѣпкій мужаться долженъ. 7. Божество времени скорыми своими крылами летитъ и не возвращается къ намъ паки. Хотя не можетъ оно отмѣнить судьбины, но, кажется, въ его отдаленіи самимъ своимъ полетомъ уже ... ;     Въ экземплярѣ, принадлежавшемъ Державину, начало этой оды собственною его рукою исправлено такъ: «Какое священное рвеніе, какое божество меня одушевляетъ и какой сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, Муза! дай лиру и да послѣдую я твоимъ прелестямъ………&hellip ...


Лирика | Ода на ласкательство

... ;. // С. 273   XII. ОДЫ, ПЕРЕВЕДЕННЫЯ И СОЧИНЕННЬІЯ ПРИ ГОРѢ ЧИТАЛАГАѢ 1774 года. _____ I. ОДА НА ЛАСКАТЕЛЬСТВО[8]. 1. Какое священное пореваніе[9], кое божество меня одушевляетъ и коль сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, о Муза! да паки тобой пріиму я лиру и послѣдую твоимъ красотамъ. Поборствуй мнѣ ... африканскихъ чудовищъ. 16. Будь кто соревнитель Виргиліевъ и царствуй на горѣ двухолмистой, но Зоилъ тебя перехулитъ и сопхнетъ со Геликона. Дерзостный орелъ, вознесшій свое пареніе до чертоговъ божества свѣта, понижаетъ свой полетъ и скоро преобращенъ будетъ въ хищную, или трупы жрущую птицу. 17. Между тѣмъ какъ разгорячившееся отъ яду порицанія сердце ... своея пѣсни. Да не употребимъ во зло нашего восторга; желчь порицанія отравляетъ источникъ Иппокрены. Я предпочитаю краснорѣчію своему мудрое и добродѣтельное Бернардово молчаніе, который опѣвалъ божество любви. 18. Тако стоитъ безъ утѣшенія Наяда, когда возмятутъ бунтующіе вихри тихія ея воды, изъ нѣдръ глубокаго ея жилища подымаются камни, песокъ мѣшается ...   и изготовлять паденіе и ускорять погибель, но никакая опасность не сотрясетъ постоянства. Когда боязливая подлость[50] исчезаетъ безъ надежды, тогда духъ крѣпкій мужаться долженъ. 7. Божество времени скорыми своими крылами летитъ и не возвращается къ намъ паки. Хотя не можетъ оно отмѣнить судьбины, но, кажется, въ его отдаленіи самимъ своимъ полетомъ уже ... ;     Въ экземплярѣ, принадлежавшемъ Державину, начало этой оды собственною его рукою исправлено такъ: «Какое священное рвеніе, какое божество меня одушевляетъ и какой сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, Муза! дай лиру и да послѣдую я твоимъ прелестямъ………&hellip ...


Лирика | Ода на порицание

... ;. // С. 273   XII. ОДЫ, ПЕРЕВЕДЕННЫЯ И СОЧИНЕННЬІЯ ПРИ ГОРѢ ЧИТАЛАГАѢ 1774 года. _____ I. ОДА НА ЛАСКАТЕЛЬСТВО[8]. 1. Какое священное пореваніе[9], кое божество меня одушевляетъ и коль сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, о Муза! да паки тобой пріиму я лиру и послѣдую твоимъ красотамъ. Поборствуй мнѣ ... африканскихъ чудовищъ. 16. Будь кто соревнитель Виргиліевъ и царствуй на горѣ двухолмистой, но Зоилъ тебя перехулитъ и сопхнетъ со Геликона. Дерзостный орелъ, вознесшій свое пареніе до чертоговъ божества свѣта, понижаетъ свой полетъ и скоро преобращенъ будетъ въ хищную, или трупы жрущую птицу. 17. Между тѣмъ какъ разгорячившееся отъ яду порицанія сердце ... своея пѣсни. Да не употребимъ во зло нашего восторга; желчь порицанія отравляетъ источникъ Иппокрены. Я предпочитаю краснорѣчію своему мудрое и добродѣтельное Бернардово молчаніе, который опѣвалъ божество любви. 18. Тако стоитъ безъ утѣшенія Наяда, когда возмятутъ бунтующіе вихри тихія ея воды, изъ нѣдръ глубокаго ея жилища подымаются камни, песокъ мѣшается ...   и изготовлять паденіе и ускорять погибель, но никакая опасность не сотрясетъ постоянства. Когда боязливая подлость[50] исчезаетъ безъ надежды, тогда духъ крѣпкій мужаться долженъ. 7. Божество времени скорыми своими крылами летитъ и не возвращается къ намъ паки. Хотя не можетъ оно отмѣнить судьбины, но, кажется, въ его отдаленіи самимъ своимъ полетомъ уже ... ;     Въ экземплярѣ, принадлежавшемъ Державину, начало этой оды собственною его рукою исправлено такъ: «Какое священное рвеніе, какое божество меня одушевляетъ и какой сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, Муза! дай лиру и да послѣдую я твоимъ прелестямъ………&hellip ...


