Г. Р. Державин. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 9

Лирика | Царь-девица

... , то замѣтимъ, что въ то время не одинъ Державинъ ошибочно понималъ это названіе; тогдашняя піитика иногда еще смѣшивала понятія романсъ и баллада. Эшенбургъ говоритъ: «Къ пѣснѣ относится также романсъ или баллада, которые по содержанію своему принадлежатъ къ повѣствовательному, а по формѣ лирическому роду. Обыкновенно предметомъ этого вида поэзіи бываетъ замѣчательное, или ... , трагическаго, чудеснаго, любовнаго или только веселаго и шуточнаго характера». Онъ прибавляетъ, что между романсомъ и балладой нѣтъ существеннаго различія и отвергаетъ мнѣніе, будто романсъ долженъ имѣть содержаніе комическое, а баллада — трагическое[3]. Между тѣмъ Державинъ по видимому именно принималъ это раздѣленіе, потому что другое стихотвореніе ... того же рода, но болѣе мрачнаго настроенія: Новогородскій волхвъ Злогоръ (см. ниже) названо у него «балладой». Не надобно впрочемъ забывать, что на этомъ поприщѣ Жуковскій предупредилъ Державина своими первыми балладами: «Людмила» была написана въ 1808 году, а «Свѣтлана» въ 1811. Именно этотъ ...  г., совѣтовалъ ему подражать Горацію во всемъ, «то есть, попытаться бы и въ эпистолѣ и въ сатирѣ, дабы и въ семъ не уступить римскому пѣвцу». На занятія Державина въ области баллады могло дѣйствовать вліяніе съ этой же стороны. Вотъ какъ Евгеній возражалъ на приведенное выше замѣчаніе Державина о былинахъ: «Напрасно вы относите къ пѣснямъ Древнія русскія ... стихотворенія Ключарева. Они суть не что иное, какъ сѣверныя баллады или романсы, какъ и сами вы прежде сказали. Гигантескъ, или увеличиваніе, и повтореніе въ нихъ есть сущій сѣверный скандинавскій вкусъ. Хвастовство силою и попойками есть ...


Лирика | Жилище богина Фригги

... же домой, тотчасъ исполнилъ; но за нездоровьемъ моимъ не имѣлъ силъ въ прошедшую субботу пріѣхать для поздравленія ея высочества государыни великой княжны съ днемъ ея ангела*. Теперъ препровождаю балладу. Аллегорическое содержаніе ея относится: 1-е, на уединенное положеніе Гатчина; 2-е, на военный арсеналъ, гдѣ государыня изволила устроить прекрасную пріемную залу; 3-е, на воспитаніе великихъ князей и княжны; а наконецъ ... съ скандинавскою поэзіей, изъ которой заимствованы образы въ этой пьесѣ, было уже говорено въ ІІ-мъ Томѣ, стр. 271. Жилище богини Фригги въ рукописи названо балладою (о значеніи, въ какомъ Державинъ принималъ это слово, см. ниже прим. 1 къ пъесѣ Царъ-дѣвица). Напечатано 1816 г. въ ч. V, хххѵ, съ нѣсколькими подстрочными примѣчаніями ...


Лирика | Горе-богатырь

... въ текстѣ и названнаго въ рукописи романсомъ (онъ тономъ своимъ очень напоминаетъ пьесу Царъ-дѣвица), въ рукахъ нашихъ находятся еще начатки, озаглавленные слѣдующимъ образомъ: Баллада Сѣверный Амуръ, Письмо о счастіи къ Бонапарту, Посланіе отъ Фортуны къ Горю-богатырю, далѣе: Завоевателю вселенной и отдѣльная строфа, начинающаяся стихомъ: «Погасла грозная ... ,          Неугомонный сна россійскаго будильникъ!...          Баллада Сѣверный Амуръ начата Державинымъ въ одной изъ черновыхъ тетрадей его, съ помѣтою: «на Званкѣ, 16 сентября 1814 года»; но она зачеркнута ...


Лирика | Лизе. Похвала розе

... , одахъ и эпиграммахъ; и съ этихъ-то классическихъ временъ гремитъ непрерывная хвала розѣ; въ среднихъ вѣкахъ выражается она пѣснями романскихъ трубадуровъ и германскихъ миннезенгеровъ, потомъ переходитъ въ баллады Данта, въ сонеты Петрарки, въ канцоны и мадригалы Тасса; проходитъ всѣ стихотворныя формы, въ устахъ всевозможныхъ поэтовъ, и, дойдя до нашихъ дней, сливается въ полный хоръ. А кто ...


