Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:
Ѕ І Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ... , то замѣтимъ, что въ то время не одинъ Державинъ ошибочно понималъ это названіе; тогдашняя піитика иногда еще смѣшивала понятія романсъ и баллада. Эшенбургъ говоритъ: «Къ пѣснѣ относится также романсъ или баллада, которые по содержанію своему принадлежатъ къ повѣствовательному, а по формѣ лирическому роду. Обыкновенно предметомъ этого вида поэзіи бываетъ замѣчательное, или ... , трагическаго, чудеснаго, любовнаго или только веселаго и шуточнаго характера». Онъ прибавляетъ, что между романсомъ и балладой нѣтъ существеннаго различія и отвергаетъ мнѣніе, будто романсъ долженъ имѣть содержаніе комическое, а баллада — трагическое[3]. Между тѣмъ Державинъ по видимому именно принималъ это раздѣленіе, потому что другое стихотвореніе ... того же рода, но болѣе мрачнаго настроенія: Новогородскій волхвъ Злогоръ (см. ниже) названо у него «балладой». Не надобно впрочемъ забывать, что на этомъ поприщѣ Жуковскій предупредилъ Державина своими первыми балладами: «Людмила» была написана въ 1808 году, а «Свѣтлана» въ 1811. Именно этотъ ... г., совѣтовалъ ему подражать Горацію во всемъ, «то есть, попытаться бы и въ эпистолѣ и въ сатирѣ, дабы и въ семъ не уступить римскому пѣвцу». На занятія Державина въ области баллады могло дѣйствовать вліяніе съ этой же стороны. Вотъ какъ Евгеній возражалъ на приведенное выше замѣчаніе Державина о былинахъ: «Напрасно вы относите къ пѣснямъ Древнія русскія ... стихотворенія Ключарева. Они суть не что иное, какъ сѣверныя баллады или романсы, какъ и сами вы прежде сказали. Гигантескъ, или увеличиваніе, и повтореніе въ нихъ есть сущій сѣверный скандинавскій вкусъ. Хвастовство силою и попойками есть ...
... же домой, тотчасъ исполнилъ; но за нездоровьемъ моимъ не имѣлъ силъ въ прошедшую субботу пріѣхать для поздравленія ея высочества государыни великой княжны съ днемъ ея ангела*. Теперъ препровождаю балладу. Аллегорическое содержаніе ея относится: 1-е, на уединенное положеніе Гатчина; 2-е, на военный арсеналъ, гдѣ государыня изволила устроить прекрасную пріемную залу; 3-е, на воспитаніе великихъ князей и княжны; а наконецъ ... съ скандинавскою поэзіей, изъ которой заимствованы образы въ этой пьесѣ, было уже говорено въ ІІ-мъ Томѣ, стр. 271. Жилище богини Фригги въ рукописи названо балладою (о значеніи, въ какомъ Державинъ принималъ это слово, см. ниже прим. 1 къ пъесѣ Царъ-дѣвица). Напечатано 1816 г. въ ч. V, хххѵ, съ нѣсколькими подстрочными примѣчаніями ...
... въ текстѣ и названнаго въ рукописи романсомъ (онъ тономъ своимъ очень напоминаетъ пьесу Царъ-дѣвица), въ рукахъ нашихъ находятся еще начатки, озаглавленные слѣдующимъ образомъ: Баллада Сѣверный Амуръ, Письмо о счастіи къ Бонапарту, Посланіе отъ Фортуны къ Горю-богатырю, далѣе: Завоевателю вселенной и отдѣльная строфа, начинающаяся стихомъ: «Погасла грозная ... , Неугомонный сна россійскаго будильникъ!... Баллада Сѣверный Амуръ начата Державинымъ въ одной изъ черновыхъ тетрадей его, съ помѣтою: «на Званкѣ, 16 сентября 1814 года»; но она зачеркнута ...
... , одахъ и эпиграммахъ; и съ этихъ-то классическихъ временъ гремитъ непрерывная хвала розѣ; въ среднихъ вѣкахъ выражается она пѣснями романскихъ трубадуровъ и германскихъ миннезенгеровъ, потомъ переходитъ въ баллады Данта, въ сонеты Петрарки, въ канцоны и мадригалы Тасса; проходитъ всѣ стихотворныя формы, въ устахъ всевозможныхъ поэтовъ, и, дойдя до нашихъ дней, сливается въ полный хоръ. А кто ...