Лирика | Ода на постоянство

... ;. // С. 273   XII. ОДЫ, ПЕРЕВЕДЕННЫЯ И СОЧИНЕННЬІЯ ПРИ ГОРѢ ЧИТАЛАГАѢ 1774 года. _____ I. ОДА НА ЛАСКАТЕЛЬСТВО[8]. 1. Какое священное пореваніе[9], кое божество меня одушевляетъ и коль сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, о Муза! да паки тобой пріиму я лиру и послѣдую твоимъ красотамъ. Поборствуй мнѣ ... африканскихъ чудовищъ. 16. Будь кто соревнитель Виргиліевъ и царствуй на горѣ двухолмистой, но Зоилъ тебя перехулитъ и сопхнетъ со Геликона. Дерзостный орелъ, вознесшій свое пареніе до чертоговъ божества свѣта, понижаетъ свой полетъ и скоро преобращенъ будетъ въ хищную, или трупы жрущую птицу. 17. Между тѣмъ какъ разгорячившееся отъ яду порицанія сердце ... своея пѣсни. Да не употребимъ во зло нашего восторга; желчь порицанія отравляетъ источникъ Иппокрены. Я предпочитаю краснорѣчію своему мудрое и добродѣтельное Бернардово молчаніе, который опѣвалъ божество любви. 18. Тако стоитъ безъ утѣшенія Наяда, когда возмятутъ бунтующіе вихри тихія ея воды, изъ нѣдръ глубокаго ея жилища подымаются камни, песокъ мѣшается ...   и изготовлять паденіе и ускорять погибель, но никакая опасность не сотрясетъ постоянства. Когда боязливая подлость[50] исчезаетъ безъ надежды, тогда духъ крѣпкій мужаться долженъ. 7. Божество времени скорыми своими крылами летитъ и не возвращается къ намъ паки. Хотя не можетъ оно отмѣнить судьбины, но, кажется, въ его отдаленіи самимъ своимъ полетомъ уже ... ;     Въ экземплярѣ, принадлежавшемъ Державину, начало этой оды собственною его рукою исправлено такъ: «Какое священное рвеніе, какое божество меня одушевляетъ и какой сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, Муза! дай лиру и да послѣдую я твоимъ прелестямъ………&hellip ...


Лирика | Ода к Мовтерпию

... ;. // С. 273   XII. ОДЫ, ПЕРЕВЕДЕННЫЯ И СОЧИНЕННЬІЯ ПРИ ГОРѢ ЧИТАЛАГАѢ 1774 года. _____ I. ОДА НА ЛАСКАТЕЛЬСТВО[8]. 1. Какое священное пореваніе[9], кое божество меня одушевляетъ и коль сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, о Муза! да паки тобой пріиму я лиру и послѣдую твоимъ красотамъ. Поборствуй мнѣ ... африканскихъ чудовищъ. 16. Будь кто соревнитель Виргиліевъ и царствуй на горѣ двухолмистой, но Зоилъ тебя перехулитъ и сопхнетъ со Геликона. Дерзостный орелъ, вознесшій свое пареніе до чертоговъ божества свѣта, понижаетъ свой полетъ и скоро преобращенъ будетъ въ хищную, или трупы жрущую птицу. 17. Между тѣмъ какъ разгорячившееся отъ яду порицанія сердце ... своея пѣсни. Да не употребимъ во зло нашего восторга; желчь порицанія отравляетъ источникъ Иппокрены. Я предпочитаю краснорѣчію своему мудрое и добродѣтельное Бернардово молчаніе, который опѣвалъ божество любви. 18. Тако стоитъ безъ утѣшенія Наяда, когда возмятутъ бунтующіе вихри тихія ея воды, изъ нѣдръ глубокаго ея жилища подымаются камни, песокъ мѣшается ...   и изготовлять паденіе и ускорять погибель, но никакая опасность не сотрясетъ постоянства. Когда боязливая подлость[50] исчезаетъ безъ надежды, тогда духъ крѣпкій мужаться долженъ. 7. Божество времени скорыми своими крылами летитъ и не возвращается къ намъ паки. Хотя не можетъ оно отмѣнить судьбины, но, кажется, въ его отдаленіи самимъ своимъ полетомъ уже ... ;     Въ экземплярѣ, принадлежавшемъ Державину, начало этой оды собственною его рукою исправлено такъ: «Какое священное рвеніе, какое божество меня одушевляетъ и какой сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, Муза! дай лиру и да послѣдую я твоимъ прелестямъ………&hellip ...


Лирика | Ода на великость

... ;. // С. 273   XII. ОДЫ, ПЕРЕВЕДЕННЫЯ И СОЧИНЕННЬІЯ ПРИ ГОРѢ ЧИТАЛАГАѢ 1774 года. _____ I. ОДА НА ЛАСКАТЕЛЬСТВО[8]. 1. Какое священное пореваніе[9], кое божество меня одушевляетъ и коль сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, о Муза! да паки тобой пріиму я лиру и послѣдую твоимъ красотамъ. Поборствуй мнѣ ... африканскихъ чудовищъ. 16. Будь кто соревнитель Виргиліевъ и царствуй на горѣ двухолмистой, но Зоилъ тебя перехулитъ и сопхнетъ со Геликона. Дерзостный орелъ, вознесшій свое пареніе до чертоговъ божества свѣта, понижаетъ свой полетъ и скоро преобращенъ будетъ въ хищную, или трупы жрущую птицу. 17. Между тѣмъ какъ разгорячившееся отъ яду порицанія сердце ... своея пѣсни. Да не употребимъ во зло нашего восторга; желчь порицанія отравляетъ источникъ Иппокрены. Я предпочитаю краснорѣчію своему мудрое и добродѣтельное Бернардово молчаніе, который опѣвалъ божество любви. 18. Тако стоитъ безъ утѣшенія Наяда, когда возмятутъ бунтующіе вихри тихія ея воды, изъ нѣдръ глубокаго ея жилища подымаются камни, песокъ мѣшается ...   и изготовлять паденіе и ускорять погибель, но никакая опасность не сотрясетъ постоянства. Когда боязливая подлость[50] исчезаетъ безъ надежды, тогда духъ крѣпкій мужаться долженъ. 7. Божество времени скорыми своими крылами летитъ и не возвращается къ намъ паки. Хотя не можетъ оно отмѣнить судьбины, но, кажется, въ его отдаленіи самимъ своимъ полетомъ уже ... ;     Въ экземплярѣ, принадлежавшемъ Державину, начало этой оды собственною его рукою исправлено такъ: «Какое священное рвеніе, какое божество меня одушевляетъ и какой сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, Муза! дай лиру и да послѣдую я твоимъ прелестямъ………&hellip ...