Лирика | Новогородский волхв Злогор

... . Лом., изд. Смирд., т. III, стр. 11).          Пьеса Злогоръ въ рукописяхъ Державина названа балладой, о чемъ см. выше стр. 120. Замѣчаемое здѣсь смѣшеніе славянскихъ преданій и басень съ скандинавскими встрѣчается уже и въ нѣкоторыхъ старинныхъ сказкахъ, наприм. въ вышедшихъ изъ ...


Лирика | На возвращение императрицы Елисаветы Алексеевны из чужих краев

... доблестью своей. Хвала тебѣ, Елисавета! // С. 229     [1]        Въ рукописи эти стихи названы: баллада или застольная пѣснь. Напечатаны 1816 г. въ ч. V, LV.


Биография | ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Положение в отставке (1803—1816)

... , она просила его напи­сать стихи въ альбомъ ея, и онъ доставилъ графу Головкину заимствованную изъ скандинавской древности, странную по вы­мыслу «балладу» Жилище богини Фригги[1022], разумѣя подъ этимъ именемъ государыню. Когда ожидали возвращенiя Александра изъ армiи въ іюнѣ 1814 года ... ­ствительно задумалъ было поэму изъ новгородской исторiи. Послѣ онъ отказался однакожъ отъ этой мысли и удовольствовался тѣмъ, что написалъ «балладу» Новгородскій волхвъ Злогоръ[1077]. Другое, дошедшее до нас письмо святителя къ поэту писано ровно черезъ два года послѣ перваго ... Посадницѣ и о новгородскихъ войнахъ; но потомъ Державинъ предпочелъ область героической и сказочной древности. Въ 1812 году, слѣдовательно уже во время существованiя Бесѣды, онъ написалъ родъ баллады: Царь-дѣвица, собирая въ этой сказочной личности черты харак­тера и образа жизни императрицы Елисаветы Петровны. Здѣсь онъ былъ явно ... ему: «Напрасно вы относите къ пѣснямъ древнія русскія стихотворенія Ключарева. Они суть не что иное, какъ сѣвер­ныя баллады или романсы, какъ и сами вы прежде сказали.... Самая дикость и грубость нравовъ, изображенныхъ въ сихъ сти­хотворенiяхъ, доказываетъ древность сей ... вмѣстѣ съ Полканами. Извѣстный эсте­тикъ того времени Эшенбургъ не полагалъ разницы между романсомъ и балладою, которые по содержанiю относилъ онъ къ повѣствовательному, а по формѣ къ лирическому роду, но романсъ долженъ былъ имѣть содержанiе комическое, а баллада — тра­гическое. Этого различiя очевидно держался и Державинъ. Еще подъ 1807 годомъ ...


Эпистолярное наследие | преосв. Евгений

... ;992. [26] Письмо это набросано на полулистѣ бумаги, на другой сторонѣ котораго написаны начерно же, со многими помарками, первыя 3 ½ строфы стихотворенія: «Баллада Волхвъ Злогоръ, изъ новогородскаго баснословія» (См. Томъ III нашего изданія, стр. 181). Изъ этого письма мы узнаемъ, что извѣстное ...


Литературно-филологические труды | Рассуждение о лирической поэзии или об оде 1811—1815

... языкѣ пѣснь. По нѣкоторымъ отличіямъ въ древности носила на себѣ имя Гимна, Пеана, Диѳирамба, Сколіи, а въ новѣйшихъ временахъ иногда она то же, что Кантата, Ораторія, Романсъ, Баллада, Стансъ и даже простая пѣсня. Составляется строфами, или куплетами, мѣрнымъ слогомъ, разнаго рода и числомъ стиховъ; но въ глубокомъ отдаленіи вѣковъ единообразныхъ въ ней строфъ ... на изобрѣтеніе сихъ родовъ и на названіе оныхъ вышесказанными именами имѣли такое же право, какое новѣйшіе италіянскіе и французскіе стихотворцы на Кантаты, Сонеты, Стансы, Ронды, Романсы, Баллады и другіе, которые также неизвѣстны были въ древней поэзіи. Впрочемъ напрасно нѣкоторые иностранные новѣйшіе словесники винятъ первыхъ Христіанъ въ упадкѣ сей послѣдней. Упадокъ ... , антифоны, стихиры, ирмосы, тропари, икосы, кондахи и проч., то это по такому же праву, по какому Италіанцы и Французы придумали сонеты, мадригалы, ронды, тріолеты, романсы, стансы, баллады и прочіе роды неизвѣстные ни Грекамъ, ни Римлянамъ. — Канонъ, антифонъ и проч. всѣ названія греческія. Канонъ значитъ правильный или учрежденный имнъ на нѣсколько ...