... . Лом., изд. Смирд., т. III, стр. 11). Пьеса Злогоръ въ рукописяхъ Державина названа балладой, о чемъ см. выше стр. 120. Замѣчаемое здѣсь смѣшеніе славянскихъ преданій и басень съ скандинавскими встрѣчается уже и въ нѣкоторыхъ старинныхъ сказкахъ, наприм. въ вышедшихъ изъ ...
... доблестью своей. Хвала тебѣ, Елисавета! // С. 229 [1] Въ рукописи эти стихи названы: баллада или застольная пѣснь. Напечатаны 1816 г. въ ч. V, LV.
... , она просила его написать стихи въ альбомъ ея, и онъ доставилъ графу Головкину заимствованную изъ скандинавской древности, странную по вымыслу «балладу» Жилище богини Фригги[1022], разумѣя подъ этимъ именемъ государыню. Когда ожидали возвращенiя Александра изъ армiи въ іюнѣ 1814 года ... ствительно задумалъ было поэму изъ новгородской исторiи. Послѣ онъ отказался однакожъ отъ этой мысли и удовольствовался тѣмъ, что написалъ «балладу» Новгородскій волхвъ Злогоръ[1077]. Другое, дошедшее до нас письмо святителя къ поэту писано ровно черезъ два года послѣ перваго ... Посадницѣ и о новгородскихъ войнахъ; но потомъ Державинъ предпочелъ область героической и сказочной древности. Въ 1812 году, слѣдовательно уже во время существованiя Бесѣды, онъ написалъ родъ баллады: Царь-дѣвица, собирая въ этой сказочной личности черты характера и образа жизни императрицы Елисаветы Петровны. Здѣсь онъ былъ явно ... ему: «Напрасно вы относите къ пѣснямъ древнія русскія стихотворенія Ключарева. Они суть не что иное, какъ сѣверныя баллады или романсы, какъ и сами вы прежде сказали.... Самая дикость и грубость нравовъ, изображенныхъ въ сихъ стихотворенiяхъ, доказываетъ древность сей ... вмѣстѣ съ Полканами. Извѣстный эстетикъ того времени Эшенбургъ не полагалъ разницы между романсомъ и балладою, которые по содержанiю относилъ онъ къ повѣствовательному, а по формѣ къ лирическому роду, но романсъ долженъ былъ имѣть содержанiе комическое, а баллада — трагическое. Этого различiя очевидно держался и Державинъ. Еще подъ 1807 годомъ ...
... ;992. [26] Письмо это набросано на полулистѣ бумаги, на другой сторонѣ котораго написаны начерно же, со многими помарками, первыя 3 ½ строфы стихотворенія: «Баллада Волхвъ Злогоръ, изъ новогородскаго баснословія» (См. Томъ III нашего изданія, стр. 181). Изъ этого письма мы узнаемъ, что извѣстное ...
... языкѣ пѣснь. По нѣкоторымъ отличіямъ въ древности носила на себѣ имя Гимна, Пеана, Диѳирамба, Сколіи, а въ новѣйшихъ временахъ иногда она то же, что Кантата, Ораторія, Романсъ, Баллада, Стансъ и даже простая пѣсня. Составляется строфами, или куплетами, мѣрнымъ слогомъ, разнаго рода и числомъ стиховъ; но въ глубокомъ отдаленіи вѣковъ единообразныхъ въ ней строфъ ... на изобрѣтеніе сихъ родовъ и на названіе оныхъ вышесказанными именами имѣли такое же право, какое новѣйшіе италіянскіе и французскіе стихотворцы на Кантаты, Сонеты, Стансы, Ронды, Романсы, Баллады и другіе, которые также неизвѣстны были въ древней поэзіи. Впрочемъ напрасно нѣкоторые иностранные новѣйшіе словесники винятъ первыхъ Христіанъ въ упадкѣ сей послѣдней. Упадокъ ... , антифоны, стихиры, ирмосы, тропари, икосы, кондахи и проч., то это по такому же праву, по какому Италіанцы и Французы придумали сонеты, мадригалы, ронды, тріолеты, романсы, стансы, баллады и прочіе роды неизвѣстные ни Грекамъ, ни Римлянамъ. — Канонъ, антифонъ и проч. всѣ названія греческія. Канонъ значитъ правильный или учрежденный имнъ на нѣсколько ...