Лирика | Ода на знатность

... ;. // С. 273   XII. ОДЫ, ПЕРЕВЕДЕННЫЯ И СОЧИНЕННЬІЯ ПРИ ГОРѢ ЧИТАЛАГАѢ 1774 года. _____ I. ОДА НА ЛАСКАТЕЛЬСТВО[8]. 1. Какое священное пореваніе[9], кое божество меня одушевляетъ и коль сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, о Муза! да паки тобой пріиму я лиру и послѣдую твоимъ красотамъ. Поборствуй мнѣ ... африканскихъ чудовищъ. 16. Будь кто соревнитель Виргиліевъ и царствуй на горѣ двухолмистой, но Зоилъ тебя перехулитъ и сопхнетъ со Геликона. Дерзостный орелъ, вознесшій свое пареніе до чертоговъ божества свѣта, понижаетъ свой полетъ и скоро преобращенъ будетъ въ хищную, или трупы жрущую птицу. 17. Между тѣмъ какъ разгорячившееся отъ яду порицанія сердце ... своея пѣсни. Да не употребимъ во зло нашего восторга; желчь порицанія отравляетъ источникъ Иппокрены. Я предпочитаю краснорѣчію своему мудрое и добродѣтельное Бернардово молчаніе, который опѣвалъ божество любви. 18. Тако стоитъ безъ утѣшенія Наяда, когда возмятутъ бунтующіе вихри тихія ея воды, изъ нѣдръ глубокаго ея жилища подымаются камни, песокъ мѣшается ...   и изготовлять паденіе и ускорять погибель, но никакая опасность не сотрясетъ постоянства. Когда боязливая подлость[50] исчезаетъ безъ надежды, тогда духъ крѣпкій мужаться долженъ. 7. Божество времени скорыми своими крылами летитъ и не возвращается къ намъ паки. Хотя не можетъ оно отмѣнить судьбины, но, кажется, въ его отдаленіи самимъ своимъ полетомъ уже ... ;     Въ экземплярѣ, принадлежавшемъ Державину, начало этой оды собственною его рукою исправлено такъ: «Какое священное рвеніе, какое божество меня одушевляетъ и какой сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, Муза! дай лиру и да послѣдую я твоимъ прелестямъ………&hellip ...


Лирика | Ода на смерть генерал-аншефа Бибикова

... ;. // С. 273   XII. ОДЫ, ПЕРЕВЕДЕННЫЯ И СОЧИНЕННЬІЯ ПРИ ГОРѢ ЧИТАЛАГАѢ 1774 года. _____ I. ОДА НА ЛАСКАТЕЛЬСТВО[8]. 1. Какое священное пореваніе[9], кое божество меня одушевляетъ и коль сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, о Муза! да паки тобой пріиму я лиру и послѣдую твоимъ красотамъ. Поборствуй мнѣ ... африканскихъ чудовищъ. 16. Будь кто соревнитель Виргиліевъ и царствуй на горѣ двухолмистой, но Зоилъ тебя перехулитъ и сопхнетъ со Геликона. Дерзостный орелъ, вознесшій свое пареніе до чертоговъ божества свѣта, понижаетъ свой полетъ и скоро преобращенъ будетъ въ хищную, или трупы жрущую птицу. 17. Между тѣмъ какъ разгорячившееся отъ яду порицанія сердце ... своея пѣсни. Да не употребимъ во зло нашего восторга; желчь порицанія отравляетъ источникъ Иппокрены. Я предпочитаю краснорѣчію своему мудрое и добродѣтельное Бернардово молчаніе, который опѣвалъ божество любви. 18. Тако стоитъ безъ утѣшенія Наяда, когда возмятутъ бунтующіе вихри тихія ея воды, изъ нѣдръ глубокаго ея жилища подымаются камни, песокъ мѣшается ...   и изготовлять паденіе и ускорять погибель, но никакая опасность не сотрясетъ постоянства. Когда боязливая подлость[50] исчезаетъ безъ надежды, тогда духъ крѣпкій мужаться долженъ. 7. Божество времени скорыми своими крылами летитъ и не возвращается къ намъ паки. Хотя не можетъ оно отмѣнить судьбины, но, кажется, въ его отдаленіи самимъ своимъ полетомъ уже ... ;     Въ экземплярѣ, принадлежавшемъ Державину, начало этой оды собственною его рукою исправлено такъ: «Какое священное рвеніе, какое божество меня одушевляетъ и какой сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, Муза! дай лиру и да послѣдую я твоимъ прелестямъ………&hellip ...


Лирика | Ода на день рождения ея величества…

... ;. // С. 273   XII. ОДЫ, ПЕРЕВЕДЕННЫЯ И СОЧИНЕННЬІЯ ПРИ ГОРѢ ЧИТАЛАГАѢ 1774 года. _____ I. ОДА НА ЛАСКАТЕЛЬСТВО[8]. 1. Какое священное пореваніе[9], кое божество меня одушевляетъ и коль сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, о Муза! да паки тобой пріиму я лиру и послѣдую твоимъ красотамъ. Поборствуй мнѣ ... африканскихъ чудовищъ. 16. Будь кто соревнитель Виргиліевъ и царствуй на горѣ двухолмистой, но Зоилъ тебя перехулитъ и сопхнетъ со Геликона. Дерзостный орелъ, вознесшій свое пареніе до чертоговъ божества свѣта, понижаетъ свой полетъ и скоро преобращенъ будетъ въ хищную, или трупы жрущую птицу. 17. Между тѣмъ какъ разгорячившееся отъ яду порицанія сердце ... своея пѣсни. Да не употребимъ во зло нашего восторга; желчь порицанія отравляетъ источникъ Иппокрены. Я предпочитаю краснорѣчію своему мудрое и добродѣтельное Бернардово молчаніе, который опѣвалъ божество любви. 18. Тако стоитъ безъ утѣшенія Наяда, когда возмятутъ бунтующіе вихри тихія ея воды, изъ нѣдръ глубокаго ея жилища подымаются камни, песокъ мѣшается ...   и изготовлять паденіе и ускорять погибель, но никакая опасность не сотрясетъ постоянства. Когда боязливая подлость[50] исчезаетъ безъ надежды, тогда духъ крѣпкій мужаться долженъ. 7. Божество времени скорыми своими крылами летитъ и не возвращается къ намъ паки. Хотя не можетъ оно отмѣнить судьбины, но, кажется, въ его отдаленіи самимъ своимъ полетомъ уже ... ;     Въ экземплярѣ, принадлежавшемъ Державину, начало этой оды собственною его рукою исправлено такъ: «Какое священное рвеніе, какое божество меня одушевляетъ и какой сильнѣйшій огнь разжигаетъ мои мысли? Пріиди ко мнѣ, Муза! дай лиру и да послѣдую я твоимъ прелестямъ………&hellip ...


Лирика | Выбор министра

... ;   20. Такъ дай же? посмотрю межъ сихъ твореній дробныхъ — Къ тому дѣльцовъ способныхъ[4], Въ которыхъ бы всѣ тѣ мнѣ качества найтить, Чтобъ божеству служить. Вотъ, напримѣръ, Паукъ: хитръ, молчаливъ, тихъ, скроменъ, 25. Отъ всѣхъ уединенъ, тончайши сѣти вьетъ; Но гордъ онъ, кажется, завидливъ, къ мести сроденъ ... ;             30. А бывъ ужъ вреднымъ такъ, коварный, скрытый другъ Въ министры божеству благому не годится. Хорошъ бы Муравей: Отвсюду хламъ сбирать онъ ищетъ и хлопочетъ; Но въ бѣдственны часы трусливъ и малъ душей,      ... ;                    40. То также божеству въ сотрудники не годенъ. Иную жъ вѣтрену, лѣниву, глупу тварь, Усѣялъ коею вселенну неба Царь, Какъ-то: коровокъ божьихъ, Казявокъ, мотыльковъ,    ... ;      Въ которомъ качества желанны мнѣ бъ найтить,          Чтобъ прямо божеству служить. [5]        Прочь отъ отчизны онъ бѣжитъ, спастися хочетъ       ... ;      И запахомъ дурнымъ весь слѣдъ его курится:          То также божеству въ друзья онъ не годится. [7]        Которой, слышу я, пріятенъ, сладокъ трудъ       ...


Лирика | Христос

... ;                 15. Незримое всезримымъ стало И въ человѣкѣ Божество, // С. 199   Какъ солнце въ морѣ, возсіяло! Все покорилося ему[41], Что благъ былъ, кротокъ, чистъ, незлобенъ И во зерцалѣ какъ подобенъ Творцу ... въ исходъ[50], Сошла смирить страстей злыхъ ревы: Сый возсіялъ отъ чистой Дѣвы, Какъ солнца лучъ отъ чистыхъ водъ!   Имъ пробудилось божество,                     ... , Могли искать себѣ того Наслѣдна, прежня озаренья, Имъ кое только можно зрѣть: Святымъ внутрь духомъ очищаясь, Живясь, свѣтлѣясь, возвышаясь, Любовью къ Божеству горѣть.   Се, что есть Сый, что есть Христосъ,             ... , Отерша токи смертныхъ слезъ. Въ лицѣ подобострастна тлѣна Сходилъ Онъ къ смертну естеству[55] Отъ узъ грѣховныхъ міръ избавить, На прежней степени поставить И уподобить Божеству.   Такъ, безъ Него никто къ Отцу[56]               ...


Лирика | Изображение Фелицы

... > XLVIII. Изображенiе Фелицы[1]. __ ‎Рафаэль! живописецъ славный, Творецъ искусствомъ естества!   // 270   Рафаэль чудный, безприкладный,   // 271   Изобразитель Божества[2]! Умѣлъ ты кистiю свободной Непостижимость написать: Умѣй моей богоподобной Царевны образъ начертать[3].   ‎Изобрази ее мнѣ точно Осанку, возрастъ и черты, Чтобъ ... И милосердiя въ лицѣ, Со кротостью въ душѣ зефира Съ сiяньемъ тихимъ звѣздъ въ вѣнцѣ, Благолюбивая бъ царевна Въ день зрѣлась мирна торжества; Душа моя бы восхищена Была дѣлами божества;   ‎Изъ устъ ее текла бы сладость И утѣшала стонъ вдовицъ; Изъ глазъ ея блистала бъ радость И освѣщала мракъ темницъ;   // 293   Рука ... стихи 47-й строфы.   * Николая Ѳедоровича (умершаго въ Петербургѣ въ 1814 г.), сына болѣе извѣстнаго въ литературѣ Ѳедора Александровича Эмина. [2] Изобразитель Божества. Въ этой характеристикѣ Рафаэля всего замѣчательнѣе 2-й стихъ: «Творецъ искусствомъ естества». Здѣсь выражается весьма вѣрное эстетическое понятiе: этотъ стихъ ...


Лирика | На приобретение Крыма

... , Который человѣковъ другъ, Безкровнымъ увѣнчалъ васъ лавромъ, Безъ брани вамъ трофеи далъ И торжество?» — Екатерина, Та вѣнценосна добродѣтель[3], То воплощенно божествов, Которое дождитъ блаженства. — Они вѣщали такъ любезнымъ, Повесяг громы на стѣнѣ.   Увидѣлъ Марсъ — нахмурилъ бровид,   ... ея добротън? На тронъ со кротостью вступила, На тронѣ кротость воцарилао, Чудесъ источникъ и щедротъ!   а Бурливый, шумный токъ Днѣпровскiй (1784). б Пастухъ и земледѣлецъ пѣснью. в То милосердо божество (1798). г Повѣсивъ…. (1784). д Увидя Марсъ, тоуритъ взоры. Областное (казанское и симбирское) слово тоурить значитъ уставить, пялить*. — Увидѣлъ Марсъ ...


Лирика | Любителю художеств

... Дмитрiеву). х Веселая и рѣзвая… (1791 и 1798). ц Поешь и водишь хороводы ты (1791). (Дмитрiевъ предлагалъ: «Поешь и зришь утѣхи ты»). ч Составъ, составъ, прелестно божество, И наше днесь ты торжество. ш Да сладкогласны твои струны. (Исправлено Дмитрiевымъ). щ Возбудятъ въ праздникъ сей всѣхъ къ пляскѣ предъ тобой. ъ Сбирайтеся вмѣстѣ. Забудьте всѣ недосуги ...


Лирика | Провидение

... , въ томленьи Со льдами бьется человѣкъ, Всесильный перстъ къ нему простерши, Велитъ его извлечь изъ волнъ. Летятъ крылаты серафимы, Усердьемъ пламенные слуги, И волю божества творятъ: Едва прошло одно мгновенье, Уже изъ бездны водной, темной Изъятъ, исторгнутъ, извлеченъ.   На твердомъ берегѣ гранитномъ Простертъ полмертвый, блѣдный ... на то цари, Когда они съ своихъ престоловъ Громами ужасаютъ злобу, Блаженствами дождятъ благихъ, Отъ смерти къ животу возводятъ. И ты, днесь сироту ущедря, Еще подобна Божеству.   // 569   [1] 31 марта 1794 года императрица, окончивъ обыкновенныя свои занятiя, вышла въ Эрмитажъ подышать весеннимъ воздухомъ и посмотрѣть ...


Лирика | Бессмертие души

... ; // 4   Какъ можно, чтобы царь[i] всемiрный[4], Господь стихiй и веществаа, Сей духъ, сей умъ, сей огнь эѳирный, Сей истый образъ Божества, Являлся съ славою такою, Чтобъ только мигъ въ семъ свѣтѣ жить, Потомъ покрылся бъб вѣчной тьмою? Нѣтъ, нѣтъ! сего не можетъ быть ... , духъ вложила И такъ во мнѣ связала ихъ, Что сдѣлались они причастны Другъ друга свойствъ и естества: Въ сей водворился мiръ прекрасный Безсмертный образъ Божества!   Безсмертенъ я! — и увѣряетъ Меня въ томъ даже самый сонъ: Мои онъ чувства усыпляетъ, Но дѣйствуетъ душа и въ немъ; Оставя неподвижно тѣло ...


Биография | ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Две эпохи литературнаго развития (1762—1782)

... до свѣдѣнія покровительницы музъ... Вы всегда поощряли меня въ поэзіи и выхваляли малыя мои способности... Я для Фелицы сдѣлался Рафаэлемъ. — Рафаэль, чтобъ лучше изобразить Божество, представилъ небесное сіяніе между черныхъ тучъ. Я добродѣтели царевны противоположилъ моимъ глупостямъ. He знаю, какъ обществу покажется такого рода сочиненіе, какого на нашемъ ...


Драматические произведения | Батмендий

... во мнѣ и пастушка. БАТМЕНДIЙ Какъ тебѣ, любезная моя дочь, и это состоянiе пристало! Какъ ты въ немъ прелестна, какъ ты въ немъ хороша! Мнѣ кажется, и само божество сiяетъ лучше въ простотѣ. ДУЭТЪ Вдовы и сироты, Бѣдные и немощные Получаютъ отъ него пищу, Покровъ. Онъ Осчастливитъ, украситъ Вселенную. (Во время дуэта послѣднее ... богинѣ вслѣдъ. (Бросаются въ разныя стороны, хотятъ бѣжать, но не знаютъ, въ которую сторону.) Да куды же мы пойдемъ, братцы? Дороги не знаемъ, и не знаемъ, гдѣ пребываетъ видимое нами божество. СУДОПРАВЪ (Усмотря въ сторонѣ Батмендiя.) Кто ни есть, скорѣе… ПРОСТОЛЮДЪ Покажи намъ путь. БАТМЕНДIЙ Куды? ПОЛКАНЪ, СУДОПРАВЪ и ПРОСТОЛЮДЪ (Всѣ вмѣстѣ.) Мы видѣли ... сонъ. БАТМЕНДIЙ Знать, мало трудились и много спали. ПОЛКАНЪ Нѣтъ, это не простой сонъ: мы видѣли нѣкое божество. БАТМЕНДIЙ Боговъ смертнымъ видѣть не возможно. Это мечта. СУДОПРАВЪ Нѣтъ, не можетъ мечта такъ живо представиться. ПРОСТОЛЮДЪ Небесныя очи! ПОЛКАНЪ Величавый видъ ... , уходитъ прочь.) ПОЛКАНЪ На всѣ четыре стороны. СУДОПРАВЪ Изрядно показалъ. ПРОСТОЛЮДЪ Я пойду прямо. СУДОПРАВЪ Я вправо. ПОЛКАНЪ На семъ пути да обрѣту я блистательное мое божество, которое меня плѣнило.   ДѢЙСТВIЕ ВТОРОЕ ЯВЛЕНIЕ I Театръ представляетъ вдали великолѣпный городъ, новѣйшимъ вкусомъ архитектуры воздвигнутый, окрестъ котораго прiятныя рощи ... мое.   ЯВЛЕНIЕ VI БАТМЕНДIЙ (Взявъ на сторону Уразу и тихо.) Искуси его постоянство. УРАЗА Въ сей часъ. БАТМЕНДIЙ (Къ Полкану.) Я тебѣ показалъ четыре пути къ божеству, которое тебя въ сновидѣнiи плѣнило: ты избралъ изъ нихъ тотъ, который тебѣ показался лучшимъ. Ты нашелъ на немъ Уразу, ты нашелъ на немъ твое счастiе. Отъ ...


Драматические произведения | Описание торжества, бывшего по случаю взятия города Измаила

... чаши, a сверху висятъ лампады и цвѣточныя цѣпи и вѣнцы: посреди же столбовъ на порфировомъ подножіи съ златою надписью (*) блистаетъ изсѣченный изъ чистаго мрамора образъ Божества, щедротою котораго воздвигнутъ домъ сей (**). Единое воззрѣніе на него раждаетъ благоговѣніе и возпламеняетъ душу къ дѣламъ безсмертнымъ. Сколько людей великихъ, смотря на него ... ;Особъ, вступившихъ сперва въ большую залу, было первое пріятное зрѣлище. Во древни времена такъ Боги На Олимпійски торжества, Оставя горніе чертоги И свѣтлы троны Божества, Сходили, скрывъ отъ смертныхъ взора Сіяніе лучей своихъ: Среди народнаго собора Священное прибытье ихъ   // 32   Подобно также познавалось, Какъ ... по мечамъ блистанье, И пыль столпомъ отъ колесницъ; Онъ пѣлъ имъ непорочны нравы, Желаніе честей и славы, И къ общему любовь добру; Онъ пѣлъ имъ къ божеству почтенье, Вдыхалъ къ порокамъ омерзенье, Мздоимну злату, серебру. *    * * Сѣдые старцы, преклоненны Вокругъ его на ихъ жезлахъ, Внимая добродѣтель ... лицо ея ободряетъ улыбки, игры, пляски, лики, забавы. — Ce подобіе Матери, ce Монархиня, окруженная славою, любовію, великолѣпіемъ! Всѣ три, Казалось, оны Божества Съ Владычицею душъ, съ небесъ Пришли Умножить блески, звуки, радость Торжества. Всѣ три, Казалось, межъ собою Какъ будто споръ вели: Кому быть ...


Драматические произведения | Атабалибо

... И имъ не откровенъ всегда своей душою, А дѣлаетъ, что въ мысль придетъ ему собою. Напротивъ я того и въ днешне торжество, Какъ наше облеклось въ дни юны божество, О новизнѣ созвалъ вамъ сдѣлать извѣщенье И требовать отъ васъ въ совѣтъ сыновне мнѣнье: Тотъ самый чудный родъ, что въ прошломъ годѣ былъ, Смирилъ ... предъ вашимъ богомъ зракъ: Поправшiй смертью смерть быть долженъ чрезвычайнымъ! Но живомъ кажется мнѣ то необычайнымъ, Чтобъ мертву быть и жить. Гдѣ жъ ваше божество? ФЕРНАНДЪ Оно незримо, все сотворше Существо, И Инкъ вашъ созданъ имъ. АТАБАЛИБО Какъ? Инкъ! — Не понимаю. Дрожу и сей предлогъ рѣшить я оставляю ...


Драматические произведения | Темный

... ; На брата вотъ кошель надѣлъ онъ съ плечъ своихъ, И мнѣ хотѣлъ надѣть; но для дѣтей княжихъ Позоренъ сей нарядъ. (Сбрасываетъ съ Юрiя кошель.) ТЕМНЫЙ О божества земныя, Которыхъ высится къ звѣздамъ надменна выя! Разительный урокъ на мнѣ, на чадахъ сихъ Вы видите теперь. — Во замыслахъ своихъ На скипетръ опершись, блистаючи въ порфирѣ ... кто собой, тотъ властенъ и великъ. Подобный государь есть фениксъ рѣдкiй въ свѣтѣ; Блаженны дни его, — роса во знойномъ лѣтѣ; Онъ образъ Божества, онъ сынъ благихъ небесъ. Но ахъ! я чувствую льетъ сердце токи слезъ, (Плачетъ.) Что быть такимъ не могъ я на россiйскомъ тронѣ, Но пресмыкаясь ползъ во княжеской ...


Драматические произведения | Торжество восшествия на Престол Императрицы Екатерины II

... , вышли изъ представленнаго въ концѣ галереи храма. Во время шествiя ихъ слышно было пѣние слѣдующаго хора: ХОРЪ ГИМНЪ БОГИНѢ Премудрая Аѳина! Всещедро божество! Ты намъ покровъ едина, Ты наше торжество. Благоволи пробавить Щедроту къ намъ свою[2], Почтить того, прославить, Кто только лишь твою Одну святую волю ...


Драматические произведения | Торжество восшествия на Престол Императрицы Екатерины II (вариант 1808-1816гг)

... изъ представленнаго въ концѣ галлереи Храма. Во время шествiя ихъ слышно было пѣнiе слѣдующаго хора: ХОРЪ. Гимнъ Богинѣ. Премудрая Аѳина! Всещедро божество! Ты намъ покровъ едина, Ты наше торжество. Благоволи пробавить Почтить того, прославить Кто только лишь твою Одну святую волю   // 4   И твой ...


Драматические произведения | Торжество восшествия на Престол Императрицы Екатерины II (авторская редакция)

... , вышли изъ представленнаго въ концѣ галереи храма. Во время шествiя ихъ слышно было пѣние слѣдующаго хора: ХОРЪ ГИМНЪ БОГИНѢ Премудрая Аѳина! Всещедро божество! Ты намъ покровъ едина, Ты наше торжество. Благоволи пробавить Щедроту къ намъ свою[2], Почтить того, прославить, Кто только лишь твою Одну святую волю ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере порфирородного отрока

... ; Небесъ благоволенье Грядетъ въ сiи мѣста. ДАЖЪ-БОГЪ О, какъ я радуюсь! какъ духомъ веселюся! Молитва принята! Дождуся я, дождуся, Когда сюда слетятъ младыя божества Въ сiяньи ихъ лучей, во славѣ торжества. СТАРШIЙ ЖРЕЦЪ (Въ священномъ восторгѣ предъ алтаремъ.) Я вижу отроча неслыханно, чудесно, И тѣломъ и душой божественно, прелестно! Печатью ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере порфирородного отрока (вариант 1808-1816гг)

... Грядетъ въ сiи мѣста.   // 89   ДАЖЪ-БОГЪ. О какъ я радуюсь! какъ духомъ веселюся! Молитва принята! Дождуся я, дождуся, Когда сюда слетятъ младыя божества Въ сiяньи ихъ лучей, во славѣ торжества. СТАРШIЙ ЖРЕЦЪ. (Въ священномъ восторгѣ предъ олтаремъ.) Я вижу отроча, неслыханно, чудесно, И тѣломъ и душой божественно, прелестно ...


Драматические произведения | Пролог аллегорический на рождение в Севере порфирородного отрока (авторская редакция)

... ; Небесъ благоволенье Грядетъ въ сiи мѣста. ДАЖЪ-БОГЪ О, какъ я радуюсь! какъ духомъ веселюся! Молитва принята! Дождуся я, дождуся, Когда сюда слетятъ младыя божества Въ сiяньи ихъ лучей, во славѣ торжества. СТАРШIЙ ЖРЕЦЪ (Въ священномъ восторгѣ предъ алтаремъ.) Я вижу отроча неслыханно, чудесно, И тѣломъ и душой божественно, прелестно! Печатью ...


Драматические произведения | Добрыня

... бъ ни случилась! ПРЕЛѢПА Лишь только бъ я съ тобой не разлучилась. ТОРОПЪ Широки бороды, ума палата У праведныхъ судей! ПРЕЛѢПА Такъ несомнительна и клеветѣ отплата. ДОБРЫНЯ Отъ божества, а не людей. (Поетъ.) Знай, зависть человѣковъ, злоба На правду любятъ посягать; Гоня ее до двери гроба, Народъ, судей, царей мутятъ. Но грудь невинная спокойно Межъ ...


Драматические произведения | Добрыня (вариант 1808-1816гг)

... ! ПРЕЛѢПА. Лишь только бъ я съ тобой не разлучилась. ТОРОПЪ. Широки бороды, ума палата У праведныхъ судей! ПРЕЛѢПА. Такъ несомнительна и клеветѣ отплата. ДОБРЫНЯ. Отъ божества, а не людей.   // 191   (Поетъ.) Знай, зависть человѣковъ, злоба На правду любятъ посягать; Гоня ее до двери гроба, Народъ, судей, царей мутятъ: Но грудь ...


Драматические произведения | Добрыня (авторская редакция)

... бъ ни случилась! ПРЕЛѢПА Лишь только бъ я съ тобой не разлучилась. ТОРОПЪ Широки бороды, ума палата У праведныхъ судей! ПРЕЛѢПА Такъ несомнительна и клеветѣ отплата. ДОБРЫНЯ Отъ божества, а не людей. (Поетъ.) Знай, зависть человѣковъ, злоба На правду любятъ посягать; Гоня ее до двери гроба, Народъ, судей, царей мутятъ. Но грудь невинная спокойно Межъ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы

... въ душѣ моей живетъ. Хоть съ брани я тогда безъ чувствъ былъ извлеченнымъ, Всесильный взглядъ ея остался во умѣ; Я помню только то, что ей былъ побѣжденнымъ; Въ ней божество мое! — Но гдѣ? въ какой я тмѣ? (Уходитъ за деревья.)   ЯВЛЕНIЕ II ТРУБЕЦКОЙ (Выходя съ другой стороны.) А гдѣ же мой гетманъ? — Ко мнѣ не возвратился ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (вариант 1808-1816гг)

... .   // 263   Хоть съ брани я тогда безъ чувствъ былъ извлеченнымъ, Всесильный взглядъ ея остался во умѣ; Я помню только то, что ей былъ побѣжденнымъ; Въ ней божество мое! — Но гдѣ? въ какой я тьмѣ? (Уходитъ за деревья.) ______   ЯВЛЕНIЕ II. ТРУБЕЦКОЙ (выходя съ другой стороны.) А гдѣ же мой Гетманъ ...


Драматические произведения | Пожарский, или освобождение Москвы (авторская редакция)

... въ душѣ моей живетъ. Хоть съ брани я тогда безъ чувствъ былъ извлеченнымъ, Всесильный взглядъ ея остался во умѣ; Я помню только то, что ей былъ побѣжденнымъ; Въ ней божество мое! — Но гдѣ? въ какой я тмѣ? (Уходитъ за деревья.)   ЯВЛЕНIЕ II ТРУБЕЦКОЙ (Выходя съ другой стороны.) А гдѣ же мой гетманъ? — Ко мнѣ не возвратился ...


Драматические произведения | Ирод и Мариамна (авторская редакция)

... бы достоинствомъ блисталъ; А я бы, знавъ тебя, твой умъ и сердце знала, Но страстью бъ не къ тебѣ – къ другому воспылала, Какихъ бы благъ тогда лишила я себя, Хотя бы божество, но не тебя любя! Сама бы я себѣ презрѣнною казалась, Что имянемъ твоимъ гордиться отказалась! Но ты теперь мой царь, мой купно и супругъ. И все, что ...


Драматические произведения | Евпраксия

... , что ужъ не древни нравы У нынѣшнихъ Славянъ, искавшихъ прежде славы, Не пользу общую и княжеску сберечь, Но обращаетъ всякъ на свой прибытокъ рѣчъ. Безъ вѣры къ Божеству, къ отечеству безстрастны, Законовъ не брегутъ, пронырства, подкупъ властны. Искавъ прославиться, не дорожатъ умомъ И, презря свой, горды ордынскимъ языкомъ: На немъ бесѣдуютъ, забавятъ, размышляютъ ...


Драматические произведения | Фемистокл

... слышу! КСЕРКСЪ (тоже). О превѣчны боги! ӨЕМИСТОКЛЪ (вынимая изъ-за пазухи ядъ). Вотъ въ ссылкѣ вѣрный спутникъ мой. Онъ въ чашѣ все свершитъ священной. О божества всѣхъ думъ моихъ! Ты, вѣрность сердца, благодарность, Въ сей вольной жертвѣ будьте мнѣ Вездѣ вы соприсущны славой. АСПАЗIЯ (про себя). Кончаюсь. КСЕРКСЪ (также ...


Эпистолярное наследие | Суворов

... богъ… исполненный добротъ! // С. 22     Счастливъ витія, могущій достойно воспѣть дѣянія толико мудраго, кроткаго, человѣколюбиваго, сидящаго на тронѣ божества! Вы, имѣя талантъ, не косните вступить въ сіе поприще: слава ожидаетъ васъ. Гомеры, Мароны, Оссіаны и всѣ доселѣ славящіеся витіи умолкнутъ предъ вами. Пѣсни ...


Литературно-филологические труды | Рассуждение о лирической поэзии или об оде 1811—1815

... и фигуръ, но покажемъ, чтó такое они у лирика и какъ онъ ихъ употребляетъ. Вдохновеніе не что иное есть, какъ живое ощущеніе, даръ Неба, лучъ Божества. Поэтъ, въ полномъ упоеніи чувствъ своихъ разгораяся свышнимъ онымъ пламенемъ или, простѣе сказать, воображеніемъ, приходитъ въ восторгъ, схватываетъ лиру и поетъ, чтó ему ... , языческіе поэты не могли воспарять до такой высокости, чтобы славословить Невидимаго, Непостижимаго; ибо ихъ понятія болѣе были тѣлесныя, нежели духовныя, и раздѣлялись на многія божества. Но о семъ буду говорить ниже, а теперь довольно о гимнахъ и одахъ, которыхъ множество примѣровъ можно видѣть въ псалтирѣ. Изъ языческихъ всѣхъ ближе подходитъ къ нимъ ... и Виргиліевой, и одъ равныхъ Пиндаровымъ и Гораціевымъ; но образцы оныхъ чрезъ благочестивыхъ пѣснопѣвцевъ остались не недосязаемы и для нашихъ временъ. Что же касается до высокихъ и величественныхъ изображеній Божества и духовныхъ отвлеченныхъ ощущеній, то ни Орфеевы, ни Пиндаровы, ни Гораціевы имны не могутъ сравняться съ христіанскими; и потому ихъ краткость, животворную выразительность, высокость мыслей, нельзя не признать образцами ... : не лѣполи бяшетъ братіе начатии старыми словесы (а не современнымъ своему вѣку слогомъ) трудныхъ повѣстій о плъку Игоревѣ. Для сего припоминаетъ онъ и древнія языческія божества Велеса, Стри-Бога Даждь-Бога, Хорса. Но во времена Игоря не было уже язычества. Можно также заключать, что писецъ сей былъ Новогородецъ; потому ...


Литературно-филологические труды | Предисловия к изданиям сочинений Державина, появившимся при жизни его 1798-1808

... я теперь уже свободенъ отъ должности, то и осмѣлился предать ихъ тисненію. — Наконецъ долженъ предувѣдомить, что индѣ упомянуты мною въ нихъ Славянскія Божества вмѣсто иностранныхъ, для примѣчанія, что можемъ и своею Митологіею украшать нашу Поезію: Лель (Богъ любви), Зимстерла (Весна), Зничь (Май), Лада (Богиня ...


Драматические произведения | Излияние благодарнаго сердца императрице Екатерине II

... , ты не находилась, то я тебѣ посвящаю храмъ: онъ внутрь сердца моего. Пребывай въ немъ и внушай мнѣ вдохновенiями своими, какъ лучше изобразить и пристойнѣе изъяснить тебя божеству, щедротой меня озарившему. Кто тебя не имѣетъ, тотъ извергъ. Кто меня за тебя похулитъ, тотъ тебя не имѣетъ. Я лучше хочу показаться неискуснымъ въ словѣ ... имъ превзошла смертныхъ. Были Тины, были Траяны, которые назывались увеселенiемъ человѣческаго рода. Они наполняли на тотъ разъ подсолнечную своимъ милосердiемъ. Но ты образъ божества. Для твоего милосердiя тѣсна настоящая вселенная. Кроткiя твои законовъ начертанiя, которыхъ они не дѣлали, будутъ такъ увеселять и поздное потомство, какъ мы тобою ... повиноваться ея волѣ съ усердiемъ; исполнять должности ея съ раченiемъ; не употреблять во зло ея милостей; служить ей день и ночь и поощрять прочихъ любить ее всею душою и всѣмъ сердцемъ, какъ божество, непрестанно намъ благотворящее? Пусть же я начну первый сiю должность. О вы! ежели гдѣ есть въ цѣломъ полусвѣтѣ, на краю Америки, въ степяхъ Азiи или въ дебряхъ Европы ...


Драматические произведения | Изъяснение аллегорических барельефов, бывших в зале Общаго Собрания Правительствующего Сената

... малые барельефы, представляющiе благоденствiе Имперiи.   II-й барельефъ представляетъ благополучiе Государства.   Въ противоположной стѣнѣ надъ трономъ изображено благополучiе Государства четырьмя аллегорическими божествами: Изобилiемъ, Науками, Правосудiемъ и Могуществомъ. Изъ коихъ первое — въ видѣ молодой и тучной женщины, съ наполненнымъ рогомъ цвѣтовъ и плодовъ. Второе &mdash ...


Драматические произведения | Проект речи сената на Шведский мир

... возбуждаетъ къ радости человѣковъ и производитъ въ нихъ чувство благодаренiя, какъ не защищенiе благосостоянiя и спасенiе ихъ жизни? Что болѣе монарховъ показываетъ отцами отечества и уподобляетъ Божеству, какъ не великодушiе въ опасностяхъ, а по преодолѣнiи оныхъ, милосердiе? Въ первомъ они велики и во второмъ богоподобны бываютъ. Россiя оба изящныя сiи качества въ тебѣ, несравненная Монархиня ...


Драматические произведения | Мнение об отвращении В Белоруссии голода и устройстве быта евреев

... баснословятъ быть Господомъ вселенной, не духомъ истины и добродѣтели, чѣмъ Спаситель нашъ, соединивъ земное съ небеснымъ, учинилъ человѣка по блаженству его души, царемъ мiра, Божеству подобнымъ; но они думаютъ, что ихъ Мессiя, покоренiемъ подъ свою державу вещественно всѣхъ земнородныхъ, будетъ надъ ними плотски владычествовать, возвратитъ имъ ...